Автор: Куликова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 15 ЗАТО г. Североморск
Населённый пункт: Мурманская обл.г. Североморск
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
Тема: Пересказ сказки Николая Сладкова "Медведь и солнце"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
с детьми старшей группы по развитию речи «Пересказ сказки Николая
Сладкова «Медведь и солнце».
Цель: Развивать монологическую и диалогическую речь детей. Создать
условия для развития связной речи
Задачи:
-Продолжать формировать умение пересказывать литературное
произведение, опираясь на иллюстративный материал.
-Расширять творческие способности в процессе пересказа.
-Расширять представления о живой и неживой природе.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию: ноутбук, мультимедийная система, презентации
(приметы весны и запрещающие знаки «Что нельзя делать в лесу?»),
разрезные картинки «Что съедобного может найти медведь в лесу?»,
магнитофон, аудиозапись «паровозик из Ромашково»
Словарная работа: (понимать смысл слов и использовать их в речи):
слякоть, дело водяное, взревел, рявкнул, припекло, прижгло, покосолапил.
Ход занятия.
Организационный этап:
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Я прошу вас подойти ко мне и стать
в круг.
-Ребята, отгадайте загадку: «На лице цветёт – от радости растёт»
-Улыбка.
-Давайте улыбнёмся и начнём наше занятие.
(дети стоят вокруг воспитателя).
«Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) Я вам загадаю
сейчас загадку, а вы отгадайте о ком,или, о чем идёт речь.
«Тает снежок, и ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?»
- Правильно весной.
Воспитатель: Перечислите, какие приметы весны вы знаете (рассказывают
дети)
Хотите отправиться в путешествие? (ответы детей). А поедем мы на
сказочном паравозике, вставайте друг за другом .
Вот теперь мы точно готовы в увлекательное путешествие (Звучит музыка
«Паровозик из Ромашково» (без слов)
Упражнение на организацию внимания:
«Едет, едет паровоз,
Много у него колёс,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та,тра-та-та,
Занимай свои места. (Дети вместе с воспитателем делают круг по групповой
комнате и садятся на стульчики). Вот мы с вами и оказались в стране
сказочной, загадочной. Ой, а, что это под деревом лежит? (Книга сказок
Николая Сладкова). А вы знаете, кто такой Н. Сладков (воспитатель задает
вопросы детям. На экране портрет писателя).
-Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Медведь и солнце». Написал
её известный детский писатель Николай Иванович Сладков. Он писал
рассказы и сказки о природе, о животных.
Н.И.Сладков очень любил природу, много путешествовал, заносил свои
наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые мы с вами
читаем. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти
фотографии и рисунки в свои книги.
Послушайте пожалуйста одну из его сказок, которая называется «Медведь и
солнце».
Чтение сказки «Медведь и солнце» Николая Сладкова
Беседа по сказке.
От чего проснулся медведь? (просочилась в берлогу вода).
Как отреагировал медведь? (взревел, зарычал, рявкнул).
Что вынужден был сделать медведь? (покосолапил весну встречать).
Фонетическая зарядка:
Попробуйте: зарычать, взреветь, рявкнуть.
Повторное чтение сказки.
Пересказ с опорой на иллюстрации (можно применить мнемо таблицы,
мнемо дорожки или вместе с детьми нарисовать схему и по ней пересказать)
Теперь давайте немного отдохнем и немного поиграем (проводится
динамическая пауза
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись,
«загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа,
щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами,
стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
(И.Лопухина)
А теперь подойдите к столам давайте с вами подумаем, что съедобного
может найти медведь в лесу? Дидактическая игра: «Что медведь найдёт
съедобного в лесу?» (с использованием наглядного материала. Дети на столах
собирают разрезные картинки и полным ответом рассказывают.) Цель игры:
закрепить знания детей о повадках медведя. Воспитывать бережное
отношение к природе. Ребята, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?
(ответы детей) (на экране появляются запрещающие знаки). Мы с вами
большие молодцы, много знаем и умеем, но нам пора возвращаться в детский
сад (Звучит музыка «Паровозик из Ромашково», дети вместе с воспитателем
делаю круг по групповой комнате. Воспитатель подводит итог.
Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете,
что самое главное в этой сказке? (Ответы детей). Какой эпизод сказки
больше всего вам понравился? Почему? (Ответы детей). Мне очень
понравилось, как вы пересказывали сказку по картинкам. Я приготовила вам
подарок: трафареты медведя. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку
родителям.