Автор: Конева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №6 "Сказка"
Населённый пункт: г.Барабинск
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию
Тема: Пересказ отрывка из сказки «Крошечка - Хаврошечка»
Раздел: дошкольное образование
Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие»
Цель: побуждение детей к мотивированной оценки поступков героев сказки «Крошечка-Хаврошечка», через беседу и дидактическую игру.
Задачи:
Обучающие:
-формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
-учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.
-учить детей анализировать сказку
Развивающие задачи:
- развивать интерес к русским народным сказкам;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
-развивать умение на слух воспринимать информацию;
-развивать интерес детей к художественной литературе;
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к поступкам главных героев
-воспитывать уважительное отношение к труду, заботливое отношение к добрым, трудолюбивым людям, а также отрицательное отношение
к лени, злу.
Ход занятия
Этапы
Задачи этапа
Деятельность педагога
Метод
ы,
формы
,
приём
ы
Предполагаемая деятельность детей
Планируемый
результат
Организацио
нно-
мотивационн
ый этап
Замотивировать
детей на
предстоящую
деятельность.
Здравствуйте ребята!
Я рада видеть всех деток нашей группы
здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы
такое настроение у вас сохранилось до самого
вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и
помогать друг другу.
-Ребята, хотели бы вы оказаться в сказке?
-Сегодня мы с вами отправимся в сказку, но
для этого нужно передать "волшебный" камушек»
друг другу по кругу, при этом каждый должен
вспомнить название из любой сказки.
При возвращении камушка к воспитателю,
произношу: 1-2-3 в сказку попади!!!
Вот мы свами и оказались в сказке.
Словес
ный
Практ
ически
й
Здороваются.
Улыбаются друг другу
Передают волшебный камушек по
кругу, вспоминая и проговаривая
название сказок.
Дети
эмоционально
настроены на
занятие
Основной
этап
Этап
ознакомления
с материалом
Вовлечь детей в
совместную
деятельность.
-Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что же
там лежит?
-А какие же книги там лежат?
-Правильно, это сказки. А как вы догадались?
Словес
ный
Практ
ически
й
Дети подходят к столу
Книги
Сказки
По иллюстрациям
- Какая книга вам уже знакома?
-А с какой сказкой из этой книги мы с вами
недавно познакомились?
-Ребята, давайте вспомним какая это сказка?
-Кто обработал её?
-Что значит народные сказки?
-Молодцы ребята, а сейчас, я хочу проверить, хо-
рошо ли вы знаете сказки.
-Посмотрите, какая необычная яблонька выросла,
пока мы с вами говорили про сказки.
-Хотите попробовать яблочко? Волшебное? А из
какой сказки оно?
(Отрываю яблоко и читаю вопрос. Яблочки скла-
дываю в корзину.)
- Кто катился по дорожке?
- Что били, били - не разбили?
- Кого Маша пирогами обхитрила?
- Какой овощ дед не мог вытянуть?
- Какая избушка была у зайчика?
-У кого в пруду хвост примёрз?
-Какими словами начинаются русские народные
сказки?
-А какими заканчиваются?
-А почему они русские народные?
-Молодцы ребята, проходите на стульчики.
Крошечка Хаврошечка
Русская народная сказка. Обработал
сказку русский литератор, историк и
собиратель
русского
фольклора
Александр Николаевич Афанасьев
(1826-1871)
Русские Народные сказки сочинял
народ веками, передавая от человека
к человеку, добавляя что-то своё
Нет
Да
Колобок
Яйцо
Медведя
Репку
Лубяная
У волка
Жили-были...
Вот и сказочке конец...
-Сегодня я продолжу вам читать русскую народ-
ную сказку «Хаврошечка».
Мне понравилась сказка, потому что добрая и тру-
долюбивая Крошечка-Хаврошечка нашла своё сча-
стье, а злые сёстры и их мать остались ни с чем.
Потому что их сочинил народ
Этап
постановки
проблемы
-Вспомните, о чём мы уже прочитали?
-Правильно. А вы хотите узнать продолжение
сказки?
Чтение отрывка из сказки «Хаврошечка»
-А сейчас давайте с вами немного отдохнём.
Физминутка
Наш Емеля потянулся, (потянуться, руки вверх)
Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны вперёд)
Руки в стороны развёл - (руки в стороны)
Щуку, видно, не нашёл. (плечи поднять-
опустить)
Чтобы щуку ему найти,
Нужно к речке нам пойти. (шаги на месте)
-Молодцы, присаживайтесь на свои места.
-Ребята, а как начиналась сказка?
-Давайте этот момент еще раз прочитаем
Повторное чтение
-Как вы думаете, почему сказка начинается с этих
слов?
Словес
ный
О том, что Хаврошечка, осталась си-
ротой и попала в дом к людям,
которые заморили её работой. У
ёё мачехи было ещё три дочери:
Одноглазка, Двуглазка и Трёх-
глазка. Они всё время сидели на
лавочке и смотрели на улицу.
Потом Хаврошечке дали задание,
и она обратилась за помощью к
коровушке.
Выполняют движения в соответ-
ствии с текстом.
Ответы детей
Слушают
Потому что Хаврошечку взяли эти
люди и работой заморили: она и ткёт
и прядёт, она и прибирает, она и за
всё отвечает. А хозяйские дети толь-
ко и знали, что у ворот сидеть на
улицу глядеть.
Вспомнили о
уже
прочитанном
- Какой вы представляете себе Хаврошечку?
- Какими были мачеха и её дочери?
- Кто был другом в этой сказке Хаврошечке?
-Как она помогала Хаврошечке?
- Как узнала мачеха об этом?
-На кого из героев сказки вы хотели быть
похожими?
-Что случилось с коровушкой?
-Какой наказ она дала Хаврошечке?
-Что выросло из косточек?
-А как вы считаете про яблоньку, правильно ли
она поступила что приклонилась и опустила
яблочки перед Хаврошечкой?
-А почему вы так считаете?
Доброй, умной, работящей
Злыми, завистливыми, хитрыми.
Коровушка
Помогала выполнять ей тяжёлую ра-
боту: (Коровушка) Хаврошечка в
одно ухо влезет, в другое вылезет,
готовые холсты подберёт.
Она послала своих дочерей просле-
дить за Хаврошечкой и Трехглазка
всё увидела, как Хаврошечка в одно
ухо влезла, а из другого вылезла и
вся работа была сделана, потому что
у неё два глазка заснули, а третий
смотрел и всё видел.
Ответы детей.
Ответы детей.
— А ты, красная девица, не ешь мое-
го мяса; косточки мои собери, в пла-
точек завяжи, в саду их рассади и
никогда меня не забывай, каждое
утро водою их поливай.
Ответы детей
Если ты заслуживаешь счастья, оно
непременно придет.
-Яблонька.
-Верно ребята.
-Ребята, вам понравилась эта сказка?
-А чем она вам понравилась?
Проводится игра «Закончи предложение…»
-Хаврошечка корове в одно ухо влезла, а в другое..
-Спи глазок, спи ..
-Дочери только и знали, что у ворот сидеть, да на ..
-Молодцы, вы внимательно слушали сказку, и
отвечали на все вопросы.
-А теперь я предлагаю закрепить нашу сказку с
помощью игры.
Дидактическая игра «Установи
последовательность»
-Ребята, пройдите к доске.
-Сейчас
я
предлагаю
вам
установить
последовательность сюжета сказки «Хаврошечка»
-Перед вами находятся картинки…..
-Будьте очень внимательны.
Упражнения для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Вылезла
Другой
Улицу глядеть
Устанавливают последовательность
сюжета на интерактивной доске.
Заключитель
- Как называется сказка, которую мы с вами Словес
Ответы детей
Дети
ный этап
сегодня прочитали?
- Кто сочинил эту сказку?
-Кто является главным героем этой сказки?
-А какие герои ещё есть в этой сказке?
-Чему учит нас эта сказка?
-Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли
добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы
вас все любили и уважали.
А теперь подойдите ко мне.
Волшебный камушек помоги вернуться из сказки в
детский сад.
Закройте глаза, 1-2-3 в детский сад попади.
Открывайте глазки, вот мы с вами и оказались в
детском саду.
Эта
книжка,
по
которой
мы
продолжим
знакомиться со сказкой «Крошечка - Хаврошечка»
будет жить нашем в книжном уголке. Вы можете
ее
еще
раз
посмотреть,
рассказать
по
иллюстрациям друг другу, даже можно взять
домой и почитать эту сказку родителями.
ный,
беседа
Практ
ически
й
Русский народ
Сказка
учит
терпению
и
милосердию. В награду за страдания
главная героиня получает счастье и
благополучие.
Добро
всегда
побеждает зло.
С помощью волшебного камушка
возвращаются в детский сад.
закрепили
знания о том,
что было на
занятии