Автор: Иванова Варвара Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бедиминская СОШ"
Населённый пункт: с Бедимя Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: урок русского языка
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Раздел: среднее образование
Предмет: русский язык Класс: 5
Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».
Тип урока: урок «открытий» новых знаний.
Учитель: Иванова Варвара Петровна
Цели урока:
Образовательные: дать понятие о корне слова как о морфеме; формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и
разбор лексического значения, актуализация и восстановление ранее изученного о корне слова.
Развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение
кругозора учащихся; развитие внимания, умения делать выбор, работать в паре и самостоятельно.
Воспитательные: формирование внимательного отношения к окружающим, развитие культуры поведения, речевого этикета.
Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом, проблемный.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение корня, понятие «однокоренные слова», уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,
относящиеся к разным частям речи, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.
Метапредметные УУД : Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;
контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности
Познавательные: осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения;
умение делать выводы в результате совместной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою
точку зрения; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать
взаимопомощь.
Личностные:
формирование положительного отношения к познавательной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
Мотивация к учебной
деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята! С
улыбкой, легко начинаем наш
урок.
Внимательно слушайте
– и всё услышите.
Внимательно смотрите –
и всё увидите.
Думайте – и всё поймёте.
Приветствие учащихся.
Демонстрируют готовность к
уроку.
Познавательные: осознают
учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, учатся
понимать позицию партнёра.
Актуализация знаний
Ребята, проверим, как вы
справились с домашним
заданием.
-Ребята, какой раздел науки о
языке мы изучаем?
--Что изучает наука морфемика?
-Что называют морфемой.?
Самопроверка.
Отвечают на вопросы.
Строят понятные для партнёра
высказывания.
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности.
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные
действия ; осуществляют
для решения учебных задач
операции анализа, сравнения.
Целеполагание
-Какие морфемы вы знаете?
-Молодцы!
-А чьи секреты мы сегодня будем
собирать узнаем, убрав
повторяющиеся буквы в словах .
ТКТОТРТЕТНТЬТ
УСУЛУОУВУАУ
-Верно ребята! Сегодня
постараемся узнать секреты
этой морфемы, научимся
правильно находить корень в
слове.
Выполняют
задание,
формулируют тему урока.
Формулируют цель урока
Запись учащимися числа, темы
урока.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: отвечают на
вопросы, формулируют
собственные мысли,
высказывают и обосновывают
свою точку зрения.
Первичное усвоение новых
знаний
Запишите словосочетания,
которые приходят к вам, когда
вы слышите слово «Корень». -О
каких понятиях идёт речь?
(Ботаническое и грамматическое)
-.Какие пословицы и поговорки
со словом “корень” вы знаете?
Смотри в корень. Зри в корень.
Каков корень, таков и плод.
Корень учения горек, а плод
сладок
-А вот что говорят по этому
поводу учёные.
.
-Какое значение слова «Корень»
из перечисленных в толковых
аписывают слова (корень дерева,
корень
цветка,
корень
слова,
однокоренные слова).
Называют пословицы и
поговорки. Записывают в
тетради.
Работают
с
информацией
по
словарям
С.И.Ожегова
и
В.И.Даля.
Отвечают на вопросы.
Познавательные: устанавливают
причинно-следственные связи,
делают выводы.
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информации.
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
адекватно рассуждать о причинах
своего успеха или неуспеха в
учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
словарях важно на уроках
русского языка?
Первичная проверка понимания
-Ребята, откройте учебник на
стр.12 и найдите ответ на вопрос:
-Почему корень называют самой
главной частью слова?
Как находим корень?
Выполнение упр.391
(смелость,смельчак), 392
( устно).
-Ребята, мы знаем, что есть
слова, которые совпадают по
звучанию, но имеют разные
лексические значения.
(омонимы). А ведь есть и корни-
омонимы. (Слайды)
Работают с учебником. Задают
вопросы
для
уточнения
информации.
Работа по слайду.
Выполняют упражнения.
Формулируют
собственные
мысли,
высказывают
и
обосновывают
свою
точку
зрения.
В сотрудничестве с учителем и
одноклассниками
делают
выводы.
Регулятивные: контролируют
учебные действия,замечают
допущенные ошибки.
Коммуникативные:
осуществляют совместную
деятельность с учётом
конкретных учебно-
познавательных задач.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
За дежурным по классу делают
зарядку
Коммуникативные:
взаимодействие и ориентация на
партнера в групповых
упражнениях
Регулятивные: уметь
планировать, контролировать
свои действия, распределять
функции и роли
Первичное закрепление
Выполнение задания «Найди
родственников».
-Какой частью речи могут быть
однокоренные слова?
Д.з. :п.74; выучить правило; упр.
395; объяснить выбор гласной в
корне слова;
Проверка выполнения задания.
Ответы учащихся.
Читают текст на слайде.
Наблюдение и работа с таблицей.
Проверка по цепочке.
Отвечают на вопросы
Записывают д.з.
Познавательные: осуществляют
для решения учебных задач
операции анализа, сравнения,
классификации, устанавливают
причинно-следственные связи,
делают обобщения, выводы.
Рефлексия
Обучающиеся устно оценивают
свою роль в выполнении
заданий. (Задание на листочках)
Корень - это… .
В корне заключено… .
Чтобы найти корень, нужно … .
Однокоренные слова могут
быть… .
Одинаковые по звучанию и
написанию, но различные по
значению корни называются … .
Омонимичные корни не
являются ... .
В корнях слов может
Формулируют собственные
мысли, высказывают свою точку
зрения. Делают выводы.
Познавательные: приобретают
умения использовать знания и
умения в практической
деятельности.
Регулятивные: оценивают свою
работу; исправляют и объясняют
ошибки.
Коммуникативные: строят
небольшие монологические
высказывания.
происходить … .
-Какие трудности у вас
появились в процессе работы?
-Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
-Выставление оценок.
Определяют своё эмоциональное
состояние на уроке.