Напоминание

Корень слова. Однокоренные слова.


Автор: Иванова Варвара Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бедиминская СОШ"
Населённый пункт: с Бедимя Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: урок русского языка
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: русский язык Класс: 5

Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова».

Тип урока: урок «открытий» новых знаний.

Учитель: Иванова Варвара Петровна

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о корне слова как о морфеме; формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и

разбор лексического значения, актуализация и восстановление ранее изученного о корне слова.

Развивающие: развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение

кругозора учащихся; развитие внимания, умения делать выбор, работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные: формирование внимательного отношения к окружающим, развитие культуры поведения, речевого этикета.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение корня, понятие «однокоренные слова», уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,

относящиеся к разным частям речи, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.

Метапредметные УУД : Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;

контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности

Познавательные: осуществление для решения учебной задачи операций синтеза, анализа, сравнения;

умение делать выводы в результате совместной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: участвовать в общей беседе; соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою

точку зрения; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать

взаимопомощь.

Личностные:

формирование положительного отношения к познавательной деятельности; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной

речью.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Мотивация к учебной

деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята! С

улыбкой, легко начинаем наш

урок.

Внимательно слушайте

– и всё услышите.

Внимательно смотрите –

и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.

Приветствие учащихся.

Демонстрируют готовность к

уроку.

Познавательные: осознают

учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, учатся

понимать позицию партнёра.

Актуализация знаний

Ребята, проверим, как вы

справились с домашним

заданием.

-Ребята, какой раздел науки о

языке мы изучаем?

--Что изучает наука морфемика?

-Что называют морфемой.?

Самопроверка.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнёра

высказывания.

Личностные: имеют мотивацию к

учебной деятельности.

Познавательные: выполняют

учебно-познавательные

действия ; осуществляют

для решения учебных задач

операции анализа, сравнения.

Целеполагание

-Какие морфемы вы знаете?

-Молодцы!

-А чьи секреты мы сегодня будем

собирать узнаем, убрав

повторяющиеся буквы в словах .

ТКТОТРТЕТНТЬТ

УСУЛУОУВУАУ

-Верно ребята! Сегодня

постараемся узнать секреты

этой морфемы, научимся

правильно находить корень в

слове.

Выполняют

задание,

формулируют тему урока.

Формулируют цель урока

Запись учащимися числа, темы

урока.

Регулятивные: принимают и

сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на

вопросы, формулируют

собственные мысли,

высказывают и обосновывают

свою точку зрения.

Первичное усвоение новых

знаний

Запишите словосочетания,

которые приходят к вам, когда

вы слышите слово «Корень». -О

каких понятиях идёт речь?

(Ботаническое и грамматическое)

-.Какие пословицы и поговорки

со словом “корень” вы знаете?

Смотри в корень. Зри в корень.

Каков корень, таков и плод.

Корень учения горек, а плод

сладок

-А вот что говорят по этому

поводу учёные.

.

-Какое значение слова «Корень»

из перечисленных в толковых

аписывают слова (корень дерева,

корень

цветка,

корень

слова,

однокоренные слова).

Называют пословицы и

поговорки. Записывают в

тетради.

Работают

с

информацией

по

словарям

С.И.Ожегова

и

В.И.Даля.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: устанавливают

причинно-следственные связи,

делают выводы.

Коммуникативные: задают

вопросы с целью получения

необходимой для решения

проблемы информации.

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны

адекватно рассуждать о причинах

своего успеха или неуспеха в

учении, связывая успехи с

усилиями, трудолюбием.

словарях важно на уроках

русского языка?

Первичная проверка понимания

-Ребята, откройте учебник на

стр.12 и найдите ответ на вопрос:

-Почему корень называют самой

главной частью слова?

Как находим корень?

Выполнение упр.391

(смелость,смельчак), 392

( устно).

-Ребята, мы знаем, что есть

слова, которые совпадают по

звучанию, но имеют разные

лексические значения.

(омонимы). А ведь есть и корни-

омонимы. (Слайды)

Работают с учебником. Задают

вопросы

для

уточнения

информации.

Работа по слайду.

Выполняют упражнения.

Формулируют

собственные

мысли,

высказывают

и

обосновывают

свою

точку

зрения.

В сотрудничестве с учителем и

одноклассниками

делают

выводы.

Регулятивные: контролируют

учебные действия,замечают

допущенные ошибки.

Коммуникативные:

осуществляют совместную

деятельность с учётом

конкретных учебно-

познавательных задач.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

За дежурным по классу делают

зарядку

Коммуникативные:

взаимодействие и ориентация на

партнера в групповых

упражнениях

Регулятивные: уметь

планировать, контролировать

свои действия, распределять

функции и роли

Первичное закрепление

Выполнение задания «Найди

родственников».

-Какой частью речи могут быть

однокоренные слова?

Д.з. :п.74; выучить правило; упр.

395; объяснить выбор гласной в

корне слова;

Проверка выполнения задания.

Ответы учащихся.

Читают текст на слайде.

Наблюдение и работа с таблицей.

Проверка по цепочке.

Отвечают на вопросы

Записывают д.з.

Познавательные: осуществляют

для решения учебных задач

операции анализа, сравнения,

классификации, устанавливают

причинно-следственные связи,

делают обобщения, выводы.

Рефлексия

Обучающиеся устно оценивают

свою роль в выполнении

заданий. (Задание на листочках)

Корень - это… .

В корне заключено… .

Чтобы найти корень, нужно … .

Однокоренные слова могут

быть… .

Одинаковые по звучанию и

написанию, но различные по

значению корни называются … .

Омонимичные корни не

являются ... .

В корнях слов может

Формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку

зрения. Делают выводы.

Познавательные: приобретают

умения использовать знания и

умения в практической

деятельности.

Регулятивные: оценивают свою

работу; исправляют и объясняют

ошибки.

Коммуникативные: строят

небольшие монологические

высказывания.

происходить … .

-Какие трудности у вас

появились в процессе работы?

-Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

-Выставление оценок.

Определяют своё эмоциональное

состояние на уроке.



В раздел образования