Автор: Русанова Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Косоржанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н. И. Кононенкова"
Населённый пункт: Щигровского района Курской области
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "ДОБРОТА ВАМ НЕ МАЛОСТЬ..."
Раздел: начальное образование
Духовное и нравственное воспитание
__________________________________________________________________
Тематическое направление
«Доброта вам не малость…»
__________________________________________________________________
Тема методической разработки
Пояснительная записка
Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия – «Доброта вам не малость….»
Актуальность – Для современных детей доброта не является важным
человеческим качеством. Когда у них спрашиваешь, какими они хотят
вырасти, многие отвечают: «Храбрыми, сильными, умными, красивыми и т.
д.» И почти никто не хочет вырасти ДОБРЫМ.
- Неужели современному человеку не нужно внимание, сочувствие,
сопереживание, доброжелательность?!
-В современном мире многие считают доброту одним из признаков
слабости. Почему так? Разве можно допустить, чтобы доброта утратила
свою нравственную силу?!
-Доброта – это вовсе не слабость духа или силы воли. Таким качеством
обладают сильные люди.
Формирование нравственных качеств у учащихся, на мой взгляд, является
важной задачей в работе классного руководителя. Читать и рассказывать,
объяснять и показывать. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру,
как к солнышку.
В. А. Сухомлинский говорил: «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его
надо воспитывать».
Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).
Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В
семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем»,
формируем его рост и развитие.
Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во
внеурочной деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного
произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель,
классный
руководитель
формирует
в
каждом
ребенке
доброту,
сопереживание, милосердие, уважение к людям.
В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и
положительно влияет на микроклимат коллектива.
Данная методическая разработка может применяться при проведении
внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.
Цель:
Способствование формирования у детей нравственных понятий, таких как
доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям.
Задачи:
выявлять правильные и ошибочные представления детей о доброте и
добрых делах;
формировать у учащихся этические представления, знания о категориях
добра и зла;
развивать
коммуникативные
навыки
обучающихся,
умение
договариваться при выполнении коллективных заданий;
способствовать процессу самопознания через создание условий для
самовыражения;
воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Формирование у обучающихся основ эмпатии, способности чувствовать
радость и боль другого человека, сопереживать.
Форма проведения – классный час.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной
работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в
неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.
Педагогическая технология
Для
достижения
планируемых
результатов
использовались
элементы
технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать
себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать
отношения
в
группе
на
основе
взаимопонимания,
взаимоуважения,
сопереживания
и
творчества,
информационно-коммуникационные
технологии.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения
мероприятия:
проблемный метод,
исследовательский метод,
поисковый метод,
деятельностный метод,
рефлексия,
беседа,
дискуссия,
дидактическая игра.
Ресурсы:
Выставка детских рисунков «Доброта детскими глазами»;
Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого
человека);
Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков);
Песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День
рождения кота Леопольда»;
эмблема мероприятия;
Толковый словарь;
Компьютер, проектор.
Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю
показать детям, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать
бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем
окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы
на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов
нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости,
отзывчивости, сопереживания.
В процессе проведения социально-значимой акции «Дари добро» учащиеся
получают положительные эмоции от общения с пожилыми жителями села,
от демонстрации
своих возможностей, возникает позитивное чувство
ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.
Основная часть:
Подготовительный этап включает следующие моменты:
Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого
человека);
подбор информационных материалов;
подготовка выставки рисунков «Доброта детскими глазами»;
назначение ответственных за подготовку и оформление внеклассного
мероприятия;
составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;
изготовление символической эмблемы;
2. Проведение мероприятия по плану.
Прежде
всего,
пришедшие
на
мероприятие
ученики,
должны
быть
подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать
классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе
должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.
Ребята
должны
поддерживать
выступающих и
создавать
атмосферу
непринужденного общения.
Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс
восприятия
информации
детьми,
выступлений,
мастер-класса
и
при
необходимости
корректировать,
чтобы
подвести
школьников
к
заключительному этапу.
3.Окончание мероприятия.
В
заключении
классный
руководитель
обязан
поблагодарить
всех
слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме,
предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.
Приложения:
Сценарий внеклассного мероприятия.
Презентация.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
«Доброта вам не малость…»
(сценарий внеклассного мероприятия)
План:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
III. Беседа по стимулированию мотивации.
IV. Основная часть.
V. Рефлексия.
VI. Заключительное слово ведущего.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент Слайд 2
Звучит песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День
рождения кота Леопольда»
II. Вступительное слово
Учитель: Дорогие ребята! Я рада видеть вас и приветствовать! ДОБРЫЙ
ДЕНЬ! Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем
тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для
искренних и добрых людей и думаю, что наше общение будет приятным и
полезным. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг
другу. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
Наверное, вы уже догадались, о чем мы поговорим с вами сегодня на нашем
часе общения. Сегодня мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно,
о том, что должно быть в каждом человеке, и что каждый человек хочет
чувствовать по отношению к себе. Чтобы вы смогли понять, о чем идет
речь, послушайте, пожалуйста, один небольшой рассказ. (Приложение 1)
III. Беседа по стимулированию мотивации
- Назовите героев этого рассказа?
- Что вы можете сказать о них? Какие они?
- Почему они такие?
- Чьи поступки вам близки? Почему?
- А почему вам не нравятся поступки другого героя?
-Итак, вот мы с вами и подобрались к теме нашего занятия. Как вы думаете,
о чем мы с вами будем говорить? О каком качестве человека? Слайд 3
У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1. Вам необходимо составить
фразу, подходящую к нашему часу общения. Но будьте внимательны: не все
слова вам пригодятся.
(сделай, мир, добрее, солнце, цветок, дерево, небо, облака)
Какая фраза у вас получилась?
Слайд 4
«Сделай мир добрее!»
- Дети, как вы думаете, что означают слова «доброта», «добрый»? (ответы
детей)
- А вы, ребята, считаете себя добрыми? (ответы детей)
- Вежливыми (ответы детей)
Учитель:
-
У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите
лексическое значение слов «добро» и «доброта» Слайд 5
-
Правильно, доброта
- это чуткость, отзывчивость, деликатность по
отношении к другому человеку.
Ученик:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
(И. Полюшко)
Учитель:
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на
ощупь? (ответы детей)
IV. Основная часть
- Давайте вместе с вами вспомним все «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА», которые
каждый должен знать с детства и запишем их. Слайд 6
Добрый день
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Здравствуйте
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Пожалуйста
Отменить, что ли слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Добрые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они просты, и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Учитель:
А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно
русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом,
которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя
людей.
Даже
в
древней
азбуке
буква
«Д»
называлась
«добро».
Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно.
Много в устном народном творчестве говорится о доброте! В каждой
русской народной сказке есть добро, и оно всегда побеждает зло. Также
существует много пословиц о доброте.
-У вас на столах лежат части пословицы. Вам необходимо поработать в
парах – собрать целую пословицу и объяснить ее смысл. (Приложение 2)
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось Слайд 7
Учитель:
-Добро, доброта – понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто
другое.
-Как вы думаете, с чего начинается добро?
-С доброго слова.
Учитель:
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть
душу.
Возьмите конверт № 2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными
словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.
1 группе
Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.
2 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За вазу разбитую нас ....... извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»
(Ученики зачитывают получившиеся фразы) Слайд 8
Ученик:
- Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого «Спасибо» не ждут.
Учитель:
Перед вами могучее дерево. Чтобы оно стало красивым, должна появиться
на этом дереве листва. Давайте «оденем» его. А листиками пусть будут
наши листочки с «Волшебными словами».
Учитель:
Мне очень приятно видеть, сколько добрых волшебных слов вы знаете. Не
забывайте ими пользоваться, пожалуйста.
Ученик:
Подумайте сами, ребята,
Случается, так почему –
Котенка один обижает,
Другой – лечит лапку ему.
Один воробья из рогатки
Старается сбить наповал,
Другой, чтобы выходить пташку,
С земли воробья подобрал.
Один ранит палкой лягушку,
В костер ее тащит живьем,
А кто-то из лужи-ловушки
Мальков перенес в водоем.
Подобных примеров немало,
Подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,
У всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)
Учитель:
-Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или
нет?
(По добрым поступкам)
-Мне хочется, чтобы девизом в нашей жизни стали слова, которые мы
прочтем вместе. Слайд 9
Делай добро всем, кому можешь,
Делай добро везде, где можешь,
Делай добро, когда только можешь,
Делай добро – насколько хватит тебя.
V.Рефлексия
Учитель:
- Давайте обобщим все и скажем: добро-это?
Дети:
- Добро – это мир, единство, взаимопомощь, любовь...
Добрый человек – это тот, кто любит людей и приходит в трудную минуту
на помощь;
Добрый человек любит природу и бережет ее;
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу;
Добрый
человек
старается
быть
аккуратно
одетым,
вежливым,
уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Ребята, по-моему, мы отлично поработали! Давайте оценим свою работу!
На столах у вас цветные ладошки, выберите, пожалуйста, цвет, который
отражает ваше настроение и наклейте на доску!
Ученик:
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
VI. Заключительное слово учителя:
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение
радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг
другу! То, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит
только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора, вы послушали
небольшую притчу. Приложение 3
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь,
что вы будете стараться совершать только добрые поступки. Если вы
здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное
настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите
чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к
добрым поступкам. Слайд 10
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу
планету еще лучше. Но для этого вы должны вырасти настоящими людьми.
А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми,
добрыми,
трудолюбивыми
и
бескорыстными!
Не
будьте
РАВНОДУШНЫМИ! Ведь делать добро это здорово! И шагайте по жизни
только дорогою добра!
Звучит песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков)
Приложение 1
Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то
давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за
ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда
сопровождали старика куда бы он не шёл.
Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке,
а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался
охотиться на птиц. Кота- же охота не интересовала, он сидел на берегу
рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером
они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.
«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось
коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме
поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый
раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла
дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик,
кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и
кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и
дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы,
конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она
долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он
жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так
что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое
время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к
псу, коту и мышке. А дело было так.
Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти.
Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке.
Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что
сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком,
изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была
так разгневана,
что совсем забыла про накрытый досками старый
заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха
рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а
стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о
доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла,
колодец был ещё достаточно глубок. В это время под досками сидела мышка
и увидев беду бабки, побежала в сторону кошки, чтобы та обратила на нее
внимание. Кошка погналась за мышкой, пытаясь угодить старухе. Погоня
закончилась тем, что мышка спряталась под дерево, рядом с которым стояла
будка собаки. Пес начал, не переставая, лаять на кота, который с испугу
забрался на дерево. Старик услышал лай собаки и вернулся домой, где
увидел старуху в колодце и помог ей выбраться.
«Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка.
Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы
помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в
доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску
она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью
— немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово.
Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки,
стала доброй и ласковой.
Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь
на земле станет ещё прекраснее.
Приложение 2
-Не ищи красоты, ищи доброты.
-Доброго человека пчела не жалит.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- От добра добра не ищут.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
Приложение 3
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой
жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его
родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И
вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него
ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых
ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая
бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою
ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между
ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у
меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком
сказал: «Все в твоих руках».