Напоминание

"ДОБРОТА ВАМ НЕ МАЛОСТЬ..."


Автор: Русанова Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Косоржанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н. И. Кононенкова"
Населённый пункт: Щигровского района Курской области
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "ДОБРОТА ВАМ НЕ МАЛОСТЬ..."
Раздел: начальное образование





Назад




Духовное и нравственное воспитание

__________________________________________________________________

Тематическое направление

«Доброта вам не малость…»

__________________________________________________________________

Тема методической разработки

Пояснительная записка

Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия – «Доброта вам не малость….»

Актуальность – Для современных детей доброта не является важным

человеческим качеством. Когда у них спрашиваешь, какими они хотят

вырасти, многие отвечают: «Храбрыми, сильными, умными, красивыми и т.

д.» И почти никто не хочет вырасти ДОБРЫМ.

- Неужели современному человеку не нужно внимание, сочувствие,

сопереживание, доброжелательность?!

-В современном мире многие считают доброту одним из признаков

слабости. Почему так? Разве можно допустить, чтобы доброта утратила

свою нравственную силу?!

-Доброта – это вовсе не слабость духа или силы воли. Таким качеством

обладают сильные люди.

Формирование нравственных качеств у учащихся, на мой взгляд, является

важной задачей в работе классного руководителя. Читать и рассказывать,

объяснять и показывать. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру,

как к солнышку.

В. А. Сухомлинский говорил: «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

надо воспитывать».

Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).

Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В

семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем»,

формируем его рост и развитие.

Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во

внеурочной деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного

произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель,

классный

руководитель

формирует

в

каждом

ребенке

доброту,

сопереживание, милосердие, уважение к людям.

В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и

положительно влияет на микроклимат коллектива.

Данная методическая разработка может применяться при проведении

внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.

Цель:

Способствование формирования у детей нравственных понятий, таких как

доброта, вежливость, внимание и уважение к окружающим людям.

Задачи:

выявлять правильные и ошибочные представления детей о доброте и

добрых делах;

формировать у учащихся этические представления, знания о категориях

добра и зла;

развивать

коммуникативные

навыки

обучающихся,

умение

договариваться при выполнении коллективных заданий;

способствовать процессу самопознания через создание условий для

самовыражения;

воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Формирование у обучающихся основ эмпатии, способности чувствовать

радость и боль другого человека, сопереживать.

Форма проведения – классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной

работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в

неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.

Педагогическая технология

Для

достижения

планируемых

результатов

использовались

элементы

технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать

себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать

отношения

в

группе

на

основе

взаимопонимания,

взаимоуважения,

сопереживания

и

творчества,

информационно-коммуникационные

технологии.

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения

мероприятия:

проблемный метод,

исследовательский метод,

поисковый метод,

деятельностный метод,

рефлексия,

беседа,

дискуссия,

дидактическая игра.

Ресурсы:

Выставка детских рисунков «Доброта детскими глазами»;

Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого

человека);

Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков);

Песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День

рождения кота Леопольда»;

эмблема мероприятия;

Толковый словарь;

Компьютер, проектор.

Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю

показать детям, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать

бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем

окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы

на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов

нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости,

отзывчивости, сопереживания.

В процессе проведения социально-значимой акции «Дари добро» учащиеся

получают положительные эмоции от общения с пожилыми жителями села,

от демонстрации

своих возможностей, возникает позитивное чувство

ожидания непредвиденных ситуаций и последовательного их разрешения.

Основная часть:

Подготовительный этап включает следующие моменты:

Акция «Дари добро» (Поздравительная открытка на День пожилого

человека);

подбор информационных материалов;

подготовка выставки рисунков «Доброта детскими глазами»;

назначение ответственных за подготовку и оформление внеклассного

мероприятия;

составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;

изготовление символической эмблемы;

2. Проведение мероприятия по плану.

Прежде

всего,

пришедшие

на

мероприятие

ученики,

должны

быть

подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать

классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе

должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.

Ребята

должны

поддерживать

выступающих и

создавать

атмосферу

непринужденного общения.

Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс

восприятия

информации

детьми,

выступлений,

мастер-класса

и

при

необходимости

корректировать,

чтобы

подвести

школьников

к

заключительному этапу.

3.Окончание мероприятия.

В

заключении

классный

руководитель

обязан

поблагодарить

всех

слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме,

предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.

Приложения:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

«Доброта вам не малость…»

(сценарий внеклассного мероприятия)

План:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

III. Беседа по стимулированию мотивации.

IV. Основная часть.

V. Рефлексия.

VI. Заключительное слово ведущего.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент Слайд 2

Звучит песня «Если добрый ты…» из мультипликационного фильма «День

рождения кота Леопольда»

II. Вступительное слово

Учитель: Дорогие ребята! Я рада видеть вас и приветствовать! ДОБРЫЙ

ДЕНЬ! Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем

тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для

искренних и добрых людей и думаю, что наше общение будет приятным и

полезным. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг

другу. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

Наверное, вы уже догадались, о чем мы поговорим с вами сегодня на нашем

часе общения. Сегодня мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно,

о том, что должно быть в каждом человеке, и что каждый человек хочет

чувствовать по отношению к себе. Чтобы вы смогли понять, о чем идет

речь, послушайте, пожалуйста, один небольшой рассказ. (Приложение 1)

III. Беседа по стимулированию мотивации

- Назовите героев этого рассказа?

- Что вы можете сказать о них? Какие они?

- Почему они такие?

- Чьи поступки вам близки? Почему?

- А почему вам не нравятся поступки другого героя?

-Итак, вот мы с вами и подобрались к теме нашего занятия. Как вы думаете,

о чем мы с вами будем говорить? О каком качестве человека? Слайд 3

У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1. Вам необходимо составить

фразу, подходящую к нашему часу общения. Но будьте внимательны: не все

слова вам пригодятся.

(сделай, мир, добрее, солнце, цветок, дерево, небо, облака)

Какая фраза у вас получилась?

Слайд 4

«Сделай мир добрее!»

- Дети, как вы думаете, что означают слова «доброта», «добрый»? (ответы

детей)

- А вы, ребята, считаете себя добрыми? (ответы детей)

- Вежливыми (ответы детей)

Учитель:

-

У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите

лексическое значение слов «добро» и «доброта» Слайд 5

-

Правильно, доброта

- это чуткость, отзывчивость, деликатность по

отношении к другому человеку.

Ученик:

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

(Он ужасно одинок),

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Учитель:

Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на

ощупь? (ответы детей)

IV. Основная часть

- Давайте вместе с вами вспомним все «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА», которые

каждый должен знать с детства и запишем их. Слайд 6

Добрый день

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Здравствуйте

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз?

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Пожалуйста

Отменить, что ли слово «пожалуйста» -

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Доброго пути

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Учитель:

А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно

русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом,

которые издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя

людей.

Даже

в

древней

азбуке

буква

«Д»

называлась

«добро».

Именно поэтому оно живо до сих пор, оно вечно.

Много в устном народном творчестве говорится о доброте! В каждой

русской народной сказке есть добро, и оно всегда побеждает зло. Также

существует много пословиц о доброте.

-У вас на столах лежат части пословицы. Вам необходимо поработать в

парах – собрать целую пословицу и объяснить ее смысл. (Приложение 2)

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось Слайд 7

Учитель:

-Добро, доброта – понятия удивительные. Они сближают людей, как ничто

другое.

-Как вы думаете, с чего начинается добро?

-С доброго слова.

Учитель:

Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть

душу.

Возьмите конверт № 2. В нем незаконченные фразы и лист с «волшебными

словами». Впишите на листик подходящее по смыслу слово.

1 группе

Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»

Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»

Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.

2 группе

Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.

Печально сказали мы дяде Никите: «За вазу разбитую нас ....... извините».

На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».

Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»

(Ученики зачитывают получившиеся фразы) Слайд 8

Ученик:

- Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого «Спасибо» не ждут.

Учитель:

Перед вами могучее дерево. Чтобы оно стало красивым, должна появиться

на этом дереве листва. Давайте «оденем» его. А листиками пусть будут

наши листочки с «Волшебными словами».

Учитель:

Мне очень приятно видеть, сколько добрых волшебных слов вы знаете. Не

забывайте ими пользоваться, пожалуйста.

Ученик:

Подумайте сами, ребята,

Случается, так почему –

Котенка один обижает,

Другой – лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

Старается сбить наповал,

Другой, чтобы выходить пташку,

С земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

В костер ее тащит живьем,

А кто-то из лужи-ловушки

Мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

Подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

У всех доброта в сердце есть!

(Е. Андреева)

Учитель:

-Так по каким же действиям человека можно судить о том, добрый он или

нет?

(По добрым поступкам)

-Мне хочется, чтобы девизом в нашей жизни стали слова, которые мы

прочтем вместе. Слайд 9

Делай добро всем, кому можешь,

Делай добро везде, где можешь,

Делай добро, когда только можешь,

Делай добро – насколько хватит тебя.

V.Рефлексия

Учитель:

- Давайте обобщим все и скажем: добро-это?

Дети:

- Добро – это мир, единство, взаимопомощь, любовь...

Добрый человек – это тот, кто любит людей и приходит в трудную минуту

на помощь;

Добрый человек любит природу и бережет ее;

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу;

Добрый

человек

старается

быть

аккуратно

одетым,

вежливым,

уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Ребята, по-моему, мы отлично поработали! Давайте оценим свою работу!

На столах у вас цветные ладошки, выберите, пожалуйста, цвет, который

отражает ваше настроение и наклейте на доску!

Ученик:

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

VI. Заключительное слово учителя:

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение

радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг

другу! То, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит

только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора, вы послушали

небольшую притчу. Приложение 3

- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь,

что вы будете стараться совершать только добрые поступки. Если вы

здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное

настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите

чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к

добрым поступкам. Слайд 10

Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу

планету еще лучше. Но для этого вы должны вырасти настоящими людьми.

А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми,

добрыми,

трудолюбивыми

и

бескорыстными!

Не

будьте

РАВНОДУШНЫМИ! Ведь делать добро это здорово! И шагайте по жизни

только дорогою добра!

Звучит песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков)

Приложение 1

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то

давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за

ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда

сопровождали старика куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке,

а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался

охотиться на птиц. Кота- же охота не интересовала, он сидел на берегу

рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером

они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.

«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось

коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме

поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый

раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла

дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик,

кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и

кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и

дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы,

конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она

долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он

жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так

что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое

время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к

псу, коту и мышке. А дело было так.

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти.

Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке.

Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что

сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком,

изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была

так разгневана,

что совсем забыла про накрытый досками старый

заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха

рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а

стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о

доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла,

колодец был ещё достаточно глубок. В это время под досками сидела мышка

и увидев беду бабки, побежала в сторону кошки, чтобы та обратила на нее

внимание. Кошка погналась за мышкой, пытаясь угодить старухе. Погоня

закончилась тем, что мышка спряталась под дерево, рядом с которым стояла

будка собаки. Пес начал, не переставая, лаять на кота, который с испугу

забрался на дерево. Старик услышал лай собаки и вернулся домой, где

увидел старуху в колодце и помог ей выбраться.

«Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка.

Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы

помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в

доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску

она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью

— немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово.

Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки,

стала доброй и ласковой.

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь

на земле станет ещё прекраснее.

Приложение 2

-Не ищи красоты, ищи доброты.

-Доброго человека пчела не жалит.

- Без добрых дел нет доброго имени.

- Жизнь дана на добрые дела.

- От добра добра не ищут.

- При солнышке тепло, при матушке добро.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Худо тому, кто добра не делает никому.

Приложение 3

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой

жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его

родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И

вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него

ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых

ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая

бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я

сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою

ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между

ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у

меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком

сказал: «Все в твоих руках».



В раздел образования