Напоминание

Общительность - основа жизненного успеха. Как развивать ее у ребенка?


Автор: Соловьева Татьяна Викторвна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО №62
Населённый пункт: Старая Купавна
Наименование материала: Статья
Тема: Общительность - основа жизненного успеха. Как развивать ее у ребенка?
Раздел: начальное образование





Назад




Общительность- основа жизненного успеха. Как развивать ее у ребенка?

Умение находить общий язык с людьми необходимо любому. Порой не ум и интеллект

помогают нам в жизни, а именно общительность. Как выяснили недавно социологи

Высшей школы экономики коммуникабельные люди добиваются более впечатляющих

успехов и зарабатывают лучше, чем угрюмые и необщительные.

Завести друзей, продвинуться по карьерной лестнице, поддержать разговор и отстоять

свое мнение- все это результаты хорошей коммуникации. И поэтому надо научить

ребенка.

"Говорить" лицом.

Развивать навыки общения специалисты советуют с самых ранних лет. Старайтесь

поговорить с малышом выразительно, буквально показывайте ему смысл высказывания

выражением лица, руками, голосом. И хотя ребенок многого еще не знает, общайтесь с

ним развернутыми предложениями.

Порой мамы и папы стараются отдать ребенка пораньше в садик, чтобы он научился

общаться с другими детьми. Но это не всегда работает. Социальные навыки - умение

выражать желания, реагировать на отказ, защищать свои границы - у совсем маленьких

детей развиваются лишь через общение с близкими людьми.

Привлечь внимание к другим.

Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому

задача родителей - привлекать внимание к другим детям.( "Посмотри , какая девочка!

Какое у нее красивое платье!") Достаточно ходить в гости, где есть дети, или играть на

площадке.

К 4 годам малыш понимает, что играть с другими интереснее, чем одному. И это время

сюжетно- ролевых игр- в больницу, в полицию, дочки- матери. Отличный

коммуникативный тренинг. Ребенок и командует, и выполняет инструкции, и играет

множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет

доктором, а кто больным.

К 5- 6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними

можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был

вчера, какой мультфильм я люблю, куда поеду завтра.

С короной на голове.

Часто затруднение в общении связаны с самооценкой. Чтобы это выяснить родители

могут провести несложный тест "Лесенка".

Рисуем лесенку из 7 ступенек. Объясняем: если на всех ступеньках рассадить детей, то на

верхней окажутся самые лучшие ребята, на второй и третьей - хорошие, на четвертой - ни

хорошие , ни плохие, на пятой и шестой - плохие, а на последней - самые плохие. На

какую ступеньку ты поставишь себя? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа,

воспитательница и другие дети?

Большинство детей ставят себя на самый верх( завышенная самооценка у дошкольников -

норма). Оценка другими должна быть на той же ступеньке или рядом. Дети, у которых

есть проблемы в общении, имеют большой разрыв (2-3) ступеньки. Получается ребенок

считает себя хорошим, но ему кажется, что другие так не думают. Поэтому он может

стесняться общения с другими.

Хотя не все так однозначно. Если ребенок прячется за спину родителей в гостях - это

нормально. Но реакция взрослых может негативно повлиять на уверенность в себе.

Например, если постоянно говорят: "Ну что ты такая трусиха" "Давай уже" и т.д. А вот

поддержка и сочувствие родителей помогут ребенку постепенно пробовать новое.

Три полезных приема.

1.Всякая оценка ребенка негативно сказывается на развитии навыков коммуникации.

Нужно стараться оценивать не малыша , а поступок. Не " ты самый умный на свете" , а "ты

нашел очень остроумное решение проблемы". Такая обратная связь важна для для

развития адекватной самооценки. Хвалить нужно по делу, подробно и конкретно называя,

что именно получилось хорошо. Например: "Чтобы так вырезать картинку, надо было

действовать очень аккуратно.Как тебе это удалось разрезать так ровно?" "Ты подтянулся

уже три раза, вот это да! Для этого нужны очень сильные руки!"

2.Детям раннего дошкольного возраста мы подсказываем и помогаем найти слова для

смущающих ситуаций, иногда даже говорим за него , действуем командой. Например:"

Вася хотел бы поиграть твоей машинкой, можно мы возьмем ненадолго?" Или: "Нет,

Маша пока не готова отдать свою лопатку". Постепенно ребенок освоит ваши способности

и сможет сам говорить сказанные вами когда- фразы.

3.Более старшим детя можно рассказывать, в какие неловкие и сложные ситуации вы

попадали и как находили выход.Важно вспоминать именно о трудных моментах. Ребенок

будет знать: такое случается со всеми, и раз вы преодолели трудности , то и он справится.



В раздел образования