Автор: Шнайдер Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад 493
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через
использование нетрадиционных техник рисования
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская
деятельность,
тем
успешнее
идет
разностороннее
развитие
ребенка,
реализуются
его
потенциальные
возможности
и
первые
проявления
творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов
работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная
деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное
творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами,
использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный
творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует
возможность нарушать правила использования некоторых материалов.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов.
Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий.
Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у
детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их
способностей.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя
различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель
прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к
рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные
способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что
все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.
Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на
традиции.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивать воображение и творческие способности детей;
развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом
форм, красок, запахов и звуков природы;
развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
воспитывать
положительное
отношение
ребенка
к
сотрудничеству
с
взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
побуждать ребенка экспериментировать;
поощрять и поддерживать творческие находки;
обогащать и расширять художественный опыт детей.
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки
контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является
знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование
интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь,
восприятие, мышление, воображение)
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными
умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования
рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно
использовать такие техники:
Рисование пальчиком;
Рисование ладошкой;
Оттиск печатками из картофеля;
Поролоновые рисунки;
Рисование крупой;
Рисование солью;
Рисование бумагой;
Рисование ватными палочками;
Рисование пластиковыми бутылками и пробками;
Рисование стеклянными шариками.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные
техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными
материалами,
оригинальными
техниками
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные
эмоции.
Результат
обычно
очень
эффективный
и
почти
не
зависит
от
умелости
и
способностей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как
показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем
успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в
личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок
имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень
важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы
использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач –
установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями
консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых
знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в
настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование
позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать
интерес к художественной деятельности.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными
материалами,
оригинальными
техниками
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные
эмоции.
Результат
обычно
очень
эффективный
и
почти
не
зависит
от
умелости
и
способностей.
Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии.
Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок
собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?