Напоминание

Эффективные приемы и методы обучения чтению


Автор: Лукина Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лешуконская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Лешуконское
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные приемы и методы обучения чтению
Раздел: начальное образование





Назад




Эффективные приемы и методы обучения чтению

Чтение в жизни человека занимает важное место. В наше время, к

сожалению, дети не любят читать или читают очень мало. Все больше

информации дети получают из телевизора, компьютера или телефона.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых

для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или

плохо читает, не может успешно приобретать знания.

Проблема

обучения

чтению

одна

из

важнейших

проблем

педагогического процесса. Изучением этой проблемы занимались многие

отечественные ученые: Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукеран. Д.Б.

Эльконин. Это вопрос рассматривался и зарубежными авторами: М. Коулом,

Дж. Мортоном.

Основная

причина

трудности

в

чтении

недостаточная

сформированность

техники

чтения.

Сформированный

навык

чтения

включает в себя два основных компонента: техника чтения и понимание

текста.

При обучении детей навыкам сознательного чтения следует учитывать

психолого-физиологическую природу чтения. Для этого учитель в своей

работе по обучению чтению использует разные приемы и методы обучения.

1. Жужжащее чтение- чтение, когда все ученики читают одновременно

вслух, вполголоса в течение пяти минут.

2.

Артикуляционная

зарядка

помогает

вырабатывать

четкое

произношение, правильную артикуляцию, внимание, память, обогащает речь.

3. Чтение строк наоборот- написанное прочитывается справа налево

так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в

обратном

порядке.

Это

упражнение

развивает

способность

строгого

побуквенного анализа каждого слова. Например:роса-асор

4. Чтение «бегущей строки»- большинство детей в начальной школе,

особенно в 1 классе, любят петь. Особенно детям нравится петь в караоке.

Поэтому можно включать диск – караоке с детскими песнями, чередуя песни

со знакомым текстом с неизвестными текстами. Чтение «бегущей строки»

концентрирует внимание, музыка улучшает настроение. «Чтение» песен

нравится детям, их не надо заставлять читать – они делают это с

удовольствием. Данный вид упражнения помогает повысить темп чтения.

5. Чтение «снежным комом»- начинает читать один ученик – одно

предложение. В начале чтения второго предложения к нему присоединяется

второй ученик, затем третий ученик и так далее, пока не начнут читать все

дети в классе.

6. Чтение только второй половины слов- это упражнение приводит к

уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно

прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо

читается с искажениями. Например: -ние, -лько, -рой.

7. «Чтение за диктором».

Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.

8. «Чтение хором».

Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так

и читающие медленно.

9. Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В

качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой

чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за

ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать

внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее

прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те,

кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

10. “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем.Дети кладут

руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда

раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги,

закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на

коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в

книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это

упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного

умения ориентироваться в тексте.

11. Прием «Молния»» -детям на очень короткое время показывают слово, а

они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить

карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами

исчезают через пару секунд. Один и тот же набор слов надо использовать

несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить

другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать

школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно

исчезнет

12.

Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок

прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает

диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку –

отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать

родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Полноценное

чтение

сложный

и

многогранный

процесс,

предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач,

как

понимание,

самоконтроль,

поиск

конкретной

информации.

Мозг

пластичен, легко запоминает и усваивает любой материал.

Поэтому

младший школьный возраст – идеальный момент для развития когнитивных

способностей ребенка. Именно в детстве проще всего учить и запоминать

что-то новое. В это время ребёнок очень легко воспринимает и усваивает

даже сложный материал.

Чтение – это фундамент обучения. Поэтому очень важно сформировать

навык чтения, он должен быть был крепким и надежным!

Список используемой литературы:

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном

процессе / И.В. Абакумова. – Ростов- на- Дону: Изд-во Ростовского ун-та,

2003

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,

Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008

3. Омаров Н.К. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка

на начальной ступени школы / Н.К. Омаров // Современные проблемы науки

и образования. – 2012. №6. – С. 43.



В раздел образования