Автор: Козлова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №12
Населённый пункт: город Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский
сад №12 «Сказка»
г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
Козлова Наталья Владимировна
Воспитатель группы компенсирующей направленности
«Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей
направленности в соответствии с ФГОС»
-
Учите ребёнка каким нибудь
–
неизвестным ему пяти словам
,
он будет долго и напрасно мучиться
но свяжите двадцать таких слов
,
.
с картинками и он их усвоит на лету
.
.
К Д Ушинский
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально –
практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для
его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при
условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды. Организация развивающей
предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого
ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно –
развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной и безопасной.
Общение с детьми в группе компенсирующей направленности открывает перед
воспитателями новые грани и проблемы дошкольного образования. Особенность этих
детей – психологические проблемы, которые порой не трогают их родителей,
зачастую не учитываются педагогами. Что же это за проблемы?
Детей с дефектами речи отличают:
- обостренное эмоциональное восприятие социальной ситуации;
- более высокая степень тревожности в установлении коммуникационных контактов с
детьми и взрослыми;
- скованность в движениях и отражение этого свойства на функциях речи и
художественной деятельности;
- стремление к социальным контактам, желание быть понятными и принятыми
другими людьми.
Эти психологические факторы требуют особого методического сопровождения, в
результате которого ребенок получит возможность:
- упражняться в сенсорно – двигательных функциях;
- находить условия для сотрудничества и сотворчества;
- отрабатывать и развивать речевые умения;
- организовывать социальные ситуации по своей инициативе и замыслу.
В предоставлении детям возможности для участия в этих действиях в группе
компенсирующей направленности, прежде всего
надо учитывать следующие
факторы:
- актуальность для развития и воспитания детей с речевыми проблемами;
- многофункциональность окружающего пространства и его предметного наполнения;
- побудительные элементы и стимулы предметно – пространственной среды;
- практическая привлекательность оснащения;
- создание
самими детьми необходимых для дизайна группы игр, предметов,
пособий, коллекций, выставок.
Одна из серьезных причин речевых проблем детей с ОВЗ – ослабленный выдох и
мышечная несформированность речевого аппарата, поэтому в группе должны быть
различные дыхательные стимулы, такие
как подвесные модули, плавающие
предметы, детские духовые инструменты и т.д. Оформляя эти атрибуты можно
использовать участие детей, родителей, художественный замысел и фантазию
(веселые облака, новогодние снежинки, разноцветные бабочки, летающие шары,
веселый смайлик и т.д.)
Особое место в группе необходимо уделить музыкальному уголку, где собраны
музыкальные инструменты, шумовые предметы, свистульки и
другие пособия
незаменимые в развитии слухового восприятия и фонематического слуха. Дети с
удовольствием будут создавать импровизированные музыкальные концерты в
сюжетно-ролевых играх и досуговых представлениях.
Для повышения речевой активности детей необходимо развивать мелкую
моторику, развивая пальчики, развиваем и речь.
Развитие мелкой моторики
достигается в длительный период времени и требует многих тренировок. Считаю,
что в предметно-пространственной среде
группы сегодня помимо специальных
художественных техник, таких как, рисование по заданным контурам, использования
техники «рисование штрихом», создание барельефа, гравюр, используя пластилин,
детям интересны различные предметы: разноцветные прищепки, рельефные шарики,
наборы пазлов, мозаик и др. Очень интересны игры с песком. Наборы мелких
игрушек стимулируют творчество детей на создание сюжетных композиций и
одновременно тренируют чувствительность пальчиков и моторику руки, что,
несомненно, влияет на развитие речевых центров.
Очень любим детьми театр, как игровое, творческое объединение детей в
реализации художественно – эстетических проектов. Для успеха детей в этой
актуальной,
интересной
жизнедеятельности
необходимо
создать
центр
театрализованной деятельности. Наличие всех видов театра, театрального реквизита
способствует активности детей в преодолении скованности в движениях и на их
речевых умениях.
Для более полной, всесторонней реализации образовательных задач, воспитатели
могут, разрабатывать тематические образовательные проекты в аспекте обозначенных
в них задач и технологий формирую предметно – пространственную среду. Для этого
в группе рекомендую создавать уголки познавательной и экспериментальной
деятельности, уголок безопасности, мастерскую художественного творчества и
развития эмоций и др.
Таким образом, организованная предметно – пространственная среда в группе
компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения
речевого дефекта. Позволяет ребенку проявлять свои способности не только на
занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих
способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему развитию личности и
обретению детьми необходимых навыков и умений для обучения в школе.
Список литературы
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. –
М., 2013г.
2 . Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и
учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в
дошкольном учреждении. - М., 2003.
4. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.-
№4, 2010.