Напоминание

Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС»


Автор: Козлова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №12
Населённый пункт: город Новокубанск
Наименование материала: статья
Тема: Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский

сад №12 «Сказка»

г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Козлова Наталья Владимировна

Воспитатель группы компенсирующей направленности

«Предметно-развивающая среда в группе компенсирующей

направленности в соответствии с ФГОС»

-

Учите ребёнка каким нибудь

неизвестным ему пяти словам

,

он будет долго и напрасно мучиться

но свяжите двадцать таких слов

,

.

с картинками и он их усвоит на лету

.

.

К Д Ушинский

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально –

практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для

его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при

условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды. Организация развивающей

предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом,

чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого

ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно –

развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной и безопасной.

Общение с детьми в группе компенсирующей направленности открывает перед

воспитателями новые грани и проблемы дошкольного образования. Особенность этих

детей – психологические проблемы, которые порой не трогают их родителей,

зачастую не учитываются педагогами. Что же это за проблемы?

Детей с дефектами речи отличают:

- обостренное эмоциональное восприятие социальной ситуации;

- более высокая степень тревожности в установлении коммуникационных контактов с

детьми и взрослыми;

- скованность в движениях и отражение этого свойства на функциях речи и

художественной деятельности;

- стремление к социальным контактам, желание быть понятными и принятыми

другими людьми.

Эти психологические факторы требуют особого методического сопровождения, в

результате которого ребенок получит возможность:

- упражняться в сенсорно – двигательных функциях;

- находить условия для сотрудничества и сотворчества;

- отрабатывать и развивать речевые умения;

- организовывать социальные ситуации по своей инициативе и замыслу.

В предоставлении детям возможности для участия в этих действиях в группе

компенсирующей направленности, прежде всего

надо учитывать следующие

факторы:

- актуальность для развития и воспитания детей с речевыми проблемами;

- многофункциональность окружающего пространства и его предметного наполнения;

- побудительные элементы и стимулы предметно – пространственной среды;

- практическая привлекательность оснащения;

- создание

самими детьми необходимых для дизайна группы игр, предметов,

пособий, коллекций, выставок.

Одна из серьезных причин речевых проблем детей с ОВЗ – ослабленный выдох и

мышечная несформированность речевого аппарата, поэтому в группе должны быть

различные дыхательные стимулы, такие

как подвесные модули, плавающие

предметы, детские духовые инструменты и т.д. Оформляя эти атрибуты можно

использовать участие детей, родителей, художественный замысел и фантазию

(веселые облака, новогодние снежинки, разноцветные бабочки, летающие шары,

веселый смайлик и т.д.)

Особое место в группе необходимо уделить музыкальному уголку, где собраны

музыкальные инструменты, шумовые предметы, свистульки и

другие пособия

незаменимые в развитии слухового восприятия и фонематического слуха. Дети с

удовольствием будут создавать импровизированные музыкальные концерты в

сюжетно-ролевых играх и досуговых представлениях.

Для повышения речевой активности детей необходимо развивать мелкую

моторику, развивая пальчики, развиваем и речь.

Развитие мелкой моторики

достигается в длительный период времени и требует многих тренировок. Считаю,

что в предметно-пространственной среде

группы сегодня помимо специальных

художественных техник, таких как, рисование по заданным контурам, использования

техники «рисование штрихом», создание барельефа, гравюр, используя пластилин,

детям интересны различные предметы: разноцветные прищепки, рельефные шарики,

наборы пазлов, мозаик и др. Очень интересны игры с песком. Наборы мелких

игрушек стимулируют творчество детей на создание сюжетных композиций и

одновременно тренируют чувствительность пальчиков и моторику руки, что,

несомненно, влияет на развитие речевых центров.

Очень любим детьми театр, как игровое, творческое объединение детей в

реализации художественно – эстетических проектов. Для успеха детей в этой

актуальной,

интересной

жизнедеятельности

необходимо

создать

центр

театрализованной деятельности. Наличие всех видов театра, театрального реквизита

способствует активности детей в преодолении скованности в движениях и на их

речевых умениях.

Для более полной, всесторонней реализации образовательных задач, воспитатели

могут, разрабатывать тематические образовательные проекты в аспекте обозначенных

в них задач и технологий формирую предметно – пространственную среду. Для этого

в группе рекомендую создавать уголки познавательной и экспериментальной

деятельности, уголок безопасности, мастерскую художественного творчества и

развития эмоций и др.

Таким образом, организованная предметно – пространственная среда в группе

компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения

речевого дефекта. Позволяет ребенку проявлять свои способности не только на

занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих

способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве

уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему развитию личности и

обретению детьми необходимых навыков и умений для обучения в школе.

Список литературы

1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. –

М., 2013г.

2 . Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по

проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и

учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в

дошкольном учреждении. - М., 2003.

4. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.-

№4, 2010.



В раздел образования