Напоминание

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей


Автор: Плохотникова Лариса Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 505
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Музыкальный руководитель

Плохотникова Л.Ю.

Самостоятельная

музыкальная

деятельность

детей

способствует

развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность,

творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять

навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни

детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в

группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются

детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы,

которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на

балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес

детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц

должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми

атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной

деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение

детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности

применять

усвоенное

в

новых

условиях.

При

этом

художественное

оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного

звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут

возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их

выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать

формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную

музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и

любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию

самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

1

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в

группе:

1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на

металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они

могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или

же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто

детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они

обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте,

показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую

помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных

группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание,

начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр»,

выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность

детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2.

Одной

из

наиболее

ярких

форм

музыкальной

самостоятельной

деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже

сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь

развернутый

характер:

объединяются

несколько

видов

деятельности

(исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и

хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни,

соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики

поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая

кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более

динамичному

протеканию

игры,

организуют

действия

детей.

В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает

формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать),

может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого

ребенка

и

помогает

ему

организовать

коллективную

игру.

2

3.Музыкально - дидактические игры,

используемые в самостоятельной

музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию,

различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото»,

«Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови

песню по картинке» и др.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к

применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель

должен

наполнять

режимные

моменты

звучанием

известных

детям

классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время

физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать

следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе

«Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод

гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого

бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф.

Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие

кузнечиков»

С.Прокофьева,

марш

из

цикла

«Детская

музыка».

Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского

«Ладушки

ладушки»,

П.И.Чайковского

«Новая

кукла»

и

другие.

На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных

занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»;

двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?»,

песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и

вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние

часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время.

Утром

-

спокойная,

светлая

по

характеру

музыка.

Рекомендуется

использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И.

Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и

других.

Это

создаст

атмосферу

благожелательности

и

позитивного

настроения с утра и на весь день.

3

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это

расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию

образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты

симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония»

И.Гайдна,

сюита

для

оркестра

«Детские

игры»

Ж.Бизе

и

т.д.

Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной

музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для

ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз.

деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на

музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их

инициативе.

Воспитатель

должен

быть

тактичным,

стать

как

бы

соучастником детских игр.

Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие

моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной

деятельности

дошкольников

(инструменты,

пособия,

самодеятельные

игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо

понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду

деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.

В

более

раннем

возрасте

воспитателю

лучше

применять

метод

объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно

усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-

побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым

способам действий.

Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей

исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется

пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу

воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно

выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий:

организовывать

музыкальные

игры,

по

собственному

желанию

петь,

танцевать.

4

Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и

способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно

и ответственно.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из

показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме

навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с

ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на

музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок

действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими

интересами, желаниями, потребностями.

5



В раздел образования