Автор: Плохотникова Лариса Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад № 505
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Музыкальный руководитель
Плохотникова Л.Ю.
Самостоятельная
музыкальная
деятельность
детей
способствует
развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность,
творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять
навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни
детского сада.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в
группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются
детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы,
которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на
балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес
детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц
должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми
атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной
деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение
детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности
применять
усвоенное
в
новых
условиях.
При
этом
художественное
оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного
звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут
возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их
выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать
формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную
музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и
любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию
самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
1
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в
группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на
металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они
могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или
же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто
детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они
обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте,
показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую
помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных
группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание,
начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр»,
выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность
детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.
Одной
из
наиболее
ярких
форм
музыкальной
самостоятельной
деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже
сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь
развернутый
характер:
объединяются
несколько
видов
деятельности
(исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и
хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни,
соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики
поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая
кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более
динамичному
протеканию
игры,
организуют
действия
детей.
В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает
формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать),
может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого
ребенка
и
помогает
ему
организовать
коллективную
игру.
2
3.Музыкально - дидактические игры,
используемые в самостоятельной
музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию,
различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото»,
«Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови
песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к
применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель
должен
наполнять
режимные
моменты
звучанием
известных
детям
классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время
физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать
следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе
«Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод
гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого
бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф.
Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие
кузнечиков»
С.Прокофьева,
марш
из
цикла
«Детская
музыка».
Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского
«Ладушки
–
ладушки»,
П.И.Чайковского
«Новая
кукла»
и
другие.
На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных
занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»;
двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?»,
песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и
вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние
часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время.
Утром
-
спокойная,
светлая
по
характеру
музыка.
Рекомендуется
использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И.
Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и
других.
Это
создаст
атмосферу
благожелательности
и
позитивного
настроения с утра и на весь день.
3
Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это
расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию
образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты
симфонических произведений, написанных для детей «Детская симфония»
И.Гайдна,
сюита
для
оркестра
«Детские
игры»
Ж.Бизе
и
т.д.
Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной
музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для
ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз.
деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на
музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их
инициативе.
Воспитатель
должен
быть
тактичным,
стать
как
бы
соучастником детских игр.
Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие
моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной
деятельности
дошкольников
(инструменты,
пособия,
самодеятельные
игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо
понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду
деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы.
В
более
раннем
возрасте
воспитателю
лучше
применять
метод
объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно
усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-
побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым
способам действий.
Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей
исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется
пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу
воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно
выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий:
организовывать
музыкальные
игры,
по
собственному
желанию
петь,
танцевать.
4
Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и
способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно
и ответственно.
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из
показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме
навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с
ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на
музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок
действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими
интересами, желаниями, потребностями.
5