Напоминание

игры –драматизации старших дошкольников,как средство общения


Автор: Хисматова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 6
Населённый пункт: город Туймазы,Республика Башкортостан
Наименование материала: публикация статьи по дошкольному образованию
Тема: игры –драматизации старших дошкольников,как средство общения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сведения об авторе

Хисматова Е. В., г. Туймазы, Россия

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК

СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Аннотация.

В

статье

раскрываются

особенности

развития

способностей детей в общении через игры-драматизации

и методика

организации игр -драматизаций

Ключевые слова: игра-драматизация, старший дошкольный возраст.

Information about the author

Khismatova E. V., Tuymazy, Russia

DRAMATIZATION GAMES FOR OLDER PRESCHOOLERS AS A

MEANS OF COMMUNICATION

Annotation. The article reveals the features of the development of children's

abilities in communication through dramatization games and methods of organizing

dramatization games

Keywords: dramatization game, senior preschool age.

Важнейшим условием развития личности ребенка является процесс

общения с окружающими.

В Федеральном государственном образовательном

стандарте

дошкольного

образования

описана

область

«Социально-

коммуникативное развитие», которая направлена на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального

интеллекта, эмоциональной отзывчивости и т.д[20;с.10]

Изучению процесса общения старших дошкольников посвящены труды

таких исследователей как Б.Д. Ананьев, Л.И. Божович, Ф. Гальтон, А.В.

Запорожец, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Исследователи отмечают,

что в дошкольном возрасте важно формирование коммуникативной личности,

которая участвует во всех видах общения, а также способна создавать и

воспринимать речевые тексты.

Игра-драматизация

это

игра

творческого

характера, в

процессе

которой дети отражают содержание литературного произведения [1, с. 43].

Участвуя в таких играх ребенок как бы входит в образ, примеряет на себя роль

того или иного персонажа, перевоплощается в него и живет его жизнью.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) играет особую роль в психическом

развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые

психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте

закладываются основы будущей личности.

Ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра.

Именно через игры ребенок развивается как физические, так и личностно. В

игре ребенок получает большой объем информации об окружающем мире,

социальных отношениях, явлениях природы и т.д. Через игру ребенок может

влиять и воздействовать на окружающий мир. В то же время, через игру

ребенок обучается, познает что-то новое, интерпретирует происходящее.

Через сочетание игры и художественной литературы, ребенок впервые в

театрализованной и драматической деятельности примеряет на себе другой

образ, отличный от привычного себя [16, с. 10].

Выделяется большое разнообразие детских игр. В первую очередь,

выделяют подвижные, дидактические, творческие. Также, специфической

игрой является игра-драматизация.

Игра

драматизация

-

это

своеобразный

и

самостоятельно

существующий вид игровой деятельности, который отличается от обычной

сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету,

взятому из книги [22, с. 110].

Изучению педагогического потенциала игры-драматизации посвящены

труды таких исследователей как М. И. Лисиной, М. Шеридан, Д. Б. Эльконин и

др.

Драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо

литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.

В

играх-драматизациях

содержание,

роли,

игровые

действия

обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного

произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе

тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений

людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр

драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети

исполняют

определённые

роли,

воспроизводят

события

в

точной

последовательности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках

образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью

и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое

и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые

детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В

играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря

которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям [25,

с. 8].

С

помощью

игр-драматизаций

дети

лучше

усваивают

идейное

содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие

и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и

развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста

произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ,

но не должен стеснять ребёнка.

Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его

элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа:

гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов

хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего

подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых

детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В

игре-драматизации

не

надо

показывать

ребёнку

те

или

иные

выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой [16, с. 5].

Большое

значение

в

развитии

игры-драматизации,

в

усвоении

характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого

педагога,

его

умение

пользоваться

средствами

художественной

выразительности

при

чтении

или

рассказывании.

Правильный

ритм,

разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы,

делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом

повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и

начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно

могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так,

чтобы все дети поочерёдно были её участниками [23, с. 8].

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель

использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,

уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение

детей к игре.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В.

Батаршев. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 176 с.

2.

Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – Москва :

Педагогика, 1983. – 270 с.

3.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте

[Текст] /Л.И. Божович // Питер. – 2016. – 400 с.

4.

Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка [Текст] /Р.Н. Буре //

Мозайка-Синтез. – 2012. – 80 с.

5.

Валлон А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.Валлон // М. –

2007. – 450с.



В раздел образования