Автор: Хисматова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 6
Населённый пункт: город Туймазы,Республика Башкортостан
Наименование материала: публикация статьи по дошкольному образованию
Тема: игры –драматизации старших дошкольников,как средство общения
Раздел: дошкольное образование
Сведения об авторе
Хисматова Е. В., г. Туймазы, Россия
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Аннотация.
В
статье
раскрываются
особенности
развития
способностей детей в общении через игры-драматизации
и методика
организации игр -драматизаций
Ключевые слова: игра-драматизация, старший дошкольный возраст.
Information about the author
Khismatova E. V., Tuymazy, Russia
DRAMATIZATION GAMES FOR OLDER PRESCHOOLERS AS A
MEANS OF COMMUNICATION
Annotation. The article reveals the features of the development of children's
abilities in communication through dramatization games and methods of organizing
dramatization games
Keywords: dramatization game, senior preschool age.
Важнейшим условием развития личности ребенка является процесс
общения с окружающими.
В Федеральном государственном образовательном
стандарте
дошкольного
образования
описана
область
«Социально-
коммуникативное развитие», которая направлена на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости и т.д[20;с.10]
Изучению процесса общения старших дошкольников посвящены труды
таких исследователей как Б.Д. Ананьев, Л.И. Божович, Ф. Гальтон, А.В.
Запорожец, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Исследователи отмечают,
что в дошкольном возрасте важно формирование коммуникативной личности,
которая участвует во всех видах общения, а также способна создавать и
воспринимать речевые тексты.
Игра-драматизация
–
это
игра
творческого
характера, в
процессе
которой дети отражают содержание литературного произведения [1, с. 43].
Участвуя в таких играх ребенок как бы входит в образ, примеряет на себя роль
того или иного персонажа, перевоплощается в него и живет его жизнью.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) играет особую роль в психическом
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте
закладываются основы будущей личности.
Ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра.
Именно через игры ребенок развивается как физические, так и личностно. В
игре ребенок получает большой объем информации об окружающем мире,
социальных отношениях, явлениях природы и т.д. Через игру ребенок может
влиять и воздействовать на окружающий мир. В то же время, через игру
ребенок обучается, познает что-то новое, интерпретирует происходящее.
Через сочетание игры и художественной литературы, ребенок впервые в
театрализованной и драматической деятельности примеряет на себе другой
образ, отличный от привычного себя [16, с. 10].
Выделяется большое разнообразие детских игр. В первую очередь,
выделяют подвижные, дидактические, творческие. Также, специфической
игрой является игра-драматизация.
Игра
драматизация
-
это
своеобразный
и
самостоятельно
существующий вид игровой деятельности, который отличается от обычной
сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету,
взятому из книги [22, с. 110].
Изучению педагогического потенциала игры-драматизации посвящены
труды таких исследователей как М. И. Лисиной, М. Шеридан, Д. Б. Эльконин и
др.
Драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо
литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.
В
играх-драматизациях
содержание,
роли,
игровые
действия
обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного
произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе
тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений
людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр
драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети
исполняют
определённые
роли,
воспроизводят
события
в
точной
последовательности.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках
образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью
и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое
и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые
детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В
играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря
которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям [25,
с. 8].
С
помощью
игр-драматизаций
дети
лучше
усваивают
идейное
содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие
и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и
развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста
произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ,
но не должен стеснять ребёнка.
Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его
элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа:
гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов
хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего
подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых
детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
В
игре-драматизации
не
надо
показывать
ребёнку
те
или
иные
выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой [16, с. 5].
Большое
значение
в
развитии
игры-драматизации,
в
усвоении
характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого
педагога,
его
умение
пользоваться
средствами
художественной
выразительности
при
чтении
или
рассказывании.
Правильный
ритм,
разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы,
делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом
повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и
начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно
могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так,
чтобы все дети поочерёдно были её участниками [23, с. 8].
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель
использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,
уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение
детей к игре.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Батаршев А.В. Диагностика способности к общению / А.В.
Батаршев. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 176 с.
2.
Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – Москва :
Педагогика, 1983. – 270 с.
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Текст] /Л.И. Божович // Питер. – 2016. – 400 с.
4.
Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка [Текст] /Р.Н. Буре //
Мозайка-Синтез. – 2012. – 80 с.
5.
Валлон А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.Валлон // М. –
2007. – 450с.