Напоминание

"Адаптация детей к школе"


Автор: Чуприна Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лингвистическая школа"
Населённый пункт: г.о. Люберцы, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Адаптация детей к школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _________________

/_____________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для дошкольной деятельности будущих первоклассников

Кружок «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Направление: познавательное

Учитель начальных классов: Чуприна О.П.

2021 г

Рабочая программа «Адаптация детей к школе» для подготовки детей 5-7

лет к школе разработана на основе авторской программы

«Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет)

научный рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2015г.), рекомендованной

Министерством образования РФ.

Место занятий в учебном плане

Программа «Адаптация детей к школе» состоит из следующих курсов: ««От

слова к букве»», «Математические ступеньки» Адаптационные занятия

организуются на базе школы раннего развития и имеют следующую

временную структуру: 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на 32

недель. Общее количество занятий – 64 занятий.

Цель программы – адаптировать детей дошкольного возраста к новым

образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного)

перехода с одной образовательной ступени на другую.

Развивать мотивационную сферу, где любознательность выступает как

основа познавательной активности, сформировать эмоционально-волевые и

познавательные сферы психических функций.

Развивать у ребенка потенциальные возможности посредством овладения

УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего

образования.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; формирование

ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности;

формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

развитие коммуникативных умений развитие умений действовать по

правилам,

общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

развитие личностных компетенций;

формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие

устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Общая характеристика программы

Основные положения программы:

подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает

дублирования программ первого класса;

помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со

сверстниками, с взрослыми);

обеспечивает формирование ценностных установок;

ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных

возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

обеспечивает постепенный переход от непосредственности к

произвольности;

организует и сочетает в единой смысловой последовательности

продуктивные виды деятельности;

готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе

в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

вариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

систематичность и последовательность;

вариантность и вариативность, доступность и достаточность, наглядность;

комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование

произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений

детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;

многообразие видов деятельности.

. Краткое определение курса.

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к

обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной

речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого

создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и

совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется

переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе

возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется

внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления,

начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым

составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно

говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое

речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического

слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на

выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над

звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над

совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то

при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как,

кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо

подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;

развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как

восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и

двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в

пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна

ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что

складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это

отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно

зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его

воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует

довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма

полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает

тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. .

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений

проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства

объекта, его существенные и несущественные характеристики.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна

ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что

складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это

отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно

зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его

воспроизведении. Изображение цифр различной конфигурации требует

осознанности свойства, делать основные выводы.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие

познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным,

если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной

математическим содержанием, направляется специальным подбором и

структурированием заданий, формой их представления, доступной,

интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с

преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда

это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным

материалом.

Личностные результаты:

определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при

сотрудничестве (этические нормы);

формируется положительное отношение к учению, к познавательной

деятельности, желание приобретать новые знания,

умения совершенствовать имеющиеся знания, осознавать свои трудности и

стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,

признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к

самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как

представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и

уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать

состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать свое предположение (версию);

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя

учебную литературу;

учатся овладевать измерительными инструментами

— ориентироваться в

ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

— узнают и научатся употреблять вежливые слова (начало и завершение

общения);

— узнают устойчивые формулы речевого этикета — приветствие,

прощание, благодарность, просьба;

отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным

иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.

Коммуникативные УДД:

учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении

учебной задач

Формы проведения: игровая; продуктивная, творческая деятельность;

конкурсная, музыкальная, сценическая.

Виды деятельности: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение

общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии

и логики, художественно-речевая, конструирования и моделирования.

Краткое содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков

действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному

речевому дыханию, умеренной громкости и правильному

интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности,

образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных

звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные

типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету «От слова к букве»

урока

Тема урока

Дата

Дата по

факту

1

Экскурсия по школе. Игра «Давайте

познакомимся…»

01.10

2

Развитие слухового внимания и фонематического

восприятия. Знакомство с гигиеническими

правилами письма, ориентация в пространстве

листа.

08.10

3

Устная речь. Предложение. Слово. Обведение

предметов по контуру.

15.10

4

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на

выделение звуков в односложных и двусложных

словах.

22.10

5-6

Гласные и согласные звуки. Обучение

рассказыванию. Графические упражнения.

29.10.

Пальчиковая гимнастика.

05.11

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки

«Репка». Игры с крупой, бусинками, пуговицами,

мелкими камешками

12.11

7

Выделение первого звука в словах. Рассказы

М.Пришвина и В.Бианки

19.11

8

Звуки [а], [ у ]. Графические упражнения.

Штриховка. Схема предложения.

26.11

9

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной

картинке. Игры с мозаикой. Составление картин

по образцу и самостоятельное продумывание

сюжета.

03.12

10

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского

«Учительница». Раскрашивание картинок.

10.12

11

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на

сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

Обведение предмета по контуру. Штриховка.

17.12

12

Звук [ а ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную

картинку. Деление слов на слоги.

24.12

13

Звук [ у]. Пересказ прочитанного текста по

наводящим вопросам.

14.01

14

Звуки [э], [ о ]. Рассказы о животных. Обведение

предметов по контуру в рабочей строке.

21.01

15

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по

плану.

28.01

16

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая

сказка». Рисование различными материалами

(ручка, простой карандаш, цветные карандаши,

мелки).

04.02

17

Звук [н – н']. Драматизация cказки «Теремок».

11.02

18

Звук [р – р’]. Рассказ «Моя семья».

18.02

19

Звуки [в -в’], [ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского.

Гласные и согласные звуки.

25.02

20

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки

Строка. Междустрочное пространство.

03.03

21-22

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о зиме. Здравствуй весна!

конкурс.

10.03

17.03

23

Звуки [ б-б’], [ п -п’ ]. Буквы Б б, П п. Составление

рассказа-описания.

24.03

24

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Д д, Т,т. Составление

31.03

рассказа на заданную тему.

25

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг, Кк. Составление

рассказа-описания. Обведение предметов по

контуру в рабочей строке.

07.04

26

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. Моделирование

предметов из элементов различной конфигурации

14.04

27

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щ щ ,Ч ч, Йй.

Рассказы о весне. Графические упражнения.

Штриховка.

21.04

28

Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок».

Повторение по теме: «Алфавит»

28.04

Курс «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Цель: научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям,

чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Прtедоставить материал в доступной , игровой и красочной форме для

математической подготовки детей к школе, ориентируя на принцип

первостепенного общего развития ребенка, включающего в себя его

сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и

особенностей математики.

Задачи

: развития познавательных способностей, которые

осуществляются через развитие у детей познавательных процессов по

математике:

Развивать восприятие, воображение, виды памяти, мышление , внимание.

Дать элементарные понятия в математическом содержании

подготовительного периода , которые объединены три основные линии:

арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел

натурального ряда и др.)

геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей

действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в

пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей

из бумаги )

содержательно-логическая, построенная в основном на математическом

материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития

внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

Учить общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в

одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и

геометрическим раздаточным материалом.

Краткое содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса

1.

Арифметические игры

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и

обозначение чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

2.

Геометрический

Сравнение

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический

Развитие :

-внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.

Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.

Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

-сравнения.

Календарно-тематическое планирование предмета «Математические

ступеньки»

урока

Тема урока

Дата

Дата по

факту

1-2

Пространственные представления, взаимное

расположение предметов, уточнение значения

вопросов: «Сколько?», «Какой?»,

«Который?». «На», «над», «под». Шире, уже.

Справа, слева.

03.10

10.10

3

Столько же. Больше, меньше.

17.10

4

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

24.10

5

Развитие представлений о геометрических

фигурах. Моделирование фигур.

31.10

6

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый.

Легче, тяжелее.

07.11

7

Число и цифра 1.Составление игровых задач.

14.11

8

Число и цифра 2. Пара. Ребусы

21.11

9

Число и цифра 3.Сказка о трех друзьях.

28.11

10

Равенство. Сказка «Два жадных медвежонка»

05.12

11

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

12.12

12

Число и цифра 0. Строили, строили и ничего

не построили. Сказка.

19.12

13

Сложение. Объединение. Сказка «Вместе

сила»

26.12

14

Число и цифра 5. Игра «5-лишний»

16.01

15

Вычитание. Практическое занятие игра

«Магазин»

23.01

16

Рисуем множества листиков, цветочков,

бабочек… Объединяем и уменьшаем.

30.01

17

Запись и решение равенств и неравенств.

Сравнение множеств.

06.02

18

Число и цифра 6. Сравнение. Столько же.

13.02

19

Число и цифра 7. Инсценировка сказок с

цифрой 7

20.02

20

Число и цифра 8. Весёлый счёт. Рисуем

солнышко по цифрам.

27.02

21

Число и цифра 9. Найди общее .Что

объединяет и что исключает

05.03

22

Решение задач с помощью рисунков.

12.03

23

Число 10.Игра «Бег по ступенькам»

19.03

24-25

Счёт предметов в прямом и обратном

порядке.

26.03

02.04

26

Части суток, их последовательность.

09.04

27

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

16.04

28-29

Дни недели, их последовательность; название

месяцев, года. Инсценировка сказки «12

месяцев»

23.04

30.04

Литература

1.

Беженова М. А. Весёлая математика. Д. Сталкер, 2015г, Н.Иваницкого

«Занимательная грамматика в пословицах, загадках, песнях»

2.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для

подготовки детей к школе. Просвещение, 2016г.

3.

Гаврина С. Е, Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся

читать. Росмэн-Издат, 2015г

4.

Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки детей к школе, «Учимся

читать и писать». М. Айрис Пресс, 2014г

5.

Готов ли Ваш ребенок к школе: книга тестов, М. 2016г.

6.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.,2015г.

7.

Казинцева Е.А., Формирование математических представлений.

Учитель,2015г

8.

Колесникова Е. В. Математика для детей 5-7 лет. Методическое

пособие. Творческий дом, 2016г.



В раздел образования