Автор: Чуприна Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лингвистическая школа"
Населённый пункт: г.о. Люберцы, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Адаптация детей к школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор _________________
/_____________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для дошкольной деятельности будущих первоклассников
Кружок «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Направление: познавательное
Учитель начальных классов: Чуприна О.П.
2021 г
Рабочая программа «Адаптация детей к школе» для подготовки детей 5-7
лет к школе разработана на основе авторской программы
«Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет)
научный рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2015г.), рекомендованной
Министерством образования РФ.
Место занятий в учебном плане
Программа «Адаптация детей к школе» состоит из следующих курсов: ««От
слова к букве»», «Математические ступеньки» Адаптационные занятия
организуются на базе школы раннего развития и имеют следующую
временную структуру: 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на 32
недель. Общее количество занятий – 64 занятий.
Цель программы – адаптировать детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного)
перехода с одной образовательной ступени на другую.
Развивать мотивационную сферу, где любознательность выступает как
основа познавательной активности, сформировать эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций.
Развивать у ребенка потенциальные возможности посредством овладения
УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего
образования.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; формирование
ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности;
формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
развитие коммуникативных умений развитие умений действовать по
правилам,
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
развитие личностных компетенций;
формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие
устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Общая характеристика программы
Основные положения программы:
подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает
дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к
произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе
в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
вариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность, доступность и достаточность, наглядность;
комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование
произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений
детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов деятельности.
. Краткое определение курса.
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к
обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной
речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого
создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и
совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется
переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе
возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется
внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления,
начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым
составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно
говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое
речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического
слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на
выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над
звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над
совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то
при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма
полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. .
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства
объекта, его существенные и несущественные характеристики.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение цифр различной конфигурации требует
осознанности свойства, делать основные выводы.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным,
если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной
математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной,
интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда
это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным
материалом.
Личностные результаты:
определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
формируется положительное отношение к учению, к познавательной
деятельности, желание приобретать новые знания,
умения совершенствовать имеющиеся знания, осознавать свои трудности и
стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к
самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как
представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и
уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать
состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя
учебную литературу;
учатся овладевать измерительными инструментами
— ориентироваться в
ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— узнают и научатся употреблять вежливые слова (начало и завершение
общения);
— узнают устойчивые формулы речевого этикета — приветствие,
прощание, благодарность, просьба;
отчётливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться на странице в тетради.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении
учебной задач
Формы проведения: игровая; продуктивная, творческая деятельность;
конкурсная, музыкальная, сценическая.
Виды деятельности: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии
и логики, художественно-речевая, конструирования и моделирования.
Краткое содержание курса «От слова к букве»
№
Основные разделы курса
1.
Развитие речи
Беседа по картинке:
*совершенствование общих речевых навыков;
*составление описательного рассказа.
Составление рассказа по плану.
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков
действий, объяснение их значений.
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному
речевому дыханию, умеренной громкости и правильному
интонированию.
Образование существительных, обозначающих род деятельности,
образование сложных слов.
Подбор обобщающих слов к группе предметов
Диалог, монолог, косвенная речь.
2.
Знакомство с буквами.
Предложение и слово:
*членение речи на предложения;
*членение предложений на слова;
*членение слова на слоги с использованием графических схем
Слог и ударение:
*деление слов на слоги;
*определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы:
*представление о звуках;
*различие на слух и при произношении гласных и согласных
звуков;
*обводка и штриховка контуров;
*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные
типы их соединений.
3.
Художественная литература
Сказка:
*пересказ сказки;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
*придумывать необычный конец.
Рассказ:
*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
Календарно-тематическое планирование по предмету «От слова к букве»
№
урока
Тема урока
Дата
Дата по
факту
1
Экскурсия по школе. Игра «Давайте
познакомимся…»
01.10
2
Развитие слухового внимания и фонематического
восприятия. Знакомство с гигиеническими
правилами письма, ориентация в пространстве
листа.
08.10
3
Устная речь. Предложение. Слово. Обведение
предметов по контуру.
15.10
4
Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на
выделение звуков в односложных и двусложных
словах.
22.10
5-6
Гласные и согласные звуки. Обучение
рассказыванию. Графические упражнения.
29.10.
Пальчиковая гимнастика.
05.11
Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки
«Репка». Игры с крупой, бусинками, пуговицами,
мелкими камешками
12.11
7
Выделение первого звука в словах. Рассказы
М.Пришвина и В.Бианки
19.11
8
Звуки [а], [ у ]. Графические упражнения.
Штриховка. Схема предложения.
26.11
9
Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной
картинке. Игры с мозаикой. Составление картин
по образцу и самостоятельное продумывание
сюжета.
03.12
10
Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского
«Учительница». Раскрашивание картинок.
10.12
11
Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на
сюжетную картинку. Деление слов на слоги.
Обведение предмета по контуру. Штриховка.
17.12
12
Звук [ а ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную
картинку. Деление слов на слоги.
24.12
13
Звук [ у]. Пересказ прочитанного текста по
наводящим вопросам.
14.01
14
Звуки [э], [ о ]. Рассказы о животных. Обведение
предметов по контуру в рабочей строке.
21.01
15
Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по
плану.
28.01
16
Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая
сказка». Рисование различными материалами
(ручка, простой карандаш, цветные карандаши,
мелки).
04.02
17
Звук [н – н']. Драматизация cказки «Теремок».
11.02
18
Звук [р – р’]. Рассказ «Моя семья».
18.02
19
Звуки [в -в’], [ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского.
Гласные и согласные звуки.
25.02
20
Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки
Строка. Междустрочное пространство.
03.03
21-22
Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о зиме. Здравствуй весна!
конкурс.
10.03
17.03
23
Звуки [ б-б’], [ п -п’ ]. Буквы Б б, П п. Составление
рассказа-описания.
24.03
24
Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Д д, Т,т. Составление
31.03
рассказа на заданную тему.
25
Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг, Кк. Составление
рассказа-описания. Обведение предметов по
контуру в рабочей строке.
07.04
26
Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. Моделирование
предметов из элементов различной конфигурации
14.04
27
Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щ щ ,Ч ч, Йй.
Рассказы о весне. Графические упражнения.
Штриховка.
21.04
28
Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок».
Повторение по теме: «Алфавит»
28.04
Курс «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Цель: научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям,
чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Прtедоставить материал в доступной , игровой и красочной форме для
математической подготовки детей к школе, ориентируя на принцип
первостепенного общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
Задачи
: развития познавательных способностей, которые
осуществляются через развитие у детей познавательных процессов по
математике:
Развивать восприятие, воображение, виды памяти, мышление , внимание.
Дать элементарные понятия в математическом содержании
подготовительного периода , которые объединены три основные линии:
арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел
натурального ряда и др.)
геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей
действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей
из бумаги )
содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития
внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Учить общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в
одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и
геометрическим раздаточным материалом.
Краткое содержание курса «Математические ступеньки»
№
Основные разделы курса
1.
Арифметические игры
Числа от 0 до 10.
Счёт предметов.
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и
обозначение чисел от 0 до 10.
Сравнение чисел первого десятка.
Свойства натурального ряда чисел.
Цифры и числа.
Решение задач с помощью рисунков.
Чтение чисел.
2.
Геометрический
Сравнение
- по форме;
-по размеру;
-по расположению на плоскости, в пространстве;
-по назначению;
-по цвету.
Изготовление моделей фигур из бумаги.
3.
Содержательно-логический
Развитие :
-внимания;
-памяти;
-воображения;
-мышления.
Диктанты:
-зрительные;
-слуховые.
Выполнение заданий:
-выделение существенных признаков;
-выявление закономерностей;
-проведение анализа;
-синтеза;
-сравнения.
Календарно-тематическое планирование предмета «Математические
ступеньки»
№
урока
Тема урока
Дата
Дата по
факту
1-2
Пространственные представления, взаимное
расположение предметов, уточнение значения
вопросов: «Сколько?», «Какой?»,
«Который?». «На», «над», «под». Шире, уже.
Справа, слева.
03.10
10.10
3
Столько же. Больше, меньше.
17.10
4
Длиннее, короче. Сравнение предметов.
24.10
5
Развитие представлений о геометрических
фигурах. Моделирование фигур.
31.10
6
Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый.
Легче, тяжелее.
07.11
7
Число и цифра 1.Составление игровых задач.
14.11
8
Число и цифра 2. Пара. Ребусы
21.11
9
Число и цифра 3.Сказка о трех друзьях.
28.11
10
Равенство. Сказка «Два жадных медвежонка»
05.12
11
Число и цифра 4.Вверху. Внизу.
12.12
12
Число и цифра 0. Строили, строили и ничего
не построили. Сказка.
19.12
13
Сложение. Объединение. Сказка «Вместе
сила»
26.12
14
Число и цифра 5. Игра «5-лишний»
16.01
15
Вычитание. Практическое занятие игра
«Магазин»
23.01
16
Рисуем множества листиков, цветочков,
бабочек… Объединяем и уменьшаем.
30.01
17
Запись и решение равенств и неравенств.
Сравнение множеств.
06.02
18
Число и цифра 6. Сравнение. Столько же.
13.02
19
Число и цифра 7. Инсценировка сказок с
цифрой 7
20.02
20
Число и цифра 8. Весёлый счёт. Рисуем
солнышко по цифрам.
27.02
21
Число и цифра 9. Найди общее .Что
объединяет и что исключает
05.03
22
Решение задач с помощью рисунков.
12.03
23
Число 10.Игра «Бег по ступенькам»
19.03
24-25
Счёт предметов в прямом и обратном
порядке.
26.03
02.04
26
Части суток, их последовательность.
09.04
27
Значение понятий вчера, сегодня, завтра.
16.04
28-29
Дни недели, их последовательность; название
месяцев, года. Инсценировка сказки «12
месяцев»
23.04
30.04
Литература
1.
Беженова М. А. Весёлая математика. Д. Сталкер, 2015г, Н.Иваницкого
«Занимательная грамматика в пословицах, загадках, песнях»
2.
Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для
подготовки детей к школе. Просвещение, 2016г.
3.
Гаврина С. Е, Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся
читать. Росмэн-Издат, 2015г
4.
Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки детей к школе, «Учимся
читать и писать». М. Айрис Пресс, 2014г
5.
Готов ли Ваш ребенок к школе: книга тестов, М. 2016г.
6.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.,2015г.
7.
Казинцева Е.А., Формирование математических представлений.
Учитель,2015г
8.
Колесникова Е. В. Математика для детей 5-7 лет. Методическое
пособие. Творческий дом, 2016г.