Напоминание

Внеурочное мероприятие «Антарктида: сквозь льды и время»


Автор: Вовенко Леля Гаязовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ гимназия № 15 им. Н. Н. Белоусова
Населённый пункт: Сочи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное мероприятие «Антарктида: сквозь льды и время»
Раздел: полное образование





Назад




Вовенко Леля Гаязовна

Учитель географии гимназии № 15 им. Н. Н. Белоусова г. Сочи

Внеурочное мероприятие

«Антарктида: сквозь льды и время»

200-летию со Дня открытия Антарктиды посвящается

Гости: Шагаров Л.М. руководитель Представительства Краснодарского

регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» в г. Сочи,

учителя географии общеобразовательных школ города Сочи

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в

гимназии №15 на торжественном мероприятии, посвященном 200-летию со

дня открытия Антарктиды великими мореплавателями, сынами великой

России

Фадеем

Фадеевичем

Беллинсгаузеном,

Михаилом

Петровичем

Лазаревым и смелыми и бесстрашными офицерами, и матросами Российского

Императорского флота.

Ученик:

Гордость за свою державу

Тот поход внушает нам.

Воздадим же честь и славу

Стойким русским морякам!

Учитель. А как все начиналось? Мы приглашаем вас в январь 1819 года.

Входят император и морской министр де Траверсе

Император: (обращаясь к министру) Милостивый государь, Иван Иванович!

Я не говорю ни да, ни нет. Но, давайте обратимся к отчету английского

мореплавателя Джеймса Кука.

50 лет назад он дважды пересек южный

полярный круг, но не обнаружил никакого материка (открывает папку,

читает) Кук пишет: «…Большая часть южного материка (если предположить,

что он существует) должна лежать в пределах полярной области выше южного

полярного круга, а там море так густо усеяно льдами, что доступ к земле

становится

невозможным.

Риск,

связанный

с

плаваньем

в

этих

необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка,

настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не

решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут

находиться на юге, никогда не будут исследованы»

Министр:

Ваше императорское величество, Александр Павлович! Как

морской министр я могу сказать: Даже если мы сможем найти этот материк, с

экономической точки зрения, соглашусь с Джеймсом Куком, вряд ли этот

материк будет нам полезен, а вот с политической точки зрения нам надо

опередить морские державы Запада. Осмелюсь прочесть записку адмирала

Ивана Федоровича Крузенштерна "Славу такого предприятия не должны мы

допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется

непременно в удел англичанам или французам".

А от себя добавлю, сегодня они успешно осваивают северные широты

Арктики. А вслед за ними придет желание отправиться на юг. Россия может

опоздать!

Император: Да! Здесь Вы правы. Но на подготовку экспедиции уйдет немало

времени.

Министр: Отчего же? Морское Министерство готово осуществить этот поход.

Вопрос лишь за Вашим одобрением и финансированием.

Император: Этот вопрос будет решен. Но непременно поход дивизии и его

руководство обсудите с адмиралом Крузенштерном. К полюсу должны пойти

только проверенные офицеры. Честь имею!

Император уходит

Входят морские офицеры Беллинсгаузен и Лазарев. Здравия желаем, Ваше

сиятельство!

Беллинсгаузен: капитан 2-го ранга Беллинсгаузен

Лазарев: лейтенант Лазарев

Министр: Господа офицеры, поход к южному полюсу одобрен императором,

предлагаю

обсудить

маршрут

с

учетом

рекомендаций

адмиралов

Крузенштерна, Сарычева и Коцебу.

Беллинсгаузен и Лазарев подходят к столу, министр раскрывает карту

Беллинсгаузен: Прочитав материалы дела, предлагаю отплытие назначить на

июль сего года. Первую длительную остановку корабли сделают в английском

Портсмуте. Здесь следует запастись едой и оборудованием. А осенью,

дождавшись попутного ветра, пройдем через Атлантику и следующую

остановку

сделаем

в

бразильском

Рио-де-Жанейро.

Наполним

трюмы

продовольствием, домашними животными, сверим хронометры и пойдем к

открытому

Джеймсом

Куком

острову

Южная

Георгия. Оттуда,

к

неизведанным южным широтам.

Министр:

По

повелению

императора

и

рекомендаций

адмирала

Крузенштерна идти до упора, продвигаясь как можно дальше на юг, дальше

англичанина Кука. Обязательно изучите методы описания морских берегов

гидрографа адмирала Сарычева. Какую задачу видите Вы, лейтенант Лазарев?

Лазарев:

Я

возьму

на

себя

подготовку

шлюпов.

Суда

деревянные,

изготовленные

из

сосны,

поэтому

дно

необходимо

оббить

медными

пластинами во избежание прилипания водорослей и моллюсков. Судно

дополнительно обшить досками учитывая поломку шлюпов и их сжатие при

столкновении со льдинами. Подготовить оборудование, научные приборы,

карты. Важную роль должен сыграть экипаж, который будет состоять из

добровольцев. Думаю, что к июлю шлюпы «Восток» и «Мирный» будут

готовы выйти в южные холодные широты.

Министр:

Поторопитесь, господа. Это воля императора!

Командовать

«Востоком» назначаю Вас, капитан Беллинсгаузен», «Мирным»- лейтенанта

Лазарева.

Беллинсгаузен и Лазарев вместе: Есть! уходят

Ученик: (у карты) В конце декабря 1819 года корабли подошли к острову

Южная Георгия. Отсюда начинался путь в неизвестность.

“Восток” и

“Мирный” не спеша двигались вперед, лавируя между льдинами. Погода

становилась хуже, туман застилал горизонт, часто штормило, температура

воздуха упорно снижалась день ото дня. Новый 1820 год встретил корабли

сильным снегопадом – матросы едва успевали счищать снег с палубы и

сбрасывать его с парусов. Утром 1 января шлюп “Мирный” чуть не врезался в

огромный айсберг, но спасся благодаря слаженной работе экипажа и удачному

ветру.

Экспедиция двигалась дальше – к Сандвичевым островам, которые когда-то

открыл Джеймс Кук, но ошибочно посчитал целый архипелаг одним большим

островом. Российские мореплаватели исправили в картах эту неточность. Весь

архипелаг Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами. Далее

путь лежал на восток. Шлюпы медленно продвигались в ледяном месиве,

лавируя между айсбергами. Наступило 28 января 1820 года.

Ученик: Стояла ясная погода. Перед “Востоком” и “Мирным” возник густой

побитый лед, которым было покрыто пространство до самого горизонта.

Михаил Лазарев в судовом журнале записал: “матерый лед, чрезвычайно

высокий… Простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение”.

Неужели материк! - воскликнул Лазарев и отметил координаты 2° 14' 50" з. д.

и 69° 21' 28" ю. ш

Вот она спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и

прекрасная, она лежала в морозной дремоте, в складках мантии снега,

светящегося аметистами и изумрудами льдов.

Именно этот день 28 января 1820 года считается днем открытия Антарктиды,

принесший славу российскому военному морскому флоту.

Учитель: Экспедиция продолжалась 2 года, потому что Ф.Ф. Беллинсгаузен

заявил: «Земля не считается открытой, если мы не шагнули за борт». Однако,

как позднее было установлено, мореплаватели 9 раз подходили к берегам

материка. Но шельфовые льды не давали возможности ступить на коренной

берег. Через 751 день экспедиция вошла в Кронштадт, базу Императорского

флота. Открытия Беллинсгаузена и Лазарева переоценить трудно. Был

обнаружен материк, а вместе с ним и 29 островов, во время экспедиции

российские мореплаватели придумали, как получать пресную воду из льдов

айсбергов, моряки собрали этнографические и естественнонаучные коллекции,

которые и сейчас находятся в Казанском университете, во время экспедиции

были сделаны первые эскизы пейзажей Антарктики и животных в тех местах.

Первый официально опубликованный отчет об экспедиции составил два тома

с атласом карт и дополнительных материалов.

По пути, проложенному Россией, к холодным южным берегам направляются

экспедиции различных стран мира. Они ведут исследования побережья,

уходят вглубь материка.

Чтец: Героическую страницу в исследование Антарктиды внесли Норвегия и

Англия, направив к южному полюсу своих полярников.

Ученик: 14 декабря 1911 года в сложнейших условиях антарктического лета

Южный полюс открыл норвежец Руаль Амундсен.

Ученик:

Трагически же сложилась судьба англичанина Роберта Скотта,

мечтой которого тоже было покорение южного полюса.

Ученик: Дошел. Но не успел поднять британский флаг!

Ведь здесь, на полюсе, уже норвежский стяг!

И вот итог-разочарованье. И охватило вдруг отчаяние:

Печальным будет возвращенье. Мы испытаем униженье.

И сердце тронула обида: Как ты жестока, Антарктида!

И прочитав норвежское письмо, Скотт сделал только лишь одно -

Английский флаг здесь водрузил и тихо с полюса отбыл.

Но нелегка дорога вниз: уступы, трещины, карниз.

Свирепый ветер с ног сбивает и вмиг следы он заметает.

Бураны, вьюги, ураганы…Невыносимо ноют раны.

Ты, слышишь, Роберт, не сдавайся и от друзей не отрывайся.

Пройди еще немного миль, ты верь, что скоро будет штиль.

Но сердце тихо угасало… а вьюга злее завывала.

Но Роберт Скотт уже герой! Он идеал, кумир он мой!

Ведь он боролся и искал, как жизнь прожить - пример нам дал!

Играет скрипка. Ученица держит в руках зажженную свечу.

Спустя несколько месяцев участники экспедиции Скотта нашли палатку с

телами полярников. Дневник и письма. Одно из которых было адресовано

жене Кеннет Скотт.

Ученица: (жена Скотта): читает письмо: «Моей вдове! Мы решили бороться

до конца, но борьбе этой наступил конец. Как много я мог бы рассказать тебе

и сыну об этом путешествии! Насколько оно было лучше спокойного сидения

дома в условиях всяческого комфорта. Но какую приходится платить за это

цену!»

Кеннет Скотт будучи скульптором, собрала пожертвования и установила

Роберту Скотту несколько памятников на крайних южных точках материков.

Трогательно звучат слова и Руаля Амундсена «Я пожертвовал бы славой,

решительно всем, чтобы вернуть его к жизни»

Чтец:

Успехи Амундсена, трагическая судьба Скотта и его товарищей

вызвало в мире небывалый интерес к Антарктиде. Наряду с другими странами

большую работу проводят советские полярники. Первая советская научная

станция появляется на побережье материка в 1956 году. Обсерватория

получила название «Мирный» в честь корабля Первой антарктической

экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева. Через несколько месяцев в районе

южного геомагнитного полюса Земли построили научную станцию «Восток»

на расстоянии 1400 км от побережья на высоте 3500 над уровнем моря.

Сегодня в Антарктиде работает 9 российских научных станций. Это

Беллинсгаузен Дружная Ленинградская

Молодежная Новолазаревская

Прогресс Русская (ученица наносит станции на карту).

Учитель: Сегодня научные исследования ведут на материке 67 стран мира на

90 полярных станций. В 1959 году был подписан международный договор об

Антарктиде, который гласит: Антарктида

не принадлежит ни одному

государству. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и

вооруженных судов южнее 60- градуса широты

запрещена.

Материк

предоставляется ученым только для исследования.

И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом,

ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и

вихрями пурги во тьме полярной ночи.

Ученик: Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.

Но жизнь все-таки есть. Суровые ветра и низкие температуры сформировали в

Антарктиде определенный вид животных. Самые замечательные жители

Антарктиды - это пингвины.

Ученица подходит к выставке рисунков

Удивительный Народ Здесь на полюсе живет. Вперевалку ходят братцы

В полынью зимой купаться и солдатиками с ходу все ныряют дружно в

воду! А на куче снеговой остается часовой. Если грозная акула

Погостить к ним завернула, Вылетают из воды, Как бы не было беды…

Пингвинов более 18 видов, но в Антарктиде наиболее распространены 2

вида. Это императорский пингвин и пингвины Адели по своему

количеству значительно превышающие императорских пингвинов.

Обратите, пожалуйста, внимание на выставку наших рисунков об

обитателях Антарктиды. Вот рисунок Сони Зариповой. Соня, почему ты

так назвала свою работу? Что тебе особенно хотелось выделить в своем

рисунке.

Соня: свою работу я назвала «Расти, малыш». Забота о своем потомстве

всегда трогательна, когда мы знакомимся с животным миром. Вот

императорский пингвин. Когда наступает в апреле время найти подругу

и продолжить свое потомство, пингвин громко кричит, прогуливаясь

среди сотен своих собратьев. И слушает, кто же отзовется на его крик.

Это и есть его подруга. Проходит время, и самка дарит пингвину яйцо

весом 500 граммов и длиной около 12 см. Приняв яйцо, пингвин держит

его, зажав между лапами, прижимая к пуху живота и не давая

прикасаться к ледяной поверхности земли. Пингвин не ест два месяца.

Самка эти два месяца нагуливает жир. А вскоре приняв яйцо на своих

лапах держит вылупившегося птенца. Вот это бережное полное любви

отношение к потомству я хотела выразить в своем рисунке.

А вот рисунок Руденко Милославы, здесь уже веселые и общительные

пингвины Адели. Самец знакомится с самкой, поднося ей камешек. Если

самка камешек взяла, с него начинается строительство гнезда. Когда

вылупляются птенцы родители вскармливают их вместе, но долго не

заморачиваются, а уводят свое дитя в ясли на коллективное кормление.

Ученик: Но пингвинами не ограничивается животный мир. Здесь можно

встретить несколько разновидностей тюленей, леопардов; в летнее

время прилетают буревестники, чайки, бакланы.

А это какое животное? Подскажите мне

Вроде рыба, вроде нет –Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит Чудо - юдо рыба …(кит)

А еще?

Не гнездится, не летает, В Антарктиде обитает

Средь заснеженных равнин Мореплаватель…(пингвин)

Учитель: Много тайн хранит в себе Антарктида, которые успешно

раскрывают ученые. Например:

в Антарктиде не один, а 6 полюсов:

1. Южный полюс Земли — географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс Земли — 72°25’ ю. ш., 155°16’в.д. (плато Земли

Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в.

д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с

суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон

д’Юрвиль;

3. Южный геомагнитный полюс — 78°З6’ ю. ш., 109°54’ в. д. (середина ХХ

столетия), район научной станции Восток;

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь

функционировала научная станция — Полюс Недоступности;

5. Полюс холода — станция Восток — 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров — мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может

достигать 70—80 м/сек, а в 1912—1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со

скоростью ветра 18 м/сек и более).

Учитель: События, которые происходят сейчас на территории Антарктиды

справедливо можно назвать актуальными – они представляют особый интерес

для всей планеты. Бескрайние земли материка скрывают под ледяной толщей

интересующие человечество природные ресурсы. Последние исследования

подтвердили, что по своему геологическому составу материк схож с Южной

Африкой. Существует предположение, что в недрах антарктической земли

скрываются внушительные залежи драгоценных металлов и урана.

Ученые доказали факт того, что льды Антарктиды возникли ранее, чем

ледниковые

покровы

Северного

полушария.

Эти

научные

изыскания

позволили

воссоздать

картину

ледникового

периода.

На

основании

исследований делаются расчеты, которые позволят использовать материковые

льды в качестве источника пресной воды. В 2012 году российские ученые

открыли подледное озеро, в котором обнаружили живые организмы.

И если вы сегодня захотели узнать больше об Антарктиде послушайте Карину

Кимовну хранительницу бесценного богатства школьной библиотеки.

Карина Кимовна о книгах библиотеки об Антарктиде

Учитель: Наше путешествие в Антарктиду завершается.

А Антарктида ждет новых первооткрывателей!

Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать полярник?

(смелым, бесстрашным, нравственным, оказывать помощь, не бросать в беде)

Да вот такими чертами характера обладают полярники Антарктиды. И сегодня

в этот знаменательный для всего мира, но особенно для нашей родины, день и

час со своими пожеланиями к полярникам обращается Литвинов, как и многие

дети нашей гимназии, написавшие им пожелания.

Литвинов читает поздравление.

А мы присоединяемся к Владу и восклицаем: Слава России, слава российским

морям, слава российскому флоту, славу ученым мира! Пусть мир будет не

только на материке Мира-Антарктиде, пусть мир будет на планете!

Конкурсы: Соберите материк Антарктиду. Напишите синквейн об

Антарктиде

4 команды выполняют задания. Награждение.

Ученик: Антарктида моей мечты, Удивительной силы и братства.

Неповторимой красоты Сплошного белого пространства.

Здесь вьётся чайка Джонатан, здесь звёзды Южного Креста,

Адели в беленькой манишке Тебя встречают у моста

Крестом божественной работы рисует карту Крузенштерн,

И звон сосульчатых антенн В дорогу провожает Скотта.

Как колок и прозрачен лёд, так фантастически далёк

Нам этот мир…

Моей открытый Родиной- Россией.



В раздел образования