Автор: Игнатенко Любовь Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Населённый пункт: город Губкин Белгородская область
Наименование материала: мастер- класс
Тема: Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
город Губкин Белгородская область
Мастер - класс
Метод проектирования
«Зеркало прогрессивных преобразований»
Учитель физики
Игнатенко Любовь Николаевна
Губкин 2021
Цель проведения мастер-класса: создать условия для
профессионального самосовершенствования учителя, в процессе которого
формируется индивидуальный стиль творческой педагогической
деятельности.
Задачи:
1.
Познакомить участников с методом проектной деятельности и с
основными этапами выполнения проектной работы учащимися.
2.
Создать условия для пополнения собственного опыта проектной
деятельности с учащимися.
3.
Способствовать развитию способов взаимодействия в
совместной интеллектуально-творческой деятельности.
Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на учителей
предметников, руководителей методических объединений и педагогов
дополнительного образования.
Требования
к
материальному
обеспечению
мастер-класса.
Оборудование – мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал в
виде карточек, бумага, ручки.
Раздаточный и демонстрационный материал: шаблоны
Ход мастер-класса
1-й этап. Организационный.
Добрый день уважаемые коллеги. Надеюсь, что сегодняшняя встреча
будет проходить в рабочей обстановке и окажется полезной и приятной для
всех нас! Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.
2-й этап. Актуализация личностного опыта участников.
«Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим перед
ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Современные реалии требуют развития новых способов образования,
педагогических
технологий,
нацеленных
на
индивидуальное
развитие
личности, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе, а
также творческую инициацию.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной
деятельности в основной школе является включение учащихся в проектно-
исследовательскую деятельность. Исследование как метод обучения может
быть использовано практически на каждом уроке. Проблема состоит в том,
что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной
исследовательской работе. Как учителю организовать работу таким образом,
чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей
проблеме? Выход состоит во включении учеников в самостоятельную
поисковую деятельность.
Сегодня я хочу продемонстрировать методику «Зеркало прогрессивных
преобразований», предложенную коллективом авторов: Т.В. Светенко,
Галковской и Яковлевой, которую использую в своей деятельности. Эта
методика помогает структурировать работу над любым проектом. Позволяет
быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение
проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В
результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и
анализ имеющихся ресурсов, четкое представление о желаемом результате
проекта. Как же именно работать по этой методике.
Давайте сейчас разберем по пунктам каждый этап.
Алгоритм методики «Зеркало прогрессивных преобразований»
1 шаг. Постановка проблемы. Сформулируйте одну конкретную проблему
и запишите ее.
2 шаг. Причины, создающие проблему. Выявите и запишите основные
причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
Шаги 1 и 2 представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в
ситуацию «плюс».
3 шаг. Цель проекта
. Проблему переформулируйте в цель
.
4 шаг. Задачи.
Причины становятся задачами.
5 шаг.
Мероприятия.
Для каждой задачи определяется комплекс
мероприятий – шагов по её достижению. Для каждого шага
определяются ответственные, которые подбирают команду для
реализации мероприятий.
Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для
получения желаемых результатов, для решения задач: как будет
выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто
ответственные, чем будут заниматься исполнители.
6 шаг. Результат или продукт проектирования. Для
каждого блока
задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и
критерии эффективности решения задачи.
7 шаг.
Анализ ресурсов.
Определяются необходимые материальные
ресурсы.
Ответственные определяют необходимые ресурсы и время
для выполнения мероприятий.
8 шаг. Критерии результативности. Каким должен получиться проектный
продукт?
Шаблон
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»
1. Постановка проблемы: (Написать ситуацию и вытекающую из нее
проблему)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2. Причины, создающие проблему:
(
формулировка начинается с «НЕ…»
или «НЕТ)
Ситуация «МИНУС»
_____________________________________________________________
Преобразуем ситуацию «минус» в ситуацию «плюс»
Ситуация «ПЛЮС»
3.
Цель проекта:
(
Какой проектный продукт мы хотим получить?)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.
Задачи: (Какие этапы надо выполнить, чтобы получить проектный
продукт)
1.________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
5. Мероприятия:
(Что необходимо сделать для решения задач?)
№
Мероприятие
Ответственные
6.
Результат или продукт проектирования: (Какой проектный продукт
мы хотим получить?)
____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.
Анализ ресурсов: (Какие материалы, инструменты, информационные
источники необходимы для работы над проектом?)
__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.
Критерии результативности: (Каким должен получиться проектный
продукт?)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
А сейчас, я хочу, представить Вам проект «Работоспособность детей»
используя метод «Зеркало прогрессивных преобразований»
Проект «Работоспособность подростка»
1.
Постановка
проблемы:
в
подростковом
возрасте
снижается
работоспособность.
2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)
Не знают, какие
факторы влияют на
работоспособность
Не знают, что такое
биологические ритмы
и как они влияют на
работоспособность
Не понимают
важности
соблюдения режима
дня
Ситуация «минус
Ситуация «плюс»
3.
Цель
проекта:
определить
возможные
способы
повышения
работоспособности.
4. Задачи:
5. Мероприятия, ответственные:
6. Продукт: таблица наблюдения за физическим и психологическим
состоянием подростка; буклет «Режим дня подростка».
7. Ресурс: временные ресурсы (одна неделя, краткосрочный проект);
интернет-ресурсы; консультации учителя биологии, школьного фельдшера,
врача-педиатра.
8.
Критерии
эффективности:
потребность
соблюдения
режима
дня;
улучшение самочувствия; повышение работоспособности.
Изучить информацию о
факторах, оказывающих
влияние на
работоспособность
Определить
собственные
биологические ритмы
Разработать режим
дня подростка
Использовать
источники
информации
Изучить
информацию о
биологических
ритмах
Изучить
информацию о
режиме дня
Получить
консультацию у
врача-педиатра
Обратиться к
школьному
фельдшеру
Разработать таблицу
наблюдения за своим
состоянием
Провести учет своей
нагрузки в течение
недели
Разработать режим дня
подростка с учетом
школьной и
внешкольной занятости
Проанализировать
свое состояние в
течение недели по
данным наблюдения
А сейчас вы сами попробуете поработать по этой методике.
Предлагаю каждой группе задания. «Помним и гордимся нашими
земляками»
Рефлексивный этап
Закончить выступление хочется японской пословицей:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я
буду сыт до конца жизни». Роль преподавателя — это научить детей
учиться.
Я была рада общению с вами! Надеюсь, что представленный материал
поможет вам в работе. Заполните, пожалуйста, листы рефлексии.
Рефлексивный лист
а) Оцени, опиши свое отношение к данной работе:
б) Мне было интересно________________________________________
в) Мне показалось сложным _____________________________________
г) Я научился ______________________________________________________
д) Я потратил много времени на ________________________________ ___
е) Открытия, которые я сделал, выполняя эту работу: _______________
__ _ _
В заключение я хочу рассказать, притчу про стакан
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он
держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем
спросил:
"Какова масса этого стакана?" - "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" -
предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его
взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение
нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова
спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и
вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, -
сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменилась
ли масса стакана в течение этого времени?
- Нет, - был ответ.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты
были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными
проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это
нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А
если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то
это парализует вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься.
Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти
проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И
таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться
свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными
ситуациями.
ОПУСТИТЕ СТАКАН!
Удачи всем!
Литература:
1.
Светенко, Т. В. Стратегический менеджмент в образовании [Текст] / Т.
В. Светенко, И. В. Галковская, Е. Н. Яковлева. – М. : Изд-во
АПКиППРО,
2007.
–
76
с.
–
(Учебно-методический
комплект
материалов для подготовки тьюторов).
2.
Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.
высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
3.
Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех
по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
4.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов
педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.