Напоминание

Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»


Автор: Игнатенко Любовь Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Населённый пункт: город Губкин Белгородская область
Наименование материала: мастер- класс
Тема: Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

город Губкин Белгородская область

Мастер - класс

Метод проектирования

«Зеркало прогрессивных преобразований»

Учитель физики

Игнатенко Любовь Николаевна

Губкин 2021

Цель проведения мастер-класса: создать условия для

профессионального самосовершенствования учителя, в процессе которого

формируется индивидуальный стиль творческой педагогической

деятельности.

Задачи:

1.

Познакомить участников с методом проектной деятельности и с

основными этапами выполнения проектной работы учащимися.

2.

Создать условия для пополнения собственного опыта проектной

деятельности с учащимися.

3.

Способствовать развитию способов взаимодействия в

совместной интеллектуально-творческой деятельности.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на учителей

предметников, руководителей методических объединений и педагогов

дополнительного образования.

Требования

к

материальному

обеспечению

мастер-класса.

Оборудование – мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал в

виде карточек, бумага, ручки.

Раздаточный и демонстрационный материал: шаблоны

Ход мастер-класса

1-й этап. Организационный.

Добрый день уважаемые коллеги. Надеюсь, что сегодняшняя встреча

будет проходить в рабочей обстановке и окажется полезной и приятной для

всех нас! Очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.

2-й этап. Актуализация личностного опыта участников.

«Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим перед

ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

Современные реалии требуют развития новых способов образования,

педагогических

технологий,

нацеленных

на

индивидуальное

развитие

личности, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе, а

также творческую инициацию.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной

деятельности в основной школе является включение учащихся в проектно-

исследовательскую деятельность. Исследование как метод обучения может

быть использовано практически на каждом уроке. Проблема состоит в том,

что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной

исследовательской работе. Как учителю организовать работу таким образом,

чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей

проблеме? Выход состоит во включении учеников в самостоятельную

поисковую деятельность.

Сегодня я хочу продемонстрировать методику «Зеркало прогрессивных

преобразований», предложенную коллективом авторов: Т.В. Светенко,

Галковской и Яковлевой, которую использую в своей деятельности. Эта

методика помогает структурировать работу над любым проектом. Позволяет

быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение

проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В

результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и

анализ имеющихся ресурсов, четкое представление о желаемом результате

проекта. Как же именно работать по этой методике.

Давайте сейчас разберем по пунктам каждый этап.

Алгоритм методики «Зеркало прогрессивных преобразований»

1 шаг. Постановка проблемы. Сформулируйте одну конкретную проблему

и запишите ее.

2 шаг. Причины, создающие проблему. Выявите и запишите основные

причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

Шаги 1 и 2 представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в

ситуацию «плюс».

3 шаг. Цель проекта

. Проблему переформулируйте в цель

.

4 шаг. Задачи.

Причины становятся задачами.

5 шаг.

Мероприятия.

Для каждой задачи определяется комплекс

мероприятий – шагов по её достижению. Для каждого шага

определяются ответственные, которые подбирают команду для

реализации мероприятий.

Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для

получения желаемых результатов, для решения задач: как будет

выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто

ответственные, чем будут заниматься исполнители.

6 шаг. Результат или продукт проектирования. Для

каждого блока

задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и

критерии эффективности решения задачи.

7 шаг.

Анализ ресурсов.

Определяются необходимые материальные

ресурсы.

Ответственные определяют необходимые ресурсы и время

для выполнения мероприятий.

8 шаг. Критерии результативности. Каким должен получиться проектный

продукт?

Шаблон

Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы: (Написать ситуацию и вытекающую из нее

проблему)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Причины, создающие проблему:

(

формулировка начинается с «НЕ…»

или «НЕТ)

Ситуация «МИНУС»

_____________________________________________________________

Преобразуем ситуацию «минус» в ситуацию «плюс»

Ситуация «ПЛЮС»

3.

Цель проекта:

(

Какой проектный продукт мы хотим получить?)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.

Задачи: (Какие этапы надо выполнить, чтобы получить проектный

продукт)

1.________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

5. Мероприятия:

(Что необходимо сделать для решения задач?)

Мероприятие

Ответственные

6.

Результат или продукт проектирования: (Какой проектный продукт

мы хотим получить?)

____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7.

Анализ ресурсов: (Какие материалы, инструменты, информационные

источники необходимы для работы над проектом?)

__________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.

Критерии результативности: (Каким должен получиться проектный

продукт?)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А сейчас, я хочу, представить Вам проект «Работоспособность детей»

используя метод «Зеркало прогрессивных преобразований»

Проект «Работоспособность подростка»

1.

Постановка

проблемы:

в

подростковом

возрасте

снижается

работоспособность.

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

Не знают, какие

факторы влияют на

работоспособность

Не знают, что такое

биологические ритмы

и как они влияют на

работоспособность

Не понимают

важности

соблюдения режима

дня

Ситуация «минус

Ситуация «плюс»

3.

Цель

проекта:

определить

возможные

способы

повышения

работоспособности.

4. Задачи:

5. Мероприятия, ответственные:

6. Продукт: таблица наблюдения за физическим и психологическим

состоянием подростка; буклет «Режим дня подростка».

7. Ресурс: временные ресурсы (одна неделя, краткосрочный проект);

интернет-ресурсы; консультации учителя биологии, школьного фельдшера,

врача-педиатра.

8.

Критерии

эффективности:

потребность

соблюдения

режима

дня;

улучшение самочувствия; повышение работоспособности.

Изучить информацию о

факторах, оказывающих

влияние на

работоспособность

Определить

собственные

биологические ритмы

Разработать режим

дня подростка

Использовать

источники

информации

Изучить

информацию о

биологических

ритмах

Изучить

информацию о

режиме дня

Получить

консультацию у

врача-педиатра

Обратиться к

школьному

фельдшеру

Разработать таблицу

наблюдения за своим

состоянием

Провести учет своей

нагрузки в течение

недели

Разработать режим дня

подростка с учетом

школьной и

внешкольной занятости

Проанализировать

свое состояние в

течение недели по

данным наблюдения

А сейчас вы сами попробуете поработать по этой методике.

Предлагаю каждой группе задания. «Помним и гордимся нашими

земляками»

Рефлексивный этап

Закончить выступление хочется японской пословицей:

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я

буду сыт до конца жизни». Роль преподавателя — это научить детей

учиться.

Я была рада общению с вами! Надеюсь, что представленный материал

поможет вам в работе. Заполните, пожалуйста, листы рефлексии.

Рефлексивный лист

а) Оцени, опиши свое отношение к данной работе:

б) Мне было интересно________________________________________

в) Мне показалось сложным _____________________________________

г) Я научился ______________________________________________________

д) Я потратил много времени на ________________________________ ___

е) Открытия, которые я сделал, выполняя эту работу: _______________

__ _ _

В заключение я хочу рассказать, притчу про стакан

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он

держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем

спросил:

"Какова масса этого стакана?" - "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" -

предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его

взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение

нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова

спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и

вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, -

сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменилась

ли масса стакана в течение этого времени?

- Нет, - был ответ.

- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты

были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными

проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это

нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А

если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то

это парализует вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься.

Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти

проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И

таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться

свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными

ситуациями.

ОПУСТИТЕ СТАКАН!

Удачи всем!

Литература:

1.

Светенко, Т. В. Стратегический менеджмент в образовании [Текст] / Т.

В. Светенко, И. В. Галковская, Е. Н. Яковлева. – М. : Изд-во

АПКиППРО,

2007.

76

с.

(Учебно-методический

комплект

материалов для подготовки тьюторов).

2.

Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.

высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.

3.

Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех

по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.

4.

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов

педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.



В раздел образования