Автор: Королёва Александра Сергеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ-школа №51 города Орла
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Разработка урока по информатике (5 класс)
Тема: Табличная форма представления информации
Раздел: среднее образование
Конспект урока по теме
«Представление информации в форме таблицы»
5 класс
Цель урока: формировать преставление о многообразии и структуре таблиц; формировать практические навыки создания и применения таблиц в своей
деятельности.
Планируемые результаты освоения обучающимися темы:
предметные – представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы;
метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации;
личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Формы работы учащихся: групповая, в парах, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Организационный этап (подготовка
учащихся к работе на уроке; мотивация
на успех учебной деятельности, создание
благоприятной атмосферы на занятии)
Учитель приветствует учащихся, говорит, что рад их видеть,
проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к
уроку, настраиваются на работу.
Учитель
заранее
делит ребят на 2
группы
и
расставляет столы
Постановка цели урока (определение
совместно с учащимися что, для чего и
каким образом они будут делать на
уроке)
Учитель обращает внимание детей на то, что человек постоянно
совершает действия, связанные с получением и передачей,
хранением и обработкой информации, которая может быть
представлена в различном виде.
Учитель просит ребят взять голубую карточку с текстом об
успеваемости учащихся по разным предметам (текст один, но
форма представления разная: у одной группы текст представлен
в виде таблицы) и ответить на вопросы:
- Сколько было пасмурных дней в месяце?
- Сколько было солнечных дней в месяце??
- Сколько раз за месяц температура воздуха опускалась ниже 17
градусов?
- Назовите самый тёплый и самый холодный день месяца
Учитель обращает внимание учеников на то, что одна из групп
дает ответ быстрее и демонстрирует текст на карточках
спрашивает, почему так происходит.
Учащиеся работают с карточками, отвечают на
вопросы.
Учащиеся делают вывод, что группа, у которой
текст представлен в форме таблицы, дает
ответы быстрее.
Приложение: лист 1
Учитель задает вопрос: часто ли приходится ребятам работать с
таблицами и на каких уроках?
Уточняет тему урока: «Представление информации в форме
таблиц», задает наводящие вопросы.
Отвечают, приводят примеры, делают вывод,
что
очень
часто
используют
таблицы
для
представления
разнообразной
информации.
Формулируют
тему
урока
«Представление
информации в форме таблиц» и формируют
первую цель урока:
- научиться представлять информацию в форме
таблиц.
Первичное усвоение новых знаний
Учитель предлагает выполнить №121 в рабочей тетради и
проверить вместе правильность его выполнения. Координирует
ответы учащихся.
Учитель предлагает назвать составные части таблицы (работа с
учебником, рис.26 стр.65)
Учитель задает вопрос учащимся: что помогает человеку сделать
аккуратную таблицу и поместить ее в учебник?
Выполняют №121 в рабочей тетради. Меняются
тетрадями в парах, проверяют задание друг
друга.
Учащиеся называют составные части таблицы.,
пользуясь учебником.
Учащиеся отвечают, что с помощью
компьютера верстаются учебники и
формулируют вторую цель урока: научится
строить таблицы на компьютере
Приложение: с.2
Можно распечатать
задание.
Верно заполненную
таблицу можно
пометить на слайд
Актуализация знаний
Учитель проводит игру «Жокей и лошадь»: просит ребят взять
розовую карточку и найти «свою пару» из другой группы
Ребята сидят по группам, у каждого ребёнка в
каждой группе есть розовая карточка с
изображением кнопки Меню, либо с действием
кнопки. Ребята ищут «свою пару» и крепят на
доску соответствующие карточки рядом друг с
другом.
Приложение: листы
3-12 (распределить
по группам)
Первичная проверка понимания
Учитель проводит игру «Лови ошибку». На слайде появляется
задание и три варианта его решения. Учитель просит ребят
методом эксперимента выбрать верный вариант, и не удалять
результаты своей работы.
Учитель
проводит
физкультминутку.
Стихотворение
сопровождается соответствующими движениями
У любой простой таблицы по бокам есть две границы,
Левая граница слева у таблицы,
Правая граница справа у таблицы,
Сверху у таблицы верхняя граница,
Снизу у таблицы нижняя граница
Учащиеся садятся за компьютеры и создают
текстовый документ. Учащиеся
экспериментальным методом с помощью ПК
находят верное решение задачи. Таким
образом, после выполнения задания у каждого
учащегося создана таблица вида
Повторяют движения за учителем
Презентация:
слайды 2-6
Черный слайд
(сохраняем зрение)
Можно включить
музыкальное
сопровождение
Первичное закрепление
Учитель показывает задачу на слайде.
Читают задачу
Презентация:
слайд 8
Рефлексия (1 часть)
Учитель задает вопрос, что может помочь решить эту задачу?
Учитель обращает внимание учащихся на то, что у них уже есть
нужная таблица, которую создали на компьютере. Но, чтобы
использовать ее, нужно правильно внести информацию в ячейки.
Далее учитель просит применить для всех ячеек таблицы
выравнивание по центру: выделить всю таблицу и примените
выравнивание (учащиеся выравнивают всю таблицу по центру).
Учитель задает вопрос, каким образом заполнить заголовок и
боковик таблицы?
Учитель задает наводящие вопросы при необходимости.
Учитель после решения задачи называет фамилии ученых,
изображенных на слайде.
Учитель просит учащихся выключить мониторы (во избежание
действия на глаза) и выполнить задание в рабочей тетради
(стр.99, №125).
Учитель просит открыть на Рабочем столе файл Проверка. В
этом файле находится таблица (на первый взгляд пустая).
Учитель просит залить всю таблицу другим цветом. Но не
просто залить, а выбрать цвет согласно правилу (на слайде):
Учитель
проходит
и
смотрит
цвет
заливки таблиц учащихся.
Отвечают: таблица (табличный способ)
Учащиеся отвечают, что в эти ячейки
необходимо внести имена, отчества ученых и
названия наук. Делают это с использованием
компьютера.
Решают задачу вместе, делая необходимые
пометки в своей таблице. Делают вывод (ответ
задачи).
Самостоятельно решают задачу табличным
способом в рабочей тетради
Учащиеся открывают файл с таблицей.
Выбирают нужный цвет и выполняют заливку
таблицы. Появляется решение задачи. Сверяют
свое решение, при необходимости исправляют
ошибки
Решение задачи
сопровождается
демонстрацией
слайдов 9 -15
Черный слайд
Приложение: с.13
Можно распечатать
задание.
Файл заранее
помещается на
рабочий стол
Слад 17
Информация о домашнем задании
Учитель подводит итоги урока,
предлагает записать домашнее
задание (слайд 18)
Комментирует распределение
заданий по цветам (от простого к
сложному)
Учащиеся открывают дневники и записывают
себе то задание, цвет которого совпадает с
цветом их таблицы
8. Рефлексия (2 часть) (подведение
итогов урока, определение соответствия
полученного результата поставленным в
начале занятия целям)
Учитель предлагает учащимся сказать, чему каждый из них
научился на уроке (ответы не должны повторяться).
Учащиеся говорят, чему каждый из них
научился на уроке