Автор: Воробьева Александра Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17
Населённый пункт: город Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: Методический материал
Тема: «Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 комбинированного вида
«Здоровячок»
Красноярский край, г. Зеленогорск.
«Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с
нарушением зрения».
Инструктор по физической культуре:
Воробьева Александра Олеговна
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе
которого формируется здоровье и развивается личность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. - Это дети, имеющие
различные отклонения психического и (или) физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести
полноценную жизнь.
Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми образовательными
потребностями. Опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения в
состоянии
здоровья,
убеждает
нас
в
том,
что
реализация
комплексной
образовательной программы возможна при условии приоритетного решения
вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития
ребенка.
Доказано,
что
нарушение
зрения
отрицательно
сказывается
на
общем
физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно-двигательной
ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на
развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние
здоровья.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения
позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.
К ним относятся:
Особенности физического развития детей с нарушениями зрения являются
• гипер- или гиподинамия;
• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание,
прыжки в длину, метание);
• нарушение ручной моторики;
• общая скованность и замедленность выполнения движений;
• нарушение координации движений;
• трудности при выполнении движений на равновесие.
• недостаточное развитие чувства ритма;
• нарушение ориентировки в пространстве;
• замедленность процесса освоения новых движений;
• нарушение осанки, плоскостопие;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы,
ловкости, скорости.
Учитывая имеющиеся у детей нарушения двигательной сферы в нашем ДОУ
определили организацию физического воспитания со специальной коррекционной
направленностью, основная цель которой –помочь детям воспринимать предметы
окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать
неуверенность в движениях.
Основными
задачами
физического
воспитания
дошкольников
с
нарушением зрения являются:
• развитие детей посредством движения;
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и
временных представлений;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов
познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых
качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр,
подвижных играх, эстафетах, соревнований;
• формирование и развитие компенсаторных навыков.
При планировании работы с ОВЗ по физическому воспитанию, обязательно
учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка:
- физическую нагрузку;
- показания и противопоказания при нарушениях;
- дефект зрения;
- игры и упражнения для развития зрительных функций;
- охранительный режим;
В определении физической нагрузки подходим индивидуально к каждому
ребёнку в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога:
• Инвалиды по зрению занимаются индивидуально с воспитателем или
тифлопедагогом.
• У слабовидящих детей не надо требовать ограничения во времени; задания и
упражнения дети выполняют в силу своих физических возможностей;
• На спортивных снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка) -
индивидуальная работа со взрослым.
Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям.
При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия,
заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и
длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками,
кувырки через голову и др.
Детям после операции, применяем охранительный режим: заменяем занятия
физкультурой индивидуальной работой со специалистами.
Занятия по физкультуре компенсирующих групп проходят в спортивном зале и
на улице. Их построение и продолжительность такие же, как в обще развивающих
группах, но есть и отличительные особенности, поэтому в отличие от обычных
групп, включаю дополнительные задания, игры, упражнения на:
• Координацию движений
• Снятие зрительного утомления
• Зрительно- двигательную ориентировку
• Равновесие
• Профилактику вялой осанки и плоскостопия
• темп выполнения упражнений и заданий снижен;
• Уменьшается дозировка физических упражнений;
• Обязательное использование музыкального сопровождения для выработки
согласованности движений, чувства ритма;
На занятиях закрепляется определенное место для каждого ребенка, в
зависимости от зрительной патологии: слабовидящие дети в вводной части
находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений - впереди, рядом с
воспитателем, если у ребенка окклюзия (заслонка) левого глаза, его располагают
справа от воспитателя; правого глаза – слева от воспитателя; детей с парезами
глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения; с расходящимся косоглазием
– по центру во второй и третий ряды.
Подбор основных видов движений осуществляются согласно группе здоровья.
Например, если с детьми основной группы проводим прыжки на двух ногах
через предметы положенные на пол, то детям подготовительной группы
предусматриваем их выполнение на мягкой основе: матах и поролоновых
ковриках.
Детям
специальной
группы,
заменяем
прыжки
на
ходьбу
с
перешагиванием предметов, так как прыжки детям этой группы противопоказаны.
Предусматриваем
индивидуальный
подход
при
выполнении
ОВД
на
спортивных снарядах, требующих зрительного контроля. Обеспечиваем страховку
слабовидящих детей, используя зрительные ориентиры.
В работе для оказания помощи детям с нарушениями зрения введена
пропедевтическая
работа.
Основой
этой
работы
являются
упражнения,
подготавливающие детей к основным видам движений.
Пропедевтические
занятия
эффективны
в
преодолении
двигательных
пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного
двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений.
Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания, на
развитие
определенного
движения.
Проводится
индивидуально
или
небольшими
группами
по
2-3
человека
2-3
задания
в
виде
упражнений
или
игр.
Продолжительность не более 6-7 мин.
С
целью
преодоления
нарушений
пространственной
ориентировки
включаем:
• Строевые упражнения, построения и перестроения;
• Ходьба и бег между предметами,
• Ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по
зрительным ориентирам; («Порядок, беспорядок»)
• Ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора;
• игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых
связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти).
• Нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и
промолчи»)
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы
вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании
положительные
эмоциональные
двигательные
образы
от
подвижных
игр,
воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Обязательно в работе со слабовидящими детьми, включаем упражнения на
развитие зрительного восприятия.
Специальные упражнения для глаз включены в разные формы занятий по
физической культуре, и прежде всего в структуру физ минуток на других занятиях.
Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные
формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения –
сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой,
фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную
ориентировку в окружающем пространстве.
При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры
(цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, которые дети надевают на
палец руки.
Упражнения для активизации зрительных функций:
• остроты зрения,
• фиксации взора,
• локализации и прослеживания.
• Глазомера,
• Гимнастика для снятия зрительного утомления
Значимость таких упражнений в том, что в процессе зрительного анализа и
контроля, формируются зрительно-двигательные связи, которые у наших детей
отстают в развитии.
Для
повышения
активности
зрения,
зрительно-двигательной
ориентации
стандартное
физкультурное
оборудование
(гимнастические
палки,
обручи,
скакалки) имеет специальные метки в виде ярко окрашенной точки. Применяются
специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного
воспроизведения действий, его зрительного анализа (колокольчики, звуковые
сигналы). На канатах, веревках, шнурах также имеются обозначения в виде
полоски или бантика, на полу имеются яркие метки с помощью которых дети
ориентируются при выполнении ОРУ.
На
обще
развивающих
занятиях
воспитатели
используют
электронные
гимнастики для глаз, что детям доступно и очень интересно.
У большинства слабовидящих детей отмечаются вялая осанка искривление
позвоночника, плоскостопие, поэтому применяем специальные упражнения на
формирование осанки и стопы.
Зная, что зрительная патология влечет за собой отклонения в координации
движений, развитии чувства ритма, в содержание коррекционно-развивающей
работы ввели отдельные занятия по исправлению нарушенных функций.
По структуре такие занятия просты и включают следующие упражнения:
коррекционные упражнения для рук, для ног и для совместной работы рук и ног.
Используя такие упражнения, добиваемся усвоения детьми различного ритма и
согласованности движений рук и ног. («Догонялки»)
Большое значение в работе по координации движений придаем значение
развитию мелкой моторике рук, так как у детей со зрительными нарушениями они
чрезмерно напряжены, либо наоборот, расслаблены, малоподвижны.
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не
только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве,
совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха,
подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры
способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.
Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно
учитывать
ряд
противопоказаний
по
выполнению
отдельных
движений,
упражнений, которые отмечались выше.
Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей,
игра должна быть хорошо организована и разъяснена.
Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде,
удару в бубен и др., о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры
целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать
переутомления,
используя
это
время
для
анализа
игры.
Осуществляется
индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений,
время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).
В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время
бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.
Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с
нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда, в зале имеется:
• яркая разметка зала,
• Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь
детям координировать действия руки и глаза, определять направление
движения.
• Стойка с яркими мячами,
• схема зрительной траектории по В. Ф. Базарному,
• зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,
• зрительные ориентиры в пространстве,
• цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.
• коррекционные дорожки,
• массажные мячи.
Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:
• медленный показ,
• поэтапное выполнение действия ребенком,
• словесная инструкция,
• многократные упражнения,
• зрительный анализ,
• непосредственная помощь ребенку,
•
использование
средств,
обеспечивающих
страховку
(опоры,
ориентиры,сигналы).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и
осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:
• Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
• Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
• Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
• Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств
позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое
воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Зеленогорск, 2021 г.