Напоминание

«Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения».


Автор: Воробьева Александра Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17
Населённый пункт: город Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: Методический материал
Тема: «Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с нарушением зрения».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 комбинированного вида

«Здоровячок»

Красноярский край, г. Зеленогорск.

«Коррекционная работа по физическому воспитанию для детей с

нарушением зрения».

Инструктор по физической культуре:

Воробьева Александра Олеговна

Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе

которого формируется здоровье и развивается личность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. - Это дети, имеющие

различные отклонения психического и (или) физического плана, которые

обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести

полноценную жизнь.

Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми образовательными

потребностями. Опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения в

состоянии

здоровья,

убеждает

нас

в

том,

что

реализация

комплексной

образовательной программы возможна при условии приоритетного решения

вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития

ребенка.

Доказано,

что

нарушение

зрения

отрицательно

сказывается

на

общем

физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно-двигательной

ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на

развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние

здоровья.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения

позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.

К ним относятся:

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения являются

• гипер- или гиподинамия;

• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание,

прыжки в длину, метание);

• нарушение ручной моторики;

• общая скованность и замедленность выполнения движений;

• нарушение координации движений;

• трудности при выполнении движений на равновесие.

• недостаточное развитие чувства ритма;

• нарушение ориентировки в пространстве;

• замедленность процесса освоения новых движений;

• нарушение осанки, плоскостопие;

• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы,

ловкости, скорости.

Учитывая имеющиеся у детей нарушения двигательной сферы в нашем ДОУ

определили организацию физического воспитания со специальной коррекционной

направленностью, основная цель которой –помочь детям воспринимать предметы

окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать

неуверенность в движениях.

Основными

задачами

физического

воспитания

дошкольников

с

нарушением зрения являются:

• развитие детей посредством движения;

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и

временных представлений;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов

познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых

качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр,

подвижных играх, эстафетах, соревнований;

• формирование и развитие компенсаторных навыков.

При планировании работы с ОВЗ по физическому воспитанию, обязательно

учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка:

- физическую нагрузку;

- показания и противопоказания при нарушениях;

- дефект зрения;

- игры и упражнения для развития зрительных функций;

- охранительный режим;

В определении физической нагрузки подходим индивидуально к каждому

ребёнку в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога:

• Инвалиды по зрению занимаются индивидуально с воспитателем или

тифлопедагогом.

• У слабовидящих детей не надо требовать ограничения во времени; задания и

упражнения дети выполняют в силу своих физических возможностей;

• На спортивных снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка) -

индивидуальная работа со взрослым.

Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям.

При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия,

заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и

длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками,

кувырки через голову и др.

Детям после операции, применяем охранительный режим: заменяем занятия

физкультурой индивидуальной работой со специалистами.

Занятия по физкультуре компенсирующих групп проходят в спортивном зале и

на улице. Их построение и продолжительность такие же, как в обще развивающих

группах, но есть и отличительные особенности, поэтому в отличие от обычных

групп, включаю дополнительные задания, игры, упражнения на:

• Координацию движений

• Снятие зрительного утомления

• Зрительно- двигательную ориентировку

• Равновесие

• Профилактику вялой осанки и плоскостопия

• темп выполнения упражнений и заданий снижен;

• Уменьшается дозировка физических упражнений;

• Обязательное использование музыкального сопровождения для выработки

согласованности движений, чувства ритма;

На занятиях закрепляется определенное место для каждого ребенка, в

зависимости от зрительной патологии: слабовидящие дети в вводной части

находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений - впереди, рядом с

воспитателем, если у ребенка окклюзия (заслонка) левого глаза, его располагают

справа от воспитателя; правого глаза – слева от воспитателя; детей с парезами

глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения; с расходящимся косоглазием

– по центру во второй и третий ряды.

Подбор основных видов движений осуществляются согласно группе здоровья.

Например, если с детьми основной группы проводим прыжки на двух ногах

через предметы положенные на пол, то детям подготовительной группы

предусматриваем их выполнение на мягкой основе: матах и поролоновых

ковриках.

Детям

специальной

группы,

заменяем

прыжки

на

ходьбу

с

перешагиванием предметов, так как прыжки детям этой группы противопоказаны.

Предусматриваем

индивидуальный

подход

при

выполнении

ОВД

на

спортивных снарядах, требующих зрительного контроля. Обеспечиваем страховку

слабовидящих детей, используя зрительные ориентиры.

В работе для оказания помощи детям с нарушениями зрения введена

пропедевтическая

работа.

Основой

этой

работы

являются

упражнения,

подготавливающие детей к основным видам движений.

Пропедевтические

занятия

эффективны

в

преодолении

двигательных

пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного

двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений.

Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания, на

развитие

определенного

движения.

Проводится

индивидуально

или

небольшими

группами

по

2-3

человека

2-3

задания

в

виде

упражнений

или

игр.

Продолжительность не более 6-7 мин.

С

целью

преодоления

нарушений

пространственной

ориентировки

включаем:

• Строевые упражнения, построения и перестроения;

• Ходьба и бег между предметами,

• Ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по

зрительным ориентирам; («Порядок, беспорядок»)

• Ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора;

• игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых

связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти).

• Нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и

промолчи»)

Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы

вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании

положительные

эмоциональные

двигательные

образы

от

подвижных

игр,

воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.

Обязательно в работе со слабовидящими детьми, включаем упражнения на

развитие зрительного восприятия.

Специальные упражнения для глаз включены в разные формы занятий по

физической культуре, и прежде всего в структуру физ минуток на других занятиях.

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные

формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения –

сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой,

фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную

ориентировку в окружающем пространстве.

При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры

(цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, которые дети надевают на

палец руки.

Упражнения для активизации зрительных функций:

• остроты зрения,

• фиксации взора,

• локализации и прослеживания.

• Глазомера,

• Гимнастика для снятия зрительного утомления

Значимость таких упражнений в том, что в процессе зрительного анализа и

контроля, формируются зрительно-двигательные связи, которые у наших детей

отстают в развитии.

Для

повышения

активности

зрения,

зрительно-двигательной

ориентации

стандартное

физкультурное

оборудование

(гимнастические

палки,

обручи,

скакалки) имеет специальные метки в виде ярко окрашенной точки. Применяются

специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного

воспроизведения действий, его зрительного анализа (колокольчики, звуковые

сигналы). На канатах, веревках, шнурах также имеются обозначения в виде

полоски или бантика, на полу имеются яркие метки с помощью которых дети

ориентируются при выполнении ОРУ.

На

обще

развивающих

занятиях

воспитатели

используют

электронные

гимнастики для глаз, что детям доступно и очень интересно.

У большинства слабовидящих детей отмечаются вялая осанка искривление

позвоночника, плоскостопие, поэтому применяем специальные упражнения на

формирование осанки и стопы.

Зная, что зрительная патология влечет за собой отклонения в координации

движений, развитии чувства ритма, в содержание коррекционно-развивающей

работы ввели отдельные занятия по исправлению нарушенных функций.

По структуре такие занятия просты и включают следующие упражнения:

коррекционные упражнения для рук, для ног и для совместной работы рук и ног.

Используя такие упражнения, добиваемся усвоения детьми различного ритма и

согласованности движений рук и ног. («Догонялки»)

Большое значение в работе по координации движений придаем значение

развитию мелкой моторике рук, так как у детей со зрительными нарушениями они

чрезмерно напряжены, либо наоборот, расслаблены, малоподвижны.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не

только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве,

совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха,

подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры

способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.

Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно

учитывать

ряд

противопоказаний

по

выполнению

отдельных

движений,

упражнений, которые отмечались выше.

Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей,

игра должна быть хорошо организована и разъяснена.

Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде,

удару в бубен и др., о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры

целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать

переутомления,

используя

это

время

для

анализа

игры.

Осуществляется

индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений,

время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).

В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время

бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.

Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с

нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда, в зале имеется:

• яркая разметка зала,

• Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь

детям координировать действия руки и глаза, определять направление

движения.

• Стойка с яркими мячами,

• схема зрительной траектории по В. Ф. Базарному,

• зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,

• зрительные ориентиры в пространстве,

• цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.

• коррекционные дорожки,

• массажные мячи.

Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:

• медленный показ,

• поэтапное выполнение действия ребенком,

• словесная инструкция,

• многократные упражнения,

• зрительный анализ,

• непосредственная помощь ребенку,

использование

средств,

обеспечивающих

страховку

(опоры,

ориентиры,сигналы).

Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и

осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:

• Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;

• Современными подходами к организации и выбору средств и методов;

• Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;

• Признание принципа комплексного подхода ведущим.

Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств

позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое

воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

Зеленогорск, 2021 г.



В раздел образования