Автор: Воронцова Вера Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Школа № 4
Населённый пункт: Иркутская область, город Черемхово
Наименование материала: Урок русского языка в 4 классе
Тема: Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта изучения темы
Предмет
Русский язык
Класс
4
Тип урока
Открытие нового знания
Тема
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.
Цель
Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных
множественного числа; развивать навык правописания окончаний в данных падежах; формировать у учащихся
способность к взаимодействию с другими учащимися; воспитывать активную жизненную позицию.
Технологии
Технология проблемного обучения
Планируемые
предметные результаты
Познакомиться с падежными окончаниями имён существительных в дательном, творительном, предложном
падежах множественного числа; научиться правильно склонять имена существительные во множественном числе;
выделять окончания имён существительных в данных падежах.
Метапредметные УУД
Познавательные: ориентироваться в учебнике: умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения,
корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; принимать и сохранять цель и учебную
задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать
выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале…) при работе с учебным
материалом.
Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций; принимать участие в работе в парах, договариваться друг с другом.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности;
воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа;
владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на
уроке.
Организация пространства
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
работа в парах.
Ресурсы: учебник русского языка для 4 класса под редакцией В.П. Канакиной,
В.Г.Горецкого, таблицы, раздаточный материал.
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1.
Мотивация к
учебной
деятельности
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Настрой на работу
Личностные:
самоопределение
2.
Актуализация
знаний.
Создание условий для включения учащихся в
обсуждение проблемных вопросов.
-Выстройте этапы нашего урока.
-Посмотрите на оценочные листы. Прочитайте
критерии. На этапах практической работы вы себя
оцените.
Правописание окончаний сущ. в Р.п., мн.ч.
-На доске (на экране) записаны сущ. в именительном
падеже, поставьте существительные в родительный
падеж множественного числа.
-Выполните сначала работу самостоятельно в парах.
И.п. Р.п.
Сапоги – сапогами, сапог
чулки – чулками, чулок
носки - носков, носками
туфли - туфель, туфлями
платья - платьев, платьями
банты - бантами бантов
-Проверим по эталону.
-Какие окончания имеют существительные в
родительном падеже множественного числа? (-ов, -
ев, -ей, нулевое)
Выстраивают
1). Что знаем? Что умеем?
2).Чистописание.
3). Словарная работа.
4). Изучение нового материала.
5). Закрепление.
6). Итог.
7). Рефлексия.
При помощи раздаточного
материала выполняют работу в
парах.
Проверяют по эталону.
И.п. Р.п.
Сапоги-сапог
чулки-чулок
носки-носков
туфли-туфель
платья-платьев
банты-бантов
Регулятивные(управление
своей деятельностью)
Познавательные(работа с
учебными моделями)
Личностные
(самоопределение)
Коммуникативные(навык
сотрудничества)
Регулятивные (контроль и
коррекция)
Регулятивные(самостоятель
ность организовать свою
деятельность)
2). Чистописание
ов (показ верхнего и нижнего соединения)
-Обратите внимание на слово носков.
-Назовите окончание.
-Запишите слова в родительном падеже
множественного числа носки, платья
3). Словарная работа. Игра «Волшебная
палочка».
Учитель называет слово и передаёт «волшебную»
палочку ученику. Кому попала палочка, тот и пишет
слово на доске.
Путешественник, портрет, костёр, берег, лист,
трамвай, урожай.
-Запишите слова во мн.ч. Р.п.
Устно составьте предложение с любым из слов.
Уч-ся пишут в тетради.
ов, ев
носков, платьев
Ученики пишут слова:
путешественников, портретов,
костров, берегов, листьев,
трамваев, урожаев ?
Составляют
Регулятивные(управление
своей деятельностью)
Коммуникативные (речевая
деятельность)
3.
Определение
темы урока,
цели и задач.
-Прочитайте.
… на Новый год принесли искусственную ёлку.
Украшали «лесную» красавицу … и …. . На
пушистых … разложили снежинки. Хороша ёлка!
- Всё ли понятно?
-Почему не всё понятно?
-Вам предложены слова в И.п.- ребята, игрушки,
гирлянды, ветки. Попробуйте найти им место в
тексте.
-Прочитайте. Получился ли текст?
Самостоятельная работа в парах.
Коммуникативные(речевая
деятельность)
-Что нужно сделать? Поставить в нужную форму.
-Перед вами таблица. Просклоняйте имена сущ. и
определите какие из них подойдут к нашему тексту.
Паде
-жи
Воп-
росы
Сущ.
мн.ч.
Сущ.
мн.ч.
Сущ.
мн.ч.
Сущ.
мн.ч.
Оконча
ния
И.п.
ребя
та
игру
шки
гирл
янды
ветк
и
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
-Какие имена сущ. подойдут? В каком они падеже и
числе?
-Попробуйте добавить слова, чтобы текст стал
понятным.
-Определите тему урока.
-Поставьте цель урока.
- Задачи.
- Дательный, творительный,
предложный падежи имён сущ. во
множественном числе.
- Научиться писать окончания
сущ. в данных падежах.
1). Поупражняться в склонении
сущ. в данных падежах.
2). Понаблюдать за окончаниями
сущ. в данных падежах.
3). Узнать окончания…
4). Потренироваться писать сущ.
мн.ч. в данных падежах.
5). Сформулировать правило.
4.
Этап
открытия
нового
знания.
-Прочитайте упражнение 269.
-
-Какие окончания имён сущ. дательного,
творительного и предложного падежей?
-Выделите окончания и понаблюдайте.
-Сформулируйте правило.
ФИЗМИНУТКА
Знакомятся с правилом
правописания окончаний имён
сущ. во мн. ч. данных падежей.
Отвечают.
Д.п. –ам, -ям
Т.п. –ами, -ями
П.п.-ах, -ях
Познавательные.
Регулятивные (управление
своей деятельностью)
Коммуникативные(речевая
деятельность)
5.
Первичное
закрепление с
комментиров
анием во
внешней
речи.
-Выпишите предложения с существительными
дательного, творительного или предложного
падежей во мн.числе.
Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что
из веточки можно вырасти дерево. Об этом он
сообщил другу. Ранней весной обрезали тополя.
Утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу.
Они высаживали свои тополя, ухаживали за
молодыми деревцами.
Через несколько лет зашумела чудесная аллея из
тополей. Как много могут сделать настойчивые руки.
Регулятивные (управление
своей деятельностью)
Е.Пермяк
6.
Самостоятель
ная работа.
Читают текст и выписывают
предложения
Регулятивные (управление
своей деятельностью,
контроль и коррекция)
7.
Итог.
- Назовите тему урока.
- Цель.
-Чтобы добиться цели, какие задачи вы ставили
перед собой?
Коммуникативные (речевая
деятельность)
8.
Рефлексия.
-Как вы научились писать окончания имён сущ.
дательного, творительного и предложного падежей?
Покажите яблочки.
Показывают нарисованные
яблочки.
Зелёное – научился
Жёлтое – не совсем научился
Красное – не научился.
Личностные
(смыслообразование)