Автор: Елегечева Капитолина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ Мариинская СОШ №3
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Урок биологии. 6 класс. Опорные системы
Тема: Опорные системы
Раздел: среднее образование
Урок учителя биологии МАОУ Мариинская СОШ №3 г.Томска
Урок: 6 класс «Строение и свойства живых организмов»
Н.И.Сонин
Тема: Опорные системы растений и позвоночных животных.
Опорные системы животных.
Цель урока: сформировать представление об опорной системе животных
организмов и ее значение в их жизни; показать изменение и усложнение
опорных систем животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений
устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать,
анализировать, работать с различными источниками информации.
Задачи урока:
Иметь представление об опорных системах живых организмов.
Знать роль опорных систем в жизнедеятельности разных организмов.
Знать особенности строения внутреннего скелета и его функции у
позвоночных животных
Иметь представление о развитии опорных систем животных в процессе
эволюции.
Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний и
способов деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Методы обучения:
Информационно – рецептивный (учащиеся воспринимают и осмысливают
новые знания, фиксируют их в своей памяти)
Репродуктивный
(учащиеся
сознательно
усваивают
новые
знания
понимают и запоминают)
Частично – поисковый (учащиеся сравнивают, анализируют и делают
выводы)
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
2.
Изучение нового материала.
Опорные системы беспозвоночных и позвоночных животных
Вопрос:
Как вы думаете, что такое опора? (опора моста, опора полки,
забора, опора для больного человека)
Запись в тетради:
Функции опорных систем:
-обеспечивают организму характерную форму тела.
-служат его каркасом, устойчивым к сжатию.
-предохраняет организм от различных повреждений. (Например, грудная клетка
защищает легкие и сердце).
В организме, что у нас,
Как для здания каркас?
Что внутри нам помогает,
Став опорою для нас?
Что выполняет роль опоры в организме человека и животных? (скелет)
Вопрос: А, что такое скелет?
Скелет – это совокупность твёрдых тканей в организме животных и человека,
придающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.
Один учёный сказал, что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы
медузу. Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что
медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Её
приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её?
1.
Экскурс в историю
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости.
Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая
кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель —
посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил
путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком
собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов.
Великий анатом Андреас Везалий под мраком ночи тайно крал трупы
повешенных.
Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на
анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по
высокой цене за границей коллекции по анатомии.
Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой
половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на
городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые
изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно
стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного
стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих
сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы
прикреплялись различные органы. (Рассказы учащихся)
Типы скелетов
Вопрос: Какие выделяют скелеты по месту положения?
Ответ: Наружный и внутренний.
Вопрос: Какой скелет называют наружным?
Ответ: Наружным называют скелет, который расположен снаружи. Наружный
скелет имеют раковины моллюсков, хитиновый покров насекомых и
ракообразных.
Вопрос: Какой скелет называют внутренним ?
Ответ: Внутренний скелет у позвоночных животных. Скелет снаружи покрыт
мышцами и кожей. Внутренний скелет также у головоногих моллюсков.
Скелет
Беспозвоночные животные
Наружный скелет
Внутренний скелет
1 .
радиолярии
2 .
раки
3 .
головоногие моллюски
1 .
двустворчатые моллюски
2 .
брюхоногие моллюски
3.
головоногие моллюски
Скелет
Позвоночные животные
Внутренний скелет
Отделы скелета
Скелет головы, скелет
туловища
Скелет туловища,
скелет конечностей
Скелет конечностей
Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний. Наружный
скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это
раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но
прочные покровы насекомых.
Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они
прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный
образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном
из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи.
У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными
солями и становится еще прочнее, образуя панцирь.
По мере роста моллюски достраивают свои раковины. У членистоногих этот
процесс происходит сложнее – они растут при линьках. Так, в определенное
время под старым панцирем рака образуется новый тонкий хитиновый покров, а
старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и
эластичный, рак быстро растет. Этот период для него очень опасен: слабый,
малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.
Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые
простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски.
У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы,
скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или
хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и
скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с
возрастом почти полностью заменяется костью.
3.Формирование умений и навыков
1. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены
в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На
работу 2 минуты.
Улитка
Краб
Майский жук
Рыба
Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных
перечисленных животных наружный скелет.
2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены
в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
Голубь
Кошка
Окунь
Рак
Ответ: Лишнее животное – рак, так как у него наружный скелет, а у остальных
перечисленных животных внутренний скелет
3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены
в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
Кальмар
Мидия
Бабочка
Краб
Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у
остальных перечисленных животных наружный скелет.
4. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены
в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
Ящерица
Воробей
Бабочка
Лошадь
Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у
остальных перечисленных животных внутренний скелет
Задание в рабочей тетради:
№70 - 73
4.
Домашнее задание
С.92-95, пересказ. Р.Т. №74-76