Автор: Крыштова Ирина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №7 дошкольное отделение-детский сад №57
Населённый пункт: г.Одинцово, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Адаптация детей к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Адаптация детей к детскому саду.»
Введение
С проблемой адаптации малыша к детскому саду сталкиваются все без исключения. Как
легче пройти адаптацию ребенку?
Первые дни ребенка в детском саду — страх, переживания, слезы. Плачут дети, тайком
вытирают глаза мамы. Как это знакомо каждому родителю! С проблемой адаптации
малыша к детскому саду на втором-третьем году жизни ребенка сталкиваются все без
исключения. У кого-то она проходит сравнительно легко, а у кого-то затягивается на
месяцы. От чего же это зависит? Попробуем разобраться вместе.
Цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях
дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных
возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи: создание условий для осуществления благоприятного воспитательно-
образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей
раннего возраста.
формирование и развитие личностных, социальных и коммуникативных навыков
воспитанников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности (навыков развития инициативы и
творческих способностей; навыков взаимодействия детей друг с другом; игровых
навыков; и т.п.)
Результат: 1.
Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
2.
Создание положительного климата в детском коллективе.
3.
Развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и
сверстниками.
4.
Развитие игровых навыков.
Как легче пройти адаптацию ребенку?
Естественно, всем понятно, что меняется весь образ жизни малыша.
Раньше большую часть своего времени он проводил дома, в кругу родных и близких
людей, которых знал с самого рождения. В детском саду для него не только новая
обстановка, но и чужие, незнакомые люди, как взрослые, так и дети.
Общение на детских площадках
Ребенку приходится учиться жить в большом коллективе сверстников, подчиняться
правилам детского коллектива. Легче в данной ситуации тем ребятам, которые уже
общались с детьми на детских площадках, в развлекательных центрах, в игровых
комнатах.
Режим дня
Меняется и режим дня. Очень часто дома режим подстраивается под ребенка, в детском
саду наоборот: малыш учится жить по режиму всей группы.
Мудрые родители, чтобы облегчить процесс адаптации своего ребенка, начинают
постепенно перестраивать его режимные моменты, максимально приближая их к тем,
какие ожидают его в саду. Как показывает опыт, это очень помогает ребенку быстрее
привыкнуть к саду. Такие дети лучше кушают, легче засыпают. Что же еще могут сделать
родители, чтобы адаптация прошла как можно легче?
Успокоиться самим
Сначала нужно успокоиться самим. Дети очень чувствуют напряжение и тревогу матери,
улавливают ее настроение, отношение к садику, воспитателям.
Экскурсия с ребенком в группу
Поэтому взрослым в первую очередь нужно поработать над собой. Можно заранее
прийти в группу, которую будет посещать ребенок, побеседовать с воспитателями,
поделиться с ними своими опасениями и тревогами, рассказать об индивидуальных
особенностях своего малыша, посмотреть, где ребенок будет спать, играть, заниматься,
кушать, собираться на прогулку, обсудить режимные моменты.
Полезно взять на такую экскурсию и ребенка, чтобы он заранее был готов к новой для
себя обстановке, а дома еще раз обсудить, что они видели, чем-нибудь заинтересовать
малыша. Важно вызвать у него желание идти в детский сад. Если ребенок почувствует
доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо
спокойнее будет воспринимать утреннее расставание и быстрее адаптируется к новым
людям и условиям.
Любимая игрушка
Можно разрешить своему сыну или дочери взять с собой в садик любимую игрушку. Она
поможет ему в трудные моменты справиться со слезами, которые неизбежно возникнут.
Ритуал прощания
Придумайте какой-нибудь ритуал прощания, приятный для вашего малыша. И
обязательно говорите ребенку, что вы за ним придете! Это он должен очень хорошо
уяснить! Неважно, сколько времени будет находиться ребенок в саду первые дни: час или
два, он четко должен знать, что мама или папа его любят и скоро за ним придут!
Даже если вас ждут неотложные дела, не обманывайте его и не подрывайте его доверие
к вам, говоря, что вы только сходите в магазин, оставляя его сразу на полдня в чужой
обстановке. В следующий раз он вам не поверит! Убедить его и успокоить будет гораздо
сложнее. Если ситуация безвыходная, постарайтесь доступно объяснить, когда вы за ним
придете: «Ты покушаешь, поиграешь с ребятами, погуляешь, и я за тобой обязательно
приду!». В данном случае и воспитателю будет легче убедить ребенка: «Мы уже идем
гулять, значит, мама скоро придет!».
Не потерять доверие
Самое главное – не потерять доверие и не зародить в малыше страх, что его оставили
навсегда, не создать вред для его психического и физического здоровья.
Быть терпимее
Нужно отметить, что во время адаптации дети становятся капризнее, конфликтнее. В этот
период необходимо быть терпимее, эмоционально их поддерживать, чаще обнимать и
показывать свою любовь к ним.
Согласованные действия
Согласованные действия родителей и воспитателей помогут детям быстрее
адаптироваться.
Комфортная атмосфера
Воспитатель в свою очередь должен стараться создать максимально комфортную и
доброжелательную атмосферу в группе. Помогут в этом не только теплые
взаимоотношения с ребенком, но и создание яркой, интересной предметно-развивающей
окружающей среды.
Необычные игры
Увлечь малыша помогают не столько купленные в магазине игрушки, сколько необычные,
которых он еще нигде не видел, никогда в них не играл, игры сделанные из подручных
материалов. Такие игры, направленные на сенсорное развитие малышей, особенно
помогают в период адаптации. Они вызывают у детей интерес, желание самим
попробовать, тем самым отвлекая и увлекая их.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает
разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей
дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных
эмоций у детей. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на
свежем воздухе.
Таким образом, как будет проходить адаптация ребенка к детскому саду, зависит и от
родителей, и от воспитателей. Только согласованные действия, создание благоприятных
условий, доброжелательное отношение и индивидуальный подход помогут преодолеть
этот сложный период.
Автор: Крыштова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы:
Московская область, г. Одинцово МБОУ Одинцовская гимназия №7
дошкольное отделение-детский сад №57