Автор: Гладченко Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: научная статья
Тема: Образ А.С. Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы
Раздел: среднее образование
3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 1»
города Астрахани
Статья по литературе
Образ А.С. Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы
подготовила
учитель русского языка и литературы
Гладченко Надежда Ивановна
г. Астрахань
2021
4
Образ А.С.Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы
Погружение в «золотой век» русской поэзии для Б.Окуджавы было не
только органичной, но единственно возможной формой существования. Поэзия
Окуджавы черпает силу в «кроветворных органах» 19 века, поэтому образ
А.С.Пушкина
занимает
особое
место
в
его
лирике.
И,
безусловно,
поэзия
Пушкина сыграла огромную роль в формировании поэтического мира Булата
Шалвовича,
хотя
позже
он
признавался,
что
прочувствовал
всю
глубину
гениальной
пушкинской
простоты
лишь
в
сорок
лет:
«Пушкина
я
по
–
настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и
думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а
просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал
перечитывать
его
другими
глазами.
Как
стихи
моего
близкого,
хорошего
знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне
очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно
стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная
личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом. [5; 120].
Как писали А. Скобелев и С. Шаулов, «мудрая гармония уютного мира
Булата Окуджавы, основанного на доброте и ясности человеческих отношений,
утверждение
целесообразности
и
вечности
людской
жизни
на
земле
<...>
напоминает пушкинское отношение к жизни» [39; 5]. Пушкин для Окуджавы —
мерило, эталон, ориентир, данный миру «на то, чтобы доказать собою, что такое
сам поэт <...>, что такое в существе своём поэт, это чуткое создание, на всё
откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика». Близки этому
пониманию слова Ю. Айхенвальда: Пушкин — «эхо мира, послушное и певучее
эхо, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё <...>
[50;27]. Пушкин ответил <...> на дело Божьих рук — признанием и восторженной
хвалой,
<...>
воплотил
в
своём
поэтическом
слове
мировую
гармонию».
5
Светлому, гармоническому реализму Пушкина Окуджава старается следовать
всегда. «Я не литературовед и не могу объяснить своё внутреннее притяжение к
Пушкину» [59;134], — признаётся поэт.
Ю.М.Лотман
–
известный
филолог,
исследователь
истории
русской
литературы
18-
19
веков,
автор
прекрасных
литературоведческих
трудов,
посвященных творчеству Н.М.Карамзина, А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, сказал однажды:» …а, на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял
не исследователь, а поэт – Булат Окуджава. В его стихотворении «Александру
Сергеичу хорошо, ему прекрасно…» больше понимания личности Пушкина, чем
во многих академических трудах…» [40; 121].
И
действительно
образ
А.С.Пушкина
у
Б.Окуджавы
единый
и
правдоподобный. Стихотворение напоминает нам о важных моментах жизни
Пушкина.
Первые
два
четверостишия
соотносятся
с
жизнью
Александра
Сергеевича в деревне. Возможно это пребывание и проживание в псковском
имении Михайловское:
Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо.
боль угасла,
баба щурится из избы,
в небе – жаворонки,
только десять минут езды
до ближайшей ярмарки…
Атрибутами
деревенской
жизни
являются
мельничное
колесо,
избы,
жаворонки, а также в стихотворении прослеживается некая удаленность от
городской суеты (до ближайшей ярмарки ехать нужно десять минут). Что
касается слов «боль угасла», то эта боль вызвана следующими событиями:
страсть к Е.К.Воронцовой, интриги вокруг Пушкина со стороны А.Н.Раевского,
отставка.
6
Б.Окуджава пишет вот теперь Пушкину хорошо, он вдали от всех интриг и
событий действительности, теперь он нашел уединение и смог осмыслить все
обстоятельства, которые дали ему материал для творчества.
В третьем четверостишии автор стихотворения восхищается талантом Пушкина,
его литературными способностями:
У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто…
Действительно
известный
факт,
что
именно
в
период
нахождения
в
Михайловском
Александр
Сергеевич
написал
много
замечательных
произведений:
завершил
стихотворения
(в
том
числе
и
стихотворение
«Пророк»),
поэму
«Цыганы»,
«Граф
Нулин»,
романы
«Евгений
Онегин»
и
«Борис Годунов» и другие. Окуджава отмечает, что творчество А.Пушкина
высокого качества, а также отмечает скрытые, сверхъестественные способности
гения, сравнивая его с чертом.
Четверостишие
…жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти…
точно отражает биографические сведения об Александре Сергеевиче. В июле
1823года Пушкин был переведен по службе в Одессу, где он прожил около года.
Кроме этого, в 1820 году он вместе с Н.Н.Раевским находился на Кавказе и в
Крыму.
Отразил Б.Окуджава в своем стихотворении и цензуру, под которую попал
А.С.Пушкин:
…Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
7
на память заучивали!
Весной 1820 года тучи над поэтом сгустились. Он вызван к военному
генерал-
губернатору,
гражданину
М.А.Милорадовичу
для
объяснения
по
поводу широко распространившихся в списках его политических стихотворений.
Пушкину грозила ссылка в Сибирь и лишь усилиями старых друзей (Карамзина,
Чаадаева, Глинки) удалось заменить ее переводом по службе из Петербурга в
Екатеринослав (ныне Днепропетровск).
Б.Окуджава
упоминает
в
своем
стихотворении
о
встрече
Александра
Сергеевича с царем. И действительно такая встреча была[59;177]. В ночь с
третьего на четвертое сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный
от
псковского
губернатора
Б.
А.
Адеркаса:
Пушкин
в
сопровождении
фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император,
Николай I.Восьмого сентября, сразу же после прибытия, Пушкин был доставлен
к царю для личной аудиенции. В разговоре сглазу на глаз, который в основных
чертах по позднейшим свидетельствам поэта и царя, Пушкину по возвращении
из
ссылки
гарантировалось
личное
высочайшее
покровительство
и
освобождение от обычной цензуры («Я сам буду твоим цензором»,- сказал царь).
Даже заявление поэта о том, что 14 декабря 1825 года, будь он в Петербурге, он
непременно встал бы в мятежное каре, было принято с показным одобрением за
откровенность.
Намекнув
на
перспективу
близких
реформ
и
возможное
прощение
осужденных,
царь
приглашал
поэта
в
союзники
новой
государственной программы либерализации страны. И Пушкин вступает в такое
соглашение,
поверив
царю
уже
потому,
что
это
отвечало
собственным
убеждениям в необходимости - под силой обстоятельств - государственных
преобразований. Александр Сергеевич понимал, что примирение с опальным
поэтом
было
по-
своему
необходимо
императору,
чтобы
успокоить
общественное
мнение,
возбужденное
правительственным
террором
против
декабристов, но видел в таком соглашении симптом мудрой политики.
Также Б.Окуджава отразил и любовные отношения Пушкина, трагический
исход дуэли. Да Александр Сергеевич питал чувства ко многим женщинам, но
8
женился на Наталии Николаевне Гончаровой. Назревал у него конфликт со
светской чернью. Внешне он сводился к случайному происшествию: наглому
ухаживанию за женой поэта светского повесы француза Ж.Дантеса, принятого
на
службу
в
один
из
самых
привилегированных
полков
русской
гвардии
благодаря
высокому
покровительству
усыновившего
его
голландского
посланника барона Л. Геккерена. 27 января 1836 года состоялась дуэль между
Пушкиным и Дантесом, Александр Сергеевич был смертельно ранен и через два
дня скончался. А.С.Пушкин умер, но память о нем жива, его произведения
читали, читают, и будут читать. Б.Окуджава утверждает, что смерть Пушкина не
напрасна:
Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.
В стихотворении «Счастливчик Пушкин», написанном в 1967 году автор
рисует образ гениального поэта. Для того чтобы передать образ Пушкина, каким
он
представляется
поэту,
Окуджава
использует
художественные
средства,
которые
проявляются
на
разных
уровнях
стихотворения:
фонемном,
графическом, лексическом, морфологическом.
На фонемном уровне это аллитерация и ассонанс. Повторяются звуки <с>,
<р>, <г>, <о>, <у>. Слова, в которых встречаются эти звуки, произносятся с
особой интонацией, они выделяются из общего потока слов, создают настроение
всему произведению.
На графическом уровне это внешний облик стихотворения, расположение
строк, чередование заглавной и строчной букв в начале каждой строки.
На лексическом - использование эпитетов (красивая женщина, чинная
любовь), слов-символов (треск свечи связан со свечой- символом «поэтического
горения», мельничное колесо символ широкого охвата, духовного просветления,
течения времени, символизм колеса связан с символикой птицы- жаворонка,
9
значение которого можно интерпретировать как пробуждение души самого
Пушкина).
На
морфологическом
уровне
-
использование
глаголов
прошедшего
времени (жил, бывал, ездил, давали), кратких форм прилагательных (губаст,
учен), собственных имен (Одесса, Крым, Черная речка), устаревшую лексику
(карета, царь), что способствует объективности.
Стихотворение богато и изобразительно- выразительными средствами:
эпитетами (красивая женщина, чинная любовь), повторами, тавтологией (любил
любовью), гротеском («деньги в долг давали ему до самой смерти»), абсурдом
(жандармы его стихи на память заучивали).
В целом стихотворение представляет собой монтаж отдельных наиболее
важных моментов жизни А.С.Пушкина. Б.Окуджава сначала называет образ
счастливчика, затем, посредством отдельных кадров монтажа, средств языка,
раскрывает, в чем же заключается его счастье, то есть рисует образ счастливчика.
После
этого,
автор
создает
оппозицию
смерть-
бессмертие:
смерть
-
биологический
конец
жизни,
бессмертие-
состояние,
которое
свойственно
немногим, избранным.
В этом стихотворении видели то полемику с трагическим представлением
о
поэте,
чьи
«отдельные
неудачи
среди
сплошных
удач»
компенсированы
радостью творчества, то пародийную вариацию на тему штампов пушкинской
биографии,
то
гротеск
–
ничего
себе
счастливчик,
с
жандармами,
личным
надзором государя и мучительной гибелью, – но никто еще, кажется, не обращал
внимания
на
то,
что
это
сочинение
являет
собой
горькое
сетование
на
собственную поэтическую судьбу. Слово «зависть» не вяжется с характером и
обликом Окуджавы, но здесь он, кажется, явно сравнивает участь Пушкина с тем,
что выпало русским поэтам сто с лишним лет спустя. «Счастливчик! Везунчик!»
– говорим мы о
том, кому завидуем; о том, чьи радости и даже горести
гармоничны и потому становятся стимулом для искусства, переплавляются в
него. Поэтическая судьба Пушкина, в самом деле, идеальна – Окуджаве и его
современникам досталось совсем другое. Счастье в том, что жандармы во
10
времена
Пушкина
действительно
были
вежливы
и
тихи,
и
выполнение
жандармского долга не мешало им понимать, с кем они имеют дело; Николай I
действительно время от времени давал поэту аудиенцию и прислушивался к
нему; «и даже убит он был красивым мужчиной» – то есть сама смерть его была
обставлена
романтически,
став
красивым
завершением
красивого
пути.
И
главное – ему было за что умирать, понятие чести было живо и для него, и для и
для
его
современников,
–
а
за
что
умирать
нам,
в
мире
безнадежно
скомпрометированных понятий, солгавших обещаний, извращенных ценностей?
Образ счастливчика у Окуджавы схож с представлениями о нем у самого
Пушкина. Так в стихотворении «Блажен, кто в шуме городском …» («Из письма
к кн. Вяземскому») лирический герой Александра Сергеевича мечтает уйти от
суеты, от городского шума. А.С.Пушкин в этом стихотворении не однозначен во
взгляде на счастливчика:
1.Счастливым можно быть наедине с собой, среди природы, где тишь и
благодать;
2.Счастливым можно быть только среди людей, которые признают и ценят
твой талант.
Такое впечатление, что в душе лирического героя происходит борьба, сам
же
А.С.Пушкин
признает
два
понятия
счастливого
человека.
Кто-то
наслаждается уединением и счастлив этим, а кто-то предпочтет шумное, веселое,
городское времяпрепровождение. В жизни должно присутствовать и то и другое.
Причем, счастливчик Пушкина ассоциируется с блаженным человеком, но
который
имеет
связь
с
Богом,
имеет
божью
милость.
Блаженный,
значит,
непонятен окружающим, значит, отмечен самой судьбой. У Пушкина в этом
стихотворении образ счастливчика романтизирован: мечта об уединении, связь
с природой, двоемирие.
Образ счастливчика в данном произведении А.С.Пушкина близок самому
автору,
а
счастливчик
–
это
образ
творца,
для
которого
важен
и
покой
(душевный, творческий), и всеобщее признание окружающих.
11
В стихотворении «Счастлив ты в прелестных дурах» образ счастливчика
Александр Сергеевич рисует как образ молодого повесы, которого привлекает
веселая
жизнь,
развлечения.
Этот
счастливчик
готов
играть
с
судьбой,
со
смертью. Счастливчик-это примета пушкинского времени, примета молодого
человека того времени. И этот образ реален, он – образ молодых людей 19 века.
В стихотворении «Элегия» образ счастливчика многогранен. Счастлив тот,
кто:
- живет в согласии с собой;
- отмечен судьбой;
- ведет «красивую жизнь»;
- любим и любит.
Таким образом, у А.С.Пушкина такой счастливчик:
1.Он отмечен судьбой, поэтому жизнь не огорчает его, несмотря на все
трудности жизни;
2.Живет в согласии с самим собой и с окружающими; гармония в душе
счастливчика;
3.Обладает творческими способностями, чем-то наделен свыше.
Счастливчик Булата Окуджавы близок к пушкинскому, близок к образу
самого Пушкина. Таким образом, можно говорить о создании Б.Ш.Окуджавой
внутреннего мира А.С.Пушкина. Несмотря на все события, происходящие в
жизни Александра Сергеевича, на его творческие кризисы, он не изменил своему
мироощущению, не потерял свою духовность, скорее, наоборот, она крепла в
нем. Пушкин, как демиург, творец, всю свою духовность, свое миропонимание,
эмоции и чувства воплотил в своих произведениях.
В стихотворении «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…»
Б.Ш.Окуджава выказывает свое отношение к эпохам, к историческому течению
времени,
в
котором
присутствуют
нотки
грусти,
сожаления,
ощущение
неизбежности изменений. Мечта о встрече с Пушкиным выражена в этом
стихотворении
Окуджавы.
Мысленное
общение
с
дорогим
литературным
родственником
из
прошлого
вдохновляет
поэта
более,
чем
застолье
с
12
современниками: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем /
поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа». Поэт ностальгирует и по
старой Москве, вместе с которой ушел Пушкин: «А все-таки жаль, что в Москве
больше нету извозчиков…».
Лирик, склонный к стилевой раскованности, стремится реанимировать
Пушкина в возможной полноте его жизненных проявлений: как личность, как
характер,
как
почерк…
Пушкин
в
книжной
обложке,
бывший
желанным
собеседником
в
каждой
русской
интеллигентной
семье,
нужен
творческим
современникам Окуджавы, чтобы «открыть нашу родину снова, / но уже для
самих себя». Канон оживал, обретал осязаемость и рельефность в стихах поэта-
«шестидесятника»
и,
как
следствие,
выполнял
функцию
эстетического
ориентира.
Образ А.С.Пушкина – фигура, которая помогает выразить Окуджаве свое
отношение к современности через обращение к прошлому. Автор, с одной
стороны, возвеличивает образ Пушкина. С другой же стороны, Булат Шалвович
ставит себя рядом с великим гением, он считает Пушкина своим другом, близким
себе по духу:
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
Житейская точка зрения лирического героя проявляется в том, что он
называет своего идеала Александром Сергеичем. Такое скорее неофициальное
собственное наименование возможно, если состоишь в дружеских отношениях с
тем, кого так называешь, в определенной обстановке, а также, если имеешь
одинаковое положение, то есть можешь общаться «на равных».
Эти
две
позиции
Окуджавы
прослеживаются
на
протяжении
всего
произведения
и
на
всех
его
уровнях,
особенно
на
ритмической
и
композиционной его организации. Так, прочитав первое четверостишие, в двух
первых строках чувствуются возвышенные нотки интонации – высказывание
философских истин по поводу течения времени, смены поколений, а в двух
13
последних
–
та
самая
обыденность,
некая
сниженность
тона
в
голосе
лирического героя:
Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,
у каждой эпохи свои подрастают леса…
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
На
протяжении
всего
стихотворения
происходит
смена
настроения.
Каждое
четверостишие
начинается
жизнеутверждающей
позицией,
а
заканчивается
неоптимистично,
с
неким
сожалением,
даже
с
какой-то
иронической грустью:
Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
мы все обрели: и надежную пристань, и свет…
А все-таки жаль - иногда над победами нашими
встают пьедесталы, которые выше побед.
Общее настроение несет лексика с определенной тональностью (былое
нельзя воротить, печалиться, а все-таки жаль, не веришь слезам, грустить о
былом и др.). На синтаксическом уровне этому способствуют использование
сложных
синтаксических
конструкций,
многоточий,
тире.
Все
это
создает
атмосферу недоговоренности, многозначности авторской идеи.
Большую смысловую нагрузку несет пятое четверостишие:
Москва, ты не веришь слезам - это время проверило,
Железное мужество, сила и стойкость во всем…
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,
Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.
В этих словах явно прослеживается авторская точка зрения на историю,
Чувствуется менталитет русского народа. «Москва, ты не веришь слезам…» - это
перифраз крылатого выражения «Москва слезам не верит». В этом Б.Окуджава
видит
историческую
обусловленность
современной
ему
действительности.
Кроме этого, «Москва…железное мужество» - метафора всей России, русского
народа.
14
Композиционная двуплановость произведения отражает контраст времен,
контраст прошлого и настоящего для автора.
Лирический герой отмечает то, что время проходит, жизнь меняется и не
всегда к лучшему, люди всегда страдают. Отмечает он и то, что каждая эпоха
хороша чем-то, что каждая несет что-то новое, позитивное, несмотря на все ее
отрицательные стороны.
Кольцевая
композиция,
обрамляющая
стихотворение,
выводит
па
передний план образ Пушкина. А.С.Пушкин – это человек из прошлого, но он же
– это и связь между прошлым и настоящем, он вне всякого времени. Неслучайно
в произведении упоминаются Москва и Пушкин. Москва – столица, сердце
России. А.С.Пушкин – гений, носитель русского духа. Эти образы связаны
между собой. В Москве Александр Сергеевич родился, провел свое детство,
осуществлял литературную деятельность, он покидал ее и снова возвращался.
В
произведении
«Былое
нельзя
воротить
и
печалиться
не
о
чем…»
появляется фигура Пушкина, благодаря присутствию которой вдруг проступает
общий контур неблагополучной общественной ситуации, в которой подлинное
начинает подменяться ложным, показным: «А
все-таки жаль – иногда над
победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед».
В
стихотворении
«Приезжая
семья
фотографируется
у
памятника
Пушкину» Б.Окуджава продолжает идеализировать образ великого поэта. Само
произведение
представляет
собой
привычную
уличную
сценку,
которая
приобретает символический обобщенный смысл: памятник А.С.Пушкина из
фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в
пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог
бессмертной человеческой души:
«На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны
(для тех, кто понимает)
все наши глупости и мелкие злодейства
на фоне Пушкина!
15
И птичка вылетает».
Читаешь
произведение
и
сразу
представляешь
себе
уличную
сцену:
памятник А.С.Пушкину, фотограф, тысячи людей, которые хотят запечатлеть
себя и своих близких рядом с великим человеком. В этом стихотворении, а
особенно во второй строфе призывает покончить со спорами, с враждой, нужно
жить в мире, в согласии, в добре, проявлять доброжелательность к окружающим
людям: «все счеты кончены и кончены все споры…».
Образ Пушкина объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями.
И опять Окуджава рисует образ счастливчика. Счастливчик – это обычный
человек, но этого человека ничего не пугает, он живет в согласии со своей
совестью, душой и сердцем. А то, что на фоне памятника снимается большая
семья, говорит о сближении родных людей, о сближении всех людей вообще.
Пушкинский фон жизни и культуры благоприятно влияет на человечество,
способствует пробуждению добрых чувств.
Б.Ш.Окуджава
в
этом
стихотворении
преображает
жизнь,
но
это
преображение можно назвать обыкновенным чудом. Оно обыкновенное, потому
что
не
показывает
жизнь
лучше,
чем
она
есть
на
самом
деле.
И
это
преобразование и чудесно, потому что жизнь, какая она есть на самом деле,
оказывается в стихах Булата Шалвовича гораздо лучше, чем мы о ней думали и
человечество оказывается выше, чище, добрее. Чем мы себе представляли:
Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Люди, фотографируясь на фоне памятника, хотят познать бессмертие. И
Окуджава дарит им его. Точнее, возвращает им то, что у них есть и о чем они
сами даже, быть может, и не подозревали. А не подозревали они о своей
внутренней причастности к Пушкину. Ведь они стоят на фоне его памятника,
16
охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею «на веки
вечные». Одно только прикосновение к А.С.Пушкину вернуло им прежнюю
детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива
фотоаппарата вылетит птичка. И вот, пожалуйста,- «птичка вылетает».
При всей романтичности, Окуджаве вряд ли свойственно романтическое
понимание роли поэта как пророка — если это и пророк, то одомашненный и
«простой». Сам же Окуджава не пророчествует о грядущем — он, соответствуя
известной формуле Ницше, обращён в прошлое, и Пушкин сияет ему из былого,
является во всём очаровании Былого — хотя бы в образе памятника, под которым
фотографируется приезжая семья. Безусловно, снимок на фоне Пушкина и всё,
что с ним связано — это особый ритуал, имеющий некий сакральный смысл. На
фоне Пушкина становится счастливым и осмысленным всё. Пушкин — не только
миф
и
Солнце
русской
поэзии.
Пушкин
—
зеркало
любимого
Окуджавой
сословия, представленного не без розового флёра. Дворяне Окуджавы молоды,
изящны, ослепительны — гусары, корнеты, кавалергарды, юнкера. В песнях
Окуджавы они шествуют в торжественном великолепии — «все они красавцы,
все они таланты, // все они поэты». Добронравие и бесстрашие, окрылённость и
поэтичность, духовность и благородство — черты офицерства века XIX-го,
неторопливо шагнувшего к нам с песенных «полотен».
Интересно, что образ Пушкина во многих окуджавских стихах внешне
соответствует мифологическому, расхожему восприятию жизни и творчества
великого поэта.
Излагая мифологическую версию жизни Пушкина, Б. Окуджава занимает
свою излюбленную «оксюморонную» позицию, представая одновременно и как
фольклорный автор-простак (или автор-ребенок), и как ироничный и мудрый
автор-интеллигент, который иронизирует, прежде всего, над собой.
В стихотворении «Ах, если б знать заранее, заранее, заранее...» (1980-е),
подводящем некие итоги жизни и творчества, поэт называет главные качества,
присущие, с его точки зрения, художнику, высшим воплощением которого
предстает Пушкин.
17
В этом стихотворении образ великого предшественника дан с типично
«окуджавскими»
коннотациями:
тихого,
не
напоказ,
поэтического
труда,
необходимыми атрибутами которого являются терпение и вера; любви как
добра; волшебства, восходящего к детской вере в чудо.
Таким образом, можно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава обращается к
образу великого поэта, потому что видит
в
нем
духовное
сходство,
которое
нельзя заимствовать, но с которым нужно родиться: особое мирочувствование и
мировосприятие.
Александр
Сергеевич
—
радостный
жизнелюб
и,
одновременно, — недосягаемый молчаливый Бог для Булата Шалвовича.
Своеобразное преломление получили в его поэзии пушкинская традиция и
пушкинский миф: окуджавский Пушкин – это «тихий» Пушкин, поэт «тихого»
добра и «тайной свободы». Для поэтики А.С.Пушкина эпитет «тихий» не был
основным
или
показательным,
но
важно
то,
что
этот эпитет
связывался
с
мотивами тайной свободы, любви, добра. Со всеми этими коннотациями эпитет
«тихий» и перешел в лирику Б.Окуджавы. Именно этот эпитет, как нельзя более
полно отвечающий всему поэтическому строю окуджавской лирики, был избран
из всего многообразия отнюдь не «тихих» пушкинских эпитетов.
Познавший законы гармонии и воплощавший их в своем творчестве,
А.С.Пушкин не рефлексировал, как Достоевский, не морализаторствовал, как
Толстой,
не
разочаровывался,
как
Чехов,
в
человеческих
возможностях
пробиться к идеалу.
Пушкин
далеко
не
восторженно
относился
к
реальности,
но
это
обстоятельство
не
отменяло
для
него
абсолютной
ценности
вообще,
не
отвращало от нее. Вот на этом и держится знаменитое пушкинское жизнелюбие,
вот ради чего он пробивался сквозь тьму к свету. Б.Окуджава изображает
торжество жизни, одухотворенное стремление к идеалу, воспевает надежду на
лучшее будущее, на возрождение духовности в человеке.
Сын двадцатого века, вобравший в себя горести и муки своего времени,
человек, которого опалили и сталинские репрессии (арест родителей), и Великая
Отечественная война, и недоверие и даже откровенная злоба партийной элиты и
18
другие трудности жизни не сломили Б.Окуджаву, как и не сломили невзгоды
А.С.Пушкина.
Трудности
жизни
не
убили
у
этих
поэтов
и
тяготение
к
христианству, хотя Окуджава вырос в атеистической семье, он не утратил веру в
торжество христианских истин, нравственных истин (надежда, любовь, долг,
благородство, честь).
Таким образом, в двадцатом веке во времена долгих студеных холодов и
кратковременных оттепелей русской литературы стихи Окуджавы согревали
души читателей надеждой на лучшее, любовью к жизни, верой в ее правоту.
Именно
в
этом
уникальность
его
гармонического
дара,
которая
сродни
уникальности гармонического дара Пушкина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература (тексты):
19
1
.Окуджава Б.Ш. Арбат, мой Арбат. Стихи и песни [Текст] / Б.Ш. Окуджава.
М., 1976.
2.Окуджава Б.Ш. Избранное / Отв. ред. Е. Баранчикова. Ростов-на-Дону, 2000.
3.Окуджава Б.Ш. Избранные произведения: В 2-х т. / Вступит. Ст. Г.А.Белой.
М., 1989.
4.Окуджава
Б.
Чаепитие
на
Арбате:
стихи
разных
лет
[Текст]
/
Б.
Окуджава.М., 1996.
5.Окуджава Б.Ш. «Я никому ничего не навязывал…» / Сост. А.Петраков. М.,
1997.
Научно-исследовательская литература:
6.Авторская песня / Сост. В.И.Новиков. М., 1997.
7.Александров Н.Д. Силуэты пушкинской эпохи [Текст] / Н.Д. Александров.
М., 1999.
8.Андреев
Ю.А.
Наша
авторская:
История,
теория
и
современное
состояние самодеятельной песни [Текст] / Ю.А. Андреев. М., 1991.
9.Баженова А. Ничего взамен любви [Текст] / А. Баженова // Октябрь. 1984.
№ 9. С. 199-203.
10.Бек Т. Старые жанры на новом витке // Булат Окуджава: его круг, его век:
Материалы Второй междунар. научн. конф. [Текст] / Т. Бек. М., 2004. С. 82-
84.
11.Белая Г.А. В контексте художественного мира [Текст] / Г.А. Белая //
Литература в зеркале критики. М., 1986. С. 4.
12.Белая Г.А. Литература в зеркале критики: современные проблемы [Текст]
/ Г.А. Белая. М.,1986.
13.Белая
Г.А.
Путешествие
в
поисках
истины:
Статьи
о
современных
писателях [Текст] / Г.А. Белая. М., 1987.
14.Белая Г.А. Булат Окуджава, время и мы. Избранные произведения в 2 т., т.
1. [Текст] / Г.А. Белая. М., 1989.
20
15.Богомолов Н. Булат Окуджава и массовая культура // Булат Окуджава: его
круг,
его
век:
Материалы
Второй
междунар.
научн.
конф.
[Текст]
/
Н.
Богомолов. М., 2004. С. 93-97.
16.Бойко С.С. Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы // Мир
Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. [Текст] / С.С. Бойко. М., 1998.
С. 482-483.
17.Бойко
С.С.,
Зайцев
В.А.
«Пока
в
России
Пушкин
длится…»:
Булат
Окуджава и поэты-современники [Текст] / С.С. Бойко, В.А. Зайцев // Вестник
Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999. № 6. С. 7-17.
18.Быков
Д.
Псалмы
Иоанна:
малоизвестные
факты
из
жизни
Булата
Окуджавы [Текст] / Д. Быков // Собеседник.2001. № 23. С. 19.
19.Владимиров С. Стих и образ [Текст] / С. Владимиров. Л., 1968.
20.Гладилин А. Париж. Окуджава. Последние дни [Текст] / А. Гладилин //
Российская газета. 2000. № 18. С. 8.
21.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. [Текст] / Г.А. Гуковский.
М., 1995.
22.Жолковский А.К. «Блуждающие сны» и другие работы [Текст] / А.К.
Жолковский. М., 1994.
23.Зайцев
В.А.
«Музыка
арбатского
двора»:
Поэтический
мир
Булата
Окуджавы [Текст] / В.А. Зайцев // Русская словесность. 1999. №1. С. 5-10.
24.Зайцев В.А. Поэтическое открытие современности: современная поэзия
50-80-х г.г. [Текст]/ В.А. Зайцев. М., 1988.
25.Зайцев В.А. Русская поэзия XX века: 1940- 1990-е годы [Текст] / В.А.
Зайцев. М., 2001.
26.Карапетян Д. Владимир Высоцкий между словом и славой: воспоминания
[Текст] / Д. Карапетян. М., 2002.
27.Кашежева
И.
Последний
троллейбус
или
Ваше
благородие,
госпожа
разлука: Б.Окуджава [Текст] / И. Кашежева // Достоинство. 1997. № 30. С. 11.
21
28.Клинг О.А. «Дальняя дорога дана тебе судьбой…»: Мифологема пути в
лирике Б.Окуджавы [Текст] / О.А. Клинг // Вопросы литературы. 2002. №3. С.
43-57.
29.Красухин
Г.Г.
В
присутствии
Пушкина:
Современная
поэзия
и
классические традиции [Текст] / Г.Г. Красухин. М., 1985.
30.Красухин Г.Г. Обыкновенное чудо [Текст] / Г.Г. Красухин // Литература.
1995. № 18. С. 7.
31.Красухин Г.Г. Пушкин и Окуджава: опыт сопоставления [Текст] / Г.Г.
Красухин // Литература. 2000. № 18. С. 10-11.
32.Красухин Г.Г «То грустен он, то весел он…» [Текст] / Г.Г. Красухин //
Вопросы литературы. 1968. № 9. С. 40-55.
33.Кулагин А. «Сначала он, а потом мы…»: Крупнейшие Барды и наследие
Александра Вертинского. Голос надежды: новое о Булате Окуджаве. Вып. 2
[Текст] / А. Кулагин. М., 2005.
34.Куллэ В. Окуджава и Бродский [Текст] / В. Куллэ // Литература. 2000. №
18. С. 8-9.
35.Крылов
А.Е.
О
задачах
и
особенностях
текстологии
поэтических
произведений Окуджавы // Окуджава: Проблемы поэтики и текстологии
[Текст] / А.Е. Крылов. М., 2002. С. 163-193.
36.Лазарев Л. Булат Окуджава и война [Текст] / Л. Лазарев // Литература.
2000. № 18. С. 5-6.
37.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х
кн.Кн.1: Литература «Оттепели» (1953-1968): Учебное пособие [Текст] / Н.Л.
Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М.,2001.
38.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература (1950-
1990-е годы) [Текст] / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М., 2006.
39.Лепский Ю., Соломонова О. Булат Окуджава, поэт: Иначе на мир я гляжу
[Текст] / Ю. Лепский // Труд. 1996. 7 июня. С. 4.
40.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и
исследования [Текст] / Ю.М. Лотман. СПб. 1996.
22
41.Македонов А.В. Свершения и кануны [Текст] / А.В. Македонов. М., 1999.
42.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах [Текст] / Е.М. Мелетинский.
М., 1994.
43.Мусатов В. Художественные традиции в современной поэзии [Текст] / В.
Мусатов. Иваново. 1980.
44.Новиков В.И. Место Окуджавы в ряду русских поэтических классиков
[Текст] / В.И. Новиков // Литература.2000. № 18. С. 7-8.
45.Новиков
В.И.
Тайна
простых
чувств
[Текст]
/
В.И.
Новиков
//
Литературное обозрение. 1986. № 6. С. 78-81.
46.Павлова М. Четыре стихотворения Б.Окуджавы о войне [Текст] / М.
Павлова // Литература. 2000. № 38. С. 14-15.
47.Паперный
З.С.
Единое
слово:
Статьи
и
воспоминания
[Текст]
/
З.С.
Паперный. М., 1983.
48.Поздняев Н. Пушкин как Окуджава [Текст] / Н. Поздняев // Столица. 1994.
№ 9. С. 56.
49.Русское устное народное творчество: учебник / Сост. Аникин В.П. [Текст]
/ Сост. В.П. Аникин. М., 2001.
50.Скатов Н.Н. Русский гений [Текст] / Н.Н. Скатов. М., 1987.
51.Соколова И.А. Авторская песня: От фольклора к поэзии [Текст] / И.А.
Соколова. М., 2002.
52.Чайковский Р. Милости Булата Окуджавы: работы разных лет [Текст] / Р.
Чайковский. Магадан. 1999.
53.Чайковский Р. «Мой демон продолжает тосковать» [Текст] / Р. Чайковский.
Магадан. 1999.
54.Чудакова М. «Лишь я, таинственный певец…» [Текст] / М. Чудакова //
Литературное обозрение 1998. № 3. С. 12-17.
55.Шилов Л. Поэт и певец // Песни Булата Окуджавы [Текст] / Л. Шилов. М..
1989. С. 27-38.
56.Шмидт С.Б. Окуджава и «арбатство» [Текст] / С.Б. Шмидт // Литература.
2000. № 38. С. 2-4.
23
57.Я человек натуральный: [О Б.Окуджаве] // Библиография.1994. № 2. С. 58-
64.
Справочная литература:
58. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С.П.
Белокурова. М., 2005.
59.Русские писатели XX века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост.
П.А. Николаев [Текст] / Сост. П.А. Николаев. М., 2000.
60.Тамарченко Н.Д. Введение в литературоведение. Основные понятия и
термины [Текст] / Н.Д. Тамарченко. М., 1999.
61.Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л.И.
Тимофеев.М.,1974.
24