Напоминание

Образ А.С. Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы


Автор: Гладченко Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: научная статья
Тема: Образ А.С. Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы
Раздел: среднее образование





Назад




3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 1»

города Астрахани

Статья по литературе

Образ А.С. Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы

подготовила

учитель русского языка и литературы

Гладченко Надежда Ивановна

г. Астрахань

2021

4

Образ А.С.Пушкина в лирике Б.Ш. Окуджавы

Погружение в «золотой век» русской поэзии для Б.Окуджавы было не

только органичной, но единственно возможной формой существования. Поэзия

Окуджавы черпает силу в «кроветворных органах» 19 века, поэтому образ

А.С.Пушкина

занимает

особое

место

в

его

лирике.

И,

безусловно,

поэзия

Пушкина сыграла огромную роль в формировании поэтического мира Булата

Шалвовича,

хотя

позже

он

признавался,

что

прочувствовал

всю

глубину

гениальной

пушкинской

простоты

лишь

в

сорок

лет:

«Пушкина

я

по

настоящему открыл для себя поздно, в сорок лет. Хотя читал его с детства и

думал, что люблю. Но именно думал. Оказалось, что я его не знал, не понимал, а

просто участвовал в общем хоре. А в сорок лет я почувствовал Пушкина и стал

перечитывать

его

другими

глазами.

Как

стихи

моего

близкого,

хорошего

знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась во мне

очень сильно…Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но важно

стремление приблизиться к нему. И потом Пушкин для меня – колоссальная

личность во всех отношениях, и в литературном, и в человеческом. [5; 120].

Как писали А. Скобелев и С. Шаулов, «мудрая гармония уютного мира

Булата Окуджавы, основанного на доброте и ясности человеческих отношений,

утверждение

целесообразности

и

вечности

людской

жизни

на

земле

<...>

напоминает пушкинское отношение к жизни» [39; 5]. Пушкин для Окуджавы —

мерило, эталон, ориентир, данный миру «на то, чтобы доказать собою, что такое

сам поэт <...>, что такое в существе своём поэт, это чуткое создание, на всё

откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика». Близки этому

пониманию слова Ю. Айхенвальда: Пушкин — «эхо мира, послушное и певучее

эхо, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё <...>

[50;27]. Пушкин ответил <...> на дело Божьих рук — признанием и восторженной

хвалой,

<...>

воплотил

в

своём

поэтическом

слове

мировую

гармонию».

5

Светлому, гармоническому реализму Пушкина Окуджава старается следовать

всегда. «Я не литературовед и не могу объяснить своё внутреннее притяжение к

Пушкину» [59;134], — признаётся поэт.

Ю.М.Лотман

известный

филолог,

исследователь

истории

русской

литературы

18-

19

веков,

автор

прекрасных

литературоведческих

трудов,

посвященных творчеству Н.М.Карамзина, А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, М. Ю.

Лермонтова, сказал однажды:» …а, на мой взгляд, лучше всех Пушкина понял

не исследователь, а поэт – Булат Окуджава. В его стихотворении «Александру

Сергеичу хорошо, ему прекрасно…» больше понимания личности Пушкина, чем

во многих академических трудах…» [40; 121].

И

действительно

образ

А.С.Пушкина

у

Б.Окуджавы

единый

и

правдоподобный. Стихотворение напоминает нам о важных моментах жизни

Пушкина.

Первые

два

четверостишия

соотносятся

с

жизнью

Александра

Сергеевича в деревне. Возможно это пребывание и проживание в псковском

имении Михайловское:

Александру Сергеичу хорошо!

Ему прекрасно!

Гудит мельничное колесо.

боль угасла,

баба щурится из избы,

в небе – жаворонки,

только десять минут езды

до ближайшей ярмарки…

Атрибутами

деревенской

жизни

являются

мельничное

колесо,

избы,

жаворонки, а также в стихотворении прослеживается некая удаленность от

городской суеты (до ближайшей ярмарки ехать нужно десять минут). Что

касается слов «боль угасла», то эта боль вызвана следующими событиями:

страсть к Е.К.Воронцовой, интриги вокруг Пушкина со стороны А.Н.Раевского,

отставка.

6

Б.Окуджава пишет вот теперь Пушкину хорошо, он вдали от всех интриг и

событий действительности, теперь он нашел уединение и смог осмыслить все

обстоятельства, которые дали ему материал для творчества.

В третьем четверостишии автор стихотворения восхищается талантом Пушкина,

его литературными способностями:

У него ремесло первый сорт

и перо остро.

Он губаст и учен как черт,

и все ему просто…

Действительно

известный

факт,

что

именно

в

период

нахождения

в

Михайловском

Александр

Сергеевич

написал

много

замечательных

произведений:

завершил

стихотворения

том

числе

и

стихотворение

«Пророк»),

поэму

«Цыганы»,

«Граф

Нулин»,

романы

«Евгений

Онегин»

и

«Борис Годунов» и другие. Окуджава отмечает, что творчество А.Пушкина

высокого качества, а также отмечает скрытые, сверхъестественные способности

гения, сравнивая его с чертом.

Четверостишие

…жил в Одессе, бывал в Крыму,

ездил в карете,

деньги в долг давали ему

до самой смерти…

точно отражает биографические сведения об Александре Сергеевиче. В июле

1823года Пушкин был переведен по службе в Одессу, где он прожил около года.

Кроме этого, в 1820 году он вместе с Н.Н.Раевским находился на Кавказе и в

Крыму.

Отразил Б.Окуджава в своем стихотворении и цензуру, под которую попал

А.С.Пушкин:

…Очень вежливы и тихи,

делами замученные,

жандармы его стихи

7

на память заучивали!

Весной 1820 года тучи над поэтом сгустились. Он вызван к военному

генерал-

губернатору,

гражданину

М.А.Милорадовичу

для

объяснения

по

поводу широко распространившихся в списках его политических стихотворений.

Пушкину грозила ссылка в Сибирь и лишь усилиями старых друзей (Карамзина,

Чаадаева, Глинки) удалось заменить ее переводом по службе из Петербурга в

Екатеринослав (ныне Днепропетровск).

Б.Окуджава

упоминает

в

своем

стихотворении

о

встрече

Александра

Сергеевича с царем. И действительно такая встреча была[59;177]. В ночь с

третьего на четвертое сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный

от

псковского

губернатора

Б.

А.

Адеркаса:

Пушкин

в

сопровождении

фельдъегеря должен явиться в Москву, где ожидал коронации новый император,

Николай I.Восьмого сентября, сразу же после прибытия, Пушкин был доставлен

к царю для личной аудиенции. В разговоре сглазу на глаз, который в основных

чертах по позднейшим свидетельствам поэта и царя, Пушкину по возвращении

из

ссылки

гарантировалось

личное

высочайшее

покровительство

и

освобождение от обычной цензуры («Я сам буду твоим цензором»,- сказал царь).

Даже заявление поэта о том, что 14 декабря 1825 года, будь он в Петербурге, он

непременно встал бы в мятежное каре, было принято с показным одобрением за

откровенность.

Намекнув

на

перспективу

близких

реформ

и

возможное

прощение

осужденных,

царь

приглашал

поэта

в

союзники

новой

государственной программы либерализации страны. И Пушкин вступает в такое

соглашение,

поверив

царю

уже

потому,

что

это

отвечало

собственным

убеждениям в необходимости - под силой обстоятельств - государственных

преобразований. Александр Сергеевич понимал, что примирение с опальным

поэтом

было

по-

своему

необходимо

императору,

чтобы

успокоить

общественное

мнение,

возбужденное

правительственным

террором

против

декабристов, но видел в таком соглашении симптом мудрой политики.

Также Б.Окуджава отразил и любовные отношения Пушкина, трагический

исход дуэли. Да Александр Сергеевич питал чувства ко многим женщинам, но

8

женился на Наталии Николаевне Гончаровой. Назревал у него конфликт со

светской чернью. Внешне он сводился к случайному происшествию: наглому

ухаживанию за женой поэта светского повесы француза Ж.Дантеса, принятого

на

службу

в

один

из

самых

привилегированных

полков

русской

гвардии

благодаря

высокому

покровительству

усыновившего

его

голландского

посланника барона Л. Геккерена. 27 января 1836 года состоялась дуэль между

Пушкиным и Дантесом, Александр Сергеевич был смертельно ранен и через два

дня скончался. А.С.Пушкин умер, но память о нем жива, его произведения

читали, читают, и будут читать. Б.Окуджава утверждает, что смерть Пушкина не

напрасна:

Он умел бумагу марать

под треск свечки!

Ему было за что умирать

у Черной речки.

В стихотворении «Счастливчик Пушкин», написанном в 1967 году автор

рисует образ гениального поэта. Для того чтобы передать образ Пушкина, каким

он

представляется

поэту,

Окуджава

использует

художественные

средства,

которые

проявляются

на

разных

уровнях

стихотворения:

фонемном,

графическом, лексическом, морфологическом.

На фонемном уровне это аллитерация и ассонанс. Повторяются звуки <с>,

<р>, <г>, <о>, <у>. Слова, в которых встречаются эти звуки, произносятся с

особой интонацией, они выделяются из общего потока слов, создают настроение

всему произведению.

На графическом уровне это внешний облик стихотворения, расположение

строк, чередование заглавной и строчной букв в начале каждой строки.

На лексическом - использование эпитетов (красивая женщина, чинная

любовь), слов-символов (треск свечи связан со свечой- символом «поэтического

горения», мельничное колесо символ широкого охвата, духовного просветления,

течения времени, символизм колеса связан с символикой птицы- жаворонка,

9

значение которого можно интерпретировать как пробуждение души самого

Пушкина).

На

морфологическом

уровне

-

использование

глаголов

прошедшего

времени (жил, бывал, ездил, давали), кратких форм прилагательных (губаст,

учен), собственных имен (Одесса, Крым, Черная речка), устаревшую лексику

(карета, царь), что способствует объективности.

Стихотворение богато и изобразительно- выразительными средствами:

эпитетами (красивая женщина, чинная любовь), повторами, тавтологией (любил

любовью), гротеском («деньги в долг давали ему до самой смерти»), абсурдом

(жандармы его стихи на память заучивали).

В целом стихотворение представляет собой монтаж отдельных наиболее

важных моментов жизни А.С.Пушкина. Б.Окуджава сначала называет образ

счастливчика, затем, посредством отдельных кадров монтажа, средств языка,

раскрывает, в чем же заключается его счастье, то есть рисует образ счастливчика.

После

этого,

автор

создает

оппозицию

смерть-

бессмертие:

смерть

-

биологический

конец

жизни,

бессмертие-

состояние,

которое

свойственно

немногим, избранным.

В этом стихотворении видели то полемику с трагическим представлением

о

поэте,

чьи

«отдельные

неудачи

среди

сплошных

удач»

компенсированы

радостью творчества, то пародийную вариацию на тему штампов пушкинской

биографии,

то

гротеск

ничего

себе

счастливчик,

с

жандармами,

личным

надзором государя и мучительной гибелью, – но никто еще, кажется, не обращал

внимания

на

то,

что

это

сочинение

являет

собой

горькое

сетование

на

собственную поэтическую судьбу. Слово «зависть» не вяжется с характером и

обликом Окуджавы, но здесь он, кажется, явно сравнивает участь Пушкина с тем,

что выпало русским поэтам сто с лишним лет спустя. «Счастливчик! Везунчик!»

– говорим мы о

том, кому завидуем; о том, чьи радости и даже горести

гармоничны и потому становятся стимулом для искусства, переплавляются в

него. Поэтическая судьба Пушкина, в самом деле, идеальна – Окуджаве и его

современникам досталось совсем другое. Счастье в том, что жандармы во

10

времена

Пушкина

действительно

были

вежливы

и

тихи,

и

выполнение

жандармского долга не мешало им понимать, с кем они имеют дело; Николай I

действительно время от времени давал поэту аудиенцию и прислушивался к

нему; «и даже убит он был красивым мужчиной» – то есть сама смерть его была

обставлена

романтически,

став

красивым

завершением

красивого

пути.

И

главное – ему было за что умирать, понятие чести было живо и для него, и для и

для

его

современников,

а

за

что

умирать

нам,

в

мире

безнадежно

скомпрометированных понятий, солгавших обещаний, извращенных ценностей?

Образ счастливчика у Окуджавы схож с представлениями о нем у самого

Пушкина. Так в стихотворении «Блажен, кто в шуме городском …» («Из письма

к кн. Вяземскому») лирический герой Александра Сергеевича мечтает уйти от

суеты, от городского шума. А.С.Пушкин в этом стихотворении не однозначен во

взгляде на счастливчика:

1.Счастливым можно быть наедине с собой, среди природы, где тишь и

благодать;

2.Счастливым можно быть только среди людей, которые признают и ценят

твой талант.

Такое впечатление, что в душе лирического героя происходит борьба, сам

же

А.С.Пушкин

признает

два

понятия

счастливого

человека.

Кто-то

наслаждается уединением и счастлив этим, а кто-то предпочтет шумное, веселое,

городское времяпрепровождение. В жизни должно присутствовать и то и другое.

Причем, счастливчик Пушкина ассоциируется с блаженным человеком, но

который

имеет

связь

с

Богом,

имеет

божью

милость.

Блаженный,

значит,

непонятен окружающим, значит, отмечен самой судьбой. У Пушкина в этом

стихотворении образ счастливчика романтизирован: мечта об уединении, связь

с природой, двоемирие.

Образ счастливчика в данном произведении А.С.Пушкина близок самому

автору,

а

счастливчик

это

образ

творца,

для

которого

важен

и

покой

(душевный, творческий), и всеобщее признание окружающих.

11

В стихотворении «Счастлив ты в прелестных дурах» образ счастливчика

Александр Сергеевич рисует как образ молодого повесы, которого привлекает

веселая

жизнь,

развлечения.

Этот

счастливчик

готов

играть

с

судьбой,

со

смертью. Счастливчик-это примета пушкинского времени, примета молодого

человека того времени. И этот образ реален, он – образ молодых людей 19 века.

В стихотворении «Элегия» образ счастливчика многогранен. Счастлив тот,

кто:

- живет в согласии с собой;

- отмечен судьбой;

- ведет «красивую жизнь»;

- любим и любит.

Таким образом, у А.С.Пушкина такой счастливчик:

1.Он отмечен судьбой, поэтому жизнь не огорчает его, несмотря на все

трудности жизни;

2.Живет в согласии с самим собой и с окружающими; гармония в душе

счастливчика;

3.Обладает творческими способностями, чем-то наделен свыше.

Счастливчик Булата Окуджавы близок к пушкинскому, близок к образу

самого Пушкина. Таким образом, можно говорить о создании Б.Ш.Окуджавой

внутреннего мира А.С.Пушкина. Несмотря на все события, происходящие в

жизни Александра Сергеевича, на его творческие кризисы, он не изменил своему

мироощущению, не потерял свою духовность, скорее, наоборот, она крепла в

нем. Пушкин, как демиург, творец, всю свою духовность, свое миропонимание,

эмоции и чувства воплотил в своих произведениях.

В стихотворении «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем…»

Б.Ш.Окуджава выказывает свое отношение к эпохам, к историческому течению

времени,

в

котором

присутствуют

нотки

грусти,

сожаления,

ощущение

неизбежности изменений. Мечта о встрече с Пушкиным выражена в этом

стихотворении

Окуджавы.

Мысленное

общение

с

дорогим

литературным

родственником

из

прошлого

вдохновляет

поэта

более,

чем

застолье

с

12

современниками: «А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем /

поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа». Поэт ностальгирует и по

старой Москве, вместе с которой ушел Пушкин: «А все-таки жаль, что в Москве

больше нету извозчиков…».

Лирик, склонный к стилевой раскованности, стремится реанимировать

Пушкина в возможной полноте его жизненных проявлений: как личность, как

характер,

как

почерк…

Пушкин

в

книжной

обложке,

бывший

желанным

собеседником

в

каждой

русской

интеллигентной

семье,

нужен

творческим

современникам Окуджавы, чтобы «открыть нашу родину снова, / но уже для

самих себя». Канон оживал, обретал осязаемость и рельефность в стихах поэта-

«шестидесятника»

и,

как

следствие,

выполнял

функцию

эстетического

ориентира.

Образ А.С.Пушкина – фигура, которая помогает выразить Окуджаве свое

отношение к современности через обращение к прошлому. Автор, с одной

стороны, возвеличивает образ Пушкина. С другой же стороны, Булат Шалвович

ставит себя рядом с великим гением, он считает Пушкина своим другом, близким

себе по духу:

А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем

поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

Житейская точка зрения лирического героя проявляется в том, что он

называет своего идеала Александром Сергеичем. Такое скорее неофициальное

собственное наименование возможно, если состоишь в дружеских отношениях с

тем, кого так называешь, в определенной обстановке, а также, если имеешь

одинаковое положение, то есть можешь общаться «на равных».

Эти

две

позиции

Окуджавы

прослеживаются

на

протяжении

всего

произведения

и

на

всех

его

уровнях,

особенно

на

ритмической

и

композиционной его организации. Так, прочитав первое четверостишие, в двух

первых строках чувствуются возвышенные нотки интонации – высказывание

философских истин по поводу течения времени, смены поколений, а в двух

13

последних

та

самая

обыденность,

некая

сниженность

тона

в

голосе

лирического героя:

Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,

у каждой эпохи свои подрастают леса…

А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем

Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.

На

протяжении

всего

стихотворения

происходит

смена

настроения.

Каждое

четверостишие

начинается

жизнеутверждающей

позицией,

а

заканчивается

неоптимистично,

с

неким

сожалением,

даже

с

какой-то

иронической грустью:

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,

мы все обрели: и надежную пристань, и свет…

А все-таки жаль - иногда над победами нашими

встают пьедесталы, которые выше побед.

Общее настроение несет лексика с определенной тональностью (былое

нельзя воротить, печалиться, а все-таки жаль, не веришь слезам, грустить о

былом и др.). На синтаксическом уровне этому способствуют использование

сложных

синтаксических

конструкций,

многоточий,

тире.

Все

это

создает

атмосферу недоговоренности, многозначности авторской идеи.

Большую смысловую нагрузку несет пятое четверостишие:

Москва, ты не веришь слезам - это время проверило,

Железное мужество, сила и стойкость во всем…

Но если бы ты в наши слезы однажды поверила,

Ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом.

В этих словах явно прослеживается авторская точка зрения на историю,

Чувствуется менталитет русского народа. «Москва, ты не веришь слезам…» - это

перифраз крылатого выражения «Москва слезам не верит». В этом Б.Окуджава

видит

историческую

обусловленность

современной

ему

действительности.

Кроме этого, «Москва…железное мужество» - метафора всей России, русского

народа.

14

Композиционная двуплановость произведения отражает контраст времен,

контраст прошлого и настоящего для автора.

Лирический герой отмечает то, что время проходит, жизнь меняется и не

всегда к лучшему, люди всегда страдают. Отмечает он и то, что каждая эпоха

хороша чем-то, что каждая несет что-то новое, позитивное, несмотря на все ее

отрицательные стороны.

Кольцевая

композиция,

обрамляющая

стихотворение,

выводит

па

передний план образ Пушкина. А.С.Пушкин – это человек из прошлого, но он же

– это и связь между прошлым и настоящем, он вне всякого времени. Неслучайно

в произведении упоминаются Москва и Пушкин. Москва – столица, сердце

России. А.С.Пушкин – гений, носитель русского духа. Эти образы связаны

между собой. В Москве Александр Сергеевич родился, провел свое детство,

осуществлял литературную деятельность, он покидал ее и снова возвращался.

В

произведении

«Былое

нельзя

воротить

и

печалиться

не

о

чем…»

появляется фигура Пушкина, благодаря присутствию которой вдруг проступает

общий контур неблагополучной общественной ситуации, в которой подлинное

начинает подменяться ложным, показным: «А

все-таки жаль – иногда над

победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед».

В

стихотворении

«Приезжая

семья

фотографируется

у

памятника

Пушкину» Б.Окуджава продолжает идеализировать образ великого поэта. Само

произведение

представляет

собой

привычную

уличную

сценку,

которая

приобретает символический обобщенный смысл: памятник А.С.Пушкина из

фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в

пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог

бессмертной человеческой души:

«На фоне Пушкина снимается семейство.

Как обаятельны

(для тех, кто понимает)

все наши глупости и мелкие злодейства

на фоне Пушкина!

15

И птичка вылетает».

Читаешь

произведение

и

сразу

представляешь

себе

уличную

сцену:

памятник А.С.Пушкину, фотограф, тысячи людей, которые хотят запечатлеть

себя и своих близких рядом с великим человеком. В этом стихотворении, а

особенно во второй строфе призывает покончить со спорами, с враждой, нужно

жить в мире, в согласии, в добре, проявлять доброжелательность к окружающим

людям: «все счеты кончены и кончены все споры…».

Образ Пушкина объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями.

И опять Окуджава рисует образ счастливчика. Счастливчик – это обычный

человек, но этого человека ничего не пугает, он живет в согласии со своей

совестью, душой и сердцем. А то, что на фоне памятника снимается большая

семья, говорит о сближении родных людей, о сближении всех людей вообще.

Пушкинский фон жизни и культуры благоприятно влияет на человечество,

способствует пробуждению добрых чувств.

Б.Ш.Окуджава

в

этом

стихотворении

преображает

жизнь,

но

это

преображение можно назвать обыкновенным чудом. Оно обыкновенное, потому

что

не

показывает

жизнь

лучше,

чем

она

есть

на

самом

деле.

И

это

преобразование и чудесно, потому что жизнь, какая она есть на самом деле,

оказывается в стихах Булата Шалвовича гораздо лучше, чем мы о ней думали и

человечество оказывается выше, чище, добрее. Чем мы себе представляли:

Мы будем счастливы

(благодаренье снимку!).

Пусть жизнь короткая проносится и тает.

На веки вечные мы все теперь в обнимку

на фоне Пушкина!

И птичка вылетает.

Люди, фотографируясь на фоне памятника, хотят познать бессмертие. И

Окуджава дарит им его. Точнее, возвращает им то, что у них есть и о чем они

сами даже, быть может, и не подозревали. А не подозревали они о своей

внутренней причастности к Пушкину. Ведь они стоят на фоне его памятника,

16

охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею «на веки

вечные». Одно только прикосновение к А.С.Пушкину вернуло им прежнюю

детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива

фотоаппарата вылетит птичка. И вот, пожалуйста,- «птичка вылетает».

При всей романтичности, Окуджаве вряд ли свойственно романтическое

понимание роли поэта как пророка — если это и пророк, то одомашненный и

«простой». Сам же Окуджава не пророчествует о грядущем — он, соответствуя

известной формуле Ницше, обращён в прошлое, и Пушкин сияет ему из былого,

является во всём очаровании Былого — хотя бы в образе памятника, под которым

фотографируется приезжая семья. Безусловно, снимок на фоне Пушкина и всё,

что с ним связано — это особый ритуал, имеющий некий сакральный смысл. На

фоне Пушкина становится счастливым и осмысленным всё. Пушкин — не только

миф

и

Солнце

русской

поэзии.

Пушкин

зеркало

любимого

Окуджавой

сословия, представленного не без розового флёра. Дворяне Окуджавы молоды,

изящны, ослепительны — гусары, корнеты, кавалергарды, юнкера. В песнях

Окуджавы они шествуют в торжественном великолепии — «все они красавцы,

все они таланты, // все они поэты». Добронравие и бесстрашие, окрылённость и

поэтичность, духовность и благородство — черты офицерства века XIX-го,

неторопливо шагнувшего к нам с песенных «полотен».

Интересно, что образ Пушкина во многих окуджавских стихах внешне

соответствует мифологическому, расхожему восприятию жизни и творчества

великого поэта.

Излагая мифологическую версию жизни Пушкина, Б. Окуджава занимает

свою излюбленную «оксюморонную» позицию, представая одновременно и как

фольклорный автор-простак (или автор-ребенок), и как ироничный и мудрый

автор-интеллигент, который иронизирует, прежде всего, над собой.

В стихотворении «Ах, если б знать заранее, заранее, заранее...» (1980-е),

подводящем некие итоги жизни и творчества, поэт называет главные качества,

присущие, с его точки зрения, художнику, высшим воплощением которого

предстает Пушкин.

17

В этом стихотворении образ великого предшественника дан с типично

«окуджавскими»

коннотациями:

тихого,

не

напоказ,

поэтического

труда,

необходимыми атрибутами которого являются терпение и вера; любви как

добра; волшебства, восходящего к детской вере в чудо.

Таким образом, можно говорить о том, что Б.Ш.Окуджава обращается к

образу великого поэта, потому что видит

в

нем

духовное

сходство,

которое

нельзя заимствовать, но с которым нужно родиться: особое мирочувствование и

мировосприятие.

Александр

Сергеевич

радостный

жизнелюб

и,

одновременно, — недосягаемый молчаливый Бог для Булата Шалвовича.

Своеобразное преломление получили в его поэзии пушкинская традиция и

пушкинский миф: окуджавский Пушкин – это «тихий» Пушкин, поэт «тихого»

добра и «тайной свободы». Для поэтики А.С.Пушкина эпитет «тихий» не был

основным

или

показательным,

но

важно

то,

что

этот эпитет

связывался

с

мотивами тайной свободы, любви, добра. Со всеми этими коннотациями эпитет

«тихий» и перешел в лирику Б.Окуджавы. Именно этот эпитет, как нельзя более

полно отвечающий всему поэтическому строю окуджавской лирики, был избран

из всего многообразия отнюдь не «тихих» пушкинских эпитетов.

Познавший законы гармонии и воплощавший их в своем творчестве,

А.С.Пушкин не рефлексировал, как Достоевский, не морализаторствовал, как

Толстой,

не

разочаровывался,

как

Чехов,

в

человеческих

возможностях

пробиться к идеалу.

Пушкин

далеко

не

восторженно

относился

к

реальности,

но

это

обстоятельство

не

отменяло

для

него

абсолютной

ценности

вообще,

не

отвращало от нее. Вот на этом и держится знаменитое пушкинское жизнелюбие,

вот ради чего он пробивался сквозь тьму к свету. Б.Окуджава изображает

торжество жизни, одухотворенное стремление к идеалу, воспевает надежду на

лучшее будущее, на возрождение духовности в человеке.

Сын двадцатого века, вобравший в себя горести и муки своего времени,

человек, которого опалили и сталинские репрессии (арест родителей), и Великая

Отечественная война, и недоверие и даже откровенная злоба партийной элиты и

18

другие трудности жизни не сломили Б.Окуджаву, как и не сломили невзгоды

А.С.Пушкина.

Трудности

жизни

не

убили

у

этих

поэтов

и

тяготение

к

христианству, хотя Окуджава вырос в атеистической семье, он не утратил веру в

торжество христианских истин, нравственных истин (надежда, любовь, долг,

благородство, честь).

Таким образом, в двадцатом веке во времена долгих студеных холодов и

кратковременных оттепелей русской литературы стихи Окуджавы согревали

души читателей надеждой на лучшее, любовью к жизни, верой в ее правоту.

Именно

в

этом

уникальность

его

гармонического

дара,

которая

сродни

уникальности гармонического дара Пушкина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная литература (тексты):

19

1

.Окуджава Б.Ш. Арбат, мой Арбат. Стихи и песни [Текст] / Б.Ш. Окуджава.

М., 1976.

2.Окуджава Б.Ш. Избранное / Отв. ред. Е. Баранчикова. Ростов-на-Дону, 2000.

3.Окуджава Б.Ш. Избранные произведения: В 2-х т. / Вступит. Ст. Г.А.Белой.

М., 1989.

4.Окуджава

Б.

Чаепитие

на

Арбате:

стихи

разных

лет

[Текст]

/

Б.

Окуджава.М., 1996.

5.Окуджава Б.Ш. «Я никому ничего не навязывал…» / Сост. А.Петраков. М.,

1997.

Научно-исследовательская литература:

6.Авторская песня / Сост. В.И.Новиков. М., 1997.

7.Александров Н.Д. Силуэты пушкинской эпохи [Текст] / Н.Д. Александров.

М., 1999.

8.Андреев

Ю.А.

Наша

авторская:

История,

теория

и

современное

состояние самодеятельной песни [Текст] / Ю.А. Андреев. М., 1991.

9.Баженова А. Ничего взамен любви [Текст] / А. Баженова // Октябрь. 1984.

№ 9. С. 199-203.

10.Бек Т. Старые жанры на новом витке // Булат Окуджава: его круг, его век:

Материалы Второй междунар. научн. конф. [Текст] / Т. Бек. М., 2004. С. 82-

84.

11.Белая Г.А. В контексте художественного мира [Текст] / Г.А. Белая //

Литература в зеркале критики. М., 1986. С. 4.

12.Белая Г.А. Литература в зеркале критики: современные проблемы [Текст]

/ Г.А. Белая. М.,1986.

13.Белая

Г.А.

Путешествие

в

поисках

истины:

Статьи

о

современных

писателях [Текст] / Г.А. Белая. М., 1987.

14.Белая Г.А. Булат Окуджава, время и мы. Избранные произведения в 2 т., т.

1. [Текст] / Г.А. Белая. М., 1989.

20

15.Богомолов Н. Булат Окуджава и массовая культура // Булат Окуджава: его

круг,

его

век:

Материалы

Второй

междунар.

научн.

конф.

[Текст]

/

Н.

Богомолов. М., 2004. С. 93-97.

16.Бойко С.С. Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы // Мир

Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. [Текст] / С.С. Бойко. М., 1998.

С. 482-483.

17.Бойко

С.С.,

Зайцев

В.А.

«Пока

в

России

Пушкин

длится…»:

Булат

Окуджава и поэты-современники [Текст] / С.С. Бойко, В.А. Зайцев // Вестник

Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999. № 6. С. 7-17.

18.Быков

Д.

Псалмы

Иоанна:

малоизвестные

факты

из

жизни

Булата

Окуджавы [Текст] / Д. Быков // Собеседник.2001. № 23. С. 19.

19.Владимиров С. Стих и образ [Текст] / С. Владимиров. Л., 1968.

20.Гладилин А. Париж. Окуджава. Последние дни [Текст] / А. Гладилин //

Российская газета. 2000. № 18. С. 8.

21.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. [Текст] / Г.А. Гуковский.

М., 1995.

22.Жолковский А.К. «Блуждающие сны» и другие работы [Текст] / А.К.

Жолковский. М., 1994.

23.Зайцев

В.А.

«Музыка

арбатского

двора»:

Поэтический

мир

Булата

Окуджавы [Текст] / В.А. Зайцев // Русская словесность. 1999. №1. С. 5-10.

24.Зайцев В.А. Поэтическое открытие современности: современная поэзия

50-80-х г.г. [Текст]/ В.А. Зайцев. М., 1988.

25.Зайцев В.А. Русская поэзия XX века: 1940- 1990-е годы [Текст] / В.А.

Зайцев. М., 2001.

26.Карапетян Д. Владимир Высоцкий между словом и славой: воспоминания

[Текст] / Д. Карапетян. М., 2002.

27.Кашежева

И.

Последний

троллейбус

или

Ваше

благородие,

госпожа

разлука: Б.Окуджава [Текст] / И. Кашежева // Достоинство. 1997. № 30. С. 11.

21

28.Клинг О.А. «Дальняя дорога дана тебе судьбой…»: Мифологема пути в

лирике Б.Окуджавы [Текст] / О.А. Клинг // Вопросы литературы. 2002. №3. С.

43-57.

29.Красухин

Г.Г.

В

присутствии

Пушкина:

Современная

поэзия

и

классические традиции [Текст] / Г.Г. Красухин. М., 1985.

30.Красухин Г.Г. Обыкновенное чудо [Текст] / Г.Г. Красухин // Литература.

1995. № 18. С. 7.

31.Красухин Г.Г. Пушкин и Окуджава: опыт сопоставления [Текст] / Г.Г.

Красухин // Литература. 2000. № 18. С. 10-11.

32.Красухин Г.Г «То грустен он, то весел он…» [Текст] / Г.Г. Красухин //

Вопросы литературы. 1968. № 9. С. 40-55.

33.Кулагин А. «Сначала он, а потом мы…»: Крупнейшие Барды и наследие

Александра Вертинского. Голос надежды: новое о Булате Окуджаве. Вып. 2

[Текст] / А. Кулагин. М., 2005.

34.Куллэ В. Окуджава и Бродский [Текст] / В. Куллэ // Литература. 2000. №

18. С. 8-9.

35.Крылов

А.Е.

О

задачах

и

особенностях

текстологии

поэтических

произведений Окуджавы // Окуджава: Проблемы поэтики и текстологии

[Текст] / А.Е. Крылов. М., 2002. С. 163-193.

36.Лазарев Л. Булат Окуджава и война [Текст] / Л. Лазарев // Литература.

2000. № 18. С. 5-6.

37.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-х

кн.Кн.1: Литература «Оттепели» (1953-1968): Учебное пособие [Текст] / Н.Л.

Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М.,2001.

38.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература (1950-

1990-е годы) [Текст] / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М., 2006.

39.Лепский Ю., Соломонова О. Булат Окуджава, поэт: Иначе на мир я гляжу

[Текст] / Ю. Лепский // Труд. 1996. 7 июня. С. 4.

40.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и

исследования [Текст] / Ю.М. Лотман. СПб. 1996.

22

41.Македонов А.В. Свершения и кануны [Текст] / А.В. Македонов. М., 1999.

42.Мелетинский Е.М. О литературных архетипах [Текст] / Е.М. Мелетинский.

М., 1994.

43.Мусатов В. Художественные традиции в современной поэзии [Текст] / В.

Мусатов. Иваново. 1980.

44.Новиков В.И. Место Окуджавы в ряду русских поэтических классиков

[Текст] / В.И. Новиков // Литература.2000. № 18. С. 7-8.

45.Новиков

В.И.

Тайна

простых

чувств

[Текст]

/

В.И.

Новиков

//

Литературное обозрение. 1986. № 6. С. 78-81.

46.Павлова М. Четыре стихотворения Б.Окуджавы о войне [Текст] / М.

Павлова // Литература. 2000. № 38. С. 14-15.

47.Паперный

З.С.

Единое

слово:

Статьи

и

воспоминания

[Текст]

/

З.С.

Паперный. М., 1983.

48.Поздняев Н. Пушкин как Окуджава [Текст] / Н. Поздняев // Столица. 1994.

№ 9. С. 56.

49.Русское устное народное творчество: учебник / Сост. Аникин В.П. [Текст]

/ Сост. В.П. Аникин. М., 2001.

50.Скатов Н.Н. Русский гений [Текст] / Н.Н. Скатов. М., 1987.

51.Соколова И.А. Авторская песня: От фольклора к поэзии [Текст] / И.А.

Соколова. М., 2002.

52.Чайковский Р. Милости Булата Окуджавы: работы разных лет [Текст] / Р.

Чайковский. Магадан. 1999.

53.Чайковский Р. «Мой демон продолжает тосковать» [Текст] / Р. Чайковский.

Магадан. 1999.

54.Чудакова М. «Лишь я, таинственный певец…» [Текст] / М. Чудакова //

Литературное обозрение 1998. № 3. С. 12-17.

55.Шилов Л. Поэт и певец // Песни Булата Окуджавы [Текст] / Л. Шилов. М..

1989. С. 27-38.

56.Шмидт С.Б. Окуджава и «арбатство» [Текст] / С.Б. Шмидт // Литература.

2000. № 38. С. 2-4.

23

57.Я человек натуральный: [О Б.Окуджаве] // Библиография.1994. № 2. С. 58-

64.

Справочная литература:

58. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С.П.

Белокурова. М., 2005.

59.Русские писатели XX века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост.

П.А. Николаев [Текст] / Сост. П.А. Николаев. М., 2000.

60.Тамарченко Н.Д. Введение в литературоведение. Основные понятия и

термины [Текст] / Н.Д. Тамарченко. М., 1999.

61.Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л.И.

Тимофеев.М.,1974.

24



В раздел образования