Напоминание

Известные стихотворцы в изображении Б.Ш. Окуджавы


Автор: Гладченко Надежда Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 1"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: научная статья
Тема: Известные стихотворцы в изображении Б.Ш. Окуджавы
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 1»

города Астрахани

Статья по литературе

Известные стихотворцы в изображении Б.Ш. Окуджавы

подготовила

учитель русского языка и литературы

Гладченко Надежда Ивановна

г. Астрахань

2021

1

Известные стихотворцы в изображении Б.Ш.Окуджавы

Б.Ш.Окуджаву привлекают исторические, литературные сюжеты и

образы;

он

чувствовал

возможность

такого

обращения

к

прошлому,

позволявшему сказать намеком о том, что не могло прозвучать открытым

текстом в те годы, а также позволявшему уйти от унылой картины современной

ему жизни.

Образ поэта становится одним из главных для Б.Окуджавы. Поэты ставшие

героями его лирики - учителя Булата Шалвовича, его идеалы, но в то же время

товарищи, среди которых есть место и для него. Б.Окуджава так отвечал на

вопросы относительно круга его поэтических привязанностей «Из поэтов

люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая еще

имена А.Блока, А.Ахматовой, Н.Заболоцкого. О современниках он говорил: «Я

очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу

Ахмадулину…», неизменно положительно отзывался о «шестидесятниках»

Е.Евтушенко, А.Вознесенском как о «ярких талантах, о людях из моей

стихотворной когорты». Поэтому героями его лирики стали Г.Р.Державин, А.С.

Пушкин,

М.Ю.Лермонтов,

А.Блок,

О.Мандельштам,

В.Высоцкий,

Б.Ахмадулина, и другие [17;7]:

…Главное - плыть поскорей.

Киплинг, как леший, в морскую дудку насвистывает без конца,

Блок над картой морей просиживает, не поднимая лица,

Пушкин долги подсчитывает, и, от вечной петли спасен,

В море вглядывается с мачты вор Франсуа Вийон!

Таким образом, героями стали поэты разных времен, поэты зарубежные и

русские. Но, являясь поэтом двадцатого века, Б. Ш.Окуджава отличается

значительной погруженностью в поэзию восемнадцатого, а, главным образом,

2

девятнадцатого столетия. Создавая образы поэтов, Булат Шалвович учится у

них, оттачивает свое мастерство, вбирает в себя от каждого самое лучшее.

Образ Гавриила Романовича Державина Б.Окуджава рисует как одного из

лучших представителей русского классицизма:

Запах столетнего меда,

слова и золота вязь…

Оды державинской мода

снова в цене поднялась.

Сколько ценителей тонких,

Сколько приподнятых крыл!..

Видишь, как зреет в потомках

имя твое, Гавриил!

Этими строчками Б.Окуджава хотел сказать, что по прошествии стольких

лет поэзия Г.Р.Державина нужна, востребована, ценна, а, главное, не забыта. Не

забыто и имя создателя од. Читатель, находя между строк имя Державина,

понимает о ком идет речь, какого его творчество и вспоминает, что это тот

Державин,

который

писал

торжественные

оды,

проникнутые

идеей

государственности, включающие сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые

зарисовки, философские размышления. Б.Окуджава отмечает, что ни время, ни

люди не властны над поэзией. И пусть благодарных потомков мало, но они

есть, значит, труд Державина не напрасен. У этого классициста Булат

Шалвович заимствует такие черты его творческого метода как обращение к

общественной, гражданской проблематике, идеализация героев, заимствовал

традиции философской лирики.

Заглавий со словом «Ода» у Окуджавы, по существу, нет, хотя одическое

начало («приподнятая торжественность» у Окуджавы всегда сниженная и

одомашненная) ему не чуждо. Зато в стихотворении «Державин», которое само

по себе нежно окликает витийственный жанр, есть, можно сказать так, ода оде:

Запах столетнего мёда,

3

слова и золота вязь...

Оды державинской мода

снова в цене поднялась.

Б.Ш.Окуджава в этом стихотворении создает образ поэта, его

избранничество, непохожесть на обычных людей, подчеркивая «голубую

кровь», текущую в его жилах. Г.Р.Державин в изображении Окуджавы это

великий труженик, который сидит с пером даже ночью, с таким усердием, что

даже пот проступает.

«На фоне Пушкина» в лирике Окуджавы рождались образы Грибоедова

(«Грибоедов в Цинандали»), Лермонтова («Встреча»): «Но, слава богу, жизнь

не оскудела, / мой Демон продолжает тосковать...»; Державина («Оды

державинской мода / снова в цене поднялась…») и других поэтов.

Так, помимо образа А.С.Пушкина, Окуджава часто обращается к образу

М.Ю.Лермонтова:

Насмешливый, тщедушный и неловкий,

единственный на этот шар земной,

на Усачевке, возле остановки,

вдруг Лермонтов встает передо мной.

Автор стихотворения не возвеличивает образ Лермонтова, а, наоборот,

рисует его как обычного, близкого себе человека.Человек из прошлого живет

наряду с лирическим гером Б.Окуджавы. С помощью нескольких штрихов

Булат Шалвович создает образ великого поэта. И создается этот образ с

некоторой иронией, которая способствует раскрытию авторского видения

фигуры М.Ю.Лермонтова.

Окуджавский образ Лермонтова довольно-таки реален и поэтому

узнаваем:

...Вот Лермонтов-поручик.

Он некрасив, не складен, и все вокруг серо,

Но как же он прекрасен, когда в руке его перо!

4

Да всего несколько штрихов, а как живописен образ поэта у Булата

Шалвовича! Автором стихотворения вырисовывается внешность великого

поэта, черты характера и даже внутреннее, душевное состояние и рабочая

атмосфера.

Читая эти строки, в памяти возникает образ другого поэта, которого

Окуджава считал своим учителем. Это образ О.Э.Мандельштама. Он тоже был

некрасив, нескладен, но, когда начинал читать свои стихи, преображался,

становился подобен греческому богу. Таков и М.Ю.Лермонтов в восприятии

Б.Окуджавы: некрасивый, нескладный, становился красавцем, когда брал в

руки

перо

и

писал

свои

стихи.

Насмешливость,

неловкость,

серость,

окружающая Лермонтова, характеризует его внутреннее состояние, душевные

терзания. Душа великого поэта изранена, она кровоточит, потому что серость

действительности, враждебные взаимоотношения между творческой личностью

и окружающей средой, обществом угнетают поэта, губят его.

В синхроне с пушкинским духом и атмосферой музыкальности в

современной ему поэзии (бардовский стиль) Окуджава воспринимал и

Владимира Высоцкого, упорно не признаваемого его литературными собратьев:

Как наш двор ни обижали – он в классической поре,

С ним теперь уже не справиться, хоть он и безоружен.

Там Володя во дворе

его струны в серебре,

его пальцы золотые, голос его нужен.

В стихотворении «Как наш двор ни обижали…» Булат Шалвович рисует

образ Владимира Высоцкого.Образ Высоцкого реален, но, втоже время, и

возвышен, так как для автора стихотворения важно было подчеркнуть талант

известного барда. Б.Ш.Окуджава подчеркивает силу духа, силу творчества

Высоцкого.

В стихотворном отклике на смерть Высоцкого (1980) Окуджава объединил

собственную судьбу с судьбой почившего. Стихотворение называется по

первой строке

«О Володе Высоцком я песню придумать решил…»

и

5

посвящается его вдове Марине Влади. Поэт вводит штрихи автобиографизма:

«Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом / отправляться и нам по следам

по его по горячим». Спустя годы в автобиографической миниатюре «В земные

страсти вовлеченный…»

он дублирует мысленное созерцание

«черного

ангела» своей надвигающейся смерти и «белого ангела», несущего отлетающей

душе просветление. В стихотворении «О Володе Высоцком»мотив отделения

души от тела выражен в образной метафорике: «Белый аист московский на

белое небо взлетел, / черный аист московский на черную землю спустился».

Цветовой контраст черно/белого в сочетании с мелодикой стиха создает эффект

фортепианной зрелищности.

У Окуджавы заметно ощущение поэтологической родственности с

Высоцким, а в его собственной поэтике заметна связь с пушкинской школой –

с ее исходным чувством реальности, с принципом гармонической ясности

формы.

6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная литература (тексты):

1

.Окуджава Б.Ш. Арбат, мой Арбат. Стихи и песни [Текст] / Б.Ш. Окуджава.

М., 1976.

2.Окуджава Б.Ш. Избранное / Отв. ред. Е. Баранчикова. Ростов-на-Дону,

2000.

3.Окуджава Б.Ш. Избранные произведения: В 2-х т. / Вступит. Ст.

Г.А.Белой. М., 1989.

4.Окуджава Б. Чаепитие на Арбате: стихи разных лет [Текст] / Б.

Окуджава.М., 1996.

5.Окуджава Б.Ш. «Я никому ничего не навязывал…» / Сост. А.Петраков. М.,

1997.

Научно-исследовательская литература:

6.Авторская песня / Сост. В.И.Новиков. М., 1997.

7.Александров Н.Д. Силуэты пушкинской эпохи [Текст] / Н.Д. Александров.

М., 1999.

8.Андреев

Ю.А.

Наша

авторская:

История,

теория

и

современное

состояние самодеятельной песни [Текст] / Ю.А. Андреев. М., 1991.

9.Баженова А. Ничего взамен любви [Текст] / А. Баженова // Октябрь. 1984.

№ 9. С. 199-203.

7

10.Бек Т. Старые жанры на новом витке // Булат Окуджава: его круг, его век:

Материалы Второй междунар. научн. конф. [Текст] / Т. Бек. М., 2004. С. 82-

84.

11.Белая Г.А. В контексте художественного мира [Текст] / Г.А. Белая //

Литература в зеркале критики. М., 1986. С. 4.

12.Белая Г.А. Литература в зеркале критики: современные проблемы

[Текст] / Г.А. Белая. М.,1986.

13.Белая Г.А. Путешествие в поисках истины: Статьи о современных

писателях [Текст] / Г.А. Белая. М., 1987.

14.Белая Г.А. Булат Окуджава, время и мы. Избранные произведения в 2 т.,

т. 1. [Текст] / Г.А. Белая. М., 1989.

15.Богомолов Н. Булат Окуджава и массовая культура // Булат Окуджава:

его круг, его век: Материалы Второй междунар. научн. конф. [Текст] / Н.

Богомолов. М., 2004. С. 93-97.

16.Бойко С.С. Пушкинская традиция в лирике Булата Окуджавы // Мир

Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. [Текст] / С.С. Бойко. М., 1998.

С. 482-483.

17.Бойко С.С., Зайцев В.А. «Пока в России Пушкин длится…»: Булат

Окуджава и поэты-современники [Текст] / С.С. Бойко, В.А. Зайцев // Вестник

Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999. № 6. С. 7-17.

18.Быков Д. Псалмы Иоанна: малоизвестные факты из жизни Булата

Окуджавы [Текст] / Д. Быков // Собеседник.2001. № 23. С. 19.

19.Владимиров С. Стих и образ [Текст] / С. Владимиров. Л., 1968.

20.Гладилин А. Париж. Окуджава. Последние дни [Текст] / А. Гладилин //

Российская газета. 2000. № 18. С. 8.

21.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. [Текст] / Г.А. Гуковский.

М., 1995.

22.Жолковский А.К. «Блуждающие сны» и другие работы [Текст] / А.К.

Жолковский. М., 1994.

8

23.Зайцев В.А. «Музыка арбатского двора»: Поэтический мир Булата

Окуджавы [Текст] / В.А. Зайцев // Русская словесность. 1999. №1. С. 5-10.

24.Зайцев В.А. Поэтическое открытие современности: современная поэзия

50-80-х г.г. [Текст]/ В.А. Зайцев. М., 1988.

25.Зайцев В.А. Русская поэзия XX века: 1940- 1990-е годы [Текст] / В.А.

Зайцев. М., 2001.

26.Карапетян Д. Владимир Высоцкий между словом и славой: воспоминания

[Текст] / Д. Карапетян. М., 2002.

27.Кашежева И. Последний троллейбус или Ваше благородие, госпожа

разлука: Б.Окуджава [Текст] / И. Кашежева // Достоинство. 1997. № 30. С.

11.

28.Клинг О.А. «Дальняя дорога дана тебе судьбой…»: Мифологема пути в

лирике Б.Окуджавы [Текст] / О.А. Клинг // Вопросы литературы. 2002. №3.

С. 43-57.

29.Красухин

Г.Г.

В

присутствии

Пушкина:

Современная

поэзия

и

классические традиции [Текст] / Г.Г. Красухин. М., 1985.

30.Красухин Г.Г. Обыкновенное чудо [Текст] / Г.Г. Красухин // Литература.

1995. № 18. С. 7.

31.Красухин Г.Г. Пушкин и Окуджава: опыт сопоставления [Текст] / Г.Г.

Красухин // Литература. 2000. № 18. С. 10-11.

32.Красухин Г.Г «То грустен он, то весел он…» [Текст] / Г.Г. Красухин //

Вопросы литературы. 1968. № 9. С. 40-55.

33.Кулагин А. «Сначала он, а потом мы…»: Крупнейшие Барды и наследие

Александра Вертинского. Голос надежды: новое о Булате Окуджаве. Вып. 2

[Текст] / А. Кулагин. М., 2005.

34.Куллэ В. Окуджава и Бродский [Текст] / В. Куллэ // Литература. 2000. №

18. С. 8-9.

35.Крылов А.Е. О задачах и особенностях текстологии поэтических

произведений Окуджавы // Окуджава: Проблемы поэтики и текстологии

[Текст] / А.Е. Крылов. М., 2002. С. 163-193.

9

36.Лазарев Л. Булат Окуджава и война [Текст] / Л. Лазарев // Литература.

2000. № 18. С. 5-6.

37.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература: В 3-

х кн.Кн.1: Литература «Оттепели» (1953-1968): Учебное пособие [Текст] /

Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М.,2001.

38.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.Современная русская литература

(1950- 1990-е годы) [Текст] / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М., 2006.

39.Лепский Ю., Соломонова О. Булат Окуджава, поэт: Иначе на мир я гляжу

[Текст] / Ю. Лепский // Труд. 1996. 7 июня. С. 4.

40.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и

исследования [Текст] / Ю.М. Лотман. СПб. 1996.

41.Македонов А.В. Свершения и кануны [Текст] / А.В. Македонов. М., 1999.

42.Мелетинский

Е.М.

О

литературных

архетипах

[Текст]

/

Е.М.

Мелетинский. М., 1994.

43.Мусатов В. Художественные традиции в современной поэзии [Текст] / В.

Мусатов. Иваново. 1980.

44.Новиков В.И. Место Окуджавы в ряду русских поэтических классиков

[Текст] / В.И. Новиков // Литература.2000. № 18. С. 7-8.

45.Новиков В.И. Тайна простых чувств [Текст] / В.И. Новиков //

Литературное обозрение. 1986. № 6. С. 78-81.

46.Павлова М. Четыре стихотворения Б.Окуджавы о войне [Текст] / М.

Павлова // Литература. 2000. № 38. С. 14-15.

47.Паперный З.С. Единое слово: Статьи и воспоминания [Текст] / З.С.

Паперный. М., 1983.

48.Поздняев Н. Пушкин как Окуджава [Текст] / Н. Поздняев // Столица.

1994. № 9. С. 56.

49.Русское устное народное творчество: учебник / Сост. Аникин В.П. [Текст]

/ Сост. В.П. Аникин. М., 2001.

50.Скатов Н.Н. Русский гений [Текст] / Н.Н. Скатов. М., 1987.

10

51.Соколова И.А. Авторская песня: От фольклора к поэзии [Текст] / И.А.

Соколова. М., 2002.

52.Чайковский Р. Милости Булата Окуджавы: работы разных лет [Текст] / Р.

Чайковский. Магадан. 1999.

53.Чайковский Р. «Мой демон продолжает тосковать» [Текст] / Р.

Чайковский. Магадан. 1999.

54.Чудакова М. «Лишь я, таинственный певец…» [Текст] / М. Чудакова //

Литературное обозрение 1998. № 3. С. 12-17.

55.Шилов Л. Поэт и певец // Песни Булата Окуджавы [Текст] / Л. Шилов. М..

1989. С. 27-38.

56.Шмидт С.Б. Окуджава и «арбатство» [Текст] / С.Б. Шмидт // Литература.

2000. № 38. С. 2-4.

57.Я человек натуральный: [О Б.Окуджаве] // Библиография.1994. № 2. С.

58-64.

Справочная литература:

58. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С.П.

Белокурова. М., 2005.

59.Русские писатели XX века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост.

П.А. Николаев [Текст] / Сост. П.А. Николаев. М., 2000.

60.Тамарченко Н.Д. Введение в литературоведение. Основные понятия и

термины [Текст] / Н.Д. Тамарченко. М., 1999.

61.Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л.И.

Тимофеев.М.,1974.

11

12



В раздел образования