Автор: Епихина Галина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Осино-Гайский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош
Населённый пункт: село Осино-Гай
Наименование материала: статья
Тема: Современные вопросы преподавания русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и вопросы
процессе преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных
учебных
заведениях
с
позиции
современных
преобразований
в
образовательном
процессе.
Приводится
анализ
современных
аспектов
преподавания, их специфики, возможностей и потенциала.
Ключевые слова: Образовательный процесс, образование, русский
язык, литература.
MODERN ISSUES OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND
LITERATURE
Annotation
This article discusses topical problems and issues of the process of teaching
the Russian language and literature in this article. The analysis of modern teaching,
their specifics, possibilities and possibilities are given.
Key words: Educational process, education, Russian language, literature.
Процесс современного образования трансформируется под влиянием
развития научно-технической и информационной сфер, а также под
воздействием изменяющихся потребностей общества. В контексте таких
условий возникают вопросы относительно организации учебного процесса –
как сделать урок более интересным, как преподнести новые материалы, как
интегрировать современные подходы с традиционными и т. д. Это касается
как всего процесса обучения, так и отдельных дисциплин, например, уроков
русского языка и литературы.
По мнению некоторых исследователей, например, О. В. Седовой, на
современном этапе учащихся не учат размышлять над различными учебными
вопросами,
все
полученные
знания
являются
фрагментарными,
а
современное развитие техники и науки способствует данной тенденции, ведь
вместо чтения книг учащиеся стремятся взаимодействовать с современными
технологиями, которые упрощают различную деятельность, в том числе и в
образовательном процессе. Это оказывает негативное воздействие на
формирование личности учащихся, на приобретение учебных навыков [2, С.
259].
В такой ситуации педагогу важно уметь использовать современные
технические средства для обеспечения интеграции современных процессов в
научной и технической области и традиционного изучения русского языка и
литературы. Для этого целесообразно адаптировать современные научные
достижения для создания интересной образовательной деятельности –
использовать
наглядные
иллюстрации
при
помощи
презентаций,
интерактивных досок, средства цифрового или онлайн тестирования для
закрепления пройденных тем и материалов, применять онлайн библиотеки,
чтобы мотивировать учащихся к чтению вне отрыва от привлекающих их
информационных технологий и т. д.
Но
данная
интеграция
не
предполагает
использования
только
современных методов. Важно научить детей работать с языком, с текстами,
научить их понимать их сущность и внутреннее содержание, привить интерес
к получению информации посредством ее прочтения, а информационные и
компьютерные технологии могут выступать в качестве вспомогательного
средства, а не метода, упрощающего процесс обучения.
Наиболее
современными
методами
интеграции
традиционного
образовательного процесса и инноваций являются метод проблемных
ситуаций и метод проектов. При использовании метода проблемных
ситуаций учащиеся приобретают практические навыки, применение которых
направленно на установление и решение определенной образовательной
задачи на конкретных примерах. Метод проектной деятельности основан на
принципе самообразования, когда учащимся необходимо на основании
предложенного педагогом задания реализовать определенные задачи по
самостоятельному осуществлению проекта работы. При этом для каждого из
данных методов возможно применение различных информационных и
технических средств – презентаций, программ, интернета и т. д. Но не стоит
забывать
и
о
традиционных
формах
уроков,
которые
предполагают
проведение словарной работы, чтение, анализ произведений и текстов и пр.
[1, С. 152].
Современный этап развития образовательного процесса по обучению
русскому языку и литературе в настоящее время определяет необходимость
того, чтобы и педагог, и учащиеся имели представление о русском языке, как
о постоянно изменяющейся и трансформирующейся, но при этом устойчивой
и
крепкой
системе,
которая
может
адаптироваться
к
современным
преобразованиям
и
при
этом
сохранять
свою
независимость
и
традиционность.
Список использованной литературы
1. Батищева И. Н. Активизация познавательной деятельности младших
школьников на уроках русского языка с компьютерной поддержкой //
Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов
межвузовской web-конференции. – 2015. – С. 151-154.
2. Седова О. В. Актуальные проблемы преподавания русского языка и
литературы // Моя профессиональная карьера. – 2019. – Т. 4. – № 7. – С. 258-
263.