Автор: Быкова Лилия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Большая Гусиха Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛ. БАЗАРНО - КАРАБУЛАКСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: НОД по развитию речи "Хлеб - всему голова!" "Дифференциация звуков(З) и (С)
Раздел: дошкольное образование
ХОД НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Примеча
ние
Вводная часть (мотивация)
Дети входят в группу, здороваются и садятся на
стульчики.
– Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила
Бабушку – Загадку она дала мне волшебную книгу
загадок. Она рассказала мне грустную историю. Про
петушка, которого забрала лиса. Вот лису она поймала,
а лиса не говорит, где спрятала петушка. Она говорит,
если мы поможем ей различить буквы, она нам отдаст
петушка. Но с начало нам нужно открыть волшебную
книгу загадок.. Лиса волшебных слов не знает, а мне
бабушка-загадка по секрету сказала.
СА – СА – ЗА; ЗУ-ЗУ-СУ; СО-СО-ЗО (спокойно).
Дети входят в группу,
здороваются и садятся на
стульчики.
Ответы детей.
Основная часть
Открывается книга. А в ней загадка про лису :
“Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт”.
-Лиса нам передала картинки, давайте их посмотрим.
(Вешаю картинки на магнитную доску)
– Дети, посмотрите на картинки, назовите предметы
здесь изображенные.
-Как вы думаете, какой звук принесла нам лиса?
-Правильно, звук “С”.
-Давайте вспомним, какой звук“С”.
-А сейчас произнесём его: с-с-с-с-с.
-Подскажите мне, каким цветом обозначается эта
буква?
-А теперь давайте определим, где находится звук “с” в
названии этих предметов?
– Ребята, чем похожи все эти слова?
-А ещё?
Дети отвечают-(Лиса.)
-Давайте.
Рассматривают картинки.
-«С»
-Согласный
Проговаривают
-Синим
Дети выбирают каждый себе
картинку и рассказывают о
местоположении звука в этом
слове.
-Везде есть звук “С”.
Игра “Третий лишний”.
– Лисичка хочет поиграть с вами в игру.
Остаются три картинки (сковорода, кастрюля,
стакан).
-Посмотрите, какая картинка лишняя?
-Правильно, стакан. Почему?
– А если будем смотреть по расположению звука “с” в
словах?
-Какая картинка лишняя?
-Правильно. А почему?
-Это посуда.
-Стакан.
-Потому что стакан –
стеклянный, а остальные
предметы – железные.
-Кастрюля.
-В слове сковорода, звук “с” в
начале слова. В слове стакан,
звук “с” в начале слова, а в слове
кастрюля, звук “с” в середине
слова.
-Ребята, нам нужно открыть следующую страницу
волшебной книги и отгадать загадку.
-Что для этого нужно сделать?
СА – СА – ЗА; ЗУ-ЗУ-СУ; СО-СО-ЗО.
-Надо произнести заклинание.
Переворачивается страница и читается загадка про
зайца:
“Что это за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
уши больше головы?”
- Правильно, это заяц.
-Зайка тоже принёс нам картинки.
-Давайте посмотрим, какие.
Вывешиваются картинки.
-Какой звук встречается чаще других в этих словах?
-Правильно, звук “З”.
-Вспомните, звук “З” какой он ?
Вывешивается картинка комара.
-Кто это?
-А какой звук у комара?
-Давайте произнесём все вместе: з-з-з.
-Можно пропеть это звук?
-А почему?
-Правильно. Как мы называем такие звуки?
-Каким цветом обозначается эта буква?
Дети, берут картинки и рассказывают о
местоположении звука “з” в слове.
-Заяц.
Дети проговаривают названия
(Берёза, зубы, знак, зонт,
газета.)
-«З»
- Согласный.
-Комар.
-«З»
-Нет.
-Мешают зубки.
-Согласные.
-Синим.
(В начале слова, в середине или в
конце слова находится звук “з”.)
Игра “День – ночь”.
-Давайте поиграем в игру.
Я вам говорю «НОЧЬ» вы закрываете глаза. убирается
картинка .
День – глаза открываются.
Ребята определяют, какой
картинки не стало. Дети
отвечают по одному, затем
проговаривают хором, выделяя
голосом звук “з” в слове.
Игра“Топни – хлопни”
-Зайчик предлагает поиграть в игру “Топни – хлопни”
(сидя)
Хлопнуть в ладоши, когда услышите звук “С”. Топнуть
ножкой, когда услышите звук “З”.
Звуки: л, с, к, з, н, м, з, ш, с, ч, с, щ, с
Слоги: ла, са, ма, на, за, ша, са, ча, ща, зо .
Дети топают или хлопают.
Игра «Наоборот»
-Ребята, поиграем в игру “Наоборот” (с мячом).
Я буду бросать вам мяч, произнося при этом слог со
звуком “с”. Вы возвращаете мне мяч, проговаривая и
изменяя звук “с” в этом слоге, на звук “з”.
СА-ЗА; СО-ЗО; СУ-ЗУ;
ЗИ-СИ; ЗЫ-СЫ; ЗА-СА
– Теперь мы усложним игру. Я буду говорить вам слова
и бросать мяч, а вы, изменяя звук “З” на звук “С” в
слове, возвращать мяч.
Лиза – лиса; Роза – роса; Сахар – Захар; Коза-коса;
Сабор - Забор;
Дети произносят звуки и слова.
Физкультминутка:
-А сейчас мы немного разомнёмся.
В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок, на носочках скок-подскок.
А затем в вприсядку, чтоб не мёрзли лапки”.
-Молодцы.
Дети
выполняют
движения,
согласно тексту.
- У лисички к нам ещё одно задание. Нужно правильно
разместить картинки. Если мы справимся с этим
Дети выполняют задание.
заданием, то откроется ещё одна страничка волшебной
книги, и мы узнаем последнее задание.
-Развесьте картинки, в названии которых встречается
звук “С” – с левой стороны. А картинки, в названии
которых, встречается звук “З” – с правой стороны.
-Молодцы, отлично справились с заданием.
-Посмотрите, какую красивую картину принесли наши
гости. Выставляется картина.
-Здесь вы тоже найдёте много слов со звуками “С” и
“З”.
– Молодцы! Много слов нашли. Слова, которые вы
нашли, все поссорились и перепутались. Давайте
поможем им помириться? Составим из них
предложение.
Дети под руководством
воспитателя составляют
предложение.
Заключительная часть (рефлексия)
– Ребята, лисичке очень понравилось, как вы
справились со всеми заданиями. Она возвращает нам
петушка.
-Вы молодцы и хорошо справились с заданием.
Конспект НОД_18.09.2020г
Возрастная группа средне – старшая
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Хлеб –
всему голова!»
Тема НОД: «Дифференциация звуков[ з] –[с]»
Направление образования и развития (образовательная деятельность) Речевое
развитие. Развитие речи.
Цель: Учить чёткому произнесению звуков [с] - з]; выделять звуки [с] - [з] из ряда
согласных, слогов, слов;
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в
слогах, в словах и в предложениях;
упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.
Развивающие: Развивать фонематический слух; развивать подвижность
артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук.
развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного
отношения друг к другу.
Воспитательные:
формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимание,
самостоятельности, инициативности, ответственности;
воспитание интереса к играм со звуками и словами;
Словарная работа(изучение новых слов)
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: игровые ситуации, физминутка, вопросы – ответы, загадки.
Оборудование: Карточки с буквами, картинки: кастрюля, сахарница, сковорода,
стакан, самовар, берёза, зуб, знак, зонт, газета, комар. Дидактическая игрушка: лиса-
петух.
Предварительная работа: знакомство со словами, в которых есть звуки з-с.