Напоминание

НОД по развитию речи "Хлеб - всему голова!" "Дифференциация звуков(З) и (С)


Автор: Быкова Лилия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с. Большая Гусиха Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛ. БАЗАРНО - КАРАБУЛАКСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: НОД по развитию речи "Хлеб - всему голова!" "Дифференциация звуков(З) и (С)
Раздел: дошкольное образование





Назад




ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Примеча

ние

Вводная часть (мотивация)

Дети входят в группу, здороваются и садятся на

стульчики.

– Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила

Бабушку – Загадку она дала мне волшебную книгу

загадок. Она рассказала мне грустную историю. Про

петушка, которого забрала лиса. Вот лису она поймала,

а лиса не говорит, где спрятала петушка. Она говорит,

если мы поможем ей различить буквы, она нам отдаст

петушка. Но с начало нам нужно открыть волшебную

книгу загадок.. Лиса волшебных слов не знает, а мне

бабушка-загадка по секрету сказала.

СА – СА – ЗА; ЗУ-ЗУ-СУ; СО-СО-ЗО (спокойно).

Дети входят в группу,

здороваются и садятся на

стульчики.

Ответы детей.

Основная часть

Открывается книга. А в ней загадка про лису :

“Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт”.

-Лиса нам передала картинки, давайте их посмотрим.

(Вешаю картинки на магнитную доску)

– Дети, посмотрите на картинки, назовите предметы

здесь изображенные.

-Как вы думаете, какой звук принесла нам лиса?

-Правильно, звук “С”.

-Давайте вспомним, какой звук“С”.

-А сейчас произнесём его: с-с-с-с-с.

-Подскажите мне, каким цветом обозначается эта

буква?

-А теперь давайте определим, где находится звук “с” в

названии этих предметов?

– Ребята, чем похожи все эти слова?

-А ещё?

Дети отвечают-(Лиса.)

-Давайте.

Рассматривают картинки.

-«С»

-Согласный

Проговаривают

-Синим

Дети выбирают каждый себе

картинку и рассказывают о

местоположении звука в этом

слове.

-Везде есть звук “С”.

Игра “Третий лишний”.

Лисичка хочет поиграть с вами в игру.

Остаются три картинки (сковорода, кастрюля,

стакан).

-Посмотрите, какая картинка лишняя?

-Правильно, стакан. Почему?

– А если будем смотреть по расположению звука “с” в

словах?

-Какая картинка лишняя?

-Правильно. А почему?

-Это посуда.

-Стакан.

-Потому что стакан –

стеклянный, а остальные

предметы – железные.

-Кастрюля.

-В слове сковорода, звук “с” в

начале слова. В слове стакан,

звук “с” в начале слова, а в слове

кастрюля, звук “с” в середине

слова.

-Ребята, нам нужно открыть следующую страницу

волшебной книги и отгадать загадку.

-Что для этого нужно сделать?

СА – СА – ЗА; ЗУ-ЗУ-СУ; СО-СО-ЗО.

-Надо произнести заклинание.

Переворачивается страница и читается загадка про

зайца:

“Что это за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы –

уши больше головы?”

- Правильно, это заяц.

-Зайка тоже принёс нам картинки.

-Давайте посмотрим, какие.

Вывешиваются картинки.

-Какой звук встречается чаще других в этих словах?

-Правильно, звук “З”.

-Вспомните, звук “З” какой он ?

Вывешивается картинка комара.

-Кто это?

-А какой звук у комара?

-Давайте произнесём все вместе: з-з-з.

-Можно пропеть это звук?

-А почему?

-Правильно. Как мы называем такие звуки?

-Каким цветом обозначается эта буква?

Дети, берут картинки и рассказывают о

местоположении звука “з” в слове.

-Заяц.

Дети проговаривают названия

(Берёза, зубы, знак, зонт,

газета.)

-«З»

- Согласный.

-Комар.

-«З»

-Нет.

-Мешают зубки.

-Согласные.

-Синим.

(В начале слова, в середине или в

конце слова находится звук “з”.)

Игра “День – ночь”.

-Давайте поиграем в игру.

Я вам говорю «НОЧЬ» вы закрываете глаза. убирается

картинка .

День – глаза открываются.

Ребята определяют, какой

картинки не стало. Дети

отвечают по одному, затем

проговаривают хором, выделяя

голосом звук “з” в слове.

Игра“Топни – хлопни”

-Зайчик предлагает поиграть в игру “Топни – хлопни”

(сидя)

Хлопнуть в ладоши, когда услышите звук “С”. Топнуть

ножкой, когда услышите звук “З”.

Звуки: л, с, к, з, н, м, з, ш, с, ч, с, щ, с

Слоги: ла, са, ма, на, за, ша, са, ча, ща, зо .

Дети топают или хлопают.

Игра «Наоборот»

-Ребята, поиграем в игру “Наоборот” (с мячом).

Я буду бросать вам мяч, произнося при этом слог со

звуком “с”. Вы возвращаете мне мяч, проговаривая и

изменяя звук “с” в этом слоге, на звук “з”.

СА-ЗА; СО-ЗО; СУ-ЗУ;

ЗИ-СИ; ЗЫ-СЫ; ЗА-СА

– Теперь мы усложним игру. Я буду говорить вам слова

и бросать мяч, а вы, изменяя звук “З” на звук “С” в

слове, возвращать мяч.

Лиза – лиса; Роза – роса; Сахар – Захар; Коза-коса;

Сабор - Забор;

Дети произносят звуки и слова.

Физкультминутка:

-А сейчас мы немного разомнёмся.

В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок, на носочках скок-подскок.

А затем в вприсядку, чтоб не мёрзли лапки”.

-Молодцы.

Дети

выполняют

движения,

согласно тексту.

- У лисички к нам ещё одно задание. Нужно правильно

разместить картинки. Если мы справимся с этим

Дети выполняют задание.

заданием, то откроется ещё одна страничка волшебной

книги, и мы узнаем последнее задание.

-Развесьте картинки, в названии которых встречается

звук “С” – с левой стороны. А картинки, в названии

которых, встречается звук “З” – с правой стороны.

-Молодцы, отлично справились с заданием.

-Посмотрите, какую красивую картину принесли наши

гости. Выставляется картина.

-Здесь вы тоже найдёте много слов со звуками “С” и

“З”.

– Молодцы! Много слов нашли. Слова, которые вы

нашли, все поссорились и перепутались. Давайте

поможем им помириться? Составим из них

предложение.

Дети под руководством

воспитателя составляют

предложение.

Заключительная часть (рефлексия)

– Ребята, лисичке очень понравилось, как вы

справились со всеми заданиями. Она возвращает нам

петушка.

-Вы молодцы и хорошо справились с заданием.

Конспект НОД_18.09.2020г

Возрастная группа средне – старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Хлеб –

всему голова!»

Тема НОД: «Дифференциация звуков[ з] –[с]»

Направление образования и развития (образовательная деятельность) Речевое

развитие. Развитие речи.

Цель: Учить чёткому произнесению звуков [с] - з]; выделять звуки [с] - [з] из ряда

согласных, слогов, слов;

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в

слогах, в словах и в предложениях;

упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.

Развивающие: Развивать фонематический слух; развивать подвижность

артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук.

развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного

отношения друг к другу.

Воспитательные:

формирование

навыков

сотрудничества,

взаимопонимание,

самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитание интереса к играм со звуками и словами;

Словарная работа(изучение новых слов)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: игровые ситуации, физминутка, вопросы – ответы, загадки.

Оборудование: Карточки с буквами, картинки: кастрюля, сахарница, сковорода,

стакан, самовар, берёза, зуб, знак, зонт, газета, комар. Дидактическая игрушка: лиса-

петух.

Предварительная работа: знакомство со словами, в которых есть звуки з-с.



В раздел образования