Автор: Теплякова Ирина Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Бондарская СОШ
Населённый пункт: Тамбовская область с. Бондари
Наименование материала: статья
Тема: Модель работы социального педагога по профилактике психо-активных веществ
Раздел: полное образование
Модель работы по профилактике наркомании, алкоголизма,
табакокурения, СПИД
Формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ и воспитание здорового
физически и нравственно молодого поколения – одна из первоочередных задач
нашего общества. Ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит школе.
На сегодняшний день в мире и стране особенно обострилась проблема борьбы с
наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие и СПИДом. Не менее
распространены, по статистике, в подростковой среде алкоголизм и
табакокурение.
Согласно плану воспитательной работы в 2019/2020 учебном году основной
акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в ноябре в ходе
декады правового воспитания и профилактики правонарушений . Однако и в
другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 –
11 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики
вредных привычек.
Профилактическая работа в школе строится на следующих принципах:
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе
целевой программы. Цели такой работы:
-создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению
наркотиками и снижающей вред от их употребления;
-распространение информации о причинах, формах и последствиях
злоупотреблении наркотических средств;
-формирование у подростков навыка анализа и критической оценки
информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные
решения.
Просветительская работа ведется на протяжении всего периода обучения
ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. В
ее ходе учащимся предоставляется точная и достоверная информация о
наркотиках и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое
благополучие человека.
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, также
вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и
профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия: вовлечение
учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования и
школьные; организация КТД , конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение
в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы,
встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы
выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.
В классах проводятся:
беседа «Курение – дань моде, привычка или болезнь?»
просмотр видеофильма с последующим обсуждением «Сделай свой
выбор!»
час общения – обсуждение газетной статьи «Исповедь курящей девушки»
«Осторожно, наркомания!»
«Осторожно, наркотики!»
час общения «Причина одна, последствий – множество»
«Дорога в никуда», с показом и обсуждением презентации
В кабинете заместителя директора по ВР имеется подборка классных часов по
правовому воспитанию учащихся, видеоматериалы по антинаркотической
пропаганде, профилактике вредных привычек, ИКТ - презентации по
профилактике аддикций и девиантного поведения и профилактике вредных
привычек.
В помощь классным руководителям сделана подборка материалов для бесед и
классных часов по темам:
«Питание и здоровый образ жизни»;
«Хочешь жить – бросай курить»;
«О вреде алкоголя»;
«Берегись белой тучи»;
Наркомания – знак беды»;
«Искусственный рай»;
«Дорога в никуда».
Учащиеся школы приняли участие в ряде конкурсов и акций по
антинаркотической пропаганде, при участии лидеров детской школьной
организации были проведены акции «Скажи «нет» наркотикам!» и
«Осторожно СПИД. Берегите своих близких».
Традиционным стали встречи с работниками областного ВИЧ-центра, которые
проводят беседы с демонстрацией видеофильма по профилактике СПИДа.
Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности
определяется тем, насколько у ребенка воспитана потребность в здоровом
образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При
организации профилактической работы педагогический коллектив основывается
на том, что чем больше у ребенка возможностей зарекомендовать себя как
творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным
явлениям.
В процессе формирования потребности в ЗОЖ большое значение имеет участие
школьников во внеурочной деятельности и участие в работе кружков и секций,
как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. В текущем
учебном году 88% учащихся охвачены различной кружковой деятельностью.
Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные
соревнования «Веселые старты», спартакиада «Спортивные надежды».
В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской
области проводится социально-психологическое тестирование обучающихся.
Социально-психологическое тестирование было проведено в электронной
форме по сети Интернет с использованием компьютерной программы
VeralTest.
По результатам тестирования социально-психологической службой
школы
были
разработаны
и
реализованы
различные
массовые
и
индивидуальные мероприятия в всевозможных форматах: лекция, беседа,
тренинг, игра, диспут и так далее по различным направлениям. Например,
«Уроки
эмоциональной
грамотности»,
тренинг
«Лестница
успеха»,
«Искусство превращать негативное в позитивное».
Особое внимание в рамках профилактике ПАВ уделялось профилактике
СНЮС. Был проведен методический семинар для педагогов, для родителей
проведено родительское собрание «Осторожно СНЮС!». Для учащихся
проведены классные часы, индивидуальные беседы, тренинги психолога.
Созданы и распространены буклеты. Ежедневно проводились рейды по
выявлению учащихся. К проведению работы привлекались сотрудники
полиции.