Автор: Калинина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГК ОУ ВО СКОШИ о.Муром
Населённый пункт: с.Малышево, Селивановский р-он
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая помощь семьям,воспитывающих детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организация
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без
оказания психологической помощи семьям, в которых они воспитываются и
живут, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую
систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую
неблагоприятным
внешним
обстоятельствам.
Как
отмечает
К.
Тингэй-
Михаэлис, ослабление любого компонента этой системы приводит и к
ослаблению ее жизнестойкости.
Поиску решения проблемы организации психологической помощи семьям,
воспитывающим детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования
Л.С.
Выготского
(культурно-историческая
теория),
А.Н.
Леонтьева,
С.Л.Рубинштейна (теория деятельности), Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н.
Мясищева (теория отношений) и др.
В психологических, медицинских педагогических исследованиях установлено,
что, несмотря на многообразие причин психического недоразвития и форм его
проявления, развитие любого ребенка зависит не только от биологических
факторов, но и от социальных. О том, что психолого-педагогические
закономерности развития ребенка с психофизиологическими нарушениями есть
результат сложного процесса социализации, отмечают в своих научных работах
Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Д.Б. Эльконин, что развитие в
условиях
дизонтогенеза
требует
создания
специально-развивающей
коррекционной среды – К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, И.Ю. Левченко,
М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.
Специальная коррекционно-развивающая среда в семье – это условия, которые
создаются родителями и которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка
с психофизическими недостатками и ОВЗ. Успешность развития ребенка во
многом определяется условиями среды, в которой он живет, тем, какую
содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения.
Семья – микросоциум, который формирует и нравственные качества ребенка,
его отношение к миру, к другим людям. Чем сильнее проявляется семейное
неблагополучие, тем ярче выражены нарушения развития у ребенка и,
наоборот,
гармоничное
воздействие
развивает
ребенка,
способствует
формированию у него положительных личностных качеств. С этой точки
зрения внутрисемейная система может рассматриваться как коррекционная.
Осуществление психологической помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ,
позволяет
гармонизировать
родительско-детские
отношения
и
решать
проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку. Ребенок, имеющий
недостатки в развитии, зачастую вызывает особые переживания у родителей.
Так, когда ребенку предстоит обучение в школе, его родители могут
испытывать
чувство
страха,
беспокойства,
ущемленного
самолюбия
и
неудовлетворенности из-за того, что их ребенок будет учиться в коррекционной
школе или классе для детей с отклонениями вразвитии.
Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения «неполноценного»
ребенка, связанные с его развитием, обучением, будущим, может преследовать
родителей и близких в течение всей их жизни. Родители могут испытывать
чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих
сверстников, неадекватно ведет себя в общественных местах, плохо думает и
говорит, имеет большие трудности в обучении, имеет внешние признаки
психофизического недоразвития, с ним трудно бывает установит контакт.
Вместе с тем родители надеются на оказание специалистами помощи их
ребенку, в которой он нуждается. В.В. Ткачева выделила следующие проблемы,
характерные для семей, имеющих детей с ОВЗ:
- низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему
ребенку помощи;
- низкую психолого-педагогическую компетентность родителей, отсутствие
необходимых педагогических знаний и мотивации к их приобретению;
-
высокий уровень психической
травмированности
родителей (лиц
их
замещающих),
вызванный
рождением
детей
с
психофизиологическими
недостатками.
Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с
нарушениями
развития
//
Психолого-педагогическая
диагностика:
Учеб.
пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. И.Ю. Левченко,
С.Д. Забрамной. М.: Изд.центр «Академия», 2003.
О состоянии здоровья детей и подростков красноречиво свидетельствует и
такой факт: каждый третий ребенок и подросток в возрасте до 14 лет состоит на
диспансерном учёте, а в возрасте от 15 до 17 лет - уже каждый второй. Если
среди учащихся школ 39 процентов числятся в специальной группе для занятий
физкультурой, то среди студентов средних специальных учебных заведений и
вузов число тех, кто не в состоянии заниматься по обычной программе, доходит
уже до 65 процентов. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков
приводит к росту инвалидности среди детей.
Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и
оказание психологической помощи их родителям является актуальной.
С
целью
повышения
эффективности
психолого-педагогического
сопровождения системы коррекционного образования, одной из задач которого
является оказание психологической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ.
Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не понимают и не видят
реальных возможностей и целей развития их ребенка, поэтому таким родителям
требуется психологическая помощь, содержание которой включает следующие
направления:
образовательно-просветительскую
работу
с
родителями
и
психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с
отклонениями в развитии.
Цель образовательно-просветительной работы
– повышение психолого-
педагогической компетентности родителей детей, имеющих отклонения в
развитии. В зависимости от специфики осуществляемой помощи выделяются
следующие
блоки
психолого-педагогической
помощи:
информационный,
медицинский, педагогический, социальный, психологический, юридический.
Информационный
блок
включает
в
себя
ознакомление
родителей
с
информацией общего характера: сведения об организации обучения и
воспитания, жизни в учебном учреждении, в котором обучается их ребенок; о
мероприятиях,
к
участию
в
которых
привлекаются
родители
(работа
родительского комитета, школьные праздники, классные мероприятия –
посещение музеев, кинотеатров, выставок работ учеников и т.п.)
Медицинский блок поддерживается медицинскими специалистами – врачом-
педиатром, невропатологом, хирургом, отоларингологом и др. На семинарах
они рассказывают родителям в доступной форме о причинах и профилактике
возникновения
у
детей
психоневрологических
заболеваний,
раскрывают
последствия
вредного
воздействия
алкоголя,
курения,
наркотиков.
Педагогический
блок
направлен
на
ознакомление
родителей
с
теми
трудностями, которые возникают у учащихся специальных коррекционных
образовательных учреждений, или классов. Это направление осуществляется
педагогом, дефектологом, логопедом, воспитателем, инструктором ЛФК,
мастером производственного обучения
– специалистами образовательного
учреждения с целью обучения родителей отдельным методическим приемам.
Социальный блок направлен на социально психологическое сопровождение
семьи ребенка с отклонениями в развитии. Специалисты системы социальной
защиты по месту проживания семей, имеющих детей с ОВЗ, осуществляют
контакты с правоохранительными, муниципальными, юридическими органами,
связь с детской комнатой милиции, сбор информации в «социальный паспорт»
семьи каждого воспитанника. В психологическом блоке освещаются общие
проблемы психофизического развития детей с отклонениями в развитии.
Психолог – на обучающих семинарах, которые организуются в каждом районе
области, знакомит родителей с примерами реагирования на поведенческие
аномалии их ребенка, помогает разобраться родителям в сложившихся
сложных
взаимоотношениях
между
ними
и
ребенком,
знакомит
с
последствиями
применения
родителями
разных
тактик
воспитания,
особенностями протекания возрастных кризисов и критических состояний,
которые
может
испытывать
семья,
воспитывающая
ребенка
с
ОВЗ.
Юридический блок ведет юрист, который знакомит родителей с правами,
нормативно-правовой документацией и законами, стоящими на защите прав
ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Собственно психолого-педагогическое направление сопровождения семьи,
воспитывающей
ребенка
с
ОВЗ
включает
как
педагогическое,
так
и
психологическое содержание работы, куда входит: диагностика ребенка и
родителей;
медико-психолого-педагогическая
комиссия;
коррекционная
и
консультативная работа.
Итак, оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ
требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-
педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям,
воспитывающим детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая
помощь.