Напоминание

Психологическая помощь семьям,воспитывающих детей с ОВЗ


Автор: Калинина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГК ОУ ВО СКОШИ о.Муром
Населённый пункт: с.Малышево, Селивановский р-он
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая помощь семьям,воспитывающих детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Организация

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без

оказания психологической помощи семьям, в которых они воспитываются и

живут, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую

систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую

неблагоприятным

внешним

обстоятельствам.

Как

отмечает

К.

Тингэй-

Михаэлис, ослабление любого компонента этой системы приводит и к

ослаблению ее жизнестойкости.

Поиску решения проблемы организации психологической помощи семьям,

воспитывающим детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования

Л.С.

Выготского

(культурно-историческая

теория),

А.Н.

Леонтьева,

С.Л.Рубинштейна (теория деятельности), Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н.

Мясищева (теория отношений) и др.

В психологических, медицинских педагогических исследованиях установлено,

что, несмотря на многообразие причин психического недоразвития и форм его

проявления, развитие любого ребенка зависит не только от биологических

факторов, но и от социальных. О том, что психолого-педагогические

закономерности развития ребенка с психофизиологическими нарушениями есть

результат сложного процесса социализации, отмечают в своих научных работах

Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Д.Б. Эльконин, что развитие в

условиях

дизонтогенеза

требует

создания

специально-развивающей

коррекционной среды – К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, И.Ю. Левченко,

М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.

Специальная коррекционно-развивающая среда в семье – это условия, которые

создаются родителями и которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка

с психофизическими недостатками и ОВЗ. Успешность развития ребенка во

многом определяется условиями среды, в которой он живет, тем, какую

содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения.

Семья – микросоциум, который формирует и нравственные качества ребенка,

его отношение к миру, к другим людям. Чем сильнее проявляется семейное

неблагополучие, тем ярче выражены нарушения развития у ребенка и,

наоборот,

гармоничное

воздействие

развивает

ребенка,

способствует

формированию у него положительных личностных качеств. С этой точки

зрения внутрисемейная система может рассматриваться как коррекционная.

Осуществление психологической помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ,

позволяет

гармонизировать

родительско-детские

отношения

и

решать

проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку. Ребенок, имеющий

недостатки в развитии, зачастую вызывает особые переживания у родителей.

Так, когда ребенку предстоит обучение в школе, его родители могут

испытывать

чувство

страха,

беспокойства,

ущемленного

самолюбия

и

неудовлетворенности из-за того, что их ребенок будет учиться в коррекционной

школе или классе для детей с отклонениями вразвитии.

Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения «неполноценного»

ребенка, связанные с его развитием, обучением, будущим, может преследовать

родителей и близких в течение всей их жизни. Родители могут испытывать

чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих

сверстников, неадекватно ведет себя в общественных местах, плохо думает и

говорит, имеет большие трудности в обучении, имеет внешние признаки

психофизического недоразвития, с ним трудно бывает установит контакт.

Вместе с тем родители надеются на оказание специалистами помощи их

ребенку, в которой он нуждается. В.В. Ткачева выделила следующие проблемы,

характерные для семей, имеющих детей с ОВЗ:

- низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему

ребенку помощи;

- низкую психолого-педагогическую компетентность родителей, отсутствие

необходимых педагогических знаний и мотивации к их приобретению;

-

высокий уровень психической

травмированности

родителей (лиц

их

замещающих),

вызванный

рождением

детей

с

психофизиологическими

недостатками.

Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с

нарушениями

развития

//

Психолого-педагогическая

диагностика:

Учеб.

пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной. М.: Изд.центр «Академия», 2003.

О состоянии здоровья детей и подростков красноречиво свидетельствует и

такой факт: каждый третий ребенок и подросток в возрасте до 14 лет состоит на

диспансерном учёте, а в возрасте от 15 до 17 лет - уже каждый второй. Если

среди учащихся школ 39 процентов числятся в специальной группе для занятий

физкультурой, то среди студентов средних специальных учебных заведений и

вузов число тех, кто не в состоянии заниматься по обычной программе, доходит

уже до 65 процентов. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков

приводит к росту инвалидности среди детей.

Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и

оказание психологической помощи их родителям является актуальной.

С

целью

повышения

эффективности

психолого-педагогического

сопровождения системы коррекционного образования, одной из задач которого

является оказание психологической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не понимают и не видят

реальных возможностей и целей развития их ребенка, поэтому таким родителям

требуется психологическая помощь, содержание которой включает следующие

направления:

образовательно-просветительскую

работу

с

родителями

и

психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с

отклонениями в развитии.

Цель образовательно-просветительной работы

– повышение психолого-

педагогической компетентности родителей детей, имеющих отклонения в

развитии. В зависимости от специфики осуществляемой помощи выделяются

следующие

блоки

психолого-педагогической

помощи:

информационный,

медицинский, педагогический, социальный, психологический, юридический.

Информационный

блок

включает

в

себя

ознакомление

родителей

с

информацией общего характера: сведения об организации обучения и

воспитания, жизни в учебном учреждении, в котором обучается их ребенок; о

мероприятиях,

к

участию

в

которых

привлекаются

родители

(работа

родительского комитета, школьные праздники, классные мероприятия –

посещение музеев, кинотеатров, выставок работ учеников и т.п.)

Медицинский блок поддерживается медицинскими специалистами – врачом-

педиатром, невропатологом, хирургом, отоларингологом и др. На семинарах

они рассказывают родителям в доступной форме о причинах и профилактике

возникновения

у

детей

психоневрологических

заболеваний,

раскрывают

последствия

вредного

воздействия

алкоголя,

курения,

наркотиков.

Педагогический

блок

направлен

на

ознакомление

родителей

с

теми

трудностями, которые возникают у учащихся специальных коррекционных

образовательных учреждений, или классов. Это направление осуществляется

педагогом, дефектологом, логопедом, воспитателем, инструктором ЛФК,

мастером производственного обучения

– специалистами образовательного

учреждения с целью обучения родителей отдельным методическим приемам.

Социальный блок направлен на социально психологическое сопровождение

семьи ребенка с отклонениями в развитии. Специалисты системы социальной

защиты по месту проживания семей, имеющих детей с ОВЗ, осуществляют

контакты с правоохранительными, муниципальными, юридическими органами,

связь с детской комнатой милиции, сбор информации в «социальный паспорт»

семьи каждого воспитанника. В психологическом блоке освещаются общие

проблемы психофизического развития детей с отклонениями в развитии.

Психолог – на обучающих семинарах, которые организуются в каждом районе

области, знакомит родителей с примерами реагирования на поведенческие

аномалии их ребенка, помогает разобраться родителям в сложившихся

сложных

взаимоотношениях

между

ними

и

ребенком,

знакомит

с

последствиями

применения

родителями

разных

тактик

воспитания,

особенностями протекания возрастных кризисов и критических состояний,

которые

может

испытывать

семья,

воспитывающая

ребенка

с

ОВЗ.

Юридический блок ведет юрист, который знакомит родителей с правами,

нормативно-правовой документацией и законами, стоящими на защите прав

ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Собственно психолого-педагогическое направление сопровождения семьи,

воспитывающей

ребенка

с

ОВЗ

включает

как

педагогическое,

так

и

психологическое содержание работы, куда входит: диагностика ребенка и

родителей;

медико-психолого-педагогическая

комиссия;

коррекционная

и

консультативная работа.

Итак, оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ

требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-

педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям,

воспитывающим детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая

помощь.



В раздел образования