Автор: Тимошенко Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад №100"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Хлеб – наше богатство
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
По формированию целостной картины мира.
Тема:
«Хлеб – наше богатство»
подготовительная группа
Воспитатель: Тимошенко Т.А.
Формирование целостной картины мира.
Программное содержание:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и
людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
Обратить
внимание
на
содержание
труда
людей,
на
их
слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных
продуктов питания в России.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений
по теме;
Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас
приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу
нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.»
(Хлеб)
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек,
хлебушко.
С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он –
самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще,
вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и
передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб
румяный,
свежий,
душистый,
аппетитный,
мягкий,
черствый,
белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В
хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему,
память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам
хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите
мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из
зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку,
нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь
и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит
трактор. Кто ведет его …
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает
землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь
можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те
ровными,
аккуратными
рядами
укладывают
в
почву
зерна
пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в
колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами
превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало»
«В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.» (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово
хором и индивидуально). И на поле выходят другие ме машины –
комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна
по
специальному
длинному
рукаву
высыпаются
в
грузовые
машины,
которые
беспрерывно
подъезжают
по
сигналу
комбайнера.
А
из
накопителя
соломы
комбайнера
через
определенные промежутки времени сходят большие
желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово
хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения
зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом
отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан
с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и
специальные
машины
механическими
«руками»
вымешивают
тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и
замесим тесто для каравая,
вставайте в круг.
Физкультминутка:
«Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения
сверху
вниз, как будто месим тесто)
«Меше, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, (перекладываем тесто из руки в руку)
Переваливай, валяй.» (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в
печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в
магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты называются
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо
затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень
бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но
как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие
еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях
хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете,
долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб –
главное богатство нашей страны и его нужно беречь