Автор: Попова Елена Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №1 имени Мальцевой Екатерины Александровны"
Населённый пункт: г Вологда, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие «Полёт в космос», с использованием презентации
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
Интегрированное занятие «Полёт в космос», с использованием
презентации
(Авторская методика)
Попова Елена Леонидовна, учитель, МОУ «Общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 имени
Мальцевой Екатерины Александровны»
Цель и задачи методической разработки
Дети с ограниченными возможностями здоровья мало знают о
родном городе, своей стране, знаменательных датах, особенностях
традиций, так как многие имели ограничения в коммуникативной сфере. А
патриотическое воспитание – одна из важнейших частей системы
воспитательной работы. Мною была разработана и применена на практике
методическая разработка, посвящённая Дню космонавтики.
Основная цель методической разработки: расширение и углубление
знаний детей о космосе, солнечной системе, первом космонавте.
Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
- познакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики
и героем космоса;
-воспитывать дружеские отношения, умение работать в команде,
согласовывать свои действия;
- воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою
страну и за людей, прославивших Россию;
- развивать мыслительную и речевую деятельность;
- развивать память, внимание, мышление.
Категория обучающихся
Большинство учащихся класса обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе образования обучающихся с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(вариант
1).
Двое
детей
обучаются
по
адаптированной
основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Двоим обучающимся рекомендовано сопровождение тьютора.
В данной методической разработке принимали участие ученики 1
(подготовительного) класса, возраст детей – 7, 8 лет. Все обучающиеся
имеют комплексные нарушения в развитии. Шесть из них инвалиды
детства. Класс сложный, все дети требуют индивидуальный подход в
обучении и воспитании. Навыки самообслуживания развиты не у всех,
дети неусидчивы, внимание неустойчивое, быстро утомляются, основной
вид деятельности - игра.
В классе дети довольно хорошо и свободно общаются друг с другом.
Некоторые отдельными фразами, словами могут вести осознанный диалог,
как с учителем, так и между собой. Проявляются зачатки ролевых игр, но
во всех действиях необходима направляющая помощь взрослых. Учащиеся
относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку.
Описание применения методики в практической деятельности
Интегрированное занятие было проведено в рамках школьного
конкурса
«Система
патриотического
воспитания
в
образовательном
процессе». Решением педагогического совета данное мероприятие было
признано победителем первого этапа конкурса.
Оценка результативности применения методики
В ходе занятия, я считаю, что решила основную задачу -
познакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и
героем космоса. Учащиеся
взаимодействовали
в группе в процессе
учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Мы
сказали «здравствуйте», пожелали всем нашим гостям здоровья и добра.
Пришли они к нам не случайно. Гости узнали о том, что мы с вами уже
несколько
дней
говорили
о
космосе,
много
узнали,
изготовили
замечательные космические поделки, и им тоже стало интересно. Покажем
и расскажем нашим гостям, что мы знаем и умеем?
2. Дети сидят полукругом.
-Ребята, сейчас давайте мы представим, что наступила ночь, закройте
глазки.
Звучит музыка и на проектор выведен слайд 1
звёздного неба.
Приложение 1
- Что вы видите на экране? (Ответы детей)
- А сейчас внимательно посмотрите на эту картину (учитель показывает
фланелеграф синего цвета). Давайте представим, что это небо.
- Чего на небе не хватает? (Звёзд)
- Давайте соберём все звёзды и приклеим их на нашу «картину».
(Дети выбирают среди камней и различных фигур звёзды и прикрепляют
их на фланелеграф).
3. Ребята, одна из самых больших звёзд на небе – это солнце. Посмотрите
на экран (слайд 2). Солнце – это огромный пылающий шар, оно даёт нам
свет и тепло.
– Когда мы с вами можем увидеть солнце? (Ответы детей)
Итак, на нашей космической картине появились маленькие звёзды и
огромная звезда Солнце.
4. В космосе очень много звёзд, и бывает сложно рассмотреть, что за ними
прячется. Но мы постараемся и найдем то, что звёзды скрали от наших
глаз. Посмотрите внимательно на экран (слайд 3).
- Что спрятали звёзды? (Ответы детей)
- Правильно, планету.
-На какой планете мы живём? (Ответы детей)
- Солнце в космосе не одно, у него есть семья. Семью солнца называют
Солнечной системой. Это - планеты. У каждой планеты есть своё имя и
дорожка - орбита, по которой движется планета.
-Просмотрим небольшой фильм про Солнце и планеты (слайд 4).
Давайте разместим планеты на
нашу «космическую картину» (дети
выходят и размещают планеты на фланелеграф).
5. Посмотрите внимательно на экран (слайд 5).
- Кого спрятали звёзды? (космонавта)
-Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, в 1961 году
12 апреля наш космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин (слайд 6) впервые
полетел в космос. С тех пор 12 апреля – день первого полёта человека в
космос, стал днём космонавтики. Юрий Гагарин - первый человек на
земле, который вылетел в космос, он настоящий герой не только нашей
страны, но всей планеты Земля.
-Как вы думаете, ребята, а какими должны быть космонавты? (сильными,
смелыми, ловкими, трудолюбивыми)
6. Физкультминутка
- Проведём космическую тренировку.
- Дети встают в круг и выполняют движения под музыку.
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься (дети делают рывки согнутыми руками
перед грудью)
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)
- Я вижу, вы готовы к полёту.
-А как вы думаете, на чём космонавты отправляются в полёт? (На ракете)
-А ракеты у нас нет, давайте её соберём. У каждого из вас есть часть
ракеты, соберём её по образцу.
7. Ракета готова, надеваем скафандры, пристёгиваем ремни, начинаем
отсчёт времени 5, 4, 3, 2, 1, пуск (слайд 7)
- Оказались мы с вами в космосе. Дополним нашу «космическую картину».
Учитель прикрепляет ракету к фланелеграфу, а учащиеся космонавтов.
Космонавты выходят в открытый космос.
8. - Ой, посмотрите, а кто там прячется за звёздами? (инопланетяне) (слайд
8)
Учитель
вывешивает
на
фланелеграф
инопланетянина
с
летающей
тарелкой.
- Инопланетяне подготовили для вас интересные задания. На прежде, чем
мы с вами будем их выполнять, сделаем зарядку для пальчиков.
9. Пальчиковая гимнастика.
(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают
пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных семь ребят.
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая
руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
10. Каждый учащийся выполняет задание Приложение 2
- Отыскать «лишнее» в каждом ряду.
- Каждая ракета отбрасывает тень, найди соответствие между ракетой и
тенью.
-Раскрась водную раскраску.
- Собери космонавта по образцу.
- Помоги ракетам добраться до своих планет (по цвету).
- Соедини предмет с тенью.
11. Вы все правильно выполнили задания, показали свои знания, силу,
ловкость - за это вы все получаете дипломы юного космонавта (слайд 9)
Приложение 3
Приложение 2
Индивидуальные задания
Приложение 3
Диплом юного космонавта