Автор: Любовь Андреевна Васякина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Арлюкская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область, Юргинский район п.ст.Арлюк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Лесное чудо"
Раздел: дошкольное образование
НОД «Лесное чудо»
Познавательное развитие
Цель. Развитие познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных
навыков.
Задачи. Способствовать формированию представления о том, что пень – место обитания
разнообразных живых существ (животных и растений).
Развивать речь, активизировать словарь.
Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.
Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались в дремучем лесу, полном сказок и чудес.
Воспитатель. Посмотрите, что это? (Указывает на знаки «Правила поведения в лесу».)
Как вы думаете, что означают эти рисунки?
Дети описывают изображения и объясняют их смысл.
Воспитатель. Ребята, поглядите. А вот и хозяин леса, Старичок-лесовичок! Давайте
поздороваемся с ним.
Лесовик. Здравствуйте, дети! Молодцы! Знаете, как нужно себя вести в лесу. Вам
нравится гулять по лесу? (Да.) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших
лесов. Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей.) Да, богат наш лес и красив.
Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.
Дети подходят к пню.
Воспитатель. Мы вышли на лесную поляну. А это что за чудо лесное? (Указывает на
пень.)
Лесовик. Это Пень Корнеевич – самый старый житель моего леса.
Воспитатель. Давайте познакомимся с Пнем Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает
его корень.) Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут ……………. (Дети поочередно
знакомятся с пнем.)
Лесовик. Какие вы вежливые! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним
здоровались? (Корни.)
Воспитатель. Какие они, корни? (Прямые и изогнутые, толстые и тонкие, ветвистые,
запутанные, твердые и гибкие, длинные и короткие, гладкие.) Какого они цвета? (Темно-
коричневые, светло-коричневые, бурые, белые.) Зачем корни нужны дереву? (Корни
удерживают дерево в земле. Через корни дерево получает питательные вещества, воду.) Чем
покрыт пень? (Корой.) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая, грубая,
твердая, с трещинами.) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом, лесом, землей.)
Лесовик, расскажи нам о Пне Корнеевиче.
Лесовик. Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнем Корнеевичем мы старые
друзья. Его я помню еще с тех пор, когда был он желудем. Появился из желудя росток и
превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей
желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнездах укачивал. В его дуплах и белка жила, и
филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на
дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту
старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех
пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст
любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает.)
Каждое кольцо – прожитый деревом год. Сосчитайте, сколько дубу было лет.
Дети вместе с воспитателем считают годичные кольца на спиле пня.
Лесовик. По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось
дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год
дереву не хватало влаги и питания.
Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.
Три-четыре ребенка рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают
вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева.
Воспитатель. Чтобы лучше рассмотреть пень, возьмем лупы.
Дети рассматривают пень через лупы.
Воспитатель. Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на
близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Ответы детей.)
Пень Корнеевич. Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным,
ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а
сейчас я стал пнем и стою на поляне одинешенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-
нибудь полезным!
Воспитатель. Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич?
Лесовик. Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на
её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый,
вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон
древесины в пенечке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок
квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.
В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а теплые
дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной
стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зеленый мох. Кто под такой мягкой
теплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки
всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.
Воспитатель. Теперь понятно, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил. Поможем,
ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь лесных
животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?
Дети выбирают животных, которые, по их мнению, могут жить в условиях данной
экосистемы.
Воспитатель предлагает каждому ребенку превратиться в какого-нибудь обитателя
леса: стать бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьем, мышкой, лягушкой, и т.д.
Воспитатель. Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя,
спросим: «Кто-кто в пенечке-теремочке живет?»
Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.
Подходит к пню и спрашивает: «Кто-кто в пенечке-теремочке живет?» никто не
отвечает. «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем. Здесь я найду не только
кров, но и пищу – опилки». Теперь ты (обращается к ребенку), жук-олень, заселяйся в пень.
Таким образом дети поочередно заселяют выбранные фигурки животных в пенек-
теремок.
Лесовик. Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинешенек, а
сейчас превратился в настоящий дом, где живут различные лесные жители.
Воспитатель. Лесовик и Пень Корнеевич пришли к нам из волшебного леса. Расскажите,
что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии.
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а Лесовик приготовил для вас подарок.
Поблагодарим его за подарок и попрощаемся, ведь нам пора возвращаться в детский сад.