Автор: Гавриченко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 "Малышка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей посредством художественно – эстетического развития".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский Сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому
развитию детей
№19 «Малышка» г.Брянска
Методическая разработка
«Экологическое воспитание детей посредством
художественно – эстетического развития».
Выполнила:
Воспитатель Гавриченко Е.Н.
2017 г.
Методы работы с детьми.
1.
Организация
изобразительной
деятельности
при
работе
с
природными и бросовыми материалами.
Цель: Познакомить с техниками по развитию творческих способностей детей
при обработке природных и бросовых материалов.
Материалы, инструменты, оборудование:
Акварель, баночка для воды, газеты, гуашь, картон, кисточки, клей ПВА, нож,
ножницы,
природные
материалы,
салфетка
для
рук,
ступка.
Акриловые
краски,
баночка
для
воды,
бросовые
материалы,
газеты,
гуашь,
картон,
кисточки, клей ПВА, кусочки кожи, нож, ножницы, пряжа, салфетка для рук.
Виды изделий, выполненных из природного материала:
-Каменная
крошка.
Поделочные
камни
растереть
в
ступке.
Выполнить
аппликацию, работаем по аналогии с песком.
-Самый простой печатный материал — картофель. Разделить его пополам и
вырезать на внутренней стороне простое изображение. Отпечатываться будут
лишь выпуклые части. Для создания разных оттисков можно использовать
печати, которые изготавливаются из любого материала, например: зеленого
перца, моркови, лука...
-Рисунок на песке. Картон смазать клеем и посыпать сверху песком. Так по
мере необходимости. Нарисуем гуашью пейзаж.
-Слегка подвяленные, но не пересушенные листья окрашиваем гуашью и
делаем оттиски на фоне. Получается орнамент, пейзаж или какой-нибудь
другой образ.
-Рисовать можно не только на бумаге, но и на хорошо просушенных листьях
разного
размера.
Рисование
производится
гуашевыми
или
акриловыми
красками без использования воды.
-Декупаж
можно
выполнить
на
основе
древесной
заготовки,
которую
загрунтовать,
покрыть
белым
акрилом,
наклеить
мотив,
вырезанный
из
трехслойной салфетки, покрыть акриловым лаком.
Использование бросовых материалов в изобразительной
деятельности:
-Чудо-аппликация. Берем картон. Рисуем эскиз (без мелких деталей). Можно
взять глянцевые журналы или промокательную бумагу. Отрываем от бумаги
(журнала) клочки размером не более 1х1см нужного цвета и наклеиваем на
основу
с
рисунком
так,
чтобы
в
итоге
залепить
всю
картонку.
Журнал
используется
как
палитра.
Работа
аналогична
японскому
искусству,
суть
которого тоже сводилась к изготовлению картин из кусков крашеной рисовой
бумаги.
-Как обрезок превратился в «мерседес». В обрезке бумаги или произвольно
вырванном куске нужно попытаться найти образ, наклеить бумагу на основу
и завершить композицию.
-Оттиски.
Из
старой
открытки
(картона)
вырезать
фигурку,
на
которую
приклеить небольшой кусок картона, имитирующий держатель. На газету
нанести краску. Прижать печать к газете, а потом к чистому листу. Для печати
силуэтных фигур на плотный картон наклеить шнур (бечевку) клеем ПВА.
-Проступающий
рисунок.
На
гофрированный
картон
без
верхнего
слоя
положить
лист
бумаги.
Боковой
стороной
воскового
карандаша
(свечой)
натереть
бумагу,
чтобы
проступил
фактурный
рисунок.
Бумагу
залить
акварелью, чернилами контрастного цвета или гуашью, разбавленной водой.
Вместо гофрированного картона можно воспользоваться обычной теркой.
-Прекрасный
строительный
материал
–
различные
по
форме
коробки.
Построить фантазийное сооружение.
-Декупаж можно выполнить на пластиковой (пластмассовой) основе, которую
загрунтовать,
покрыть
белым
акрилом,
наклеить
мотив,
вырезанный
из
трехслойной салфетки, фон покрасить акрилом, покрыть акриловым лаком.
Обратный декупаж можно выполнить на стеклянной основе, на которую
наклеить мотив, вырезанный из трехслойной салфетки, который покрыть
белым акрилом, фон покрасить акриловой краской нужного цвета, нанести
слой акрилового лака.
-Всевозможными
предметами,
на
которые
нанесена
краска,
оставить
на
бумаге следы. Необходимо угадать, чей след.
-Водные пятна. Гуашью затонировать лист и дать слегка подсохнуть. Нанести
несколько капель воды и промакнуть губкой. Оставшийся след дорисовать до
узнаваемого образа. Совет: водяным пятном можно управлять, дуя на него из
соломки.
-Картина из дырок. Рисуем на бумаге (картоне), оставляя проколы иглой,
дыроколом.
-Испорченный компакт-диск смазать клеем ПВА, посыпать манкой, после
высыхания нарисовать рисунок.
-Рисование на смятой бумаге.
2.
Специфика
использования
текстильных
материалов
в
изобразительной деятельности дошкольников.
Цель: Познакомить с нетрадиционными техниками обработки текстильных
материалов.
Материалы, инструменты, оборудование:
Акриловые краски, баночка для воды, газеты, гуашь, картон, кисточки, клей
ПВА,
ножницы,
пряжа,
салфетка
для
рук,
текстильные
и
волокнистые
материалы.
- Свободная роспись по ткани
-Роспись ткани. Рисунок гуашью. Прогладить утюгом через газету.
-Тканевую салфетку перевязать нитками и каждый узелок (внутри кусочек
поролона) прокрасить чернилами (акварелью и т.п.).
-Ткань пропитывается клеем ПВА, после высыхания закрепляется на клеенке.
Контур рисунка обводится также клеем ПВА, после высыхания заливается
фон.
-Волшебные нитки. Получаем разноцветные нитки, опустив каждую из них в
краску разного цвета. Эти нитки укладываются на лист бумаги (веером,
зигзагом, по прямой, клубочком), и только концы остаются вне листа. Затем
лист с нитками закрывается вторым листом бумаги, придерживая ладонью
вытягиваются
нитки.
Получившиеся
цветовые
пятна
довести
до
образа,
дорисовав детали.
- Аппликация из пряжи. На основе располагается ватообразная масса ниток.
Вся композиция выполняется с помощью клея. Исключение может быть
сделано для пряжи определенных свойств (например, мохера), которая в
некоторых местах закрепляется иголкой и ниткой.
-Игрушки из носков и перчаток
-Куклы из перчаток, носков, варежек. Самую простую куклу вы можете
сделать из старого носка, глаза и рот пришить. Рот может располагаться
между большим и остальными пальцами.
3. Лепка как вид изобразительной деятельности в детском саду.
Цель:
Познакомить
с
нетрадиционными
пластичными
материалами,
которые возможно использовать при лепке в детском саду.
Материалы, инструменты, оборудование:
Акриловые краски, баночка для воды, газеты, гуашь, картон, кисточки, клей
ПВА, ножницы, пластичные материалы, салфетка для рук.
-Художественная
лепка
из
нетрадиционных
пластических
материалов
(пластика, скульптурный и оливковый пластилин, керапласт, соленое тесто и
др.)
-На пленку ложкой наносится жидкий алебастр или гипс, можно капать для
получения необычных форм. Подсохнет, расписать. Составить композицию.
-Соленое тесто:2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли. Должно быть тугим. Из
теста вылепить предмет, просушить, раскрасить и составить композицию.
-Работа пластикой, скульптурным и оливковым пластилином, керапластом и
соленым тестом аналогична работе с глиной.
-Работая с воском (парафином), необходимо пользоваться сосудом с горячей
водой,
в
которой
находятся
небольшие
кусочки
данного
материала.
Скрепление
частей
изображения
производится
растопленным
воском
(парафином).
4. Нетрадиционные изобразительные техники в детском саду.
Цель: Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками
для детей дошкольного возраста.
Материалы, инструменты, оборудование:
Акриловые краски, баночка для воды, газеты, гуашь, картон, кисточки, клей
ПВА, ножницы, пластичные материалы, салфетка для рук.
-Рисунок воздухом. Нужно брать немного больше, чем необходимо, краски и
воды на кисть, поставить каплю или провести черту и подуть в желаемом
направлении. Можно воспользоваться трубочкой для коктейлей.
-Рисуем
то,
что
«унюхали».
Можно
взять
освежители
воздуха,
духи,
туалетную воду и т.п.
-Кляксы. Капните краской на бумагу, сверните лист пополам и прогладьте. На
что похожа клякса? Дорисуйте пару штрихов.
-Пуантилизм
—
пальцевая
живопись.
Студентам
предлагает
нарисовать
предмет,
не
используя
кисти,
а,
накладывая
цветовые
пятна
одним
или
несколькими пальчиками или используя палочки.
Усложненный вариант: На листе бумаги каждый ребенок должен оставить
отпечаток своего пальца так, чтобы весь лист был заполнен краской. По
завершении работы обсудить увиденные в работе образы и цветовое решение.
-Рисование
по-сырому.
Фон
смочить
водой
и
нарисовать
задуманный
рисунок.
-Рисование ладошками, смоченными в краске. Обратный эффект: мокрой
кистью
смочить
лист
бумаги,
равномерно
нанести
краску
и
сухими
ладошками сделать оттиски.
-Рисование
пластилином.
Мягкий
пластилин
размазать
тонким
слоем
по
листу в произвольной форме. Что получилось?
-Рисование
в
воздухе.
Попытаемся
нарисовать
в
воздухе
кистями
рук
«картину».
-Рисунки на воздушных шарах. Надуть шар и раскрасить гуашью без воды.
-Выкрывание воском. Те части изображения, которые будут более светлыми,
прорисовывать воском. Краской залить рисунок. Дорисовать детали.
- Различные отпечатки можно получить смятой бумагой, пробкой, поролоном,
пенопластом,
печатями,
вырезанными
из
ластика,
картофеля,
моркови
и
других материалов.
-Рисование
гуашью
без
воды.
Кисть
опустить
в
краску
и,
держа
кисть
вертикально, оставлять отпечатки на бумаге. Таким образом, заполняется
весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой
или колючей поверхности.
-При рисовании можно воспользоваться шаблоном или трафаретом. Краску
наносить поролоновым тампоном.
-Лист согнуть пополам. Нарисовать симметричный предмет. Пока краска не
высохла, сложить лист пополам и пригладить. Так поступать после рисования
каждого элемента.
-Нарисовать
или
обвести
знакомый
предмет.
Дорисовать
его
до
нового
образа.
-Нанести чайной ложкой кляксу. Сверху приложить лист бумаги. Дорисовать
на этих двух листах увиденные образы.
-Нарисовать простым карандашом эскиз. Лист бумаги положить на рифленую
поверхность и раскрасить рисунок цветными карандашами.
-Лист
бумаги
сгибается
пополам.
На
верхней
части
нарисовать
пейзаж.
Нижную часть смочить водой и сделать оттиск пейзажа. На верхней части
расставить цветовые акценты.
Игровые занятия с элементами театрализации
Материалы
для
занятий
распределены
с
учетом
времени
года.
Каждое
занятие следует повторять 4-6 раз один раз в неделю.
1.Движение по кругу, жестами показываем то, что видим.
В положении стоя чередовать жесты к другим детям и к себе.
Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Все, что находили.
Тебе — цветок!
И мне — цветок!
Тебе — грибок!
И мне—грибок!
Речку мы делить не стали,
Облака делить не стали, Острова делить не стали, Словно крошечный орех!
Ведь леса, поля и дали — Все для всех!
(Н. Бромлей)
2. Игра-импровизация
В синем куполе небес,
Полном сказок и чудес,
Солнышко сияло,
Лучики спускало
И на поле, и на лес.
На лугу цветочки расцветают,
А над ними бабочки (мотыльки, жучки, пчелки) летают.
(Стихи Меличевой)
3. Ритмическое упражнение для ног начинается с ритмичного легкого
топания, затем ритм убыстряется. В завершение остановка и широкий
жест
рук и жест успокоения — руки скрещиваются на груди .
Была тишина, тишина, тишина...
Вдруг грохотом грома (прыжок) проснулась она!
И дождик, ты слышишь,
Ты слышишь, ты слышишь?
Закапал, закапал, закапал по крыше...
Но небо зажглось,
И все улеглось.
4. Чередование общего движения всей группы детей внутрь круга и
наружу. Внутри переживается сжатие, задаем вопрос: «Что делать после
дождика?». Расширение круга переживается как освобождение. Сжатие и
раскрытие — процесс, родственный дыханию, чередуется вдох и выдох.
—Что делать после дождика?
- По лужицам скакать!
- Что делать после дождика?
—Кораблики пускать.
- Что делать после дождика?
- На радуге кататься
- Что делать после дождика?
- Да просто улыбаться!
(В. Данько)
5. Чередование ритма руками и ногами, хлопки и топанье.
Тёпики-тёпики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками
Да босыми ножками.
(Г. Лагздынь)
6. Посмотрели дети на небо — сверху льется золотой сверкающий дождик!
«Золото,
золото
падает
с
неба»,
—
Оберегающие,
создающие
оболочку
жесты.
Дети кричат и бегут за дождем.
Полноте, дети, его мы сберем,
Только соберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
(А. Майков)
7. Пришла в лес художница Осень. Взяла длинную тонкую кисть и
стала рисовать. Этот листик будет красный, а этот желтый. Имитируем ри
сование, рук, как кисточка:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья:
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты, лист цветной!
Интенсивность движения руками нарастает.
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул..:
Начинаем движение по кругу, как листья.
Красный, желтый, золотой —
Облетел весь лист цветной!
Стоя выражаем досаду и смотрим в небо
Как обидно, как обидно —
Листьев нет, лишь ветки видно!
(И. Михайлова)
8. В лесу растут разные деревья (показываем руками-ветками разные
характеры деревьев):
- липа с развесистой кроной;
- елочка с темными лапками;
- веселая березка;
- ива опустила веточки над водой
- и крепкий дубок.
9. В лесу живет маленькая фея. Она живет в маленьком домике на лесной
опушке,
выглядывает
из
окошка
и
смеется. Веселые
прыжки,
руки
над
головой.
А в другом конце леса, где темно, живет ведьма. Она хочет, чтобы повсюду в
лесу стало темно, холодно, и злится, и шумит, и бушует... Спиралеобразные
движения руками, тело согнуто и наклонено вперед.
И вот в лес пришел рыцарь и говорит: «Я ведьму не боюсь!». Уверенные
шаги и движения руками рядом с туловищем. Тело держим вертикально.
10. Фея из домика выбегает и видит мотыльков и стрекоз. Тихо в лесу,
только слышно, как ветерок веточки качает... Далее чередуются движение
по кругу и спокойствие:
В просветы веток, как в оконца,
Глядело, улыбаясь, солнце.
Был воздух на цветах настоян
И все деревья спали стоя.
Стрекозы, поздравляя с утром.
Кружась, сверкали перламутром.
Они справляли новоселье,
Где пни на корточки присели,
В просвет ветвей, словно в оконце,
С высот на них глядело солнце.
(Н. Берендгоф)
11. Движение рук сверху вниз.
В синем куполе небес,
Полном сказок и чудес,
Солнышко сияло,
Лучики спускало
И на поле, и на лес.
А в ручье камушки лежат,
А между ними рыбки спешат.
12. Сидя, жесты рук сверху вниз от неба к земле.
Ходит солнышко по небу.
Сверху вниз глядит на землю.
Видит зернышко лежит
И от холода дрожит.
Сделаем ему постельку,
Укроем его земелькой,
Чтобы оно могло поспать
И весну подождать...
Повторить несколько раз для семечка, червячка, жучка...
13. В маленьком гнездышке птенцы подросли за лето, крылья и них окрепли
и теперь они собираются в теплые страны зиму зимовать Движение руками,
как будто вспархивают птицы.
Улетели сегодня стрижи...
А куда улетели, скажи?
А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы,
Но милее им все-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине!
(Е. Благинина)
14. Звёздочки на небе зажигаются и гаснут... И прячутся...
Звездочки — это ладони. Пальцы раскрываются и закрываются.Все дети
опускаются на пол и закрывают глаза ладонями. Над головой каждого
ребенка звучит мелодия на лире. Можно использовать интервал квинты.
Звездочки сияют на небе и прячутся за тучку, сияют и прячутся... Тучка по
небу летит, и звездочки из-за нее выглядывают, как детки из-под одеяла.
Детишки спят в кроватках, а утром солнышко протянет лучик и каждого
разбудит ласково. Погладить каждого ребенка по голове.
- Звезды, звезды, где вы, где вы?
- Высоко, далеко,
В синем небе мы сияем,
Свет на землю посылаем.
Медленно поднимаемся на ноги, вырастаем.
И неслышно до небес
Подрастает ночью лес.
Ночью дети отдыхают,
Ночью Ангел прилетает.
Дети утром проснулись, потянулись и отправились на улицу гулять!
15. А сказка сегодня такая... «Серая звездочка».
Жила-была жаба — неуклюжая, некрасивая, но она не знала о том, что
она такая некрасивая и о том, что она жаба, потому что была маленькая. Она
жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы. Когда жаба появилась в саду,
Цветы спросили, как ее зовут, и когда она ответила, что не знает, очень
обрадовались.
(Разделить детей на четыре группы: Анютины Глазки, Маргаритки, Розы и
Астры. Один ребенок будет жабой, а речь Ученого Скворца будут говорить
все вместе.)
«Будем
называть
тебя
Анюткой»,
—
сказали
Анютины
Глазки.
«Лучше
Маргаритой!» — сказали Маргаритки. «Лучше назовем тебя Розочкой!» —
сказали Розы. «Пусть она называется Астрой, — сказали Астры, — Или
лучше, Звездочкой — это то же самое, что Астра. К тому же она и правда
напоминает звездочку, потому что у нее лучистые глаза! А так как она серая,
мы можем называть ее Серая Звездочка!» С тех пор все стали называть жабу
Серой Звездочкой. И Цветы ее очень полюбили, и каждое утро только и
слышно было: «Звездочка, к нам! Звездочка, к нам!» Цветы говорили ей
ласковые слова и благодарили за то.что она оберегает их, а Серая Звездочка
скромно молчала, и только глаза ее так и сияли.
И вот однажды в сад пришел очень Глупый Человек. Он увидел Серую
Звездочку, закричал «Жаба, жаба!» и швырнул в нее камень. Серая Звездочка
и не поняла, что ей грозит опасность. Но когда камень шлепнулся рядом, она
прыгнула под Розовый Куст. Глупый Человек оцарапался о колючки и ушел.
А
Серая
Звездочка
заплакала,
и
все
утешали
ее,
как
могли.
А
Ученый
Скворец сказал: «Дело не в названии, это неважно! Для всех твоих друзей ты
была и будешь милой Серой Звездочкой!»
И Серая Звездочка перестала плакать. Только она решила приходить в сад по
ночам. И с тех пор не только она, но все ее братья и сестры, дети и внуки
тоже приходят в сад ночью и делают полезные дела.
А детки слушали сказку, да и уснули. И приснился им сон, как зимою под
корой спит куколка бабочки, а весною превращается в пеструю бабочку.
Дети берутся за руки, и ведущий постепенно заводит всех внутрь круга.
Образуется пространственная форма спирали. Затем каждый ребенок по
очереди выходит из центра спирали в общий круг. Руки—как крылья бабочки.
Движение сопровождается музыкой.