Автор: Байрамгулова Рузида Мухамадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ "Областной дом ребенка №2 имени Зинаиды Антоновой"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль сказки в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
ВВЕДЕНИЕ
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история
народа».
А.Н.Толстой
Сказка формирует духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное
воспитание детей, нормы поведения в обществе и отношение к окружающей жизни. С
помощью сказки передаются накопленные знания и социальный опыт от одного
поколения к другому, в сказках отражены представления народа о добре и зле, о
прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны, интересны и
понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать,
рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных поступках, учат
жизненной мудрости.
А.С. Пушкин
«Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок».
Сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой
жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к
активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме
того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству
народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли.
Но, к сожалению, сегодня взрослые чаще всего знакомят детей с диснеевскими
мультфильмами, а не с русскими народными сказками, что, безусловно, является
серьезным упущением в воспитании детей и в приобщении их к народной культуре.
Подробно слушая сказки, дети постигают взаимоотношения людей, ищут выход из
трудных ситуаций и преодолевают различные трудности, и самое главное, учатся
отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в
моральном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям
разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами
сказки, учит детей жизни. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для
воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят
повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание
фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения
способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь
малыша,
творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-
разуму.
Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою
очередь влияют на формирование нравственных оценок малыша. Впечатления детства
очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на
поведение и настроение взрослого человека. Несмотря на то, что в наше время
существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах, живого общения взрослого с ребенком
никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических
средств использования сказок, но и старомодное чтение сказок нельзя забывать. Ведь
магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова,
сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек. Взрослые должны
помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением - в
1
таком случае ваши эмоции, ваше настроение, удовольствие передадутся и ребёнку.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных
особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное
состояние малышей, но также корректировать их поведение.
2
1.
Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей
Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг
является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете
картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали
и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и
действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает
маленького непоседу ко сну.
Кроме этого, существует ещё как минимум 11 причин, зачем нужно читать ребёнку:
1.
Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому
занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса
ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть
готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
2.
Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на
себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе
от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может
попросить взрослого перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется
собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
3.
Малыши, которым взрослые часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться
самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
4.
Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
5.
Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать
логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
6.
Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким
образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
7.
Ещё один важный плюс в чтении ребёнку- это развитие интеллекта и грамотности.
Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и
выражать свои мысли правильно.
8.
Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной
программе, а затем и в ВУЗе.
9.
Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более
крепким и здоровым.
10. Дети, которым родители (педагоги) привили любовь к чтению, всегда найдут для себя
полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем,
например, бесполезная трата времени в интернете.
11. Малыши до трех лет улавливают мимические перемены взрослого, интонационные
переходы, так они знакомятся с мимикой и жестами, им нравится самим подражать
голосам животным, дети с охотой подключаются к жестикулированию.
Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично
развивает творческие способности у детей
3
2.
Что читать детям?
Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые
стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми,
добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать,
кто или что изображено.
С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая
заинтересует малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно,
он будет просить вас перечитывать ее снова и снова.
Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а
мальчики — другой. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для
мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского
пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины. Девочка через сказку усваивает
роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини
тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый
«социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это
человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и
эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с
мачехой – она останется ни с чем. У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль
мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела.
Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него
обществом. Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков
условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и
женское, и мужское начало. Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в
психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью
сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают
наладить отношения в семье и со сверстниками.
Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в
развитии?
Художественная литература (классика) больше подойдёт детям по-старше. Чтение
таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.
Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень
похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и
является некой «инструкцией» для преступлений.
Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных,
птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом, отлично расширяется кругозор
ребёнка.
Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать
знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не
нравится. После каждого прочтения обсуждайте с ребёнком полученные знания.
4
3.
Как правильно читать ребёнку? Читаем интересно детям
В чтении детям младшего возраста есть некоторые особенности. Главная сложность в том,
что совсем маленький карапуз не хочет слушать чтение взрослого. А если и слушает, то
максимум несколько минут, затем бежит заниматься более интересными для него делами.
Дело в том, что в раннем возрасте большинство детей ещё не обладают таким качеством,
как усидчивость. Они очень быстро могут переключать своё внимание с одного предмета
или действия на другой. Выход в данной ситуации только один — регулярно читать
малышу книжки, причём делать это необходимо правильно и интересно.
Выбирая книгу для малыша, важно, чтобы в ней присутствовали яркие, красочные и
большие картинки. Читая крохе, всегда обращайте внимание на эти изображения.
Рассказывайте и обсуждайте вместе, что вы видите на картинке. Во время чтения меняйте
интонацию, изображая героев сказки или рассказа, ваша речь должна быть внятной и
понятной.
Запаситесь терпением. Если малыш вас не слушает, все равно попытайтесь ещё читать
некоторое время. Постепенно, ребёнок начнёт прислушиваться.
Если малыш высказывает своё несогласие по поводу прочитанного, обсуждайте вместе
такие моменты. Хвалите ребенка в случае, когда он попросил вас повторить, перечитать
или что-то хочет уточнить, когда ему непонятно.
Важно книгу дочитать до конца, пусть даже не за один день. Только потом
приступайте к новой.
Не заставляйте малыша слушать вас, если он не хочет, капризничает или не в настроении.
Найдите другое время или другой подход. Не нужно обсуждать каждую строчку
прочитанного, выделяйте главные мысли.
Для каждого возраста ребёнка существуют определенные особенности в чтении книг.
Безусловно, не нужно читать «война и мир» только что родившемуся малышу.
Ниже мы подробно рассмотрим, как интересно читать детям с рождения и до 3 лет.
3.1.
Знакомство с книгой с рождения до года
Первое знакомство начинается с самых простых изображений. Это могут быть черно-
белые фигуры, узоры или крупные предметы одного цвета. Новорождённые только учатся
концентрировать свой взгляд на определенном предмете, развивая зрение и усиливая
работу мозга.
Начиная с 3-4 месяцев, ребёнку можно показывать более сложные картинки: изображения
людей, животных. Каждый раз обязательно проговаривайте малышу, что вы видите.
В 6 месяцев уже можно читать малышу первую книжку-игрушку. Как правило, в ней не
более 5-7 плотных страниц. Разнообразие таких книг огромное. Их страницы могут быть
мягкими, шуршащими, есть книги, специально предназначенные для купания с детьми.
Выбирайте ту, которая вам понравится. Главное, чтобы изображения были крупными и
яркими.
5
Малыши в этом возрасте начинают исследовать окружающий мир, изучать различные
предметы и их свойства. В такой книжке карапузу будет интересно переворачивать
странички. Вместе с этим отлично развивается и мелкая моторика рук.
Подбирайте книги с реалистичными предметами для правильного восприятия малышом.
Это значит, что лягушка должна быть зеленой, а помидор-красный. Идеально, если на
одной картинки будет изображен только один предмет или простое действие.
Заниматься с малышом следует тогда, когда он находится в хорошем настроении.
Возьмите его на ручки, положите перед ним книжку и, переворачивая страницы,
рассказывайте все, что видите. Для многих детей такое времяпрепровождение становится
одним из любимых занятий.
3.2.
Чтение детям 1-2 лет
В этом возрасте у малышей отлично работает память. По мнению психологов, дети этого
возраста справляются с огромным потоком информации, многое запоминают и понимают.
Поэтому, читая ребенку, нужно включать новые обучающие элементы.
Обращайте внимание на буквы и слова, на главных героев и на различные детали в
сюжете. В возрасте до двух лет книжка по прежнему должна быть с красивыми
реалистичными картинками.
В список первых книг для чтения с малышом 1-2 лет отлично подойдут такие, как
В.Бианки «лис и мышонок», Э.Карл «очень голодная гусеница», «от головы до ног»,
русские народные сказки и потёмки в иллюстрациях. Многие дети обожают эти книги, и
родителям приходится зачитывать их до дыр. В них имеются отличные иллюстрации, а
текста короткие и понятные.
Всегда делайте акцент на изображениях, рассказывая подробно о ней малышу. Вскоре
ребенок сам начнёт указывать на картинки, желая узнать, как называется предмет.
Чтение с детьми должно проходить в благоприятной обстановке, в хорошем настроении, а
посторонние звуки необходимо исключить (выключить телевизор).
Читайте детям различные коротенькие сказки, стишки, потешки. Малыши очень хорошо
воспринимают простую рифму. Возможно, по просьбе ребёнка вам придётся
перечитывать один и тот же стишок по 30 раз в день.
3.3.
Чтение книг для детей 2-3 лет
В этом возрасте малыши все также активно запоминают и являются самыми
благодарными слушателями. У них начинает развиваться фантазия и воображение, и
чтение книг детям отлично способствует развитию творческих способностей.
Старайтесь читать ребёнку каждый день. Даже если ребенок играет или занят чем-то, все
равно присядьте рядом и читайте. Рано или поздно у него проявится интерес к чтению, и
он присоединится к вам.
6
У детей появляется интерес к ролевым играм. Играйте с детьми в домашний кукольный
театр или простые сказки, например, «колобок» или «теремок». Прочитав очередную
книгу или стишок, попытайтесь вместе нарисовать сюжет или главных героев.
Читать детям на ночь добрые книги полезно для сна. Малыш засыпает быстрее, сон его
становится крепче, а утром просыпается в отличном настроении.
Рассматривание картинок остаётся неотъемлемой частью чтения для детей. Изображения
могут быть более сложные, предлагайте ребёнку самому уже рассказывать о том, что он
видит.
Что касается выбора литературы в этом возрасте, то здесь уже необходимо
самостоятельно решить, какая именно книга может заинтересовать ребенка. Учитывайте
интересы малыша. Например, если ему нравится мир животных, то выбирайте книги с
такой тематикой.
4.
Как приучить ребенка к чтению?
Многие задаются вопросом, как привить любовь ребёнка к чтению? Ведь в современном
мире столько различных гаджетов, а мультфильмы и вовсе показывают круглыми сутками
по телевизору. Все это может интересовать малыша куда больше, чем чтение книг.
Разоберемся, как нужно читать правильно детям в том или ином возрасте. Но также стоит
учитывать ещё некоторые факторы для того, чтобы легко приучить ребёнка к чтению.
Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и
пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.
Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать
различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна. Возможно, ему
больше нравится слушать сказки, чем стишки или песни. Или наоборот.
Желательно, чтобы печатные издания были в свободном доступе, чтобы в любой момент
малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или же самостоятельно рассматривать
картинки, перелистывая страницы.
Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать. Нельзя заставлять слушать
чтение «из-под палки».
Книги должны быть красивые, с яркими и большими изображениями. Выше упоминалось
о том, что разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью
чтения. Согласитесь, что ребёнка никогда не заинтересует книжка, в которой нет
иллюстраций или они не достаточно большие и яркие.
Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.
5.
Читаем детям. Список Литературы для детей раннего возраста
Данный список не обязателен, но он поможет в выборе литературы для маленького
непоседы.
В. Бианки “Лис и мышонок”
Э. Карл “Очень голодная гусеница”, “От головы до ног”
7
К. Чуковский “Муха-цокотуха”, “Ежики смеются”, “Цыпленок”. “Вышел зайчик
погулять”, “Мойдодыр”
С. Маршак “Сказка об умном мышонке”, “Азбука в стихах и картинках”, “Божья коровка”
Стихи Агнии Барто для малышей
Русские народные сказки
В. Сутеев “Цыпленок и утенок”
Л. Толстой “Три медведя”
С. Михалков “Упрямый лягушонок”, «Мой щенок»
А. Пушкин “Лукоморье”
Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», «Песенки Винни-Пуха»
Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»;
«Ферма»
Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый
денек»
Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
Серия «Для самых маленьких»:
8
ВЫВОД
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на
воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это
абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития
маленького человечка.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих
случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие
неокрепшую психику ребенка. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро.
Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем
читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка
формирует основы поведения, общения.
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и
воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои
желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказка нужна ребенку
для того, чтобы возможно полнее, богаче пережить этот полезнейший для его
психического развития период.
9