Автор: Сердюкова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Конспект по развитию речи
Тема: К. И. Чуковский «Муха Цокотуха»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием сказкотерапии
Тема: по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Общеразвивающие задачи:
- формировать представления о насекомых в среде обитания.
- развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых.
- учить интонационно-выразительному подражанию.
- развивать произвольное внимание и воображение; развивать понимание мимических
выражений и выражений лица.
- формировать знания об эмоциях. Познакомить детей с простейшими эмоциями - грусть,
радость, страх, переживание, учить их выражать и распознавать.
- снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.
Речевые задачи:
- активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных
прилагательных.
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.
- закреплять правильное отчетливое произношение звуков.
- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к сказкам.
- учить сопереживать, сочувствовать.
- воспитывать доброжелательное отношение к людям, стремление делать добрые дела,
бережное отношение к природе.
1 Орг. момент. Настрой детей на занятие.
2 Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы станем героями одной сказки, она вам уже знакома, эта сказка К.И.
Чуковского «Муха-Цокотуха». Давайте вспомним ее, побываем в мире насекомых и
почувствуем, что пережили герои, а еще посмотрим, чему она нас научит.
Вхождение в сказку.
- Попадаем мы в сказку под волшебную музыку. Садимся на коврик, закрываем глазки,
дышим легко и спокойно. Чувствуем, как легкий ветерок обдувает нас (включаем вентилятор),
представляем себя бабочками, мы летим, струйки воздуха бьют вам в лицо, развивая волосы.
Глазки открываются, сказка начинается. (Звучит фонограмма пение птиц, звуки насекомых.
Дети надевают шапочки с изображением насекомых)
- Представьте мы с вами на сказочной полянке и превратились в насекомых.
Ведущая: «Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла».
- Как интересно, как повезло мухе.
- А как вы думайте, что ощутила Муха, когда нашла денежку? (Радость, счастье, веселье).
- А когда у вас возникают такие чувства?
- Давайте мы окажемся на месте Мухи и изобразим радость, счастье.
Упражнение «Счастье». (Идем - плечи, голова опущены, грустные, печальные. Вдруг
что-то увидели, присели, подняли, развели руками, губки улыбаются, глазки прищурены,
бровки приподняты).
Ведущая:
«Пошла Муха на базар,
И купила самовар».
- Муха и самовар купила, и на стол накрыла, наверно она ожидает гостей.
- Ребята, какие насекомые приходили в гости к мухе? (Ответы детей)
«Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали».
Упражнение на дыхание «Дуем на чай».
«А букашечки - по три чашечки,
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
Словарная работа.
- Кто такая именинница? (Ответы детей)
Упражнение «Любование» (Подходим к мухе и высказываем свое восхищение, при
этом гладя на нее. «Какая ты красивая», «Какие красивые глазки»).
Воспитатель:
«Приходили к мухе блошки
Приносили сапожки,
А сапожки не простые
В них застежки золотые».
«Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла».
- Какие гости могут еще прийти к Мухе-Цокотухе?
Пальчиковая гимнастика:
Прилетала к нам вчера (Машут руками)
Полосатая пчела
А за нею шмель-шмелёк, (Загибаем пальцы)
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Показываем глазки)
Полетали, пожужжали, (Машут руками)
От усталости упали. (Руки вниз)
- А кому ещё Муха приготовила угощение?
(Ответы детей)
«Бабочки-красавицы,
Кушаёте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение?»
Словарная работа.
Воспитатель:
- Муха-Цокотуха, а какое у тебя варенье? Из какой ягоды?
- Ребята, варенье из яблок, какое это варенье? Из вишни? Из слив? Из смородины? А какое
ваше любимое варенье?
Воспитатель:
«Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить»
Ребенок:
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!»
Упражнение «Сочувствие» (Качаются из стороны в сторону, обхватив голову руками,
просто молча сидят, имитируют плач).
- Какие мысли у вас возникли?
Воспитатель:
«Но жуки, червяки испугались,
По углам, по щелям разбежалися.
И никто даже с места не сдвинется,
Пропадай, погибай, именинница!»
- Почему разбежались гости?
- А какое лицо у страха?
- Найдите его среди рисунков.
Упражнение «Страх». (Тело напряжено, сковано, дрожим. Рот открыт, глаза
округлены, брови приподняты, съежились от страха).
- А теперь расслабьтесь, расскажите о своих ощущениях.
- Ребята, а вы бы помогли Мухе?
Беседа о том, что нельзя оставлять друга в беде.
Воспитатель:
«Вдруг, откуда не возьмись
Маленький Комарик,
И в руке его горит,
Маленький фонарик».
Ребенок:
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
- Вы помните, что произошло дальше в сказке?
- Посмотрите Муха печальная, грустная, ее надо успокоить, пожалеть.
Упражнение «Поглаживание». (Дети гладят друг друга, расслабляются)
- Вам было приятно?
- А когда можно погладить кого-нибудь?
Ребенок:
«Я злодея зарубил, я тебя освободил.
И теперь душа-девица на тебе хочу жениться!»
Упражнение «Встреча». (Дети обнимаются друг с другом, радуются).
- Все так хорошо закончилось, и конечно не обойтись без музыки и танцев.
Все танцуют под слова:
«Музыканты прибегали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.
А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ!
Козявочки с червячками, букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые – мужики богатые
Шапочками машут, с бабочками пляшут.
Веселиться народ, Муха замуж идет».
Воспитатель:
«За лихого, удалого, Молодого Комара.
Будет, будет мошкара веселиться до утра,
Нынче Муха-Цокотуха именинница!»
Выход из сказки.
- Встали в круг, взялись за руки. Давайте возьмем с собой все важное, что было сегодня,
все чему научились. Протягивают руки вперед, показывая, как будто, что-то берут с собой и
прикладывают к сердцу). Все это останется вместе с вами.
Подведение итога.
- Вот мы оказались в нашем мире. Расскажите мне, что вы взяли для себя из нашего
занятия, чему научились?