Автор: Панышева Лариса Геннадьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №9"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Творческая работа
Тема: Роль инфинитивных предложений в стихотворениях Е. Евтушенко «Сойти на тихой станции Зима» и Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать»
Раздел: среднее образование
Роль инфинитивных предложений в стихотворениях Е. Евтушенко «Сойти на
тихой станции Зима» и Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать»
В пространстве художественного произведения все работает на смысловую
составляющую написанного, на идею текста. Разумеется, и обилие
инфинитивных предложений призвано привлечь читательское внимание к
рассматриваемому автором вопросу.
Почти все стихотворение Евгения Евтушенко «Сойти на тихой станции
Зима» состоит из инфинитивных предложений, спецификой которых
«является обозначение ими потенциального действия», осуществимого или
неосуществимого.
Каждая строчка стихотворения пронизана мечтой лирического героя
оказаться в родных, дорогих сердцу местах. Инфинитивные предложения
«…по насыпи хрустеть нагретым шлаком…», «Идти по пыльным доскам
тротуара…», «Увидеть те же птичьи гнезда в нише…», « Поднять… какую-
нибудь гайку, зажать ее в счастливом кулаке и мчать по склону…»,
«Старинный мед оценивать по качеству…» и другие ведут читателя тропою
детских впечатлений автора, заставляют ощутить восторг от простого
путешествия по мальчишеским закоулкам. Автор выделяет каждую деталь,
врезавшуюся в память, и читатель живо представляет и станционника,
ругающего духоту, и уток, и петухов, и « ''гриб'' все в той же банке на окне»,
и веснушчатую паромщицу – каждое явление, отмеченное ребяческим
восприятием.
Последние две строки выбиваются из общей тональности. Инфинитивные
предложения в качестве главных в СПП присоединяют придаточные
изъяснительные «как мало в жизни сделал», «как много в жизни сделать я
могу», которые указывают на анализ лирическим героем пройденного
жизненного пути. Взгляд в прошлое «…мало сделал…» демонстрирует
читателю подведение итогов прожитой жизни, а предложение « …много …
сделать я могу…» - это взгляд в будущее, это цель, которую автор ставит
перед собой.
В стихотворении Е. Евтушенко «Сойти на тихой станции Зима»
инфинитивные предложения обозначают действия, которые желательны, о
которых лирический герой мечтает, но они невозможны, так как вернуть
детство нельзя, оно ушло безвозвратно: анализируя функцию глагола
«сделал», употребленного в прошедшем времени, заключаем, что все, о чем
мечтается, уже произошло в прошлом.
В стихотворении Бориса Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»
также используются инфинитивные предложения. И они тоже указывают на
желательность свершения тех или иных событий : «…перенестись туда, где
ливень…», «…писать о феврале навзрыд…». Эти события не только
желательны, но и возможны, правда, в пространстве созидательного
воплощения, где мощная творческая энергия равна соединению стихий
(«ливень», « горит», «ветер», « проталины»). Такая воображаемая картина ,
созданная в грезах творца, заставляет читателя погрузиться в мир магии
художественного произведения.
Таким образом, инфинитивные предложения в стихотворениях Евтушенко и
Пастернака проявляют характерные черты данного типа предложений ,
настраивая читателя на восприятие удивительного мира желаний и светлых
детских воспоминаний.