Напоминание

методическая разработка


Автор: Кузнецова Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Судская школа искусств"
Населённый пункт: п. Суда, Череповецкий р-н
Наименование материала: "Ведение меха"
Тема: методическая разработка
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Судская школа искусств»

Методическая разработка

«Ведение меха»

Работу выполнила

преподаватель баяна

Л.А. Кузнецова

п. Суда

2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Начальный этап обучения………………………………………………...3

Система работы над звукоизвлечением… ………….……………………6

Упражнения для движения меха…………………….……………………7

Сила звучания…………………………….……..…………………………7

Способы ведения меха…………………………..………………………..8

Заключение…………………………………..…………………………….9

Литература……………………………………...…………………………10

2

Введение

Виртуозной игрой меха издавна славились на Руси гармонисты.

Некоторые разновидности гармоник при нажатии клавиши издавали на

разжим и сжим различные звуки. Игра на таких инструментах требовала от

исполнителей большого мастерства. Существовало такое выражение «трясти

мехами». Тряся мехами, гармонисты добивались своеобразного звукового

эффекта, который предвосхитил появление современного тремоло мехом

(Bellows shake). Как ни странно, долгое время в оригинальной баянной

литературе

специфические

приемы

игры

мехом

эту

богатейшую

выразительную

краску композиторы почти

не

использовали.

Первые

попытки использования тремоло мехом в концерте №2 Ф. Рубцова,

Концертной пьесе С. Коняева, в Саратовских переборах В. Кузнецова. В

произведениях В. Золотарева, а также в творчестве других современных

композиторов – разнообразные приемы игры мехом.

Цель разработки - помочь баянистам и аккордеонистам в овладении

основными

исполнительскими

приемами

и

штрихами

как

средством

художественной выразительности. Автором дана классификация упомянутых

приемов и штрихов на баяне, охарактеризована техника их воплощения,

основанная на представлении и распределении функций каждого движения.

Современный уровень искусства игры на баяне требует широкого

использования различных приемов меха. Арсенал композиторских средств

пополняется множеством новых, специфических приемов, наиболее яркие из

которых связаны с переменой направления движения меха. Но без

специальной подготовительной работы может произойти мышечное зажатие

исполнителя, что в конечном итоге приведет к потере художественной

выразительности произведения.

Начальный этап обучения

На первоначальном этапе обучения - главным является приобретение

навыков ведения меха, то есть умение вести его плавно и достаточно

активно, незаметно для слуха менять направление его движения, умение

воспроизводить различные динамические оттенки. Главной трудностью в

начальном периоде обучения является совмещение смены направления со

снятием звучания. Приходиться допускать чрезмерные разрывы музыкальной

ткани во избежание так называемых «заиканий», задержки звучания в

момент смены направления. На первоначальном этапе обучения это вполне

допустимо.

Однако, по мере приобретения навыка следует устранить разрывы, что

является новой трудностью. Надо помнить, что поворот меха возможен лишь

после того, как полностью отзвучит вся длительность, предшествующая

смене его направления.

3

Таким образом, смена удачна, когда осуществлена после окончания

звучания всей доли.

Момент поворота меха должен быть максимально

коротким, но без заметного толчка.

Целесообразно

менять

мех

перед

акцентируемой

долей,

перед

кульминацией, менее заметна смена меха, когда кульминационный звук,

отделен от предыдущего скачком причем чем больше интервал, тем

незаметнее и допустимее смена. Наиболее простой и малозаметный на слух

является смена между повторяющимися звуками, особенно если первый из

них на слабой доли, а второй на сильной. Способов ведения меха столько же

сколько и музыкальных задач.

Наибольшая устойчивость инструмента и

лучший контакт с ним достигаются при коротких и средних амплитудах

меха. В этих случаях применяется веерообразный с поднятием левой части

корпуса вверх требуют от исполнителя значительно больших усилий и

употребляется редко.

Широкая амплитуда разжима меха применяется довольно редко, часто

при исполнении произведений, отличающихся большой звучностью и

требующих значительной продолжительности дыхания. В таких случаях мех

нужно вести по пологой дуге (к себе), которую описывает левая рука вокруг

корпуса исполнителя.

При ведении меха по прямой линии или в направлении «от себя»

амплитуда разжима неизбежно ограничивается длиной самой руки, что

приводит к более частой смене меха, а это не всегда желательно. Смена меха

допускается после полного закрытия клапанов. Как правило, оно совпадает с

началом музыкального построения (мотивы, фразы и т. д.). Не допускается

смена меха на тянущемся звуке, ибо это приводит к дроблению длительности

и следовательно к

искажению музыкальной мысли.

Наибольшую трудность представляет выработка навыков плавной

смены меха, главная задача

которой - обеспечить логическое продолжение

мелодической линии на противоположном движении меха. Основным

условием осуществления этой задачи является своевременная плавная

передача необходимых усилий с разжима на сжим и наоборот при заранее

подготовленных точках опоры левой руки. При смене направления движения

меха очень важно, чтобы играющие пальцы правой и левой руки мягко и

плавно закрывали и открывали соответствующие клапаны. Слух исполнителя

должен постоянно контролировать звучание и вносить нужные коррективы в

действия рук. Обязательным условием выполнения плавной смены меха,

является опора правой и левой части корпуса баяна на бедра исполнителя и

тщательная регулировка рабочего ремня.

Во время пауз, звучание прекращается полным закрытием клапанов с

одновременной остановкой меха; происходит расслабление всех мышц

(отдых) и подготавливается очередная смена меха. Играя это упражнение,

баянист

должен

добиваться

качественного

звучания,

внимательно

контролировать все свои двигательные действия и запоминать получаемые

ощущения:

собранное

состояние

пальцев

при

опоре

на

клавиатуру,

4

расслабление и отдых всей руки после снятия звучания, точки опоры своего

тела и точки контакта с инструментом.

При разжиме будут следующие точки: стул, правая и левая нога,

рабочий ремень, в который упирается нижнее окончание левого предплечья

(точка приложения силы), правое плечо исполнителя на которое надет

плечевой ремень (точка приложения силы, противодействующей разжиму),

пальцы, опирающиеся на клавиатуру. При сжиме: стул, правая и левая нога,

крышка левой части корпуса, куда упирается основание большого пальца,

часть ладони и предплечье левой руки (точка приложения силы), правое

бедро (упор) и левое плечо исполнителя, на которое надет плечевой ремень

(точки приложения сил, противодействующих сжиму), пальцы, опирающиеся

на клавиатуру.

Категорически недопустимо приподнимание правого и левого плеча, к

чему иногда прибегают баянисты в инстинктивной попытке помочь удержать

баян: это приводит к напряжению мышц плечевого пояса, а руки повисают

над клавиатурами и утрачивают контакт с ними (опору): плечевые ремни

лишь зацепляют за плечи, оставляя их свободно опущенными вниз. Не

следует также отрывать ноги от пола.

Недостатки:

1. Несвоевременно меняется направление движения меха (разрывается

музыкальная фраза).

2. При переходе с расжима на сжим ученик сильно толкает левую

корпусную коробку, вызывая этим ненужные акценты.

3. Не контролируется движение меха. Ученик разводит и сводит его до

предела, не оставляя необходимого "запаса", отчего при смене направлений

возникают непредвиденные "заикания" звука.

4. Ученик не владеет мелкими движениями левой корпусной коробки,

необходимыми для активной атаки звука при акцентах и т. д.

5. В кантилене не применяется кистевое движение (отчего в звучании

нет сочности и глубины).

6. Допускается очень "вязкое" легато (один звук наплывает на другой),

возникающее при неправильной работе пальцев.

Правильное звукоизвлечение связано с профессиональной организацией рук,

кисти, пальцев и меха. Хорошо овладеть этим комплексом движений ученик

сможет

только

по

мере

последовательного

возрастания

трудности

проходимого репертуара. Работая с учеником над техникой ведения меха,

преподаватель

должен

:

а) научить ученика правильно менять направление движения меха,

добиваясь одновременности нажима пальца на клавишу и начала движения

меха. Чтобы достигнуть этого, следует постоянно фиксировать внимание

ученика на каждом случае неправильной смены меха, объясняя ему сущность

ошибки. В начале обучения, работая над правильной сменой меха, ученик

должен делать остановки в указанных местах с тем, чтобы движение меха в

5

обоих направлениях было одинаковой силы и начиналось одновременно с

нажимом соответствующей клавиши;

б) научить ученика "видеть" в нотах лиги и "чувствовать" музыкальную

фразу не допуская разрыва их в результате смены направления движения

меха;

в) не разрешать ученикам сжимать и разжимать мех до предела,

приучать их при смене направления движения оставлять небольшой запас

меха, во избежание непредвиденных заиканий звучания. При окончательной

отработке музыкального произведения (в должном темпе и нюансировке)

точно откорректировать места смены направления движения меха; г) научить

ученика делать крещендо и диминуэндо. Большую пользу приносит в этом

исполнение мажорных гамм в одну октаву;

д) научить ученика свободно управлять мехом, развить у него

координацию движений рук, добиваться, чтобы он освоил мелкие движения

левой корпусной коробки.

Система работы над звукоизвлечением

Работа

над

качеством

звука,

над

различными

приемами

звукоизвлечения,

штрихами,

необходимо

не

только

для

достижения

художественных результатов исполнения музыкальных произведений, она

важна и для развития музыкального слуха, чтобы сделать его более тонким,

чутким и совершенным.

Артикуляционные средства баяниста коренным образом отличаются от

артикуляционных средств других инструменталистов, поэтому необходимо

рассматривать средства управления процесса звукообразования инструмента

во

взаимодействии

с

типовыми

двигательно-игровыми

действиями

исполнителя.

Средств

управления

процесса

звукообразования

на

инструменте два – мех и клапаны. Только при их взаимодействии возникает

звучание инструмента. Мехом исполнитель управляет в основном левой

рукой,

применяя

различные

способы

ведения.

Однако,

есть

случаи

непосредственного воздействия на мех и правой рукой, например, вибрато,

акценты и сфорцандо. Клапанами исполнитель управляет пальцами правой и

левой руки через систему клавиатурных рычагов, применяя различные виды

туше. Таким образом, основу артикуляционных средств баяниста составляют

двигательно-игровые способы управления мехом и клапанами. Следует

подчеркнуть, что различные способы ведения меха и виды исполнительского

туше звукоизвлечения на баяне применяются всегда одновременно в самых

различных сочетаниях.

Музыка создается из звуков определенной высоты. Когда нажимают

клавишу при разжиме или сжиме меха, слышен определенный звук, а когда

нажимают кнопку в левой клавиатуре, - слышен один или несколько звуков.

При движении меха (разжим или сжим) образуется воздушная струя.

При нажиме клавиши или кнопки воздушная струя проходит через узкое

6

отверстие со звуковой пластинкой и под воздействием воздушной струи

звуковая пластинка начинает колебаться, создавая звуковые волны.

Движение меха осуществляется левой рукой. Нажимать на клавиши и

кнопки нужно спокойно, без каких-либо лишних усилий, так как громкость

звука зависит только от силы (скорости, интенсивности) движения меха, а не

от силы нажатия пальца на клавишу или кнопку.

Усилия, которые требуются при работе мехом, иногда, к сожалению,

вызывают зажатие рук, шейных мышц или всего корпуса. Баянисту

необходимо научиться отдыхать во время игры. Успешное освоение меховых

приемов в большей степени зависит от правильной постановки и работы

левой руки баяниста. Левая рука баяниста многофункциональна: выполняя

одну из главнейших задач в звукоизвлечении (ведение меха), исполнитель

управляет и работой пальцев на левой клавиатуре.

Упражнения для движения меха

Для этой цели нужно нажать одну из клавиш (1-м пальцем) или кнопку

(3-м пальцем).

1.

При быстром движении меха получается сильный звук.

2.

При медленном движении – слабый звук.

3.

При ускорении от медленного к быстрому движению звук

усиливается.

4.

При замедлении от быстрого к медленному движению звук

затихает.

5.

Для того чтобы получить ровный по силе звук, мех должен

двигаться равномерно, с одинаковой быстротой.

Разжим меха, который в нотах обозначается знаком V должен быть

плавным, равномерным, без резких толчков. Мех не следует разжимать до

конца. При разжиме верхняя часть меха более раздвинута, а нижняя менее

раздвинута, образуется линия в виде дуги.

Сжим меха П должен быть равномерным и медленным. Мех

сжимается до конца. Смена движения меха, от разжима к сжиму и наоборот,

должно происходить незаметно в конце фразы, но не на звуке, который

тянется.

Сила звучания

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа

учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с

громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки

выставляются в нотах обычно между нотоносцами.

Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются

следующие:

р (пиано) – тихо;

7

pp (пианиссимо) – очень тихо;

f (форте) – громко;

ff (фортиссимо) – очень громко;

mp (меццо-пиано) – не слишком тихо;

mf (меццо-форте) – не слишком громко;

sf (сфорцандо) – сильно акцентируя, выделяя;

crescendo (cresc.) или < (крещендо) – постепенно усиливая звучание;

diminuendo (dim.) или > (диминуендо) – постепенно ослабляя звучание.

Как указывалось выше, увеличение или уменьшение силы звука на

баяне и аккордеоне зависит не от силы нажима пальцев на клавиши, а от

движения меха. При громком звучании движение меха (сжим и разжим)

нужно делать с большой силой и резко, при тихом звучании – с меньшей

силой и плавно.

Способы ведения меха

Ровное ведение

обеспечивает

поддержание постоянного уровня

давления воздушной струи на язычки, возможно на всех динамических

градациях (от рр до ff).

Ускорение и замедление движения меха соответствует увеличению

или уменьшению уровня воздушной струи на язычки (< >).

Вибрато

– прием, дающий периодические перепады в уровнях

давления струи воздуха на язычки при однонаправленном режиме ведения

меха – разжим или сжим.

Варианты исполнения:

а) быстрое вибрирование ладони левой руки;

б) легкие удары всей ладони по левому корпусу баяна в различных

толчках клавиатурного угла;

в) пульсирующие толчкообразные движения кисти и предплечья

правой руки при нажатых клавишах;

г) частые удары в гриф.

Рывок меха. Этот прием возможен на самых различных динамических

уровнях звучания.

Тремоло мехом

– быстрая периодическая смена режимов разжим-

сжим, при котором начало и окончание звуков осуществляется мехом. Этот

прием встречается наиболее часто. Лучше всего тремолировать почти на

полном сжиме с небольшим запасом меха, т.к. при более разведенном мехе

тремоло играть трудно. Наилучший эффект достигается движениями левой

руки не влево - вправо (разжим-сжим) как кажется на первый взгляд, а влево

- вниз (разжим) и вправо - вверх (сжим), т.е. по диагонали.

Варианты исполнения:

а) попеременное движение (расжим-сжим по очереди);

б) триольное движение - однонаправленное;

в) комбинированное движение (расжим-сжим, сжим-расжим);

8

г) рикошет (попеременное движение и удары боринами меха - то

верхней частью, то нижней).

Пунктирное ведение

– чередование ведения меха с полной его

остановкой в однонаправленных режимах, либо только разжим, либо – сжим.

Окончание звука будет выполнено только мехом, либо мехом и пальцем

одновременно.

Приемы игры мехом обретают все большую популярность в

исполнительской практике баянистов. Они значительно обогащают арсенал

художественно-выразительных средств инструмента. Вместе с тем любые

средства никогда не должны превращаться в самоцель. Все эффективные

приемы игры мехом следует направлять на достижение конкретного

образного результата.

Заключение

В заключение следует отметить, что практические навыки полнее и

глубже усваиваются при наличии определенной теоретической базы. Данная

методическая работа может послужить основой для развития и закрепления

упомянутых навыков. Изучение основных приемов и штрихов, переход к их

разнообразному

использованию

и

тончайшей

дифференциации

в

художественных произведениях является длительным процессом, зависящим

от индивидуальности исполнителя, уровня его музыкально-художественной

культуры и качества инструмента.

9

Литература

1.

Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне».

2.

Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его

извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970.

3.

Говорушко П. Основы игры на баяне. Л., 1963.

4.

Крупин А. «О некоторых принципах освоения современных

приемов меха баянистами».

5.

Крюкова В. «Музыкальная педагогика»

6.

Липс Ф. «Искусство игры на баяне».

7.

Медушевский В, Очаковская О. «Энциклопедический словарь

юного музыканта»

8.

Онегин А. Штрихи на баяне: Звуковое пособие. "Мелодия" Д

019789-90.

9.

В.А. Романько «Техника освоения баянистами приемов игры

мехом».

10



В раздел образования