Автор: Кошевец Владимир Николаевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Судская школа искусств"
Населённый пункт: п. Суда, Череповецкий р-н
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интонирование - основа выразительного исполнения произведений
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Судская школа искусств»
Методическое сообщение
«Интонирование – основа выразительного и эмоционального
исполнения музыкального произведения»
Работу выполнил
преподаватель баяна, аккордеона
В.Н. Кошевец
п. Суда
2021
По
сравнению
с
фортепиано,
органом
или
инструментами
симфонического оркестра, баян и аккордеон – инструменты молодые.
С каждым годом в исполнительстве на баяне и аккордеоне все с
большей определенностью начинают проявляться черты академизма. Я
считаю, что это не уход от национальных традиций и не отказ от прошлого
баяна и аккордеона. Сегодня баян и аккордеон это и массовый инструмент
народной культуры, эстрадный, и народный (фольклорный), и академический
инструмент.
Один из важнейших вопросов в развитии и становлении музыкального
инструмента
–
вопрос
интонирования.
Долгое
время
в
истории
исполнительства особым вниманием не пользовалось развитие музыкального
слуха, и только в конце 19 века исполнительская педагогика пришла к мысли,
что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы
исполнителя. Были определены следующие аспекты воспитания слуховой
культуры: развитие внимания, памяти, формирования слухового различия
звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-
пространственном отношениях.
Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя
на протяжении всего периода обучения. Прежде всего, нужно определиться в
понятии «интонация». Интонация (лат. Intonatio - произношу нараспев,
запеваю, пою первые слова).
По Б. Асафьеву, интонация - носительница музыкального содержания
(в этом специфическое отличие музыки, например, от речи, где смысловая
нагрузка лежит на слове, а интонация играет вспомогательную роль; вместе с
тем
несомненна
общность
происхождения
музыкальной
и
речевой
интонации).
Б.М.
Теплов
писал:
«Музыкальное
переживание
-
это
эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя
понять содержание музыки».
Внутренний слух важная составляющая интонационной культуры
слуха музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст
внутри себя, мысленно его озвучить. Наиболее полная разработка теории
интонации принадлежит Б.В. Асафьеву. В своей книге «Музыкальная форма
как
процесс»
он
предложил
определение
музыки
как
«Искусство
интонируемого смысла, а интонация - это «состояние тонового напряжения».
«Тонность» Б. Асафьев связывает с голосом, дыханием». Отечественные
музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Б.В. Асафьев
говорил: «Музыку слушают многие, а слышат не многие», «Музыка всегда
интонационна, а иначе не мыслима».
Каждый музыкант для успешной исполнительской и педагогической
деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента.
Современный баян и аккордеон обладают множеством природных
достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента.
Говоря о положительных качествах баяна и аккордеона, мы, конечно же, в
первую очередь будем говорить о его звуковых достоинствах - о красивом,
певучем тоне, благодаря которому исполнителю-баянисту или аккордеонисту
подвластна
передача
самых
разнообразных
оттенков
музыкально-
художественной выразительности. Динамические градации баянного звука
простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причем очень ценно то,
что баянист и аккордеонист может активно управлять гибкостью динамики с
помощью пластичных движений меха. Отмечая природные достоинства
инструмента, мы обязаны отдавать себе отчет и о его недостатках. К ним
можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации
многоголосной фактуры; необходимость применения довольно большой
физической силы для управления мехом, что в итоге не может не сказаться
на свободе игрового аппарата, а также, с некоторыми оговорками,
фиксированную высоту звукоряда. Отдельные баянисты в качестве одного из
недостатков баяна расценивают отсутствие педали «как у фортепиано». Но
ведь, нельзя же требовать, чтобы баян обладал достоинством всех
инструментов. В нашем арсенале вполне достаточно выразительных средств,
надо только умело пользоваться ими. Процесс интонирования, чтобы стать
музыкой, сливается с речевой интонацией и превращается в единство, в
ритмо-интонацию слова-тона (Б. Асафьев). Музыкальная педагогика все
чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения на баяне широко
распространен метод, при котором особое внимание направлено не на
активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых
движений и навыков. На работу над интонированием на начальном этапе
обучения
игре
на
баяне
должны
быть
направлены
постановка
исполнительского
аппарата,
навыки
извлечения
звука,
ведения
меха,
развитие музыкального слуха, координация движений и, конечно же,
репертуар. Школа игры на баяне (А. Онегина, Ю. Акимова и др.),
используемые в педагогической практике, не уделяют должного внимания
проблеме
интонирования.
Однако,
репертуар,
предлагаемый
в
этих
сборниках,
можно
использовать
для
достижения
поставленной
цели.
Музыкальный слух включает в себя несколько видов – звуковысотный,
мелодический,
полифонический,
гармонический
тембро-динамический,
внутренний
(музыкально-слуховые
представления).
Мелодический,
гармонический, тембро-динамический, слух надо воспитывать и развивать.
Существует еще и вокальный слух, то есть способность правильно
интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним
слухом.
Баян - один из немногих инструментов, который имеет возможность
подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие»-
мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством
меха, с одновременным нажатием клавиш. Каждое движение меха должно
способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно
начинать формирование первых навыков извлечения звука с упражнений,
которые помогут научить правильно вести мех.
На начальном этапе обучения игре на баяне нужно связывать нотный
материал со словом, используя доступные ребенку тексты. На сегодняшний
день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих
освоение баяна. В них подобран музыкальный материал, состоящий из
легких пьес, детских песенок, народных попевок и так далее, которые
понятны ученику и не очень сложны в исполнении: Д. Самойлов «15 уроков
игры на баяне», Р. Бажилин «Школа игры на баяне»; «Хрестоматия игры на
баяне». Выпуск 2. Составитель А. Крылоусов, «Хрестоматия для баяна».
Младшие классы ДШИ. Составитель Р. Гречухина. Многие песни в
сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна)
располагает к пению, аккомпанементу. Пение несомненно влияет на
понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как
пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего
слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемые на
уроках сольфеджио. Основным в работе над интонированием в классе баяна
является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово,
которое будет являться кульминацией, связывать все это с музыкальным
звучанием.
В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать
все, что он играет на баяне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать
до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо
брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха
левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать у
ученика предслышание: постепенное усиление (приближение звука), затем
кульминацию, после чего постепенное ослабление звука.
В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение
найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении.
Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы,
но
и
характер
мелодического
движения.
Использование
некоторых
особенностей мелодического движения позволяют получить дополнительные
возможности
смены
направления
внутри
построений.
Мех,
без
преувеличения,
является
главным
средством
выразительности.
Другим выразительным средством являются динамические оттенки. Шкала
градаций, по существу бесконечна. Надо научить ученика пользоваться всей
динамической амплитудой баяна. В музыкальном искусстве из всего
арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего
видим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение
музыкального искусства от любого другого, «звук есть сама материя
музыки» (Г. Нейгауз), ее первооснова. Без звука нет музыки, поэтому
основные усилия музыканта - исполнителя должны быть направлены на
формирование звуковой выразительности. Это положение подтверждается
практической деятельностью всех крупнейших музыкантов, не зависимо от
их специальности. Анализируя текст, сопоставляя между собой звуки,
мотивы, фразы, исполнитель устанавливает между ними смысловую связь,
оживляет их, делает свой замысел доступным для восприятия. Творческий
поиск выразительных средств, следует направлять на решение главной
задачи - осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей
мелодии в целом. Как сказал Н. Метнер - «Все должно выходить, рождаться
из тишины. Слушать, слушать и слушать. Вытягивая звуки слухом из
глубочайшей тишины». Работа над звуком должна тесно увязываться с
развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения
должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание
должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно
строгим, а общее внимание организованным. Развитие этих качеств поможет
ученику замечать не точности в своем исполнении, правильно реагировать на
плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим
развивается внимательное отношения ученика к приемам извлечения звука
на баяне, обеспечивающим получение полноценного звука. Работа над
звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они
составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее
важную, нежели такие элементы техники как беглость, аккордовая техника,
скачки и так далее. При исполнении кантиленных произведений необходимо
стремиться
максимально,
приблизить
звучание
баяна
к
пению,
к
человеческому голосу. Например: Аглинцова «Русская песня» слуховой
контроль играет здесь важную роль для достижения игры legato (легато -
связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть
легкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной
свободы. Делать замах, нет никакой необходимости. Палец легко нажимает
нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая
последующая клавиша нажимается также плавно, причем одновременно с
нажатием очередной клавиши, предыдущая легко возвращается в исходную
позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.
Старейший баянист-исполнитель П. Гвоздев в своей статье «Принципы
образования звука на баяне и его извлечения писал: «Сочный, певучий звук,
сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью
и возможностью тончайшей филировки». Ни один музыкант не может
достичь высокого уровня мастерства без овладения фразировкой. Членение
музыки
на
фразы
обусловлено
самой
сущностью
музыкального
произведения. В статье «О музыкальном исполнительстве» А. Гольденвейзер
так выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек,
прежде всего исходил из того, что он делал своим голосом, из пения и речи.
Всякая музыка была расчленена дыханием». Фразировка является, прежде
всего,
средством
выражения
художественного
образа
музыкального
произведения. Она включает в себя средства извлечения звука, другие
выразительные средства, синтезирует динамику, агогику, штрихи и так далее,
и всегда индивидуальна.
В статье «Фразировка баяниста» Ю. Акимов пишет: «Мы имеем дело с
довольно
сложной
связью,
ибо
фразировка
является
средством
по
отношению к содержанию произведения и в тоже время художественной
целью
по
отношению
к
обще
музыкальным,
инструментальным
и
индивидуальным средствам исполнителя. Можно сказать, что освоение
фразировки составляет существо всего процесса работы над произведением».
Особое место следует уделять штрихам. «Штрихи - это характерные
формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами
в зависимости от интонационно-смыслового содержания музыкального
произведения». (Б.Егоров «Баян и баянисты». – М., 1984. – Выпуск 6 ).
Наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного
выражения сочинения чрезвычайно, велика роль движения меха. В работе
над интонированием важны правильно подобранная аппликатура, штрихи,
фразировка, динамика, движение и смена меха. Главное в данной работе -
логика интонирования. Обязательно нужно добиваться с учеником характера
исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса. В
процессе работы над интонированием на любом этапе обучения следует
закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ученика
понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогает
тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все
сложности обучения интонированию.
Вся работа музыканта над интонированием в произведении направлена
на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое,
эмоционально наполненное
и в
то
же
время
глубоко
продуманное
исполнение,
завершающее
работу
над
произведением.
Литература
1. И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне». Москва
1980г.
2. Ф. Липс «Искусство игры на баяне». Москва 2004 г.
3. Б. Егоров «Общие основы постановки при обучении игре на баяне».
Москва 1974г.
4. Б. Егоров «Баян и баянисты». Москва 1984. Выпуск 6.
5. А. Крупин, А.И Романов «Теория и практика звукоизвлечения на
баяне». Новосибирск 1995г.
6. А. Крупин «Вопросы музыкальной педагогики». Ленинград 1985г.
7. М. Имханицкий «Новое об артикуляции и штрихах на баяне».
Москва 1997г.
8. М. Оберюхтин «Проблемы исполнительства на баяне». Москва
1989г.
9. В. Завьялов «Баян и вопросы педагогики». Москва 1971г.
10. В. Мотов «О некоторых приемах звукоизвлечения игры на баяне».
Москва 1980г.
11. А. Судариков «Исполнительская техника баяниста». Москва 1986г.