Напоминание

формирование читательской компетенции на уроках литературы


Автор: Соловьева Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 21
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: формирование читательской компетенции на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование читательской компетенции на

уроках литературы

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №21

Соловьева Ольга Ивановна

Якутск 2021

1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

Глава 1. Педагогическое руководство чтением

1.1.

Современные школьники как читатели………………………6

Глава 2. Организация читательской деятельности на уроках

литературы

2.1. Мотивация к чтению при изучении произведения…………….8

2.2. приемы подготовки компетентного читателя…………………11

2.3. Отзыв о прочитанном произведении как элемент читательской

компетенции………………………………………………………….13

2.4. Формы работы над отзывом…………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………..22

2

ВВЕДЕНИЕ

Проблема чтения особенно остро и настойчиво звучит в нашей

сегодняшней жизни. Как печальный факт мы констатируем снижение статуса

чтения. резкое падение интереса к книге и наблюдаем, как в погоне за

информацией уходит у наших читателей на второй план «чтение для души».

Телевидение, Интернет прочно для большинства заменили домашнее чтение,

не будет преувеличением, что подростков чтение ограничивается sms-

текстами, их пугают большие объемные произведения. Сегодня сложилась

неоднозначная ситуация: кризис чтения продолжается, но говорить о чтении

стало модно. Что именно все говорящие вкладывают в понятие чтения, как

правило, - не уточняется. Зачем нужно читать и что это дает человеку?

Исследователь

психологии

детского

чтения

И.

И.

Тихомирова

отмечает: «Чтобы книга влияла на читателя, надо развивать его читательские

способности с помогать воспринимать раннего детства, активизировать

образное

мышление,

символическую

природу

художественного

произведения, увязывать книгу с жизнью. Только при этом условии можно

рассчитывать, что книга сможет поддержать ребенка в трудную минуту,

создать позитивный фон его жизнедеятельности».

Как воспитать читателя в эпоху тотального кризиса читательской

культуры? Как повысить рост читательской компетентности учащихся? Быть

читателем- это труд, который требует определённых умений. «Труд читателя

измеряется не количеством который прочитанных книг. Нет, не цифры здесь

решают, а способность вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед

собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться». -писал

В. Г. Маранцман. Проблема развития читателя - актуальная и с тем важная

сложная задача, стоящая перед учителем литературы на сегодняшний день.

Ни одой самое современное и популярное средство информации не

3

сравнится с книгою. Никогда и никто столько знаний не даст человеку о

жизни, о мире, как художественная книга, созданная гением. Приобщать

нынешних детей, отвыкших от серьезного чтения, к классике надо малыми

порциями, затрагивая сердце читателя.

Д.

С.

Лихачев

сказал:

«Литература

дает

нам

колоссальный,

обширнейший

и

глубочайший

опыт

жизни.

Она

делает

человека

интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание

жизни, всех ее сложностей. Одним словом, делает нас мудрыми».

Обратимся к термину «читательская компетенция», что включает в

себя это понятие в методическом и терминологическом плане? Читательская

компетенция

вдумчивое

чтение,

развитие

аналитических

умений,

формирование умений и навыков самостоятельного чтения. Современный

подход к изучению литературы предполагает подготовку компетентного

читателя, обладающего читательскими и аналитическими умениями. Для

того чтобы добиться позитивных результатов необходимо организовать

целенаправленную работу. Цель таких уроков – научить ребят общаться с

героями произведений, давать оценку поступкам героев, а не просто изучать,

разбирать, исследовать.

Цель работы:

формирование читательской компетенции обучающихся

воспитание активной гражданской позиции

Задачи:

познакомить

учащихся

с

лучшими

образцами

художественной

литературы

создать позитивную обстановку для восприятия текста

4

показать красоту литературного языка благодаря выразительному

прочтению произведения

вовлечь учащихся в активное обсуждение прочитанного

выработать навыки написания отзыва как элемент читательской

компетенции

Выполнение этой актуальной задачи требует от нас учителей поиска

новых путей и приемов в преподавании литературы, которые пробуждали бы

устойчивый интерес к чтению, воспитывали вдумчивого читателя.

5

Глава 1. Педагогическое руководство чтением

1.1 Школьники как читатели в современном обществе

Современная жизнь с ее скоростью и огромным потоком информации

предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. В этой

ситуации роль художественной литературы не уменьшатся, а увеличивается.

Воспитание детей по не только развитие их ума, широкой образованности, но

и всестороннее развитие чувств. С этой задачей замечательно справляется

художественная литература. «Важно только не упустить возможность дать

ребенку прочитать те прекрасные книги, без которых детство, когда каждый

день открытие, трудно представить».

Какими

на

сегодняшний

день

являются

ученики-читатели

в

современной школе? Какие качества характерны для них? Учащиеся 5-6

классов национальной школы испытывают языковой барьер, имеют бедный

словарный запас, некоторые слабо владеют техникой чтения, не обращаются

к текстам, очень небольшой процент детей постоянно пользуются школьной

библиотекой,

зачастую

они

берут

книги

энциклопедического

информационного, справочного характера. С горечью надо признать, что мы

теряем наших учеников, как читателей, с каждым годом число активных

читателей убывает. Как устранить это? Актуальность проблемы в том, чтобы

вообще начать читать. Это проблема сегодняшнего дня. Проблема нашего

времени. Время требует нового читателя. Значит, и формировать его нужно

по-новому, предложить какие-то иные стимулы чтения.

Как

стимулировать

читательскую

активность

школьников?

В

сложившейся

ситуации

выход

является

в

организации

читательской

деятельности на уроках литературы. Каким образом включить учеников в

активную читательскую деятельность, достичь того, чтобы результатом

читательской компетенции стало умение детей самостоятельно разбираться в

любом художественном произведении, и тем самым развивать собственную

6

личность, учиться формировать убеждения. Как на уроках литературы

научить ребят общаться с героями произведений, а просто их изучать,

разбирать, трактовать, исследовать? Выполнение этой актуальной задачи

требует от нас учителей поиска новых путей и приемов в преподавании

литературы, которые пробуждали бы устойчивый интерес к чтению,

воспитывали вдумчивого читателя, формировали читательские компетенции.

7

Глава 2 Организация читательской деятельности в 5-7 классах на уроке

литературы

2.1 Мотивация к чтению при изучении литературы

«Читать это еще ничего не значит», - говорил великий педагог К. Д.

Ушинский. Что читать и как понимать прочитанное вот в чем главное дело».

На уроках литературы, учащиеся национальной школы затрудняются

выражать мысли, формулировать свое собственное мнение на вербальном

(словесном) уровне, но в письменной речи при умелой организации могут

высказать свои впечатления. Это можно объяснить многим причинами:

- В национальной школе существует языковой барьер для учащихся

- Отсутствие интереса к чтению, дети имеют разный уровень чтения

- Неподготовленность как читатель

- Неумение эмоционально откликнуться на прочитанное

Чтобы решить эти проблемы, необходимо изменить отношение к

уроку. Относиться к учащимся на уроке как к читателям, а не как к ученикам,

т.е.

организовать

такую

творческую

читательскую

деятельность,

содержанием которой являлось бы полноценное читательское освоение

текста произведения.

Во множестве исследований и публикаций утверждается, что в

феномене чтения сочетаются основные виды деятельности человека: игра,

учение. труд. Именно в таком порядке развивается личность, в том числе

личность человека как читателя. Чтение-игра. чтение-учение, чтение-труд -

это виды деятельности, которые по силам создать на уроке учителю.

Несмотря на, казалось бы, доступность поставленных задач - это очень

сложная работа, реализовать се сегодня значительно сложнее, чем 20 лет

назад.

8

Чтение - это разговор с произведением»-писал М. М. Бахтин.

Настроить учащихся на разговор с писателем, научить вдумчиво читать,

развивать читательскую деятельность проблемы, стоящие перед каждым

учителем

литературы

на

современном

этапе.

Учителю

необходимо

объединить свою деятельность с библиотекой и родителями. Возродить

семейную традицию чтение

вслух,

собирать

домашнюю библиотеку,

проводить совместные читательские конференции в классе, организовывать

рекламные акции. Таким образом, необходима постоянная мотивация к

чтению.

Одним из путей изменения читательской ситуации в школе является

коррекция, обновление круга чтения, произведений, рекомендуемых для

самостоятельного чтения школьников с учетом реалий сегодняшнего дня.

В системе педагогического руководства самостоятельным чтение

школьников особая роль принадлежит урокам внеклассного чтения. К

сожалению, во многих современных программах они не всегда упоминаются.

В организации уроков внеклассного чтения большую помощь мне оказал

учебно-методический комплекс «Вокруг тебя мир» (5-7 кл.) Данное пособие

дополняет

учебники

основного

курс

литературы,

рекомендованными

Министерством образования РФ, программами по литературе, решает задачи

литературного

образования

в

сочетании

с

воспитательными.

Художественные и публицистические произведения, помещенные в УМК

отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается

произведениям небольшого объема, принадлежащих перу отечественных

авторов, что не требует от читателя предварительной подготовки.

Для УМК характерны:

- системность, преемственность и взаимосвязь трех компонентов

литературоведческого, этического, правового внутри разделов каждой книги

между пособиями 5-7-го классов в целом;

9

- развивающий характер методики (активно-деятельностная модель,

опор

на

жизненный

опыт

учащихся,

проблемность,

диалоговость,

коммуникативность)

Именно на уроках внеклассного чтения традиционные подходы

должны сочетаться с современными, деятельностными.

Чтобы вызвать читательский интерес в 5-7 классах, создать установку

на чтение, обратилась к пособию «Вокруг тебя мир». Обращаем внимание на

оформление иллюстрации, пятиклассников привлекает формат самой книги.

10

2.2 Приемы подготовки компетентного читателя в процессе

анализа художественного произведения

Что включает в себя понятие «читательская компетенция»?

Вдумчивое чтение

Развитие аналитических умений

Формирование умений и навыков самостоятельного чтение

Компенсировать недостаточное умение анализировать прочитанное

позволяет

обращение

к

иллюстрациям,

рисункам

детей,

в

которых

раскрывается

творческое

воображение.

Работа

начинается

с

устного

рисования

воображаемых

картин,

воспроизведение

словесного

образа

является началом самостоятельного художественного творчества.

Успех

работы зависит от степени владения образной речью, художественным

мышлением.

Это

основа

не

только

для

письменных

работ,

но

и

иллюстрирования, выразительного чтения

Отсутствие умения передать словами то, что представляешь. мешает

ученикам отразить свои впечатления, создать полную картину. Порой

желание рисовать подталкивает учащихся к чтению. Не воспользоваться

этим моментом никак нельзя. Почему лети так радуются своим рисункам?

Они получают свободу своей фантазии, рисунок - это элемент читательского

творчества.

Самая близкая форма работы - это отзыв о прочитанных книгах, в

ученических отзывах обычно говорится о тех, впечатлениях, которые

произвела

книга,

высказывается

мнение

о

героях

произведения,

об

отношении автора к героям.

В отзывах учеников-пятиклассников сохраняются интонации устной

речи, потому их ответы похожи не на монологическую речь, а на реплики. В

11

5 классах преобладает эмоциональная оценка произведения. На этом этапе

они только рассказывают о прочитанном.

Поскольку ИКТ прочно вошли в нашу жизнь, следует активно

обращаться к ресурсам Интернета. Компьютерные презентации книг для

одноклассников,

компьютерные

читательские

дневники,

читательские

конкурсы и игры формат читательской деятельности учащихся.

12

2.3 Отвыв о прочитанном произведении как элемент читательской

компетенции

Более доступной формой работы на уроках литературы в 5-6 классах

является обучение отзыву о прочитанной книге.

Отзыв - особое речевое произведение, основанное на выражении

эмоционально-оценочного отношения к прочитанной книге. Главным в

отзыве

является

выявление

личностного

восприятия

произведения,

аргументированная оценка поступков героев, изображаемых событий. В

таких отзывах, как правило, отсутствует детальный разбор произведения, но

в них должна находить отражение читательская деятельность учащихся

Речеведческий подход к отзыву требует определенных знаний,

определённой

теории. Ученикам

необходимо

показать

его

суть, его

особенности, помочь читателю разобраться в художественном произведении,

обратить внимание на то, что могло остаться незамеченным. Обучение

отзыву о прочитанном произведении нужно начать уже в пятом классе.

Каким должен быть отзыв пятиклассника? Какими знаниями и умениями

должен владеть ученик, чтобы написать отзыв? Отзывы могут быть самыми

разнообразными, что определяется их задачами. целями. назначением.

Например,

предлагая

написать

отзыв

«Самые

волнующие

страницы

произведения», определяем речевую ситуацию: «Ваша задача-поделиться

впечатлениями, которые произвели на вас страницы книги. передать свои

впечатления так, чтобы читатель поверил, что для вас эти страницы были

действительно самыми волнующими».

Обучение отзыву как виду творческих работ побудило меня обратиться

к циклу уроков по художественным произведениям малой прозы из серии

книг «Вокруг тебя мир» для учащихся 5-8 классов. Во-первых, это

13

произведения небольшого объема, во-вторых, не требуют от учащихся

предварительной

подготовки.

читается

вслух

на

уроке,

в-третьих,

обсуждение

происходит

сразу

же

на

уроке,

что

способствует

эмоциональному восприятию произведения.

Цели уроков:

Привлечение

к

чтению

мало

читающих.

не

читающих

детей.

формирование их интереса к чтению, читательской деятельности

Развитие языковой и речевой культуры учащихся

Развитие творческих способностей

Воспитание потребности в постоянном, вдумчивом чтении

Развитие эмоционального восприятия

Основные задачи данных уроков:

Научить учащихся оценивать поступки героев

Рассказывать о взаимоотношениях героя с другими действующими

лицами

Учиться соотносить действия и поступки героя со своими

Уметь связно излагать мысли в письменной и устной речи

Уроки строятся по следующей схеме:

Выразительное чтение учителя вслух

Беседа-диалог с учащимися

Письменный отзыв

Произведения для внеклассного чтения:

5класс

Т. Александрова. Светофорчик.

А. Платонов. Неизвестный цветок.

Л. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир»

А. Куприн. Чудесный доктор. Е. Носов. Трудный хлеб.

14

6 класс

К. Воробьев Немец в валенках.

В. Солоухин. Метитель

В.Железников. Чучело (фрагменты из повести)

А. Грин. Победитель

Е. Носов Тридцать зерен

7 класс

Б. Екимов. Ночь исцеления

В. Конецкий. Тамара (фрагмент из книги «Кто смотрит на

облака») И. А. Бунин Лапти.

А. Платонов Юшка.

Е. Носов Белый гусь.

По тематике произведений уроки разделены по циклам:

1.

Уроки-открытия

На утих уроках обсуждаем различные эмоциональные и поведенческие

проблемы, которые могут возникнуть в реальной жизни каждого как внутри

его личности, так и в социуме.

Читая произнесения. ученики узнают в том или ином персонаже себя

или наоборот, отмечают у себя противоположные качества. В процессе

обсуждения вместе с учащимися открываем способы решения жизненных

трудностей героя.

Предложенное письменно задание «Посоветуй герою, как поступить

ему в этой ситуации» помогает ученикам осмыслить жизненные ориентиры,

к которым им необходимо стремиться.

2.

Уроки доброты

Добрые мысли, добрые дела источник духовно-нравственного здоровья.

Человек с самого детства должен научиться жить в согласии с самим собой и

15

другими людьми. Источниками нравственного воспитания становятся такие

понятия,

как

милосердие,

сострадание,

прощение,

забота,

внимание,

терпимость. Сделав нравственный выбор путем включения в проблемную

ситуацию, т.е. поставить учащихся в более активную позицию, дать

возможность самому принять решение, реализовать свои чувства, возникшие

в результате чтения и обсуждения произведения. Проследить динамику

душевного роста читателей, судить о положительные влияния произведений

можно по результатам ученических отзывов.

3.

Дети и война

4.

Нравственный выбор

5.

Отношение к животным и др.

Анализ ученических отзывов говорит о том, что оценка прочитанного

становится более глубокой и мотивированной. Повышается интерес к героям

произведений, к мотивации их поступков, к портретной и речевой

характеристике. Ребята активнее обращают внимание на такие элементы

художественного произведения, как портрет, речь героев, описание природы,

интерьера и др.

Необходимо

уделить

внимание

к

рисункам

к

прочитанному

произведению – это элемент читательского творчества. Дети на уроках с

огромным удовольствие рисуют, радуются своим рисункам. Обращение к

иллюстрациям

позволяет

компенсировать

недостаточное

умение

анализировать прочитанное. Цель таких уроков показать ученикам, что

отзывы могут быть различными

по содержанию и форме. Обращаем

внимание ребят на то, что отзыв – это и понимание того, как автор относится

к героям: сочувствует или осуждает, высмеивает или восторгается.

Систематическая

учебная

деятельность

по

совершенствованию

читательской

компетенции

прежде

всего,

аналитических

умений,

разнообразная мотивация читательских интересов, сочетание методических

16

традиций современными технологиями – таков далеко не полный комплекс

путей и приемов возвращение интереса к чтению.

17

2.4 Работа над отзывом о прочитанном произведении как путь

формирования читательской компетенции

В пятом классе обучению умению писать отзыв отводим специальный

урок. Цель данного урока: дать понятие об отзыве, показать, что отзывы

могут быть различными по содержанию, по форме. Предварительно

целесообразно дать задание прочитать какой-нибудь рассказ, например.

На уроке нужно подчеркнуть, как важно уметь высказываться о

прочитанном произведении, просмотренном фильме, спектакле. Когда книга

или фильм производят такое впечатление, что хочется поделиться им,

высказать свое мнение о прочитанном произведении, вы рассказываете об

этом друзьям, родителям. Иногда одна и та же книга производит на разных

людей разное впечатление. Это рождает споры, а они будут интересными

лишь в том, случае, если вы не только скажете о своем впечатлении:

понравилась или не понравилась книга, но и сможете обосновать свое

мнение.

Дать задание детям найти в Толковом словаре значение слова «отзыв».

Это слово имеет несколько значений. Обратить внимание на одно из них:

«Отзыв-отклик.

о

чем-нибудь,

оценка

чего-нибудь».

Необходимо

подчеркнуть, что отзыв о прочитанной книге - это мнение о прочитанном, это

впечатление, которое осталось после чтения сказки, рассказа, что в отзыве

надо сказать понравилась книга или нет. На читаю вслух удачные отзывы

учащихся об этом рассказе. Важно обратить внимание учащихся на то, что

отзыв – это, не только обмен впечатлениями, но и оценка поступков героев.

Выражение своего отношения к ним, как относится к ним автор - сочувствует

или осуждает, высмеивает или восторгается. На этом же уроке ребята

анализируют ученические отзывы. Для коллективного анализа предлагаю

образцы работ учащихся, еще не обученных писать отзыв.

18

1. Мне очень понравился рассказ. Мы услышали этот рассказ от нашей

учительницы. Наш любимый предмет - литература, а также история и

английский. Мы очень любим животных и читаем про них книги.

2. Рассказ мне понравился. Книг у нас дома мало. Я беру книги в

библиотеке. Когда мне подарили книгу на день рождения, я сразу

стала ее читать. Этот рассказ очень интересный.

Ребята говорят, что эти отзывы неинтересные. В них нельзя узнать, о

чем рассказ, много написано не на тему, здесь нет оценки рассказа, в отзывах

написано, что рассказ понравился, но не сказано, чем понравился.

После таких замечаний делаем вывод о том, что нужна оценка рассказа,

что надо отметить, о чем произведение, что хотел сказать автор. выделить

главного героя, дать оценку его поступкам. Затем предлагаю учащимся

вариант удачного отзыва.

Такая работа помогает увидеть особенности построения отзыва. Затем

выделяем основные элементы отзыва, вместе составляем примерную схему.

Элементы отзыва:

Оценка рассказа (мотивировать, почему понравился)

Тема произведения (о чем говорится)

Выделить главного героя (героев)

Дать оценку его поступкам

Работа над отзывом – начальный этап в обучении рецензированию. В

отзыве, как правило, можно выделить:

1.

Часть, в которой высказывается мнение о том, что понравилось

или не понравилось в произведении

2.

Часть,

в

которой

обосновывается

или

аргументируется

высказанная оценка

Рекомендуется ученикам следующий план отзыва:

1.

О чем данное произведение?

19

2.

Какой период охватывает?

3.

Кто герои, какие они (характеристика героев)

4.

Тезис – аргумент (почему герой такой, а не другой?)

5.

Какова идея произведения (авторская оценка?)

6.

Сравнение героев

7.

Какие художественные средства используются автором?

8.

Речевая характеристика героев

9.

Роль пейзажа в произведении

10.

Над чем заставляет задуматься произведение?

Ребята должны прийти к выводу, что отзыв надо писать так, чтобы

после его прочтения каждому захотелось прочитать произведение, о котором

написан отзыв.

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема

формирования

читательской

компетенции,

мотивация

интереса к чтению в сегодняшней школе является одной из актуальных.

Учителю необходимо объединять свою деятельность с родителями ,

библиотеками, использовать влияние телевидения, кино, театра, интернета,

современных технологий.

Вызвать читательский интерес как мы убедились, помогает работа над

ученическими отзывами. Анализ отзывов

говори о том, что оценка

прочитанного стала более глубокой и мотивированной. Повысился интерес к

героям произведений, к осмыслению их поступков, к портретной и речевой

характеристике. Ученики стали обращать внимание на такие элементы

художественного произведения, как описание природы, портрета, интерьера.

В своих отзывах школьники осмысливают происходящие события,

стараются понять и мотивировать поступки героев, проникнуть в их

внутренний мир. На начальном этапе если они только рассказывали о

прочитанном, выделяя главным образом события, оказавшие на

них

глубокое эмоциональное воздействие и сосредоточивали внимание на

занимательности сюжета, то теперь они перешли от традиционного пересказа

содержания к оценочным суждениям, к выражению своего отношения к

изображенным событиям и героям, что несомненно, свидетельствует о росте

их читательской компетенции.

21

Список литературы

1.

Активные

формы

преподавания

литературы.

-

Сост.

Р.

И.

Альбеткова. М. Просвещение, 1991

2.

Гуляков.

И.

Новые

педагогические

технологии.

Развитие

художественного мышления и речи на уроках литературы. М, Дрофа. 2006.

3.

Воспитание

творческого

читателя.

/

С.В.

Михалков

/

М.

Просвещение. 1981

4. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? М. Просвещение. 1990.

5. Маранцман В. Г. Труд читателя, М. Просвещение. 1986.

6. Мишлимович М.Я. Формирование читательской компетенции в

контексте литературного образования учащихся старших классов. Якутск.

Бичик. 2010.

7. Методика объяснительного и литературного чтения в национальной

школе. / под ред. К. В. Мальцевой 3.С. Смелковой / Л. Просвещение, 1978.

8. Практикум по методике преподавания русской литературы в

национальной школе. под ред. 3. С. Смелковой / Л. Просвещение. 1983.

9. Развитие речи учащихся IV-V кл в процессе изучения литературы в

школе/ сост. В.Я. Коровина / М. Просвещение, 1985

10. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.

Просвещение. 1985

11. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя М. Русская

школьная библиотечная ассоциация, 2009.

12. Анализ художественного текста / автор-составитель Ефимова Л. И /

г. Покровск. 2003

13. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы

в школе. М. Московский лицей, 2002.

22

23



В раздел образования