Авторы: Старцева Юлия Николаевна, Старцева Юлия Николаевна.
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мокроусовская СОШ № 1 имени генерал-майора Г.Ф.Тарасова.
Населённый пункт: Курганская область, с.Мокроусово
Наименование материала: статья
Тема: Выравнивание шансов детей на качественное образование как приоритет государственной образовательной политики. Из опыта подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Раздел: среднее образование
Выравнивание шансов детей на качественное образование как
приоритет государственной образовательной политики.
Из опыта подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по
русскому языку в форме ЕГЭ.
Старцева Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Мокроусовская СОШ №1
им. генерал-майора Г.Ф.
Тарасова
Прошло уже много лет с введением ЕГЭ, и разработано множество
методических рекомендаций и пожеланий, ЕГЭ уже не является чем-то
неизведанным и пугающим. Сегодня уже можно говорить об определенных
успехах, достижениях и вместе с тем недостатках работы в процессе
преподавания русского языка, а значит, и перспективах и разработке новых
приемов и методов. Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой
аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена,
могу сказать, что данная тема на сегодняшний день является одной из самых
актуальных в преподавании в школе.
За все последние годы, несмотря на то, что ЕГЭ по русскому языку
сдают все, качество знаний и успешность не снижается. Это позволяет
говорить о том, что приемы и методы, использованные мною при подготовке
обучающихся, были правильными. Кроме того, в течение последних лет в 10-
11 классах в школе выделяют 2 часа на уроки русского языка в классах
базового уровня, 3 часа в классах профильного уровня и дополнительно 1
час ИГЗ.
Процесс обучения русскому языку в нашей школе строится на основе
учебного комплекса под редакцией профессора В.В.Бабайцевой «Русский
язык. Практика», «Русская речь», «Теория». Учебник хорошо зарекомендовал
себя, в нем содержится систематически изложенный объем сведений по
русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении всех лет
обучения в школе. Однако в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ, когда для
получения
высокого
балла
нужно
совершенное
знание
предмета,
обнаружилось, что многие темы освещены не в полном варианте, нет
графического
обозначения
орфограмм,
затруднение
вызывает
также
академическое изложение материала. Поэтому в 10-11 классах используем
учебник «Русский язык. 10-11классы: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.
Чешко ». Он помогает систематизировать и обобщить полученные знания по
русскому языку, также в нем значительное место отводится работе с
текстами из художественных произведений, которые в настоящее время
изучаются на уроках литературы. Также очень хорошо помогает в работе
учебник А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика.
Текст. Стили речи» для 10-11 кл., где хорошо освещаются темы: стили речи,
типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и средства
выразительности.
Можно сказать, что с первых лет обучения ведется подготовка к
итоговой аттестации по русскому языку. А это значит, что с введением
аттестации в форме ЕГЭ для нормально и добросовестно работающего
учителя почти никаких радикальных изменений не произошло: делаем то,
что и раньше считали необходимым, и ни в коем случае нельзя превращать
весь одиннадцатилетний учебный процесс в натаскивание к выпускному
экзамену, форма проведения которого может измениться еще не раз.
Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике
именно теперешнего экзамена, изучить весь круг вопросов, с ним связанных,
чтобы экзамен оказался успешным для всех. При подготовке в первую
очередь обращаю внимание на следующие моменты:
- Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений
и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае
нельзя
отказываться
от
традиционных
форм:
различные
диктанты,
сочинения, изложения. Тесты может составить и сам учитель, можно
использовать и те, которые предлагаются современными пособиями, тем
более выбор есть. Хорошо зарекомендовали себя в моей педагогической
практике тесты, проверочные и контрольные работы Т.А. Костяевой. Это и
тесты для проверки знаний определений и правил, и для проверки
осознанности определений и правил, и для проверки сформированности
умений применять знания при решении практических задач, где требуется
выбрать не один правильный ответ.
- Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура
ЕГЭ предполагает особую форму заполнения бланков, которая является
непривычной для учащихся. У детей возникает страх ошибиться при
заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с
проблемами
внимания.
Поэтому
в
течение
последнего
года
все
тренировочные работы выполняем на бланках.
- Ежегодно проводим репетиционное тестирование выпускников с созданием
условий, приближенных к ЕГЭ (Привлекаются другие учителя в качестве
ассистентов, учитель проверяет и выставляет баллы в соответствии с
критериями). Такое тестирование решили проводить один раз в течение
четверти.
- Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников
или выпускников прошлых лет, такая работа помогает детям видеть ошибки
других и не допускать подобных самим. Учит видеть структуру работы.
- Анализ результатов показывает, что необходима также и разработана
система подготовки слабых обучающихся.
- Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам
представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах,
которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация
способствует наглядности, обобщению знаний не только по отдельно взятой
теме, но и по всему курсу русского языка. Каждый учащийся в процессе
подготовки собирает «папку-накопитель», где помещаются все таблицы,
шаблоны, схемы. Целесообразно такие папки вводить уже в младших
классах, с условием, что к 10 - 11 классу они будут наполнены.
- Работа в группах, где более сильные ученики принимают зачет у своих
товарищей и объясняют то, что непонятно.
Чтобы учащиеся успешно справились с экзаменационной работой,
необходимо в течение 5-ти лет обучения в основной школе реализовывать
систему развития речи и развивать навык «грамотного» чтения.
Успешному прочтению чтения мешает небольшой словарный запас
учащегося. Он так мал, что иногда любой текст, особенно созданный в
прошлом веке воспринимается как
текст на иностранном языке, поэтому нужно подготовить ученика к
восприятию текста, проведя словарную работу:
-
составление словариков к прочитанному тексту;
-
работа с различными словарями на уроке;
-
объяснение незнакомых слов друг другу при работе в парах или
группах;
-
составление «толковников» незнакомых слов, выявляющих круг
смысловых значений данного слова, выявление доминирующего
значения.
Словарная работа имеет больший эффект, если новая лексика будет
усваиваться тематически в связи с анализом текстов на определенную тему:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Рассуждения на темы
нравственности», «Детство в жизни человека» и т.д.
К сожалению, очень части учащиеся показывают неумение понять текст.
Для того чтобы развить способность понимать содержание текста, можно
использовать такие виды деятельности, как:
-
ответы на вопросы;
-
составление вопросов по тексту;
-
составление плана текста;
-
выделение основной темы;
-
выделение микротемы;
-
анализ связи между микротемами.
Отработка навыков работы с текстом должна вестись целенаправленно на
протяжении всего времени обучения в школе. На каждом уроке можно
использовать элементы анализа текста:
-
восприятие текста визуально или на слух;
-
ответы на вопросы;
-
стилистический анализ;
-
лексическая работа.
Полезны творческие диктанты (ученик записывает диктуемый текст,
подвергая его изменениям, проявляя самостоятельность мышления); диктант
с продолжением
(учащиеся сами придумывают продолжение к тексту,
который им продиктовали). Возможно преобразование текста, которое
предусматривает:
- разбитие на части текста;
-
детализацию факта;
-
использование дополнительных сведений о событиях текста;
-
включение в текст диалога персонажей;
-
формулировка выводов из содержания текста;
-
дополнение текста собственными впечатлениями и жизненными
наблюдениями.
Анализируя тексты различных стилей, важно прививать навыки гибкого
использования языковых ресурсов в соответствии с задачами высказывания и
стилистическими
особенностями
исходного
текста.
Для
того
чтобы
определить стиль речи, необходимо ответить на вопросы:
-
откуда этот текст?
-
какие основные функции он выполняет и какие сферы общения
обслуживает?
-
каковы
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности текста?
Учащиеся должны работать в условиях, приближенных к тем в которых
будут работать на экзамене. Они должны знать структуру и порядок
выполнения заданий, владеть тестовой методикой. Поэтому только серьезная
планомерная работа по развитию речи
учащихся, развитию навыков «грамотного чтения» может привести к
положительным результатам на экзамене.
Опыт практики показывает,
что
не
меньшую
проблему
для
старшеклассников
представляют
критерии,
по
которым
необходимо
правильно выделять тему, проблему, позицию автора.
Работу над этими понятиями необходимо проводить уже с 5 класса, беря за
основу микротекст художественного произведения (урок литературы) или
упражнение учебника русского языка, выполняемое в форме комплексного
анализа текста.
В старших классах, где необходимо все знания свести в систему, удобно и
эффективно использование крупных блоков, таблиц, шаблонов, схем,
клише, которые содержат информацию о:
-
плане сочинения-рассуждения по отрывку (С)
-
критериях оценивания;
-
видах вступлений и заключений к сочинению;
-
видах определения темы, проблемы текста;
-
способах выражения позиции автора;
-
способах выражения собственной позиции;
-
видах доказательной базы.
Кроме того, для соблюдения логической связи может содержаться
информация о языковых и речевых стандартах – клише,
«мостах»
(предложениях-связках).
Анализируя современные тексты ЕГЭ, приходим к выводу, что их
содержание можно систематизировать и представить в виде таблицы, каждая
часть которой – определение темы:
-
человек и окружающий мир (мировосприятие);
-
экология (сохранение природы, культурных ценностей);
-
детство (семья, память о своих истоках);
-
человек и общество.
Каждая тема включает в себя ряд проблем, которые надо определить в
тексте.
Кроме того, выработаны и предложены учащимся шаблоны написания
сочинений по выявленным темам.
Тематически поданы «мосты»
к сочинению в виде «пословиц и
поговорок» афоризмы, цитаты, которые учащиеся могут использовать как
для определения темы текста, так и в части доказательной базы.
В известной книге Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» главный герой, оказавшись на
необитаемом острове, чтобы не сойти с ума начал вести дневник. Но не простой, а
сравнительно-аналитический. Он разбил страничку на две колонки, в которые стал
записывать, что «хорошо», а что «плохо». Этот прототип, можно сказать, лег в основу
особого метода работы над текстом при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ – «Двойной
дневник». Он дает возможность ребенку тесно увязать содержание прочитанного текста с
личным опытом. Как работает данная схема? Лист бумаги делим пополам. В левую
колонку выписываем фрагменты текста, которые вызвали у ребенка наибольший интерес
и произвели наибольшее впечатление, ассоциации с личным опытом. С правой стороны
записываются комментарии по предыдущим выпискам: «Почему я выписал именно эту
фразу?», «На какие мысли она меня натолкнула?», «Какие вопросы возникли?». Перечень
вопросов не ограничен, все зависит от личностного восприятия. Особенно полезна такая
форма работы при индивидуальном знакомстве с текстом, когда у ученика нет
возможности в конкретный момент обсудить тот или иной вопрос с товарищами по классу
или с педагогом. Далее, по мере усложнения подготовки ввожу методику ТАСК. Это
аббревиатура от слов «тезис – анализ – синтез – ключ». Его назначение – помочь
обучающимся научиться независимо размышлять об отдельных фрагментах текста. Этот
метод представляет собой десять последовательно заданных вопросов, на которые в ходе
чтения текста предстоит ответить выпускникам. Наиболее рациональный прием – внести
вопросы и ответы в таблицу.
Вопрос
Ответ
Какая тема обсуждается?
Каково
основное
утверждение
по
теме?
Сформулируйте
контрутверждение:
что, скорее всего, выскажет оппонент
для
защиты
либо
опровержения
данного утверждения?
Что
поддерживает
основное
утверждение
и
контрутверждение?
Перечислите эти доводы.
Содержит ли этот текст непонятные,
сложные или «перегруженные» слова
и выражения? Если да, то найдите и
поясните их.
Проведите
оценку
защиты
утверждения
и
контрутверждения.
Определите
спорные
выводы,
отвлеченные моменты, ошибочные
заключения и другие слабые места
спора.
Видите ли вы какие-либо допущения,
ценности
или
идеологическое
влияние в основном утверждении или
доводах в его защиту? Найдите их и
укажите, насколько они влияют на
справедливость утверждения
Изложите
свое
утверждение
полностью
в
следующей
форме:
несмотря
на
то
что…
(укажите
контрутверждение
либо
один
из
самых
сильных
доводов
в
его
защиту), … (основное утверждение),
поскольку…
(главные
причины,
побуждающие верить в истинность
основного утверждения)
Используя данный анализ-алгоритм учащийся ставится по отношению к
тексту и в роли читателя, и в роли соавтора. Это помогает установить связь
между чтением и разработкой доказательств. В полной мере этот метод
раскроется
тогда,
когда
ученик-читатель
начнет
предлагать
идеи,
дополняющие,
оценивающие
или
подвергающие
сомнению
доводы,
приведенные в тексте автором произведения. Неплохим подспорьем в
подготовке аналитических способностей старшеклассников являются и
традиционные методы составления различного вида планов текста и его
конспектирования. Наиболее сложным, но при этом не менее действенным
методом, для ребят оказался кластер. Это способ графической организации
материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные
процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Кластер является «наглядным мозговым штурмом». Последовательность же
действий при построении кластера довольно проста и логична. Во-первых,
посередине чистого листа (можно и классной доски) написать ключевое
слово или тезис, который, по нашему мнению, является центральным звеном
текста. Во-вторых, вокруг записать слова или предложения, выражающие
идеи, факты, образы, подходы по данной теме. В третьих, записанные слова
или предложения соединить прямыми линиями с сердцем текста. При этом у
каждого «спутника» появятся свои новые связи с другими утверждениями. В
итоге получится некая графически-текстовая структура, которая как раз и
отображает размышление над текстом и определяет его информационное
поле. Работа с кластерами может быть использована как на этапе «вызова»,
так и на этапе «размышления».
На основании данного опыта в рамках «Постоянно действующего
семинара по подготовке учителей района к ЕГЭ» был проведен семинар
учителей
русского языка и литературы по теме «Система работы с
проблематикой
современных
текстов
при
подготовке
к
написанию
сочинения-рассуждения ЕГЭ части С», на котором отражены вопросы:
1.
Новые требования к части 2 (С)
2.
Проблематика современных текстов
Выполнена практическая работа с применением таблиц и клише:
1). Анализ и выставление критериев оценки сочинений учеников по
темам: «Детство», «Экология», «Человек и общество», «Человек и
окружающий мир».
2) Самостоятельная работа по написанию сочинения по теме «Человек и
общество» (с опорой на таблицу, клише)
В целом семинар носил большое практическое значение как для учителей,
так и для их учащихся, получивших реальную помощь в подготовке к
экзамену в виде систематизированного материала (таблиц, клише).
Для повышения мотивации уместно использовать технологии,
альтернативные традиционным. Например, педмастерские. Особенно важно
их проведение в классах, где дети не уверены в своих силах.
Технология педмастерской, которая предусматривает соблюдение плана
урока
(индукция,
самоконструкция,
социоконструкция,
социализация,
афиширование, рефлексия), позволяет в процессе создания коллективной
работы каждому проявить свои способности, в том числе и в работе с
текстом.
Так в 8 классе проведен урок-педмастерская «Пейзаж в различных жанрах
прозы и поэзии» с написанием сочинения-рассуждения (эссе) по данному
тексту». А в 9 классе на уроке-педмастерской «Я в мире – мир во мне»
учащиеся создавали собственную газету, которая состоялся из сочинений-
рассуждений публицистического стиля в жанре критической статьи, отзыва
или эссе на злободневную тему по данному отрывку из текста.
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к
выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику
преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля
знании и показать высокие результаты.