Напоминание

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Автор: Денисова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 22 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Денисова елена Викторовна воспитатель

КОЛЬ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 « Лесная сказка»

г. Мелеуз, Республика Башкортостан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей

в дошкольном учреждении. Предложены мероприятия по развитию познавательных

навыков

детей,

повышению

их

заинтересованности

в

исследовании

процессов

и

явлений, происходящих в природе, формированию правильного отношения к живому.

Охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию МАДОУ «Лесная

сказка» гМелеуз

Республики

Башкортостан.

В

системе

работы

детского

сада

активно используется экологическая тропа как средство экологического воспитания

детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая тропа.

Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь.

При становлении мировоззрения личности существенную роль играют окружение

дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на

все с самого раннего возраста .

Самоценность дошкольного детства очевидна, у детей семи лет идет становление

самосознания: дошкольник выделяет себя из предметного мира, начинает понимать

свое

место

в

кругу

знакомых

и

близких

людей,

осмысленно

разбираться

в

окружающем предметно-природном мире, выделять его ценности. В данный период

закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник

начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали огромное значение

природе как средству воспитания детей.

Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем:

«В

период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического

воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-

правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые

составляют их

непрерывное

окружение

в

этот

период

жизни».

Экологическое

воспитание

значимо

и

с

позиций

личностного

развития

ребенка

правильно

организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под

руководством

людей,

обладающих

экологической

культурой,

оно

оказывает

интенсивное

влияние

на

его

ум,

чувства,

волю.

Правильно

организованное

окружающее

воспитательное

пространство

служит

источником

полноценного

развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются

необходимые качества и свойства личности.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в

использовании разнообразных методов и приемов работы.

Перечень форм и приемов экологической работы с дошкольниками: экологические

экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические

конкурсы;

экологические

аукционы,

викторины;

экологические

акции;

клуб

исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических

карт; экологические выставки и экспозиции; экологически музеи; дни экологического

творчества;

экологические

праздники

и

фестивали;

экологические

сказки;

экологические тропы.

В

дошкольных

организациях

постоянно

идет

поиск

новых

форм

работы

по

формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической

культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая тропа,

которая есть в нашем учреждении.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению

научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время

занятий

на

экологической

тропе,

служат

важным

дополнением

к

знаниям,

полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением

применять на практике разные знания в комплексе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра,

эксперимент,

наблюдение.

Через

данную

деятельность

дети

приобретают

навыки

ориентирования

в

пространстве

и

времени,

у

них

развиваются

память,

речь,

мышление.

Осмысленное

созерцание

и

наблюдение

способствуют

формированию

чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Задачи экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство

ответственности за ее сохранность.

2) Сформировать

познавательную

активность

дошкольников

в

процессе

деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа создавалась по следующим этапам:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее

интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения.

3.

Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. В нашем

дошкольном учреждении хозяин тропы - волк.

Рис. 1. Хозяин тропы

4. Составление паспорта экологической тропы.

5.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с

детьми и родителями.

6. Оформление

тропы

и

изготовление

элементарного

оборудования

для

организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

Мы

используем

разнообразные

формы

и

методы

работы

с

детьми

на

нашей

экологической тропе: экологические беседы; экологические конкурсы; наблюдения;

элементарные

опыты;

экскурсии;

целевые

прогулки;

решение

экологических

ситуативных задач; труд в природе; «Красная книга природы»; коллекционирование;

экологические развлечения, праздники; экологические игры;

театрализации. Также

мы активно взаимодействуем с родителями. Это изготовление рисунков, поделок.

Участие

в

различных

конкурсах,

в

совместных

экологических

развлечениях,

праздниках. Фотовыставки на экологическую тематику. Проводим субботники по

облагораживанию экологической тропы.

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по

часовой стрелке от одного объекта к другому. Путешествуя от одной точки к другой,

дети выполняют задание педагога. На экологической тропе обучение и воспитание

объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о

природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами,

связанными с природопользованием.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования

познавательного

интереса

детей

является

эффективным

фактором

развития

познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.

Список литературы

1.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов

в детском саду // А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия,

2004. 336 с.

3.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

//

Под

ред.

Л.Н. Прохоровой. М., 2004.

4.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. М.: Просвещение, 2007.



В раздел образования