Автор: Денисова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 22 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Денисова елена Викторовна воспитатель
КОЛЬ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 « Лесная сказка»
г. Мелеуз, Республика Башкортостан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей
в дошкольном учреждении. Предложены мероприятия по развитию познавательных
навыков
детей,
повышению
их
заинтересованности
в
исследовании
процессов
и
явлений, происходящих в природе, формированию правильного отношения к живому.
Охарактеризован опыт работы по экологическому воспитанию МАДОУ «Лесная
сказка» гМелеуз
Республики
Башкортостан.
В
системе
работы
детского
сада
активно используется экологическая тропа как средство экологического воспитания
детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая тропа.
Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь.
При становлении мировоззрения личности существенную роль играют окружение
дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на
все с самого раннего возраста .
Самоценность дошкольного детства очевидна, у детей семи лет идет становление
самосознания: дошкольник выделяет себя из предметного мира, начинает понимать
свое
место
в
кругу
знакомых
и
близких
людей,
осмысленно
разбираться
в
окружающем предметно-природном мире, выделять его ценности. В данный период
закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник
начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали огромное значение
природе как средству воспитания детей.
Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем:
«В
период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического
воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-
правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые
составляют их
непрерывное
окружение
в
этот
период
жизни».
Экологическое
воспитание
значимо
и
с
позиций
личностного
развития
ребенка
–
правильно
организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под
руководством
людей,
обладающих
экологической
культурой,
оно
оказывает
интенсивное
влияние
на
его
ум,
чувства,
волю.
Правильно
организованное
окружающее
воспитательное
пространство
служит
источником
полноценного
развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются
необходимые качества и свойства личности.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в
использовании разнообразных методов и приемов работы.
Перечень форм и приемов экологической работы с дошкольниками: экологические
экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические
конкурсы;
экологические
аукционы,
викторины;
экологические
акции;
клуб
исследователей природы; лаборатория юного эколога; составление экологических
карт; экологические выставки и экспозиции; экологически музеи; дни экологического
творчества;
экологические
праздники
и
фестивали;
экологические
сказки;
экологические тропы.
В
дошкольных
организациях
постоянно
идет
поиск
новых
форм
работы
по
формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической
культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая тропа,
которая есть в нашем учреждении.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению
научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время
занятий
на
экологической
тропе,
служат
важным
дополнением
к
знаниям,
полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением
применять на практике разные знания в комплексе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра,
эксперимент,
наблюдение.
Через
данную
деятельность
дети
приобретают
навыки
ориентирования
в
пространстве
и
времени,
у
них
развиваются
память,
речь,
мышление.
Осмысленное
созерцание
и
наблюдение
способствуют
формированию
чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Задачи экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство
ответственности за ее сохранность.
2) Сформировать
познавательную
активность
дошкольников
в
процессе
деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Экологическая тропа создавалась по следующим этапам:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее
интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения.
3.
Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. В нашем
дошкольном учреждении хозяин тропы - волк.
Рис. 1. Хозяин тропы
4. Составление паспорта экологической тропы.
5.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с
детьми и родителями.
6. Оформление
тропы
и
изготовление
элементарного
оборудования
для
организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
Мы
используем
разнообразные
формы
и
методы
работы
с
детьми
на
нашей
экологической тропе: экологические беседы; экологические конкурсы; наблюдения;
элементарные
опыты;
экскурсии;
целевые
прогулки;
решение
экологических
ситуативных задач; труд в природе; «Красная книга природы»; коллекционирование;
экологические развлечения, праздники; экологические игры;
театрализации. Также
мы активно взаимодействуем с родителями. Это изготовление рисунков, поделок.
Участие
в
различных
конкурсах,
в
совместных
экологических
развлечениях,
праздниках. Фотовыставки на экологическую тематику. Проводим субботники по
облагораживанию экологической тропы.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по
часовой стрелке от одного объекта к другому. Путешествуя от одной точки к другой,
дети выполняют задание педагога. На экологической тропе обучение и воспитание
объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о
природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами,
связанными с природопользованием.
Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования
познавательного
интереса
детей
является
эффективным
фактором
развития
познавательного интереса в условиях ДОУ в процессе экологического воспитания.
Список литературы
1.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов
в детском саду // А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия,
2004. 336 с.
3.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
//
Под
ред.
Л.Н. Прохоровой. М., 2004.
4.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Том I. М.: Просвещение, 2007.