Автор: Шептун Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 ЗАТО Видяево
Населённый пункт: п. Видяево Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейный клуб как одна из эффективных форм работы с семьей"
Раздел: дошкольное образование
«Семейный клуб как одна из эффективных форм работы с семьей»
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими».
А.С.Макаренко
Одна из актуальных проблем человечества – это воспитание детей. У
родителей остается все меньше времени для занятий с ребенком, организации
его
досуга
ввиду
их
занятости.
А
ведь
семья
для
ребёнка
-
это
место
рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые
понимают
его
и
принимают
таким,
какой
он
есть.
Семья
-
это
первый
институт,
формирующий
и
закладывающий
морально-нравственный
фундамент ребенка.
Детский
сад
—
первое
воспитательное
учреждение,
с
которым
вступают
в
контакт
родители,
и
где
начинается
их
систематическое
педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов
зависит
дальнейшее
развитие
ребенка.
И
именно
от
качества
работы
дошкольного
учреждения,
а
в
частности
воспитателей,
зависит
уровень
педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного
воспитания детей.
Воспитание детей — это очень серьёзный и ответственный процесс,
от
которого
зависит
будущее
ребёнка.
Важно
вовремя
оказать
помощь молодым семьям в воспитании детей. Найти правильный подход к
воспитанию,
помочь
вырастить
сильную
и
самостоятельную
личность,
а
также избежать многих проблем и трудностей. Молодая семья представляет
собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей.
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему
любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Практика
и
проведенные
научные
исследования
показывают, ч т о
родители испытывают трудности в
воспитании
детей,
которые
объясняются рядом причин:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономические проблемы общества;
- трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические
перенапряжения.
Одна
из
проблем
в
воспитании
детей
-
развить
интерес
детей
к
познанию
окружающего
мира.
Поэтому
так
важно
уделять
внимание
доверительным беседам с ребенком и его родителями. Еще одна проблема —
научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять
сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного
участия семьи. Все это возможно сделать путем использования активных
форм и методов работы с родителями.
На базе МБДОУ №1 ЗАТО Видяево была организована работа по
реализации
проекта
семейного
клуба
«Навстречу
друг
к
другу»,
целью
которой являлось создание и внедрение в образовательный процесс формы
работы с семьями воспитанников, позволяющие установить эффективное и
целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Семейный клуб – это объединение родителей, созданное для решения
практических задач воспитания. Клуб обеспечивает живую связь поколений,
передачу
всего
лучшего,
что
есть
у
старшего
поколения.
Являясь
неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы
воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями,
учитывающая
актуальные
потребности
семей
и
способствующая
формированию
активной
жизненной
позиции
участников
процесса,
укреплению
института
семьи,
передаче
опыта
в
воспитании
детей.
Использование
такой
формы
важно
и
необходимо,
так
как
приносит
значительные
результаты
в
плане
социализации
и
благополучия
каждого
ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в
себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует
сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная
связь «семья - детский сад».
Задачами деятельности Клуба были определены:
- психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-
формирование
у
них
уверенности
в
собственных
педагогических
возможностях;
- установление партнерских отношений в семье каждого воспитанника;
-
объединение
усилий
ДОО
и
семьи
для
разностороннего
развития
и
воспитания детей;
-
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интере сов,
эмоциональной.
В работе семейного клуба педагоги и специалисты МБДОУ №1 ЗАТО
Видяево использовали такие нетрадиционные формы общения педагогов и
семьи как:
*информационно-аналитические (анкетирование и опросы родителей);
*досуговые (участие в выставках, развлечениях, праздниках);
*познавательные (консультации и консультации-практикумы специалистов,
мастер-классы);
*наглядно-информационные
(информация
на
стендах,
сайтах,
буклеты,
памятки; фотогазеты, стенгазеты, видео презентации).
Идеи социального партнерства начинают все активнее завоевывать
место во взаимоотношениях между дошкольным учреждением и родителями.
Сотрудничество
предполагает
общение
на
равных,
где
никому
не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Социальное партнерство на базе клуба «Навстречу друг к другу»
имело свою логику развития. Было выделено несколько этапов развития
взаимодействия между дошкольными учреждениями и родителями.
На первом этапе (подготовительном) использовались такие формы
работы как анкетирование и опросы родителей, «Дни открытых дверей»,
родительские собрания «Возрастные особенности ребенка».
В
х о д е второго
этапа
(проектировочного)
была
сформирована
нормативно-правовая база, состоящая из разработки Положения о Клубе,
планов работы, журналов регистрации, отчетов о проделанной работы.
Н а третьем этапе (основном) разработали тематическое планирование
семейного клуба «На встречу друг к другу» на 2016-2019 г.г.
Когда план был составлен и утвержден, началась его реализация.
Первым
делом,
мы
провели
анкетирование
родителей,
для
того
чтобы
выяснить какое участие родители принимают в жизни ребенка и детского
сада. И в каком направлении выстраивать нашу работу.
В рамках работы Клуба были организованы и проведены разные
формы взаимодействия с родителями и детьми средней группы:
-
круглые
столы
«Кто
и
как
воспитывает
Вашего
ребенка»
«Давайте
дружить»;
-
Интерактивные
тематические
встречи
для
детей
и
взрослых
«Мама-
солнышко мое»; «Я и мой папа»
- семейные олимпиады «Ваши дети и их здоровье», «Хорошо ли Вы знаете
своего ребенка?»;
- праздники: «В гостях у Лесовичка», «Как Малыш маму искал», «Праздник
птиц»;
- спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатырские
забавы», «День физкультурника»;
- мастер-классы для родителей «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой
моторики руки), «Нетрадиционные формы художественного творчества»;
- КВН с родителями и детьми «Семью семь», «Природа и дети»;
- проведены конкурсы «Зимние фантазии» (оформление игровых площадок
снежными фигурами), «Огород на подоконнике» (создание мини-огородов)
Ежемесячно проводили конкурсы: «Осень золотая», «Умелые руки
мамы» «Волшебница зима», «Дни здоровья», экскурсии в природоведческий
мини-музей
«Посмотри,
как
хорош
край,
в
котором
ты
живешь»,
акции
«Птицы- наши друзья», где родители выступали активными участниками.
В конце учебного года мы провели анкетирование, которое позволило
выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и
воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОУ в
целом.
В ходе совместных встреч мы обобщали представления родителей об
индивидуальных и возрастных особенностях детей для их учета в процессе
семейного
воспитания,
способствовали
формированию
адекватного
отношения
родителей
к
индивидуальным
особенностям
своего
ребенка.
Рекомендации
по
вопросам
воспитания
и
обучения
детей
родители
традиционно
получали
в
ходе
консультаций:
«Физическая
активность
и
здоровье», «Организация семейных прогулок», «Развитие любознательности
детей
в
процессе
ознакомления
с
природой».
Оформлялись
папки-
передвижки,
которые
представляют
собой
советы,
помогающие
выбрать
верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.
Темы
публикаций
выбирались
по
запросу
родителей:
«Вместе
весело
шагать!», «Здоровый ребенок – счастливая семья!», «Что необходимо знать о
развитии своего ребёнка?» и др.
Занятия семейного клуба проводились ежемесячно. Участвовать в
работе клуба приглашались все желающие родители или члены семьи, а
также гости, т.е. привлеченные специалисты. К занятиям готовились все
участники: педагоги, дети и родители. В работе клуба «Навстречу друг к
другу» принимали активное участие все специалисты МБДОУ №1 ЗАТО
Видяево.
Мы стремились к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна
и полезна всем участникам, старались отметить личные успехи и достижения
детей,
индивидуальность
и
творчество
взрослых,
особенно
активных
родителей
награждали
грамотами.
Положительный
эмоциональный
фон
встреч помогали создать видео просмотры, показы, выставки, музыкальное
оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.
Но главное – это общий настрой, верно выбранный тон общения с детьми и
родителями.
В конце каждого заседания для пополнения «Семейной копилки»
родителям
вручались
буклеты,
представляющие
собой
рекомендации,
шпаргалки
по
воспитанию
детей:
«Безопасность
детей»,
«Роль
отца
в
воспитании детей», «Здоровье детей в наших руках», «Капризы и упрямство
детей».
Согласовывая свои действия с семьей, мы старались дополнить или
компенсировать
домашние
условия
воспитания.
Только
активная
двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям,
наладить связь детей с окружением.
Сейчас
можно
смело
сказать,
что
признаки
обновления
во
взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Родители и воспитатели
советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать
мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
С.И.Шептун, воспитатель
МБДОУ №1 ЗАТО Видяево