Напоминание

"Семейный клуб как одна из эффективных форм работы с семьей"


Автор: Шептун Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 ЗАТО Видяево
Населённый пункт: п. Видяево Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейный клуб как одна из эффективных форм работы с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Семейный клуб как одна из эффективных форм работы с семьей»

«Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слёзы, наша вина перед другими».

А.С.Макаренко

Одна из актуальных проблем человечества – это воспитание детей. У

родителей остается все меньше времени для занятий с ребенком, организации

его

досуга

ввиду

их

занятости.

А

ведь

семья

для

ребёнка

-

это

место

рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые

понимают

его

и

принимают

таким,

какой

он

есть.

Семья

-

это

первый

институт,

формирующий

и

закладывающий

морально-нравственный

фундамент ребенка.

Детский

сад

первое

воспитательное

учреждение,

с

которым

вступают

в

контакт

родители,

и

где

начинается

их

систематическое

педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов

зависит

дальнейшее

развитие

ребенка.

И

именно

от

качества

работы

дошкольного

учреждения,

а

в

частности

воспитателей,

зависит

уровень

педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного

воспитания детей.

Воспитание детей — это очень серьёзный и ответственный процесс,

от

которого

зависит

будущее

ребёнка.

Важно

вовремя

оказать

помощь молодым семьям в воспитании детей. Найти правильный подход к

воспитанию,

помочь

вырастить

сильную

и

самостоятельную

личность,

а

также избежать многих проблем и трудностей. Молодая семья представляет

собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей.

Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему

любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Практика

и

проведенные

научные

исследования

показывают, ч т о

родители испытывают трудности в

воспитании

детей,

которые

объясняются рядом причин:

- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

- социально-экономические проблемы общества;

- трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

- личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические

перенапряжения.

Одна

из

проблем

в

воспитании

детей

-

развить

интерес

детей

к

познанию

окружающего

мира.

Поэтому

так

важно

уделять

внимание

доверительным беседам с ребенком и его родителями. Еще одна проблема —

научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять

сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного

участия семьи. Все это возможно сделать путем использования активных

форм и методов работы с родителями.

На базе МБДОУ №1 ЗАТО Видяево была организована работа по

реализации

проекта

семейного

клуба

«Навстречу

друг

к

другу»,

целью

которой являлось создание и внедрение в образовательный процесс формы

работы с семьями воспитанников, позволяющие установить эффективное и

целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Семейный клуб – это объединение родителей, созданное для решения

практических задач воспитания. Клуб обеспечивает живую связь поколений,

передачу

всего

лучшего,

что

есть

у

старшего

поколения.

Являясь

неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы

воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями,

учитывающая

актуальные

потребности

семей

и

способствующая

формированию

активной

жизненной

позиции

участников

процесса,

укреплению

института

семьи,

передаче

опыта

в

воспитании

детей.

Использование

такой

формы

важно

и

необходимо,

так

как

приносит

значительные

результаты

в

плане

социализации

и

благополучия

каждого

ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в

себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует

сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная

связь «семья - детский сад».

Задачами деятельности Клуба были определены:

- психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

-

формирование

у

них

уверенности

в

собственных

педагогических

возможностях;

- установление партнерских отношений в семье каждого воспитанника;

-

объединение

усилий

ДОО

и

семьи

для

разностороннего

развития

и

воспитания детей;

-

создание

атмосферы

взаимопонимания,

общности

интере сов,

эмоциональной.

В работе семейного клуба педагоги и специалисты МБДОУ №1 ЗАТО

Видяево использовали такие нетрадиционные формы общения педагогов и

семьи как:

*информационно-аналитические (анкетирование и опросы родителей);

*досуговые (участие в выставках, развлечениях, праздниках);

*познавательные (консультации и консультации-практикумы специалистов,

мастер-классы);

*наглядно-информационные

(информация

на

стендах,

сайтах,

буклеты,

памятки; фотогазеты, стенгазеты, видео презентации).

Идеи социального партнерства начинают все активнее завоевывать

место во взаимоотношениях между дошкольным учреждением и родителями.

Сотрудничество

предполагает

общение

на

равных,

где

никому

не

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Социальное партнерство на базе клуба «Навстречу друг к другу»

имело свою логику развития. Было выделено несколько этапов развития

взаимодействия между дошкольными учреждениями и родителями.

На первом этапе (подготовительном) использовались такие формы

работы как анкетирование и опросы родителей, «Дни открытых дверей»,

родительские собрания «Возрастные особенности ребенка».

В

х о д е второго

этапа

(проектировочного)

была

сформирована

нормативно-правовая база, состоящая из разработки Положения о Клубе,

планов работы, журналов регистрации, отчетов о проделанной работы.

Н а третьем этапе (основном) разработали тематическое планирование

семейного клуба «На встречу друг к другу» на 2016-2019 г.г.

Когда план был составлен и утвержден, началась его реализация.

Первым

делом,

мы

провели

анкетирование

родителей,

для

того

чтобы

выяснить какое участие родители принимают в жизни ребенка и детского

сада. И в каком направлении выстраивать нашу работу.

В рамках работы Клуба были организованы и проведены разные

формы взаимодействия с родителями и детьми средней группы:

-

круглые

столы

«Кто

и

как

воспитывает

Вашего

ребенка»

«Давайте

дружить»;

-

Интерактивные

тематические

встречи

для

детей

и

взрослых

«Мама-

солнышко мое»; «Я и мой папа»

- семейные олимпиады «Ваши дети и их здоровье», «Хорошо ли Вы знаете

своего ребенка?»;

- праздники: «В гостях у Лесовичка», «Как Малыш маму искал», «Праздник

птиц»;

- спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатырские

забавы», «День физкультурника»;

- мастер-классы для родителей «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой

моторики руки), «Нетрадиционные формы художественного творчества»;

- КВН с родителями и детьми «Семью семь», «Природа и дети»;

- проведены конкурсы «Зимние фантазии» (оформление игровых площадок

снежными фигурами), «Огород на подоконнике» (создание мини-огородов)

Ежемесячно проводили конкурсы: «Осень золотая», «Умелые руки

мамы» «Волшебница зима», «Дни здоровья», экскурсии в природоведческий

мини-музей

«Посмотри,

как

хорош

край,

в

котором

ты

живешь»,

акции

«Птицы- наши друзья», где родители выступали активными участниками.

В конце учебного года мы провели анкетирование, которое позволило

выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и

воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОУ в

целом.

В ходе совместных встреч мы обобщали представления родителей об

индивидуальных и возрастных особенностях детей для их учета в процессе

семейного

воспитания,

способствовали

формированию

адекватного

отношения

родителей

к

индивидуальным

особенностям

своего

ребенка.

Рекомендации

по

вопросам

воспитания

и

обучения

детей

родители

традиционно

получали

в

ходе

консультаций:

«Физическая

активность

и

здоровье», «Организация семейных прогулок», «Развитие любознательности

детей

в

процессе

ознакомления

с

природой».

Оформлялись

папки-

передвижки,

которые

представляют

собой

советы,

помогающие

выбрать

верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.

Темы

публикаций

выбирались

по

запросу

родителей:

«Вместе

весело

шагать!», «Здоровый ребенок – счастливая семья!», «Что необходимо знать о

развитии своего ребёнка?» и др.

Занятия семейного клуба проводились ежемесячно. Участвовать в

работе клуба приглашались все желающие родители или члены семьи, а

также гости, т.е. привлеченные специалисты. К занятиям готовились все

участники: педагоги, дети и родители. В работе клуба «Навстречу друг к

другу» принимали активное участие все специалисты МБДОУ №1 ЗАТО

Видяево.

Мы стремились к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна

и полезна всем участникам, старались отметить личные успехи и достижения

детей,

индивидуальность

и

творчество

взрослых,

особенно

активных

родителей

награждали

грамотами.

Положительный

эмоциональный

фон

встреч помогали создать видео просмотры, показы, выставки, музыкальное

оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности.

Но главное – это общий настрой, верно выбранный тон общения с детьми и

родителями.

В конце каждого заседания для пополнения «Семейной копилки»

родителям

вручались

буклеты,

представляющие

собой

рекомендации,

шпаргалки

по

воспитанию

детей:

«Безопасность

детей»,

«Роль

отца

в

воспитании детей», «Здоровье детей в наших руках», «Капризы и упрямство

детей».

Согласовывая свои действия с семьей, мы старались дополнить или

компенсировать

домашние

условия

воспитания.

Только

активная

двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям,

наладить связь детей с окружением.

Сейчас

можно

смело

сказать,

что

признаки

обновления

во

взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Родители и воспитатели

советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать

мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

С.И.Шептун, воспитатель

МБДОУ №1 ЗАТО Видяево



В раздел образования