Авторы: Волкова Елена Викторовна, Урумбаева Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ С(К)ОШИ №12г. Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные возможности образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в условиях ФГОС с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Волкова Елена Викторовна
учитель-дефектолог
Урумбаева Людмила Анатольевна
учитель-дефектолог
МБОУ «С(К)ОШИ №12 г. Челябинска»
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В УСЛОВИЯХ ФГОС С ОВЗ
Данная статья раскрывает возможность использования современных
образовательных средств,
для поддержания у детей с нарушением слуха,
устойчивого
интереса
к
выполнению
различных
упражнений
на
индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формирования
произношения с учётом ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Важную роль в
развитии человека играет слух. При нарушениях слуха человек не может
пользоваться многими источниками информации, полноценно воспринимать
содержание телепередач, фильмов, театральных постановок. Особенно важна
роль слуха в овладении человеком речью. В силу нарушения слуха резко
ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания,
поскольку одним из важных способов передачи информации является устная
речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в
развитии других познавательных процессов. Стойкое нарушение слуха как
первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии,
затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребёнка в
целом.
В нашем учреждении обучаются учащиеся с разной степенью потери
слуха, разным уровнем речи, запасом знаний и потенциалом. Основными
задачами школы с учётом ФГОС для обучающихся с ОВЗ является обучение
восприятию на слух устной речи, а также формирование фонетически внятной,
членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Соблюдение ими в
речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и
слитности,
основных
правил
орфоэпии;
обеспечение
коммуникативно-
психологической адаптации учащихся к языковому миру для преодоления в
дальнейшем психологического барьера и использования языка как средства
общения. Для успешного выполнения данных задач требуется длительная,
кропотливая, работа всех педагогов. Где основную направляющую роль играют
учителя — дефектологи, которые планируют свои занятия с учётом требований
общеобразовательной
программы,
индивидуальных
особенностей
и
возможностей каждого ученика.
Для обучения детей с нарушением слуха,
дефектологами
школы
разработана
методическая
копилка
цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР), в которой собраны материалы к занятиям с
применением ИКТ по развитию слухового восприятия и формированию
произношения. При
создании
ЦОР
интегрируются
темы
и
тексты
с
общеобразовательных уроков и внеурочной деятельности. А также учителя-
дефектологи
на
своих
занятиях
активно
используют
современные
образовательные средства такие как «Специальные образовательные средства»,
программно-дидактический комплекс «Логомер»,
логотренажёр «Дэльфа –
142», которые позволяют решить следующие задачи:
коррекция речевого дыхания и силы голоса;
коррекция произношения гласных и согласных звуков;
отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
отработка дифференциации согласных по твёрдости – мягкости;
работа над слоговой структурой слова;
формирование обобщённого лексического значения слова;
коррекция лексико – грамматической стороны речи и расширение
словарного запаса;
работа над морфологическим значением слова;
предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.
Образовательные программы построены на основе игровых приёмов,
позволяющих поддержать у детей с нарушением слуха, устойчивый интерес к
выполнению различных видов упражнений опираясь на разные анализаторные
системы. Использование данных программ помогают усваивать учащимся
сложные
лингвистические
понятия,
формировать
грамматический
и
лексический строй речи, накапливать словарный запас, работать над разными
сторонами устной и письменной речи.
Благодаря современным образовательным технологиям:
активизируется познавательный интерес школьников;
повышается речевая активность;
формируется коммуникативная функция речи;
закрепляются
навыки
слухового
восприятия
речи,
музыкальных
произведений;
предоставляется возможность ребёнку проявить себя;
развиваются навыки использования информации, полученной с помощью
технических средств;
формируются компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Таким образом, взаимосвязанная и скоординированная работа всех
педагогов образовательного учреждения, позволяет детям с нарушением слуха
в
достаточной
мере
осознать
ценности,
целостности
и
многообразия
окружающего мира, своего места в нём; овладеть коммуникативными
умениями и навыками для успешной учебной и в будущем профессиональной
деятельности и эффективного взаимодействия в социуме.
Список литературы:
1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся на слух: пособие для учителя. М.:
Просвещение, 1990.-127с.
2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6т. М., 1983.- Т.5.
3. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск:
Цицеро, 2012.-528с.
4. Якиманская И.С. Лично-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь,
1996.-96с.