Напоминание

Современные возможности образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в условиях ФГОС с ОВЗ


Авторы: Волкова Елена Викторовна, Урумбаева Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ С(К)ОШИ №12г. Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Современные возможности образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в условиях ФГОС с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Волкова Елена Викторовна

учитель-дефектолог

Урумбаева Людмила Анатольевна

учитель-дефектолог

МБОУ «С(К)ОШИ №12 г. Челябинска»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В УСЛОВИЯХ ФГОС С ОВЗ

Данная статья раскрывает возможность использования современных

образовательных средств,

для поддержания у детей с нарушением слуха,

устойчивого

интереса

к

выполнению

различных

упражнений

на

индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формирования

произношения с учётом ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Важную роль в

развитии человека играет слух. При нарушениях слуха человек не может

пользоваться многими источниками информации, полноценно воспринимать

содержание телепередач, фильмов, театральных постановок. Особенно важна

роль слуха в овладении человеком речью. В силу нарушения слуха резко

ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания,

поскольку одним из важных способов передачи информации является устная

речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в

развитии других познавательных процессов. Стойкое нарушение слуха как

первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии,

затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребёнка в

целом.

В нашем учреждении обучаются учащиеся с разной степенью потери

слуха, разным уровнем речи, запасом знаний и потенциалом. Основными

задачами школы с учётом ФГОС для обучающихся с ОВЗ является обучение

восприятию на слух устной речи, а также формирование фонетически внятной,

членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Соблюдение ими в

речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и

слитности,

основных

правил

орфоэпии;

обеспечение

коммуникативно-

психологической адаптации учащихся к языковому миру для преодоления в

дальнейшем психологического барьера и использования языка как средства

общения. Для успешного выполнения данных задач требуется длительная,

кропотливая, работа всех педагогов. Где основную направляющую роль играют

учителя — дефектологи, которые планируют свои занятия с учётом требований

общеобразовательной

программы,

индивидуальных

особенностей

и

возможностей каждого ученика.

Для обучения детей с нарушением слуха,

дефектологами

школы

разработана

методическая

копилка

цифровых

образовательных ресурсов (ЦОР), в которой собраны материалы к занятиям с

применением ИКТ по развитию слухового восприятия и формированию

произношения. При

создании

ЦОР

интегрируются

темы

и

тексты

с

общеобразовательных уроков и внеурочной деятельности. А также учителя-

дефектологи

на

своих

занятиях

активно

используют

современные

образовательные средства такие как «Специальные образовательные средства»,

программно-дидактический комплекс «Логомер»,

логотренажёр «Дэльфа –

142», которые позволяют решить следующие задачи:

коррекция речевого дыхания и силы голоса;

коррекция произношения гласных и согласных звуков;

отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;

отработка дифференциации согласных по твёрдости – мягкости;

работа над слоговой структурой слова;

формирование обобщённого лексического значения слова;

коррекция лексико – грамматической стороны речи и расширение

словарного запаса;

работа над морфологическим значением слова;

предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма.

Образовательные программы построены на основе игровых приёмов,

позволяющих поддержать у детей с нарушением слуха, устойчивый интерес к

выполнению различных видов упражнений опираясь на разные анализаторные

системы. Использование данных программ помогают усваивать учащимся

сложные

лингвистические

понятия,

формировать

грамматический

и

лексический строй речи, накапливать словарный запас, работать над разными

сторонами устной и письменной речи.

Благодаря современным образовательным технологиям:

активизируется познавательный интерес школьников;

повышается речевая активность;

формируется коммуникативная функция речи;

закрепляются

навыки

слухового

восприятия

речи,

музыкальных

произведений;

предоставляется возможность ребёнку проявить себя;

развиваются навыки использования информации, полученной с помощью

технических средств;

формируются компетенции для обеспечения эффективного и безопасного

взаимодействия в социуме.

Таким образом, взаимосвязанная и скоординированная работа всех

педагогов образовательного учреждения, позволяет детям с нарушением слуха

в

достаточной

мере

осознать

ценности,

целостности

и

многообразия

окружающего мира, своего места в нём; овладеть коммуникативными

умениями и навыками для успешной учебной и в будущем профессиональной

деятельности и эффективного взаимодействия в социуме.

Список литературы:

1. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся на слух: пособие для учителя. М.:

Просвещение, 1990.-127с.

2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6т. М., 1983.- Т.5.

3. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск:

Цицеро, 2012.-528с.

4. Якиманская И.С. Лично-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь,

1996.-96с.



В раздел образования