Автор: Глебова Анна Сергеевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Судская школа искусств"
Населённый пункт: п.Суда, Череповецкий р-он, Вологодская область
Наименование материала: Методическая рвзработка
Тема: Начальный этап при проучивании дробных выстукиваний в народно-сценическом (русском) танце
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Судская школа искусств»
Методическая разработка
«Начальный этап при проучивании дробных выстукиваний в народно-
сценическом (русском) танце»
Работу выполнила
преподаватель хореографии
Глебова А.С.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Методы и приёмы обучения…………………………………………………..5
Этапы обучения …….………………………….………………………………5
Танцевальные шаги с ударами в пол……………………………………….6
Подготовка к дробям ……………………………………………………….....8
Дробные выстукивания ……………………………………………………..10
Особенности возрастной психологии ………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………..14
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как склонясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Г.Р. Державин
Введение
Если вы зададите вопрос кому-либо из жителей села, принадлежащих к
молодому поколению, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края,
которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он
необходимым сохранение народных традиций, - то вероятнее всего, вы
услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы.
Я полагаю, что фольклор - это ценнейшее культурное достояние
народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же
молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных
пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе
на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени
пропаганды народного искусства в частности.
Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не
только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному
фонду человечества.
Народная поэзия поднимает извечные, общезначимые для всех
времен проблемы бытия. Русский народный танец же, отличающийся
строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций,
выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального
вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с
другими участниками танца.
Народное творчество- это еще и богатейшее средство живого и
теплого
общения
людей
как
добрых
соседей.
Народное
искусство,
сформировавшееся в среде крестьян, рабочих, простых тружеников, конечно,
во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает
ему.
Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным
укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения, вышивания и
иного рукоделия - все это убедительные свидетельства особой культуры,
сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой
национальный
колорит.
Народное
искусство
всегда
было
основой,
фундаментом прогрессивного профессионального творчества.
Поэтому на занятиях хореографического искусства дети не только
танцуют,
но и получают большую информацию о музыке, об истории
танцевального
искусства,
артистах
балета,
знаменитых
танцевальных
коллективах.
Именно
образовательная
деятельность
имеет
огромное
значение в развитии и формировании основ танцевальной культуры.
Для
развития
танцевальных
способностей
детям
необходимы
определенные знания.
Для
развития
музыкального
восприятия
нужны
знания
общего
характера (о самой музыке, музыкальных инструментах, движениях – каждой
народности) педагог-хореограф объясняет, с помощью каких средств
передается настроение в музыке, каково значение лада, мелодии, темпа,
ритма, динамики …
Для развития исполнительского мастерства, творческих способностей,
нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах
выразительности, о слитности характера музыки и движения.
Главной целью мой методрекомендации
–
является освоение
танцевальных
форм
русского
народного
танца,
а
именно
дробных
выстукиваний, формирование знаний, умений, навыков для их исполнения.
Создание
условий
для
приобщения
учащихся
к
богатству
танцевального
и
музыкального
народного
творчества
во
всех
его
проявлениях,
развитие
индивидуальных
возможностей
и
творческих
способностей детей.
Задачи
знакомство с этапами проучивания дробных выстукиваний, их
основными видами;
приобщение
учащихся
к
богатству
танцевального
и
музыкального народного творчества во всех его проявлениях;
выработка танцевальной техники;
освоение техники дробных выстукиваний;
развитие
личности,
талана,
умственных
и
физических,
индивидуальных и творческих способностей учащихся в их самом полном
объеме;
- воспитание самодостаточного человека, патриота на основе
любви к народной культуре, народному танцевальному творчеству.
Дроби
или
дробные
выстукивания
–
один
из
самых
распространённых элементов русского народного творчества. Исполняя их,
юноши
и
девушки
выражают
удаль,
показывают
свое
мастерство,
исполнительскую ловкость, характер.
Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический
орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах
других народов.
Русские дроби очень разнообразны по ритму, манере исполнения, по
ритмическому рисунку. Красота дробей — в легкости их исполнения. Дроби
бывают простые и сложные. Что же такое дробь? Это движение состоит из
коротких, сильных и резких ударов ногами в пол — всей стопой,
полупальцами или каблуком.
Удары
сочетаются
между
собой
в
различных
комбинациях
и
ритмических рисунках и могут быть одинарными (выполняются поочередно
то правой, то левой ногой, двойными (два удара одной ногой) и тройными
(три удара одной ногой). Удары исполняются на каждую четверть, на
каждую восьмую, на каждую шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю
такта. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его
творческой фантазии.
Удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными,
легкими и короткими. В женской дроби удар более острый, чем в мужской,
работающая нога поднимается не так высоко.
Дроби исполняются на месте, с продвижением вперед или назад, с
поворотами: движение легко комбинируется со многими элементами
русского танца.
Существует множество видов дробей.
Основные из них, принципы исполнения которых неизменны, имеют
свои названия.
Без освоения этих дробей трудно овладеть техникой исполнения
сложных дробей, а тем более сочетать новые комбинации со сложными
ритмическими рисунками.
Методы и приемы обучения:
Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический)
применимы и в хореографической образовательной деятельности.
Наглядно-зрительный
это основной метод: показ, исполнение
движений самим педагогом - все это значительно облегчает усвоение знаний
о хореографическом искусстве.
Словесный метод применяется на каждом занятии, педагог-хореограф
сообщает учащимся различные сведения о танце, поясняет его содержание,
разъясняет как применять тот или иной прием исполнения движения, как
овладевать определенными навыками.
Наглядно-слуховой
(звучание музыкального произведения) всегда
сопровождает рассказ педагога-хореографа о музыке). Это облегчает
усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению
проблемный характер
Практические приемы – передача характера музыки в движениях –
позволяет
глубже
прочувствовать
и
осознать
значение
средств
выразительности: динамики, темпа, регистра, пауз.
Этапы обучения
При изучении каждого из разделов необходимо знакомить учащихся с
особенностями изучаемого движения. При этом не следует преждевременно
навязывать
детям
манеру
исполнения,
заставлять
их
«наигрывать»
темперамент и утрировать мимическую «игру». Исполнение должно быть
естественным, а предлагаемый материал – не только соответствовать
техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную
психологию.
В процессе работы педагог должен строго соблюдать принцип «от
простого к сложному». Для более быстрого понимания нового учебного
материала мышечное и зрительное запоминание сопровождать речевыми
комментариями. Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение
всего периода обучения производится постепенно и планомерно; усложнение
лексики, введение новых технических приемов должны быть подготовлены
всем предыдущим курсом обучения.
Построение
комбинаций
-
это
интересная
и
сложная
работа.
Положительный результат зависит от грамотного и логичного построения с
учетом физических и психических особенностей. Это требует от педагога
педагогических, методических и этнографических знаний.
Разучивание и исполнение элементов русского народного танца
начинается
на середине
зала: позиции
рук, позиции
ног,
поклоны,
танцевальные шаги. Танцевальный шаг отличается от бытового тем, что он
ритмически связан с музыкой, выразителен, в нём проявляется как личный
характер исполнителя, так и национальный характер русского человека.
В русском народном танце существует большое количество шагов, но
все они основаны на простом шаге и являются его разновидностью, либо
развитием. Шаги – составная часть некоторых элементов («припадания»,
дробей и т.д.) На основе шагов уже проходит первое знакомство с ударами
ноги в пол: стопой или каблуком.
Прежде, чем начать исполнять различные дроби, проходит этап
подготовки к дробям. На этом этапе необходимо усвоить выполнение ударов
– всей стопой, полупальцами и каблуком; работу пятки опорной ноги,
выработать подскок на опорной ноге, как у палки так и на середине зала.
И только на следующем этапе происходит изучение видов дробей и
овладение техникой исполнения на середине зала.
Танцевальные шаги с ударами в пол
Шаг-притоп
а) С продвижением вперёд
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«И»(затакт) – небольшое приседание на обеих ногах, правая нога
слегка отделяется от пола.
«Раз» - одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги. В
момент притопа колени обеих ног вытягиваются. В момент притопа правой
ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается
вперёд-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая.
а) С продвижением назад
С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращённой2 стопой
небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа колени
обеих ног вытягиваются. Левая нога остаётся впереди на полной стопе или на
низких полупальцах в зависимости от длины шага.
Шаг с притопом
а) С продвижением вперёд
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«Раз» - шаг правой ногой.
«И» - правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с
сокращенным подъёмом, слегка поднимается над полом; носок направлен
вперёд.
«Два» - левая нога опускается с притопом на всю стопу рядом с правой,
чуть впереди неё. Во время притопа колени обеих ног выпрямляются.
«И» - пауза.
Движение продолжается с левой ноги.
а) С продвижением назад
«Раз» - шаг с правой ноги, с низких полупальцев.
«И» - правая нога сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с
сокращенным подъёмом, слегка поднимается над полом; носок направлен
вперёд.
«Два» - притоп всей стопой левой ноги. После притопа нога остаётся
впереди правой.
«И» - пауза.
В шаге с притопом, с продвижением вперёд и назад, притоп всей
стопой может быть заменён ударом каблука.
Шаг с проскальзывающим притопом
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«Раз» - шаг правой ногой.
«И» - левая нога, сгибаясь в колене, поднимается над полом с
«сокращённой» стопой.
«Два» - проскальзывающий притоп всей стопой левой ноги в прямом
положении около носка правой; в момент притопа колени обеих ног
выпрямлены. Центр тяжести находится на правой ноге.
«И» - левая нога, двигаясь вперёд, слегка приподнимается над полом.
Левая нога опускается на всю стопу чуть впереди правой.
При продолжении движения делается шаг с левой ноги.
Этот проскальзывающий притоп можно делать и с небольшим
полуприседанием на опорной правой ноге: после шага правой ногой левая
слегка приподнимается над полом. Одновременно с этим делается небольшое
полуприседание на полной стопе правой ноги..В момент скользящкго
притопа левой ногой колено правой вытягивается.
Часто при простом шаге с проскальзывающим притопом опорная
правая нога после скользящего притопа левой начинает выпрямляться в
колене и переходит с полной стопы на низкие полупальцы.
Проскальзывающий притоп во всех описанных видах этого шага может
быть заменён проскальзывающим ударом каблуком. В этом случае нога,
совершающая проскальзывающий удар каблуком, сильно сокращена в
подъёме.
Когда к простому шагу добавляется проскальзывающий притоп или
проскальзывающий
удар
каблуком,
характер
исполнения
движения
изменяется, становится задорным, игривым и даже озорным.
Можно подчеркнуть и дополнить исполнение этого шага движением
рук и корпуса.
Подготовка к дробям
Прежде чем начать исполнять различные дроби, необходимо усвоить
выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком, -так как они
являются не только их составной частью. Но и подготовкой к исполнению
различных видов дробей.
1)
Притопы
Сильный удар ногой в пол всей стопой называется притопом.
Притопы входят почти в любое дробное выстукивание, они являются
одной из составных частей дроби, однако они могут быть и самостоятельным
элементом в пляске. С притопов можно начинать и заканчивать не только
любое движение, но и всю пляску. Из одних притопов можно сочинить и
своеобразную дробь.
Притопы исполняются лихо, с задором, чётко, но могут исполняться
мягко и как бы задумчиво. Притоп можно выполнять из любого основного
положения ног, как одной ногой подряд, так и поочерёдно обеими ногами.
Руки также могут находиться в любом основном положении.
Движение занимает ½ такта.
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«И» - правая нога, сокращённая в подъёме, сгибаясь в колене, слегка
приподнимается над полом.
«Раз» - резкий удар всей стопой правой ноги в пол. Ноги в коленях
вытянуты.
Бывают и другие виды притопов.
а) С полуприседанием
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«И» - левая нога сгибается в колене, правая, сгибаясь в колене, слегка
приподнимается над полом.
«Раз» - сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоянии
стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях.
б) С подскоком
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«И» - левая нога сгибается в колене и после небольшого подскока
опускается на всю стопу. Правая сгибается в колене и приподнимается над
полом.
«Раз» - сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоянии
стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в колене.
в) «Печатка» (одновременный притоп двумя ногами)
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«И» - колени обеих ног слегка сгибаются.
«Раз» - одновременный притоп двумя ногами, резкий, короткий, почти
без прыжка, на присогнутых ногах.
Все притопы могут выполняться как на сильную, так и на слабую долю
такта – синкопа.
2)
Удары полупальцами
Другой составной частью дроби является удар полупальцами –
подушечкой стопы (в редких случаях носком). Поочерёдные выстукивания
полупальцами обеих ног на каждую четверть или каждую восьмую в
различных темпах дают возможность отрабатывать и нарабатывать технику
исполнения дробей.
Но удары полупальцами – не только составная часть дроби. Они
существуют и исполняются самостоятельно, как элемент русского народного
танца, и комбинируются со многими другими элементами.
«Переборы»
Этот элемент основан на ударе полупальцами с последующим
акцентированным ударом в 3-м свободном положении то с одной, то с другой
ноги.
Движение занимает 1 такт.
Исх/пол ног – 3-е свободное. Руки на поясе.
«И» - удар полупальцами правой ноги в пол в 3-м свободном
положении.
«Раз» - перескок на правую ногу с акцентированным ударом
полупальцами в пол. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, слегка
поднимается над полом с сокращённым подъёмом в свободном положении
назад.
«И» - удар полупальцами левой ноги в пол в 3-м свободном положении
сзади левой.
«Два»
-
перескок
на
левую
ногу
с
акцентированным
ударом
полупальцами в пол. Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, слегка
поднимается вперёд с сокращённым подъёмом в свободном положении.
Это движение можно выполнять на месте, с продвижением встороны и
с поворотом вокруг своей оси.
3)Удары каблуком
Удары каблуком тоже являются составной частью дроби, хотя они
(правда, уже в меньшей степени) могут быть в танце и самостоятельным
движением. Из одних ударов каблуком можно составить интересные
комбинации.
Например: поочерёдные удары каблуком на каждую четверть или
восьмую
долю
такта
с
небольшим
продвижением
вперёд.
Ноги
с
«сокращёнными» стопами находятся в 1-м прямом положении. Корпус
наклонён вперёд. Или удары на сильную и слабую долю такта только одной
ногой.
В
движении
«переборы2,
описанном
выше.
Вместо
ударов
полупальцами можно выполнять удары каблуками.
Дробные выстукивания
Дробей в русской пляске великое множество, но есть основные виды
дробей, имеющие определённые традиции исполнения и устоявшиеся
названия. Без усвоения этих дробей трудно будет овладеть техникой
исполнения более сложных дробей, а тем более сочинять новые сложные
ритмические рисунки.
1)
«Дробная дорожка»
Простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука,
поочерёдно то с одной, то с другой ноги.
Движение занимает 1 такт.
Исх/пол ног – 1-е свободное. Руки на поясе.
«Раз» - небольшой перескок вперёд на всю стопу правой ноги в прямом
положении, колено присогнуто и направлено вперёд. Левая нога сгибается в
колене и с «сокращённой» стопой высоко отделяется от пола в прямом
положении назад-вверх.
«И» - удар каблуком левой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа
«сокращена».
«Два» - небольшой перескок вперёд на всю стопу левой ноги; правая
отделяется от пола в прямом положении назад-вверх.
«И» - удар каблуком правой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа
«сокращена».
В дроби, исполняемой девушкой, удар каблуком должен быть более
острым, чем у парней, а звук тише. Нога, отделяющаяся от пола, в прямом
положении поднимается назад-вверх не так высоко, как у парней. Колени
находятся на одном уровне с корпусом исполнителя, двигаются они довольно
ограниченно.
Движение может выполняться на месте, с продвижением вперёд и в
повороте.
2)
«Дробь с подскоком»
Движение с двойным ударом одной ногой – каблуком и всей стопой
Исх/пол ног – 1-е прямое. Руки на поясе.
«И» - подскок на левой ноге. Правая, сгибаясь в колене, с
«сокращённой» стопой невысоко поднимается над полом впереди корпуса в
прямом положении. Левая с резким притопом всей стопой в пол опускается в
1-е прямое положение.
«Раз» - резкий удар каблуком правой ноги у каблука левой.
Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении правая нога
опускается на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Левая
нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола с «сокращённой» стопой впереди
корпуса в прямом положении.
«И» - небольшой подскок на правой ноге. Левая, сгибаясь в колене, с
«сокращённой» стопой невысоко приподнимается над полом в прямом
положении. Правая с резким притопом всей стопой в пол опускается в 1-е
прямое положение.
«Два» - резкий удар каблуком левой ноги у каблука правой.
Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении левая нога
опускается на всю стопу. Центр тяжести переносится на левую ногу. Правая
нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола с «сокращённой» стопой.
Движение исполняется задорно, чётко, живо. Не надо бояться
большого подскока в этой дроби, особенно при разучивании движения.
Дробь с подскоком исполняется на месте, с продвижением вперёд или
назад; продвижение происходит в момент подскока.
Полный поворот корпуса на 360 градусов выполняется за один такт.
Если вращение делается вправо, то каждый новый поворот начинается с
правой ноги, и наоборот.
В «дробной дорожке» колени обеих ног находятся на одной линии с
корпусом, а в «дроби с подскоком» впереди корпуса.
3)
«Мелкая разговорная дробь»
Эта дробь представляет собой усложнение «дробной дорожки».
Движение занимает 2 такта.
Исх/пол ног – 1-е прямое. Руки на поясе.
«И» - удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом положении.
Колено присогнуто, подъём сильно сокращён.
Первый такт
«Раз» - перескок вперёд с акцентом в пол на всю стопу правой ноги.
Колено присогнуто и направлено вперёд. Левая, согнутая в колене,
приподнимается над полом с сокращённым подъёмом.
«И» - удар каблуком левой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа
«сокращена».
«Два» - перескок вперёд с акцентом в пол на всю стопу левой ноги.
Правая нога, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращённым
подъёмом слегка назад.
«И» - удар каблуком правой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа
«сокращена».
Второй такт
«Раз» - перескок вперёд с акцентом в пол на всю стопу правой ноги.
Левая нога, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращённым
подъёмом.
«И» - удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положении; стопа
«сокращена». И тут же удар подушечкой стопы. Левая нога, сгибаясь в
колене, поднимается вверх. Пятка правой ноги отрывается от пола
«Раз» - удар пяткой правой ноги.
«И» - удар всей стопой левой ноги – в случае продолжения движения
удар каблуком левой ноги.
4)
«В три ножки»
Иногда эту дробь называют «трилистник».
а) Подряд
Движение занимает ½ такта.
Исх/пол ног – 1-е прямое. Руки на поясе.
«И» - правая нога делает небольшой шаг и с ударом ребром каблука
опускается у середины стопы левой ноги. И тут же, опускаясь с ребра
каблука на всю стопу, ударяет подушечкой стопы в пол в 3-м прямом
положении. Колено правой ноги свободно, стопа сильно «сокращена».
«Раз» - левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей
стопой в пол подставляется к правой в 1-м прямом положение. Обе ноги
вытягиваются в коленях.
Дробь исполняется чаще всего с одной ноги. Темп исполнения
довольно быстрый, но эта дробь может исполняться и в медленном темпе,
как подряд, так и с переступанием.
Б) С переступанием
Движение занимает 1 такта.
Исх/пол ног – 1-е прямое. Руки на поясе.
«И» - правая нога делает небольшой шаг и с ударом ребром каблука
опускается у середины стопы левой ноги. И тут же, опускаясь с ребра
каблука на всю стопу, ударяет подушечкой стопы в пол. Колено правой ноги
свободно, стопа сильно «сокращена2.
«Раз» - левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей
стопой в пол подставляется к правой в 1*е прямое положение. Колени
присогнуты.
«И» - небольшой шаг вперёд правой ногой с одновременным притопом.
Колени выпрямляются.
«Два» - Левая нога, делая небольшой шаг вперёд, одновременно с
притопом подставляется к правой в 1-е прямое положение.
На следующий такт движение может начинаться как с правой, так и с
левой ноги.
Дробь исполняется в быстром и в медленном темпе.
Для выполнения дроби на месте шаг вперёд в начале движения не
делается, а правая нога с ударом опускается на ребро каблука около каблука
левой ноги.
Особенности возрастной психологии
При обучении обязательно нужно знать психологические и возрастные
особенности детей разного возраста.
Младший школьный возраст:
- деятельность, определяющая все развитие ребенка в этом возрасте –
учебная. Она имеет свои особенности. В структуру учебной деятельности
входят учебные мотивы, учебные задачи, учебные действия, действия
контроля и оценки. Обязательным условием эффективного осуществления
учебной
деятельности
является
наличие
проблемных
ситуаций
и
положительных эмоций (в частности, интереса) к поставленной проблеме;
- оценки результатов труда учителем важнее оценок сверстников.
Учитель
поддерживает
и
развивает
чувства,
связанные
с
успешно
выполненной
работой.
От
личности
учителя
зависят
эмоциональное
благополучие и формирование положительного отношения к труду;
-
трудиться побуждают: радость труда, удовлетворенность от
сделанного, от хороших результатов;
- успех всегда должен сопровождать ученика, пусть даже небольшой.
Подростковый возраст:
- социальная ситуация развития – взаимоотношения со сверстниками
очень значимы (общественное мнение сверстников, оценочные суждения),
взаимоотношения
с учителем (устанавливает отношения со
многими
учителями на основе высоких требований к деятельности, поведению и
личности учителя);
- ведущий вид деятельности – общение (у младших подростков 10-13
лет) и учебно-профессиональная деятельность (у старших подростков 13-15
лет);
- какая сфера психики преимущественно развивается – мотивационно-
потребностная
сфера
(у
младших
подростков)
и
интеллектуально-
познавательная сфера (у старших подростков);
-
направленно-познавательная деятельность на познание мира
отношений и мира вещей;
- общение со сверстниками, умение сопоставлять мнения других
людей о качествах собственной личности и достижениях в конкретных видах
деятельности приводят к тому, что важнейшим содержанием психического
развития становится развитие его самосознания;
-
расхождение между реальными достижениями и притязаниями
подростка, стремлением его быть не только на уровне требований
окружающих, но также и на уровне собственных требований и самооценки в
этом возрасте нередко приводит к острым переживаниям своей «плохости»,
«неполноценности»;
- одни подростки отказываются от каких-либо активных попыток
преодоления кризиса: замыкаются в себе, прогуливают уроки. Другие,
наоборот,
становятся
агрессивными,
дерзкими,
с
готовностью
дискредитируют взрослых «проживем и без вас». Но за этими реакциями
часто скрывается стремление обрести во взрослом человеке поддержку и
понимание;
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной
группы
(класса)
и
этапа
освоения
материала
и
выражается
в
сформированности качеств: знаний, умений и навыков, которые являются
критериями отслеживания результатов.
Заключение
Танцы развивают гибкость и пластику, учат слушать музыку и
двигаться ей в такт, помогают раскрыться — и для себя, и для мира. Всё это
актуально для любых видов танца, но народный — нечто совершенно
особенное.
Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью, развитием
общества. Менялись эпохи, видоизменялся танец. Он стал более динамичен,
усложнились движения, но национальный колорит народного танца остаётся
неизменен. Через танец в детях воспитывается любовь и интерес к народной
культуре, прививается чувство гордости за свою страну...
Ценность народного танца заключается ещё и в том, что он
воздействует на чувства, поскольку сам является стихийным проявлением
чувств, настроений, эмоций. Танцуя, ребёнок получает от этого удовольствие
и эмоциональный заряд.
Список литературы:
1. А. Климов Основы русского народного танца. Издательство
Московского государственного института культуры и искусств, М., 2004 г.
2. Б.С. Волков Психология младшего школьника, учебное пособие,
Издательство «Педагогическое общество России», М., 2002 г.
3. Г.П.Гусев Методика преподавания народного танца. Упражнения у
станка. М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2002г.
4. Г.П.Гусев Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
5. Державин Г.Р. Стихотворения. М.-Л., «Сов. Писатель», 1963 г. с. 291
6. Т. Барышникова Азбука хореографии, Издательство «Айрис пресс»,
М., 2000 г.
7. Т. Ткаченко Народный танец. Издательство «Искусство», М., 1967 г.
8. Т.Устинова Русские народные танцы. Издательство «Искусство»,
М.,1976 г