Автор: Марышева Оксана Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 692
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: "Ломоносов - наш первый университет"
Раздел: среднее образование
Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 7-8 классов
«Ломоносов - наш первый университет»
посвященной 310-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Составила: Марышева Оксана Николаевна, учитель истории и
обществознания
Добрый
день,
уважаемые
зрители
и
участники
игры.
Мы
рады
приветствовать на интеллектуальной игре «Ломоносов – наш первый
университет» учащихся 7-8-х классов, посвященную 310-летию со дня
рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Удивительна была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, он –
настоящий пример для подражания.
Суров русский Север. Теплые дни стоят всего месяца три, а остальное время
- зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность
великого российского сына Михаила Васильевича Ломоносова. Давайте
окунемся вместе в мир нашего великого ученого: внимательно посмотрим
отрывок из фильма, а затем устроим наше интеллектуальное соревнование.
(Отрывок из видеофильма «Михаил Васильевич Ломоносов»)
Сегодня у нас за игровыми столами две команды. Разрешите представить
участников игры: команду 7а класса и ее капитана ___________________ и
команду 8а и ее капитана _______________________________.
Оценивать игру будет ученый совет (наш ареопаг) в составе:
1.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
2.
Библиотекарь школы
3.
Руководитель методического объединения истории и обществознания
Правила игры: каждая команда имеет права ответа в соответствии с
очередностью, определенной жеребьевкой. За каждый правильный ответ
начисляется 1 балл. Если команда отвечает на вопрос неправильно, то жюри
предоставляет право ответа команде первой поднявшей свой номер.
Наша игра состоит из 7-и раундов:
1 раунд – конкурс капитанов (жеребьевка),
2 раунд – блиц опрос,
3 раунд – интересные факты,
4 раунд – словесная дуэль,
5 раунд – картинная галерея,
6 раунд – турнир красноречия.
Я объявляю начало первого раунда.
1 раунд – прошу встать капитанов команд. От быстроты вашей реакции
будет зависеть очередность выступления ваших команд.
Говоря о знаменитостях, мы часто употребляем фразу: “Таких людей
надо знать в лицо.” Сейчас перед вами откроются 6 портретов знаменитых
людей 18 века. Ваша задача, определить под каким номером среди них
расположен портрет М.В.Ломоносов и поднять карточку с этим номером.
Для этого у вас есть карточки с цифрами.
№1 Фельдмаршал граф Шереметев Борис Петрович
№2 Петр Александрович Румянцев
№3 Кутузов Михаил Илларионович
№4 Михаил Васильевич Ломоносов
№5 Кирилл Григорьевич Разумовский
В этом задании капитан ____________________ оказался более
удачливым.
Итак, ответы капитанов определили очередность выступления команд в
сегодняшней игре и принесли первые очки командам. Если оба капитана
ответили правильно – обе команды получают по 1 баллу
Я объявляю начало второго раунда
2 раунд: блиц опрос. Каждой команде задаются последовательно 10
вопросов
по
биографии
М.В.Ломоносова,
которые
требуют
моментального ответа, на обдумывание 10 секунд. В случае, если игрок
команды отвечает неверно, или не даёт ответа, жюри предлагает ответить
на вопрос следующей команде. За каждый верный ответ команда получает
жетон. Максимальное количество баллов по 2-му раунду: 5 баллов.
Вопросы 1-й команде
1. Дата и год рождения Ломоносова. 8 ноября 1711
2. Что называл Михайло Ломоносов «вратами учености своей»?
«Арифметику» Л.Магницкого и «Грамматику» М.Смотрицкого
3. У кого Ломоносов обучался грамоте? у дьячка Семена Сабельникова
4. Как Ломоносов попал в Москву? шел пешком с рыбным обозом
5. Чем хотел заставить сына заниматься отец Ломоносова? промыслом и
своим хозяйством.
6. В каком году Ломоносов получил звание профессора и стал академиком? В
1745 году
7. Что на первое место ставил он в качестве источника знаний? опыт
8. О постройке чего мечтал Ломоносов? химической лаборатории
9. На каком языке Ломоносов читал лекции в Академии? На русском
10. За что Ломоносов был избран почетным членом Шведской королевской
Академии Наук? за исследование льдов Северного Ледовитого океана
Вопросы 2-й команде
1. Почему выбор Ломоносова пал на Москву, а не на Санкт-Петербург? так
как в Санкт-Петербурге «гнали мужиков» на стройку, и они редко
возвращались домой.
2. В каком учебном заведении в Москве учился Ломоносов? в славяно-греко-
латинской академии
3. Куда был отправлен Ломоносов для обучения горному делу и
металлургии? в Германию (Фрайбург, Марбург)
4. Что составило основную статью расходов Ломоносова в Германии?
покупка книг
5. 5. Какое произведение положило начало его поэтической славе? Ода «На
взятие Хотина»
6. Где и в каком году скончался великий ученый? в Петербурге в 1765
7. Какое главное историческое произведение написал Ломоносов? «Древняя
российская история от начала российского народа»
8. Кому принадлежит это знаменитое высказывание о Ломоносове:
«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он
всё испытал и всё проник»? А.С.Пушкин
9. Какова главная идея, вдохновлявшая Ломоносова в его деятельности?
патриотизм
10. В чем по Ломоносову источник богатства и могущества России? И
благодаря чему оно будет прирастать? богатства Сибири и Севера,
трудолюбие и мужество ее народов
Ведущий: Спасибо командам. Слово для подведения итогов 2 раунда
предоставляется жюри.
Я объявляю начало третьего раунда
3 раунд: интересные факты.
Ведущий: Уже с детских лет уму Ломоносова, пытливому, острому, живому
все показалось чудным и дивным. Сколько спит, столько молчит. Отец не раз
говаривал сыну: “Ужо в грамоту отдам тебя учиться. Там толкуй, что откуль.
Ты у меня любопытен”.
Сейчас конкурс для любознательных. Я буду задавать обеим командам
вопросы (всего 5 вопросов). На обдумывание дается 1 минута. Если команда
готова будет раньше ответить, то надо поднять сигнальную карточку. Если
команда даст неправильный ответ, то другая может дать свой ответ. За
правильный ответ можно получить 5 баллов максимум.
Интересные факты:
1.
Перед
вами портрет М.В.Ломоносова и предмет художественной
резьбы по кости. Какая связь между основателем первого русского
университета М.В.Ломоносовым и художественной резьбой по кости?
(Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области.
Родина Ломоносова тоже село Холмогоры).
2.
Перед вами портрет М.В.Ломоносова и последняя из современных
моделей вертолетов. Какая связь между Ломоносовым и современными
вертолетами?
(Ломоносов
изобрёл
прибор,
который
явился
прообразом современного вертолёта - аэродинамическая машина,
которая предназначалась для подъёма в верхние слои атмосферы
термометров и других метеоприборов.)
3.
Какая связь между Ломоносовым и модным увлечением сегодняшних
школьниц
плетением
фенечек.
(Стеклярус,
который
служит
материалом для фенечек, тоже изготавливался на фабрике Ломоносова
в Усть-Родице, что в 63 верстах от Петербурга, наряду со смальтой –
цветными стекляшками для мозаики).
4.
Перед вами фотографии (без названий: славяно – греко - латинская
академия,
Петербургская
академия,
Маргбург,
Фрейберг).
Что
объединяет эти места? (Здесь в своё время обучался М.В.Ломоносов)
5.
Перед вами слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь,
скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт. Что объединяет эти слова?
(Их ввел в научный язык М.В.Ломоносов)
Я объявляю начало четвертого раунда
4 раунд: словесная дуэль.
Ведущий: М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и
выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в
повествование, возвышающее чувства и воображение.
Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают
определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так
как эти слова являются устаревшими.
Ведущий:
В связи с этим мы проведем конкурс “Словесная дуэль”: для
этого мы приглашаем по представителю от команды. Ваша задача “нанести
“удар противнику (вытянуть) для него карточку и “отразить” удар – дать
определение, пояснить значение слова, написанного на карточке. За каждый
правильный ответ – 1 балл. У каждой команды есть подсказка в виде
возможных определений.
Шуица - левая рука.
Присный - родной, близкий.
Полушка - четверть копейки.
Ядь - пища.
Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.
Ланиты - щеки.
Орать (орати) - пахать.
Аспид - ядовитая змея.
Убрус - повязка, платок, полотенце.
Каркулюс – бумажный свиток
Помор – житель поморья
Эпиграмма – колкое остроумное замечание
Утеха – удовольствие, забава
Уязвить – оскорбить, глубоко обидеть
Слово жюри
5 раунд
Задание. Соберите из пазлов, склейте репродукцию одной из мозаик
Ломоносова и вспомните её название.(2 минуты)
Пока команды составляют пазлы, вот несколько слов о мозаичном
искусстве.
Мозаика – это разновидность монументальной живописи
Отдельное произведение прикладного искусства, выполненное мозаичной
техникой, также называют мозаикой (мозаика из гальки на пластилиновой
основе, из природного материала, из кусочков пластиковых трубочек,
кусочков
ткани
и
кожи,
из
карандашных
стружек,
геометрическая,
живописная, объемная мозаики и другие).
Первую мозаику можно было увидеть у восточных владык
С Востока мозаика пришла в Грецию, где родилось величайшее искусство
древнего мира.
В
России древнее искусство
мозаики возродил
Михаил
Васильевич
Ломоносов.
Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева, этот
долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства, забыла
его.
Ломоносов увидел в Киевском Софийском Соборе произведения мастеров
Древней Руси, которые были искусно составлены из кусочков смальты и
назывались мозаичками. Он внимательно изучил одну из картин и через два
года преподнес императрице мозаичный образ Богородицы.
Ломоносов лично все города объезжал и все мозаики лично сам делал,
например эти.
Ломоносов
со
свойственной
ему
страстностью
возмечтал
создать
собственную русскую фабрику цветного стекла.
В 1753 году Ломоносов получает землю для фабрики, получает денежную
ссуду, людей для обучения мозаичного дела. И собственными силами в
поселке Усть-Рудице приступает к строительству фабрики цветного стекла, в
1758 году открыл мозаичную мастерскую.
На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус,
посуда и другие нужные в быту вещи. Учёный разработал технологию по
изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них.
Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.
В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней
сохранилось 24 мозаики.
В 1752 году Ломоносов писал:
Коль пользы от стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.
Что же получилось у наших команд?
Это знаменитая мозаичная картина Ломоносова “Полтавская баталия”.
В Эрмитаже висит портрет Петра Первого собственноручной работы
Ломоносова.
В Русском музее висят портреты двух величественных женщин – Елизаветы
Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.
Фигуры, изображённые по пояс, как бы выступают навстречу нам из
золочёных рам. На табличке надпись: “Работы мастерской Ломоносова”. Это
значит, что Ломоносов хоть и не сам набирал эти мозаики, но делались они
под его непосредственным руководством его помощниками. Эти помощники
со временем тоже стали превосходными художниками. Сам Ломоносов
назвал своих первых учеников Матвея Васильева и Ефима Мельникова
“мастерами мозаичного набора”.
После кончины Ломоносова начался полный развал мозаичного дела.
Закрывается фабрика в Усть - Рудице. Дальше постепенно забывается и сам
способ изготовления смальты…С годами в России совсем исчезло искусство
мозаики, некогда возрожденной Ломоносовым.
Я объявляю начало 6 раунда- турнир красноречия.
Ведущий: Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия.
Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие
мысли и труда.
Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько
результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим
он
предостерегал
от
механического
усвоения
“техники”
ораторского
искусства. Речь красит не пустое “извитие словес”, а глубина, важность её
содержания”.
Нужно произнести “речь” на тему “Что меня поразило в личности
Ломоносова М.В.?” в течении 1 минуты. Побеждает тот, кто содержательнее
говорил. Подготовка тоже 1 минута.
Максимум - 5 баллов
Итак, слово жюри. Подведение итогов. Награждение.
Заключение: М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний
жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ
запечатлен в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова
присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого
океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского
ученого названа одна из малых планет и один из минералов.
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения
народу, примером самоотверженной борьбы за науку.