Напоминание

"Ломоносов - наш первый университет"


Автор: Марышева Оксана Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 692
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока истории
Тема: "Ломоносов - наш первый университет"
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 7-8 классов

«Ломоносов - наш первый университет»

посвященной 310-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Составила: Марышева Оксана Николаевна, учитель истории и

обществознания

Добрый

день,

уважаемые

зрители

и

участники

игры.

Мы

рады

приветствовать на интеллектуальной игре «Ломоносов – наш первый

университет» учащихся 7-8-х классов, посвященную 310-летию со дня

рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Удивительна была жизнь Ломоносова, прекрасно дело его жизни, он –

настоящий пример для подражания.

Суров русский Север. Теплые дни стоят всего месяца три, а остальное время

- зима. Здесь, среди широких двинских просторов, прошло детство и юность

великого российского сына Михаила Васильевича Ломоносова. Давайте

окунемся вместе в мир нашего великого ученого: внимательно посмотрим

отрывок из фильма, а затем устроим наше интеллектуальное соревнование.

(Отрывок из видеофильма «Михаил Васильевич Ломоносов»)

Сегодня у нас за игровыми столами две команды. Разрешите представить

участников игры: команду 7а класса и ее капитана ___________________ и

команду 8а и ее капитана _______________________________.

Оценивать игру будет ученый совет (наш ареопаг) в составе:

1.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

2.

Библиотекарь школы

3.

Руководитель методического объединения истории и обществознания

Правила игры: каждая команда имеет права ответа в соответствии с

очередностью, определенной жеребьевкой. За каждый правильный ответ

начисляется 1 балл. Если команда отвечает на вопрос неправильно, то жюри

предоставляет право ответа команде первой поднявшей свой номер.

Наша игра состоит из 7-и раундов:

1 раунд – конкурс капитанов (жеребьевка),

2 раунд – блиц опрос,

3 раунд – интересные факты,

4 раунд – словесная дуэль,

5 раунд – картинная галерея,

6 раунд – турнир красноречия.

Я объявляю начало первого раунда.

1 раунд – прошу встать капитанов команд. От быстроты вашей реакции

будет зависеть очередность выступления ваших команд.

Говоря о знаменитостях, мы часто употребляем фразу: “Таких людей

надо знать в лицо.” Сейчас перед вами откроются 6 портретов знаменитых

людей 18 века. Ваша задача, определить под каким номером среди них

расположен портрет М.В.Ломоносов и поднять карточку с этим номером.

Для этого у вас есть карточки с цифрами.

№1 Фельдмаршал граф Шереметев Борис Петрович

№2 Петр Александрович Румянцев

№3 Кутузов Михаил Илларионович

№4 Михаил Васильевич Ломоносов

№5 Кирилл Григорьевич Разумовский

В этом задании капитан ____________________ оказался более

удачливым.

Итак, ответы капитанов определили очередность выступления команд в

сегодняшней игре и принесли первые очки командам. Если оба капитана

ответили правильно – обе команды получают по 1 баллу

Я объявляю начало второго раунда

2 раунд: блиц опрос. Каждой команде задаются последовательно 10

вопросов

по

биографии

М.В.Ломоносова,

которые

требуют

моментального ответа, на обдумывание 10 секунд. В случае, если игрок

команды отвечает неверно, или не даёт ответа, жюри предлагает ответить

на вопрос следующей команде. За каждый верный ответ команда получает

жетон. Максимальное количество баллов по 2-му раунду: 5 баллов.

Вопросы 1-й команде

1. Дата и год рождения Ломоносова. 8 ноября 1711

2. Что называл Михайло Ломоносов «вратами учености своей»?

«Арифметику» Л.Магницкого и «Грамматику» М.Смотрицкого

3. У кого Ломоносов обучался грамоте? у дьячка Семена Сабельникова

4. Как Ломоносов попал в Москву? шел пешком с рыбным обозом

5. Чем хотел заставить сына заниматься отец Ломоносова? промыслом и

своим хозяйством.

6. В каком году Ломоносов получил звание профессора и стал академиком? В

1745 году

7. Что на первое место ставил он в качестве источника знаний? опыт

8. О постройке чего мечтал Ломоносов? химической лаборатории

9. На каком языке Ломоносов читал лекции в Академии? На русском

10. За что Ломоносов был избран почетным членом Шведской королевской

Академии Наук? за исследование льдов Северного Ледовитого океана

Вопросы 2-й команде

1. Почему выбор Ломоносова пал на Москву, а не на Санкт-Петербург? так

как в Санкт-Петербурге «гнали мужиков» на стройку, и они редко

возвращались домой.

2. В каком учебном заведении в Москве учился Ломоносов? в славяно-греко-

латинской академии

3. Куда был отправлен Ломоносов для обучения горному делу и

металлургии? в Германию (Фрайбург, Марбург)

4. Что составило основную статью расходов Ломоносова в Германии?

покупка книг

5. 5. Какое произведение положило начало его поэтической славе? Ода «На

взятие Хотина»

6. Где и в каком году скончался великий ученый? в Петербурге в 1765

7. Какое главное историческое произведение написал Ломоносов? «Древняя

российская история от начала российского народа»

8. Кому принадлежит это знаменитое высказывание о Ломоносове:

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он

всё испытал и всё проник»? А.С.Пушкин

9. Какова главная идея, вдохновлявшая Ломоносова в его деятельности?

патриотизм

10. В чем по Ломоносову источник богатства и могущества России? И

благодаря чему оно будет прирастать? богатства Сибири и Севера,

трудолюбие и мужество ее народов

Ведущий: Спасибо командам. Слово для подведения итогов 2 раунда

предоставляется жюри.

Я объявляю начало третьего раунда

3 раунд: интересные факты.

Ведущий: Уже с детских лет уму Ломоносова, пытливому, острому, живому

все показалось чудным и дивным. Сколько спит, столько молчит. Отец не раз

говаривал сыну: “Ужо в грамоту отдам тебя учиться. Там толкуй, что откуль.

Ты у меня любопытен”.

Сейчас конкурс для любознательных. Я буду задавать обеим командам

вопросы (всего 5 вопросов). На обдумывание дается 1 минута. Если команда

готова будет раньше ответить, то надо поднять сигнальную карточку. Если

команда даст неправильный ответ, то другая может дать свой ответ. За

правильный ответ можно получить 5 баллов максимум.

Интересные факты:

1.

Перед

вами портрет М.В.Ломоносова и предмет художественной

резьбы по кости. Какая связь между основателем первого русского

университета М.В.Ломоносовым и художественной резьбой по кости?

(Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области.

Родина Ломоносова тоже село Холмогоры).

2.

Перед вами портрет М.В.Ломоносова и последняя из современных

моделей вертолетов. Какая связь между Ломоносовым и современными

вертолетами?

(Ломоносов

изобрёл

прибор,

который

явился

прообразом современного вертолёта - аэродинамическая машина,

которая предназначалась для подъёма в верхние слои атмосферы

термометров и других метеоприборов.)

3.

Какая связь между Ломоносовым и модным увлечением сегодняшних

школьниц

плетением

фенечек.

(Стеклярус,

который

служит

материалом для фенечек, тоже изготавливался на фабрике Ломоносова

в Усть-Родице, что в 63 верстах от Петербурга, наряду со смальтой –

цветными стекляшками для мозаики).

4.

Перед вами фотографии (без названий: славяно – греко - латинская

академия,

Петербургская

академия,

Маргбург,

Фрейберг).

Что

объединяет эти места? (Здесь в своё время обучался М.В.Ломоносов)

5.

Перед вами слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь,

скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт. Что объединяет эти слова?

(Их ввел в научный язык М.В.Ломоносов)

Я объявляю начало четвертого раунда

4 раунд: словесная дуэль.

Ведущий: М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и

выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в

повествование, возвышающее чувства и воображение.

Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают

определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так

как эти слова являются устаревшими.

Ведущий:

В связи с этим мы проведем конкурс “Словесная дуэль”: для

этого мы приглашаем по представителю от команды. Ваша задача “нанести

“удар противнику (вытянуть) для него карточку и “отразить” удар – дать

определение, пояснить значение слова, написанного на карточке. За каждый

правильный ответ – 1 балл. У каждой команды есть подсказка в виде

возможных определений.

Шуица - левая рука.

Присный - родной, близкий.

Полушка - четверть копейки.

Ядь - пища.

Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

Ланиты - щеки.

Орать (орати) - пахать.

Аспид - ядовитая змея.

Убрус - повязка, платок, полотенце.

Каркулюс – бумажный свиток

Помор – житель поморья

Эпиграмма – колкое остроумное замечание

Утеха – удовольствие, забава

Уязвить – оскорбить, глубоко обидеть

Слово жюри

5 раунд

Задание. Соберите из пазлов, склейте репродукцию одной из мозаик

Ломоносова и вспомните её название.(2 минуты)

Пока команды составляют пазлы, вот несколько слов о мозаичном

искусстве.

Мозаика – это разновидность монументальной живописи

Отдельное произведение прикладного искусства, выполненное мозаичной

техникой, также называют мозаикой (мозаика из гальки на пластилиновой

основе, из природного материала, из кусочков пластиковых трубочек,

кусочков

ткани

и

кожи,

из

карандашных

стружек,

геометрическая,

живописная, объемная мозаики и другие).

Первую мозаику можно было увидеть у восточных владык

С Востока мозаика пришла в Грецию, где родилось величайшее искусство

древнего мира.

В

России древнее искусство

мозаики возродил

Михаил

Васильевич

Ломоносов.

Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева, этот

долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства, забыла

его.

Ломоносов увидел в Киевском Софийском Соборе произведения мастеров

Древней Руси, которые были искусно составлены из кусочков смальты и

назывались мозаичками. Он внимательно изучил одну из картин и через два

года преподнес императрице мозаичный образ Богородицы.

Ломоносов лично все города объезжал и все мозаики лично сам делал,

например эти.

Ломоносов

со

свойственной

ему

страстностью

возмечтал

создать

собственную русскую фабрику цветного стекла.

В 1753 году Ломоносов получает землю для фабрики, получает денежную

ссуду, людей для обучения мозаичного дела. И собственными силами в

поселке Усть-Рудице приступает к строительству фабрики цветного стекла, в

1758 году открыл мозаичную мастерскую.

На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус,

посуда и другие нужные в быту вещи. Учёный разработал технологию по

изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них.

Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.

В мастерской Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней

сохранилось 24 мозаики.

В 1752 году Ломоносов писал:

Коль пользы от стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

И ветхой древности грызенья не боятся.

Что же получилось у наших команд?

Это знаменитая мозаичная картина Ломоносова “Полтавская баталия”.

В Эрмитаже висит портрет Петра Первого собственноручной работы

Ломоносова.

В Русском музее висят портреты двух величественных женщин – Елизаветы

Петровны, дочери Петра I, и Екатерины Второй.

Фигуры, изображённые по пояс, как бы выступают навстречу нам из

золочёных рам. На табличке надпись: “Работы мастерской Ломоносова”. Это

значит, что Ломоносов хоть и не сам набирал эти мозаики, но делались они

под его непосредственным руководством его помощниками. Эти помощники

со временем тоже стали превосходными художниками. Сам Ломоносов

назвал своих первых учеников Матвея Васильева и Ефима Мельникова

“мастерами мозаичного набора”.

После кончины Ломоносова начался полный развал мозаичного дела.

Закрывается фабрика в Усть - Рудице. Дальше постепенно забывается и сам

способ изготовления смальты…С годами в России совсем исчезло искусство

мозаики, некогда возрожденной Ломоносовым.

Я объявляю начало 6 раунда- турнир красноречия.

Ведущий: Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия.

Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие

мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько

результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим

он

предостерегал

от

механического

усвоения

“техники”

ораторского

искусства. Речь красит не пустое “извитие словес”, а глубина, важность её

содержания”.

Нужно произнести “речь” на тему “Что меня поразило в личности

Ломоносова М.В.?” в течении 1 минуты. Побеждает тот, кто содержательнее

говорил. Подготовка тоже 1 минута.

Максимум - 5 баллов

Итак, слово жюри. Подведение итогов. Награждение.

Заключение: М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний

жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ

запечатлен в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова

присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого

океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского

ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.

Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения

народу, примером самоотверженной борьбы за науку.



В раздел образования