Автор: Чуркина Елена Богдановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №23 г.п.Федоровское
Населённый пункт: г.п.Федоровское Тосненский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Чудесный мир динозавров"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 23 г.п.Федоровское
«Детский сад комбинированного вида г.п.Федоровское»
Познавательно-исследовательский проект
«Чудесный мир динозавров»
в старшей группе «БАБОЧКИ»
Воспитатели старшей группы «Бабочки»:
Чуркина Елена Богдановна
Ильюк Анна Станиславовна
г.п.Федоровское, 2021г.
Паспорт социально-значимого проекта
«Мир динозавров».
Проблема:
Мы заинтересовались данной темой после того, как однажды наш воспитанник
спросил: «А когда и как жили динозавры, и почему их сейчас не существует на нашей
планете?» Мы ответили, что этому есть ряд причин и спросили знают ли другие дети о
них? Оказалось, что желание узнать, когда и как жили динозавры и почему исчезли,
присутствовало у всех ребят. Поняв, что дети заинтересовались, нами было принято
решение провести познавательно-исследовательскую деятельность, изучить вместе с
детьми интересный и захватывающий мир доисторических животных.
Актуальность темы:
Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков не
изведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас
мира, природы, способен дорожить нашей планетой.
Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом
образовании дошкольников.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и
способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного
здоровья поведению.
Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим
построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения
эмоционального удовлетворения и самореализации.
Вид проекта:
по продолжительности: краткосрочный;
по составу участников: групповой, подгрупповой;
по целевой установке: информационно-практико-ориентированный;
по содержанию: интегративный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, познавательный, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с 11 по 15 октября 2021г.
Цель проекта:
познакомить детей с вымершими древними животными –
динозаврами.
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров;
2) познакомить с наукой – палеонтологией и профессией палеонтолога;
3) учить выдвигать гипотезы, сравнивать свои предположения с фактами.
Развивающие:
1) развивать познавательную активность детей в процессе исследования;
2) развивать связную речь детей; обогатить словарь детей: «палеонтолог», «раскопки»,
«стегозавр», «птеродактиль», «тираннозавр».
3)
развивать
активность,
наблюдательность,
инициативность
в
познавательной
деятельности; мышление, воображение, память, внимание;
4) развивать аккуратность, взаимопомощь, умение работать в команде.
Воспитательные:
1) воспитывать интерес и стремление к познанию окружающего мира;
2)
поддерживать
стремление
ребенка
активно
вступать
во
взаимодействия
со
сверстниками и взрослыми;
3) формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.
Ожидаемый результат:
1.Повышение интереса дошкольников к познанию окружающего мира, что в
природе все взаимосвязано и жизнь во многом зависит от окружающей среды; к
исследовательской деятельности.
2.Формирование представлений о доисторических животных – динозаврах,
причинах их вымирания.
3.Приобретение детьми навыков работы в команде.
План реализации проекта:
1 этап «Подготовительный»
1.
Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации,
фотографии, аудиозаписи, видеозаписи).
2.
Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3.
Подбор информации через интернет.
4.
Пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап «Реализация проекта»
Работа с родителями:
1.
Папки-передвижки: «Мир динозавров», «Виды динозавров».
2.
Выставка для родителей поделок и рисунков детей «Динозавры».
3.
Совместная работа детей с родителями: изучение видов динозавров
(просмотр энциклопедической литературы, видеофильма о динозаврах).
Работа с детьми:
1.
Беседа с детьми: «Кто такие динозавры? Когда и как существовали на нашей
планете? Почему они исчезли?».
Конспект НОД в старшей группе по теме
«Путешествие в мир динозавров».
Интеграция
образовательных
областей «Познание»,
«Коммуникация»,
«Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель:
С
формировать представления о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире
динозавров.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о динозаврах; познакомить с
профессией палеонтолога.
Развивающие:
Развивать
память,
воображение,
логическое
мышление,
наблюдательность детей. Развивать связную речь детей; обогатить словарь детей:
«палеонтолог», «раскопки», «стегозавр», «птеродактиль», «тираннозавр».
Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность, интерес к животному миру
и истории человечества, формировать основы экологического сознания; воспитывать
аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца.
Демонстрационный материал: макет «Мир динозавров»; фигурки динозавров;
иллюстрации с изображением разных видов динозавров, яиц динозавров, их детенышей;
яйцо динозавра.
Раздаточный материал: фигурки динозавров.
Методические
приемы: рассматривание
иллюстраций
и
беседа
по
ним;
физкультминутка «Динозаврики»; игра «Хищники и травоядные»; объяснение; вопросы;
практический-лепка динозавров из пластилина.
Ход НОД:
Воспитатель. Тай, тай, налетай,
И ко мне все подбегай
Всех принимаем и не обижаем.
Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил?
Ответы детей.
Воспитатель. А хотите побывать там? А как нам туда добраться?
Ответы детей: да! Может быть на машине времени?
Воспитатель. Правильно, на машине времени мы отправляемся в наше путешествие.
(Дети считают до 10 после чего звучит звук машины времени).
Слайд №4 Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много
миллионов лет назад, и в которой жили животные, которые назывались – динозавры. А
кто-нибудь знает, как появились динозавры?
Ответы детей:
Слайд №5. Да, динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда
ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями.
Слово «динозавры» с греческого языка переводится как «ужасные ящеры».
Одни были огромными, а другие размером с курицу.
Давайте попробуем разобраться в том, как жили динозавры и что послужило причиной
исчезновения этих гигантских обитателей нашей планеты.
Слайд №6. То, как жили динозавры на Земле, доподлинно не известно. Находя
скелеты, зубы, окаменелости с отпечатками лап, учёные тщательно их изучают. По форме,
химическому составу, месту обнаружения удалось узнать, что древние ящеры водились на
суше, в воде, умели летать и бегать.
Физминутка «Динозаврик».
Динозаврик встал на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он всё вокруг
И быстрей на место– плюх. (имитация движений)
Дети выполняют движения согласно тексту.
Умеют соотносить слова с движениями.
Слайд №7 В специально обустроенных гнёздах динозавры откладывали яйца, часто до
десяти штук за раз! Эти яйца, круглые или овальные, покрытые твёрдой скорлупой, были
довольно маленькими по сравнению с самими ящерами.
Слайд №8 Тираннозавр - самый хищный среди динозавров, но его
передние лапы были маленькие и слабые, Рост этого гиганта составлял 6 метров, а
туловище – от хвоста до головы – достигало 15 метров. У этого страшного хищника были
острые, как кинжалы зубы. Несмотря на огромные размеры, тираннозавр мог бегать со
скоростью 30 км/ч!, послушайте как он кричит.(при прослушивании надо нажимать два
раза на значок)
Слайд №9 Брахиозавр - самый крупный динозавр.
Он был неагрессивным и вступал в схватку только при нападении хищников.
У него был очень маленький мозг, и потому учёные считают, его не очень-то
смышлёным, его тоже можно послушать.
Слайд №10 Морские ящеры - ихтиозавры (похожи на акул и дельфинов) а
плезиозавры – с широким туловищем и змеиной шеей. Они тоже могли издавать звуки. .
(при прослушивании надо нажимать два раза на значок)
Слайд
№11 Компсогнат -
был
ростом
с
собаку,
бегал
очень
быстро,
ловил ящериц и насекомых. Чтобы самому не попасть в зубы и не стать добычей более
крупных собратьев, компсогнат быстро бегал – задние лапы у него были длинные и
сильные.
Слайд №12 Трицератопс - означает «трехрогий», рогами он защищался от врагов-
хищников. Трицератопс был похож на большого носорога. Это сильное животное
достигало 9 метров в длину. У трицератопса был обширный костяной «воротник» — щит,
которым ящер отпугивал своих противников. Голова ящера была вооружена тремя
рогами: одним поменьше — на носу и ещё парой метровых – над глазами. Челюсти
животного заканчивались мощным клювом. Он тоже издавал характерные звуки. .(при
прослушивании надо нажимать два раза на значок)
Слайд №13 Летающих рептилий называют птерозаврами. Жили они в то же время, что
и динозавры.
Слайд №14 Вымирание динозавров и многих других живых организмов было
вызвано, двумя причинами. Во первых, происходило постепенное охлаждение климата, во
вторых на земле произошла, какая – то, грандиозная катастрофа. Некоторые полагают, что
земля столкнулась с гигантским метеоритом.
Воспитатель: послушайте стихотворение.
«Поиски динозавра»
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Воспитатель: Ребята, вот и пришла пора возвращаться обратно в детский сад.
Садитесь в машину времени, начинаем обратный отсчет.
(дети считают до 10 в обратном порядке), звучит музыка машины времени.
Вот мы и совершили интересную экскурсию в эпоху динозавров и узнали, что этот
период был жестоким и опасным. Жаль, что динозавры вымерли, но если бы этого не
произошло, то наш мир, возможно, не стал бы таким, какой он есть.
- Ребята, понравилось вам наше путешествие в прошлое?
Ответы детей: да!
– А что нового вы узнали?
Ответы детей: Мы теперь знаем, что динозавры делились на травоядных и хищников,
имели разного рода защиту, вымерли все из-за вулкана или метеорита.
Воспитатель: Я рада, что вам понравилось, у нас есть целая полка книг и
энциклопедий, где мы еще что- то новенькое сможем узнать о жизни динозавров.
2.
Просмотр видеофильма BBC «Прогулки с динозаврами».
3.
Художественное творчество: рисование и лепка динозавров из природного
материала (шишек).
4.
Заучивание стихотворения Е. Аэоровой «Поиски динозавров», физминутки «У
динозавра есть чешуйки…».
5.
Чтение
энциклопедической
литературы
«Динозавры»,
рассматривание
иллюстраций.
6.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – палеонтологи в лаборатории».
7.
Конструирование динозавра из геометрических фигур.
8.
Проведение эксперимента «Раскопки в поисках костей динозавров».
3 этап Заключительный
1.
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2.
Подведение итогов реализации проекта.
Результат проекта:
1) Выставка детских рисунков и поделок на тему «Динозавры».
2) Чтение наизусть стихотворения Екатерины Аэровой «Поиски динозавра».
3) Проведение эксперимента «Раскопки в поисках костей динозавров».
В ходе познавательно-исследовательской деятельности ребята научились делать выводы,
устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих знаний. Совместная
деятельность воспитателя и детей более сплотила наш коллектив.
ОТЧЕТ
О реализации и результативности познавательно-исследовательского проекта
«Чудесный мир динозавров»
Воспитатели МКДОУ № 23 г.п.Федоровское Чуркина Е.Б., Ильюк А.С..
В период с 11.10.2021 по 15.10.2021 г. был реализован проект «Чудесный мир
динозавров».
Цель проекта заключалась в ознакомлении детей с вымершими древними
животными – динозаврами.
С помощью информационной презентации рассказали детям о динозаврах и особенностях
их существовании, о видах динозавров и профессии палеонтолога, посмотрели видео и
мультипликационные фильмы.
• На втором этапе были изготовлены детьми поделки из природного материала
«Мой друг - динозавр».
• Чтение энциклопедической литературы, просмотр презентации «Кто такие
динозавры?», беседы о видах динозавров и причинах их вымирания, профессии
палеонтолога.
• Была создана выставка рисунков на тему «Динозавр», проведено занятие по
конструированию динозавров.
• Проведена сюжетно-ролевая игра «Мы – палеонтологи».
• Проведена исследовательская деятельность «Раскопки в поисках костей
динозавров».
• Выучили стихотворение Екатерины Аэровой «Поиски динозавра»:
Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.
Выставка рисунков «Наши динозавры»
Просмотр презентации и видеофильма «Кто такие динозавры».
Рассматривание и чтение энциклопедии на тему «Динозавры».
Лепка поделок из природного материала (шишек) «Мой друг – Динозавр»
Сюжетно-ролевая игра «Мы - палеонтологи»
Конструирование динозавра
Проведение исследования «Раскопки в поисках костей динозавров»