Автор: Кравец Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: город Кириши , Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Звук и буква «Б».
Раздел: дошкольное образование
Конспект группового занятия по обучению грамоте в
подготовительной группе.
Тема: Звук и буква «Б».
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой «Б».
Задачи:
1) Учить детей давать характеристику звука по артикуляторным и акустическим
признакам (с использованием тактильного контроля).
2) Учить детей давать звуковой анализ слова.
3) Познакомить детей со звуком [Б].
4) Совершенствовать умения определяться в пространстве (от себя).
5) Совершенствовать умения определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
6) Совершенствовать умения выделять заданный звук в слове.
Воспитатель:
- В мире много сказок добрых и смешных, но прожить на свете нам нельзя без них.
- Ребята вы хотите попасть в интересную сказочную страну? (Да)
- Тогда закройте глаза и скажите волшебные слова: «Три раза повернись, в сказочной
стране окажись».
- Это волшебная сказочная страна звука [Б]. Прежде чем пойти путешествовать по
сказочной стране [Б], нам нужно рассказать об этом звуке.
- Ребята, что делают наши губы, когда мы произносим звук [Б]?
(губы стучат друг об друга)
- На что похож звук [Б]?
(звук барабана, дробь дождя)
- Скажите, а звук [Б] какой он?
(согласный, потому что он не поётся, а на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда, а
ещё он звонкий, может быть твёрдым или мягким)
- Молодцы, вы всё знаете о звуке [Б].
- Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет?
- Смотрите, да это же Буратино. Что случилась, Буратино, почему ты плачешь? (Меня не
хотят брать в школу, потому что я ничего не знаю, а я очень хочу учится. (А-а-а)).
- Ну, не плачь, Буратино. Мы тебе поможем и научим всему, что знают ребята.
- Садись, слушай внимательно и запоминай всё, что мы будем делать.
I. (На столе лежат листочки)
- Посмотрите ребята, страна волшебная и листочки тоже волшебные, с картинками.
- Каждый из вас возьмёт один листочек с картинкой.
- Мой листочек упал с берёзы. Значит он – берёзовый.
(Ответы детей. С какого дерева упал листочек? Значит какой он?)
- А теперь справа от меня встаньте те, у кого звук [Б] находится в начале слова.
Слева встаньте те, у кого звук [Б] находится в конце слова.
Впереди меня – те, у кого звук [Б] находится в середине слова.
(проверим, правильно встали)
- У меня слово – «хлеб». В слове «хлеб» звук [Б] находится в конце слова.
(ответы детей полным предложением)
- Скажите, какой один звук есть в ваших словах? ([Б])
- Молодцы, справились с заданием. (собрать листочки)
- А теперь тихонечко садитесь за столы. (проверьте, правильно ли вы сели)
Игра «Узнай задуманное слово»
II.
- Ребята, я загадала слово и выложила звуковую модель этого слова. Вы должны, глядя на
эту звуковую модель и задавая мне наводящие вопросы, отгадать, что за слово я загадала.
(АЗБУКА) (подарить её Буратино)
Физ. минутка – игра «Найти свой домик».
III. (В разных концах комнаты крепятся 2 домика: зелёный и синий).
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением предметов. Вы сейчас
превратитесь в первый звук того предмета, который изображён на вашей карточке.
Выходите на середину группы.
- «Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь,
звуки побежали прятаться в домике, но в синий пускают только твёрдые согласные, в
зелёный – мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот
звук вымок под дождём».
- Теперь проверим, правильно ли звуки нашли свои домики.
(Какой звук живёт в вашем домике? [Б
,
]. А какой звук живёт в вашем домике? [Б].)
- Молодцы, вы всё сделали правильно.
- Садитесь на свои места, карточки положите на край стола, карточкой вниз. Проверьте
свою осанку.
- Ой, Буратино, мне что-то хочет сказать. Ребята, он приготовил для Мальвины подарок –
БУСЫ, и хочет чтобы мы сделали звуковой анализ этого слова. Ну, что же, мы выполним
твою просьбу.
Звуковой анализ (БУ – СЫ)
1) Произнесите слово «бусы» медленно, по частям. (бу – сы) (по одному)
2) Хором произнесём слово по частям с показом в воздухе.
3) Сколько частей в этом слове? (2-ве части) (полным предложением)
4) Выложите схему этого слова на столе самостоятельно.
5) Вызвать одного ребёнка сделать звуковой анализ слова у доски.
(А вы проверяйте себя)
а) Первая часть в слове бусы – «БУ» - это слияние, потому что слились 2-ва звука,
звук [Б] – он согласный, да ещё твёрдый и звонкий, и гласный звук [У].
б) Вторая часть в слове бусы – «СЫ» - это слияние, потому что слились 2-ва звука,
звук [C] – он согласный, твёрдый, да ещё и глухой, и гласный звук [Ы].
6) Сосчитайте количество звуков. (4-е)
- А теперь мы превратимся в волшебников и попробуем превратить слово «бусы» в слово
«усы».
- Молодец садись.
- А теперь я хочу вас познакомить с буквой «Б». Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с
длинным козырьком.
(прописание буквы в воздухе; на манной крупе)
- Ребята, скажите, а чем отличается звук от буквы?
(звук мы слышал и произносим, а буквы пишем)
- Молодцы, вы правильно ответили. Ой, смотрите, а наш Буратино, что-то заскучал. А, я
поняла. Посмотрите, это письмо ему прислала бабушка, но оно не простое, - это письмо –
загадка и Буратино никак не может его отгадать.
- Ну что, поможем ему. (Да)
- Тогда пойдёмте на ковёр. Садитесь поудобней, а я начну читать.
(Взять Буратино с собой)
Игра «Бабушкина игра»
IV.
Правила игры:
Вам бабушка прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуком Б в названии
Приготовились. Внимание!
(Отвечать полными предложениями.)
Вы наденете юбочку с блузкой или платье?
Вы выберете шубу или пальто?
На голове будет берет или шляпа?
А может быть, тюрбан или платок?
На шею наденете бусы или цепочку?
На юбочке будет бахрома или петельки?
Что вы выберете – брошь или клипсы?
Блузку украсят бантики или пуговицы?
Платочек будет из полотна или плюша?
Обувь тоже выбираем со звуком Б в названии.
Выбирайте: боты, сапоги, кеды, кроссовки, чешки, тапочки, сабо, туфли, ботфорты,
башмаки, сандалии, босоножки.
- Молодцы ребята, помогли отгадать Буратино письмо – загадку. Он повеселел и хочет с
нами поиграть.
Игра «Кто больше?»
V.
- Буратино предлагает придумать слова, в котором звук [Б] был бы в начале слова;
середине; конце. (игра с мячом в кругу)
- Ну, а теперь ребята, нам пора прощаться с Буратино и возвращаться в д/с. Но прежде,
напомните Буратино, чему мы с вами сегодня его научили.
Итог:
1)
Познакомили со звуком и буквой «Б».
2)
Научили выделять звук [Б] в начале, середине и конце слова.
3)
Научили отгадывать задуманные слова по схеме.
4)
Научили делать звуковой анализ слова.
5)
Научили писать букву «Б».
Буратино:
- Спасибо, ребята, вы меня многому научили и теперь меня точно возьмут в школу.
До свидания!
- Закрывайте глазки и скажите волшебные слова: «Три раза повернись, в д/с окажись».
(Воспитатель прячет игрушки)
Список используемой литературы.
1)
И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами».
2)
Е.В. Колесников «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников».
3)
Г.Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».