Напоминание

Звук и буква «Б».


Автор: Кравец Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: город Кириши , Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Звук и буква «Б».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект группового занятия по обучению грамоте в

подготовительной группе.

Тема: Звук и буква «Б».

Цель: Познакомить детей со звуком и буквой «Б».

Задачи:

1) Учить детей давать характеристику звука по артикуляторным и акустическим

признакам (с использованием тактильного контроля).

2) Учить детей давать звуковой анализ слова.

3) Познакомить детей со звуком [Б].

4) Совершенствовать умения определяться в пространстве (от себя).

5) Совершенствовать умения определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

6) Совершенствовать умения выделять заданный звук в слове.

Воспитатель:

- В мире много сказок добрых и смешных, но прожить на свете нам нельзя без них.

- Ребята вы хотите попасть в интересную сказочную страну? (Да)

- Тогда закройте глаза и скажите волшебные слова: «Три раза повернись, в сказочной

стране окажись».

- Это волшебная сказочная страна звука [Б]. Прежде чем пойти путешествовать по

сказочной стране [Б], нам нужно рассказать об этом звуке.

- Ребята, что делают наши губы, когда мы произносим звук [Б]?

(губы стучат друг об друга)

- На что похож звук [Б]?

(звук барабана, дробь дождя)

- Скажите, а звук [Б] какой он?

(согласный, потому что он не поётся, а на пути у выдыхаемого воздуха есть преграда, а

ещё он звонкий, может быть твёрдым или мягким)

- Молодцы, вы всё знаете о звуке [Б].

- Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет?

- Смотрите, да это же Буратино. Что случилась, Буратино, почему ты плачешь? (Меня не

хотят брать в школу, потому что я ничего не знаю, а я очень хочу учится. (А-а-а)).

- Ну, не плачь, Буратино. Мы тебе поможем и научим всему, что знают ребята.

- Садись, слушай внимательно и запоминай всё, что мы будем делать.

I. (На столе лежат листочки)

- Посмотрите ребята, страна волшебная и листочки тоже волшебные, с картинками.

- Каждый из вас возьмёт один листочек с картинкой.

- Мой листочек упал с берёзы. Значит он – берёзовый.

(Ответы детей. С какого дерева упал листочек? Значит какой он?)

- А теперь справа от меня встаньте те, у кого звук [Б] находится в начале слова.

Слева встаньте те, у кого звук [Б] находится в конце слова.

Впереди меня – те, у кого звук [Б] находится в середине слова.

(проверим, правильно встали)

- У меня слово – «хлеб». В слове «хлеб» звук [Б] находится в конце слова.

(ответы детей полным предложением)

- Скажите, какой один звук есть в ваших словах? ([Б])

- Молодцы, справились с заданием. (собрать листочки)

- А теперь тихонечко садитесь за столы. (проверьте, правильно ли вы сели)

Игра «Узнай задуманное слово»

II.

- Ребята, я загадала слово и выложила звуковую модель этого слова. Вы должны, глядя на

эту звуковую модель и задавая мне наводящие вопросы, отгадать, что за слово я загадала.

(АЗБУКА) (подарить её Буратино)

Физ. минутка – игра «Найти свой домик».

III. (В разных концах комнаты крепятся 2 домика: зелёный и синий).

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением предметов. Вы сейчас

превратитесь в первый звук того предмета, который изображён на вашей карточке.

Выходите на середину группы.

- «Была хорошая погода, пошли звуки гулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь,

звуки побежали прятаться в домике, но в синий пускают только твёрдые согласные, в

зелёный – мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот

звук вымок под дождём».

- Теперь проверим, правильно ли звуки нашли свои домики.

(Какой звук живёт в вашем домике? [Б

,

]. А какой звук живёт в вашем домике? [Б].)

- Молодцы, вы всё сделали правильно.

- Садитесь на свои места, карточки положите на край стола, карточкой вниз. Проверьте

свою осанку.

- Ой, Буратино, мне что-то хочет сказать. Ребята, он приготовил для Мальвины подарок –

БУСЫ, и хочет чтобы мы сделали звуковой анализ этого слова. Ну, что же, мы выполним

твою просьбу.

Звуковой анализ (БУ – СЫ)

1) Произнесите слово «бусы» медленно, по частям. (бу – сы) (по одному)

2) Хором произнесём слово по частям с показом в воздухе.

3) Сколько частей в этом слове? (2-ве части) (полным предложением)

4) Выложите схему этого слова на столе самостоятельно.

5) Вызвать одного ребёнка сделать звуковой анализ слова у доски.

(А вы проверяйте себя)

а) Первая часть в слове бусы – «БУ» - это слияние, потому что слились 2-ва звука,

звук [Б] – он согласный, да ещё твёрдый и звонкий, и гласный звук [У].

б) Вторая часть в слове бусы – «СЫ» - это слияние, потому что слились 2-ва звука,

звук [C] – он согласный, твёрдый, да ещё и глухой, и гласный звук [Ы].

6) Сосчитайте количество звуков. (4-е)

- А теперь мы превратимся в волшебников и попробуем превратить слово «бусы» в слово

«усы».

- Молодец садись.

- А теперь я хочу вас познакомить с буквой «Б». Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с

длинным козырьком.

(прописание буквы в воздухе; на манной крупе)

- Ребята, скажите, а чем отличается звук от буквы?

(звук мы слышал и произносим, а буквы пишем)

- Молодцы, вы правильно ответили. Ой, смотрите, а наш Буратино, что-то заскучал. А, я

поняла. Посмотрите, это письмо ему прислала бабушка, но оно не простое, - это письмо –

загадка и Буратино никак не может его отгадать.

- Ну что, поможем ему. (Да)

- Тогда пойдёмте на ковёр. Садитесь поудобней, а я начну читать.

(Взять Буратино с собой)

Игра «Бабушкина игра»

IV.

Правила игры:

Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Б в названии

Приготовились. Внимание!

(Отвечать полными предложениями.)

Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете шубу или пальто?

На голове будет берет или шляпа?

А может быть, тюрбан или платок?

На шею наденете бусы или цепочку?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете – брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы?

Платочек будет из полотна или плюша?

Обувь тоже выбираем со звуком Б в названии.

Выбирайте: боты, сапоги, кеды, кроссовки, чешки, тапочки, сабо, туфли, ботфорты,

башмаки, сандалии, босоножки.

- Молодцы ребята, помогли отгадать Буратино письмо – загадку. Он повеселел и хочет с

нами поиграть.

Игра «Кто больше?»

V.

- Буратино предлагает придумать слова, в котором звук [Б] был бы в начале слова;

середине; конце. (игра с мячом в кругу)

- Ну, а теперь ребята, нам пора прощаться с Буратино и возвращаться в д/с. Но прежде,

напомните Буратино, чему мы с вами сегодня его научили.

Итог:

1)

Познакомили со звуком и буквой «Б».

2)

Научили выделять звук [Б] в начале, середине и конце слова.

3)

Научили отгадывать задуманные слова по схеме.

4)

Научили делать звуковой анализ слова.

5)

Научили писать букву «Б».

Буратино:

- Спасибо, ребята, вы меня многому научили и теперь меня точно возьмут в школу.

До свидания!

- Закрывайте глазки и скажите волшебные слова: «Три раза повернись, в д/с окажись».

(Воспитатель прячет игрушки)

Список используемой литературы.

1)

И.А. Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами».

2)

Е.В. Колесников «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников».

3)

Г.Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».



В раздел образования