Напоминание

План по самообразованию "«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»


Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Эльдикан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План по самообразованию "«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Чебурашка»

ТЕМА

САМООБРАЗОВАНИЯ

«Развитие логического мышления детей

дошкольного возраста посредством

дидактических игр»

Воспитатель:

Афанасьева Ю.Ю.

п.Эльдикан

2021г

Содержание работы по самообразованию

Этапы

Деятельность воспитателя

1

Формирование

потребности

в

самообразовании,

самооценка

подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и

задач. Планирование работы по самообразованию

2

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное

изучение, анализ и самооценка результатов)

3

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на

практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение

практической работы с детьми)

4

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на

практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение

практической работы с детьми)

5

Подведение итогов самообразования

План работы на 2021-2022 учебный год

Выбор темы

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для

себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить

стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать

пищу для развития ума ребенка.

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного

образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым

помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых

привлекательных для детей занятий.

Актуальность

данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению

психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с

дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного

умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -

это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие логического

мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Используя логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в

формировании логического мышления мною была поставлена

Цель: способствовать

развитию

познавательной

активности,

логического

мышления,

стремления

к

самостоятельному

познанию

и

размышлению,

развитию

умственных

способностей.

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию,

классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

2. развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

3. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических

свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах,

зависимостях и закономерностях);

4. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки,

сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

5. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;

6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности,

настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук,

умений самоконтроля и самооценки.

Ожидаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память,

речь, мышление, интеллектуальное развитие.

План работы на 2021-2022 уч гг

Сроки

Содержание работы

Применение

Сентябрь

Подбор литературы

по

теме: «Развитие

логического

мышления детей

дошкольного

возраста

посредством

дидактических игр»

1.

- З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для

воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

2.

-Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

3.

-Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ

СФЕРА, 2009.

-Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и

родителей. – М.: Дрофа, 2001.

-Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

-Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления

детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

-Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения.

М.2003 г.

-Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с

математикой

- Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое

мышление// ----Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

-Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические

сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).

-Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие

для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.:

Просвещение, 1997.

- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое

развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.

Октябрь-

ноябрь

1.

Проработка

отобранной

литературы по

теме.

2.

Рассмотреть

конспекты занятий

в методическом

кабинете.

Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства

образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155.

Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры с палочками

Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.

Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце

сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет,

2010.

Обновление игровой развивающей среды в группе.

-подбор материала

Создание картотеки дидактических игр на развитие внимания

-изготовление дидактических пособий

Декабрь-

Январь

• Открытые

просмотры

• Методические

Объединения

Взаимопосещение

Обмен опытом

1.Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия

и памяти

-изготовление дидактических пособий

2. Дидактические игры:

«Назови виды спорта»

«Как вызвать скорую помощь».

«Кто, где работает?»

«Найди ошибку»

Цвет на глобусе: что он обозначает

«Буква моего имени»

«Что общего?»

«Кто больше профессий назовет»,

«Расшифруй пословицу»

3.Ситуативный разговор «Что было бы, если...?»

4. Подвижные игры:

«Космонавты

«Угадай, кто позвал»

«Забавный хоккей»

«Лови -не лови»

«Мы весёлые ребята»

Золотые ворота

5.

Спортивный праздник « Малая Олимпиада»

6.

Музыкальная игра «Угадай мелодию»,

«Здравствуй, привет тебе»

7.

Консультации с родителями:

«Как развивать познавательные интересы у детей»

« Развитие логического мышления у детей.»

«Математика в повседневной жизни ребенка»

«Учим математику дома. Учиться можно только весело»

«Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет»

8.Анкетирование родителей на тему «Развитие логического

мышления детей дошкольного возраста»

Февраль-

Март

Отбор элементов по

теме: «Формы и

методы развития

логического

Использовала следующие методы и формы работы с детьми и

родителями:

Занятия

мышления детей

подготовительной к

школе группы»

Беседы

Тренинги

Создание и решение проблемных ситуаций

Ситуативные беседы

Игры - инсценировки

Досуговые игры

Подвижные игры

Наглядно-информативный метод

Апрель-

Май

Проработка

журналов

«Воспитание дошкольника», «Дошкольное образование»,

«Справочник старшего воспитателя»

Проработав журналы познакомилась с формами и методами

работы по развитию логического мышления детей дошкольного

возраста:

Образовательная деятельность

Создание и решение проблемных ситуаций познавательного

характера

Дидактические игры

Игры на развитие воображения

Игры на развитие внимании

Игры интеллектуального характера

Примеры педагогических ситуаций

Консультации для родителей и воспитателей

План работы на 2022-2023 учебный год

Разд

ел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

- Чтение математической сказки «В стране

«Математике» в пластилиновом районе»(2 часть,

анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение ОД, с использованием игрового

занимательного материала «Головоломки из счетных

палочек»(карточки-схемы)

Картотека игр.

Карточки-схемы для

головоломок из счетных

палочек

Октябрь

Проведение индивидуальной и подгрупповой

деятельности с использованием блоков Дьенеша:

д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки

символы)

-д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки

символы)

-д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы

)

Вечер игр

Раб

ота

с

дет

ьми

Ноябрь

-Использование в индивидуальной деятельности и в

ОД математических загадок;

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию

математических представлений с помощью

занимательного материала

игры с палочками

Кюизенера: «Построение

лестницы»),

ОД по РМП, «В

гостях у Красной Шапочки».

Декабрь

-Использование в подгрупповой и индивидуальной

деятельности «Загадки-шутки»;

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию

математических представлений с помощью

занимательного материала

Вечер развлечений

игры с палочками

Кюизенера «Составь узор»,

«Поезд»

Январь

-Игры на развитие внимание и логического

мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.»,

«Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».

Математическое

развлечение «Путешествие

в страну чудес»

Февраль

-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на

плоскости «Танграм», «Листик»;

- Развитие умственных и речевых способностей с

помощью словесных игр: «Расселили птиц»,

«Ассоциации»,

Составление картотеки игр

Март

Работа с детьми в свободной деятельности с

применением игр на развитие внимания

,

восприятия и

памяти,

на развитие речи и

интеллектуальное

развитие

Вечер игр

Апрель

Краткосрочный проект «Воздух неведимка».

Викторина «Что вы знаете о

воздухе»., ОД «Воздух-

неведимка»

Май

-

д/у с обручами (от 1 до 3, «Спасатели спешат на

помощь» (блоки Дьенеша + схемы)

- математическая викторина

«Играем в математику»

Сентяб

рь

-Использование в игре и обучении «Загадки на

сообразительность и развитие воображения»

консультация и материал в

родительский уголок:

Октябрь

Консультация для родителей «Развивающая

головоломка «Танграм»

Статья в родительский

уголок по этой теме

Создание картотеки игр для

родителей

Ра

бот

а с

ро

ди

тел

ям

и

Ноябрь

Консультация для родителей «Развитие логического

мышления в дошкольном возрасте»

Привлечение родителей к

изготовлению игр

Феврал

ь

Родительское собрание «Роль лого-математических

игр в развитии мыслительной деятельности детей»

Изготовление коллажа

родителями «Страна –

познавайка!»

Март

«Математика –это интересно!»

Выставка работ, выполненных

бабушками и мамами

воспитанников.

Апрель

Работа по дополнительному оснащению развивающей

среды в группе на данную тему

Акция «Хочу все знать!»

Май

«Математические звездочки»

Показ ОД

для родителей

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Развлечение «Игры наших

бабушек».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.



В раздел образования