Авторы: Сафиуллина Евгения Владимировна, Халявка Лариса Ивановна
Должность: Преподаватели МБУДО г.Казани "ДМШ №4"
Учебное заведение: МБУДО г.Казани "ДМШ №4"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: О некоторых особенностях произведений джазового стиля
Раздел: дополнительное образование
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖАЗОВОГО
СТИЛЯ
Сафиуллина Евгения Владимировна.
Халявка Лариса Ивановна
Преподаватели
МБУУДО г. Казани «Детская музыкальная школа №4»
Аннотация:
Данное эссе создавалось в помощь преподавателям и учащимся
старших классов музыкальных образовательных учреждений – музыкальных
школ, школ искусств, училищ. лицеев. Произведения джазового стиля все чаще
появляются в репертуаре молодых музыкантов, обогащая классический репертуар.
Для точного соблюдения стиля и характера этой музыки подчас требуется немало
усилий. Авторы данной статьи надеются, что некоторые моменты из истории
возникновения джаза как самостоятельного течения музыкальной мировой
культуры и краткая характеристика
основных джазовых стилей помогут
начинающим исполнителям и их наставникам сделать процесс обучения
интересным и увлекательным.
Ключевые слова:
история музыки, джаз, особенности исполнения
Джаз является уникальным культурным явлением в новейшей истории.
Взаимодействие негритянской и европейской музыкальных традиций, в
результате которого возник джаз, было чрезвычайно сложным и многообразным.
Как свидетельствуют различные источники, к 1890 году в США существовали три
самостоятельных и непохожих друг на друга сплава африканской и европейской
музыки: регтайм, афроамериканский фольклор (представленный в виде блюзов) и
популяризированный
вариант
музыкального
фольклора,
созданный
преимущественно белыми американцами (менестрельные песни, водевильные
песенные формы). В 1890-1910 годах три вышеназванных направления слились
воедино, дав начало новому виду музыки. Она стала распространяться по всей
стране: сначала среди негров, а затем и среди белых американцев. Так
возник
джаз.
В период первой мировой войны, когда джаз Нового Орлеана и его
окрестностей еще был народной музыкой, количество джазовых музыкантов не
превышало нескольких сотен, а число слушателей, подавляющем большинстве –
представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не достигало и
пятидесяти тысяч. К 1920 году джаз стал известен, нередко в виде довольно
неумелых имитаций, повсюду в Соединенных Штатах Америки. Через десять лет
его стали исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940
году его уже знали во всем мире, а к 1960 году он был повсеместно признан как
самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства.
Время от времени отдельные формы джаза становились популярными: так
было с «джазовой» музыкой 20-х, со «свингом» 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со
стилем «ритм-энд-блюз» сегодня. Но подлинный джаз – тот, который сами
джазмены считают своей музыкой, - редко приобретает сколько-нибудь широкую
популярность. Тем не менее, джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на
всю современную музыку. «Рок», «фанк» и «соул», эстрадная музыка, музыка кино
и
телевидения,
значительная
часть симфонической и
камерной музыки
заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что
именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки.
В становлении этого музыкального феномена выделяют три периода:
1) зарождение классического джаза;
2) зрелый период (эра свинга);
3) современный джаз: стили боп и кул-джаз.
Африканские корни
Джаз является детищем американских негров. Характерная особенность
коренных африканцев в том, что они постоянно ощущают свою связь с общиной:
все, что касается племени, касается и каждого отдельного его члена. Чувство
единения с группой африканец, как и большинство представителей других
культур, выражает в обрядах. Есть праздничные, похоронные, охотничьи и
сельскохозяйственные обряды; есть обряды и для рутинных занятий, наподобие
ежедневной молитвы или приготовления пищи. Но есть и другое средство
упрочить свою связь с общиной. Это средство - музыка. Она органично входит в
жизнь каждого африканца. И в нашей среде много музыки, но мы воспринимаем
ее иначе. Для африканца же музыка полна социального смысла: с ее помощью он
выражает свое отношение к племени, семье, окружающим его людям. Большей
частью африканская музыка имеет ритуальный или общественный характер.
Наиболее общая характеристика этой музыки состоит в том, что она неотделима от
движений человеческого тела. Она неразрывно связана с хлопками в ладоши,
притоптыванием и, что особенно важно, с пением. Музыка Черного континента –
это, прежде всего, музыка вокальная. Африканцы чаще всего поют в унисон,
настоящее гармоническое пение у них встречается редко. Надо отметить
немногочисленность африканских мелодических инструментов по сравнению с
множеством духовых, струнных и клавишных инструментов, которые существуют
в Европе. Причина их немногочисленности достаточно проста: африканская
музыка носит ритмический характер.
Также надо сказать о том, что африканский звукоряд сильно отличается от
европейского (в большинстве случаев отсутствием полутонов), о тяготении к
нечеткому, грубоватому тембру звучания; в джазе он получил название «дерти-
тон» (от англ. dirty – грязный). Наряду с отказом от «чистых тембров» для
американской музыки
характерны также
звуки
с
неопределенной
или
неустойчивой высотой.
Все эти элементы, присущие музыкальной культуре негров, нашли свое
отражение в джазе. Очень часто солист уходит от основной ритмической линии,
которую держит ритм-группа,
использование «дерти-тонов» и
тонов с
неопределенной высотой эти тоны можно воспроизвести только на музыкальных
инструментах с нефиксированной высотой звука, например, почти на любом
духовом инструменте (саксофоне, трубе и т.д.), чего нельзя сказать о фортепиано,
где высота звука фиксированная. Но, несмотря на наличие африканских черт, джаз
– это не африканская музыка. Его инструментовка, основные принципы гармонии
и формы имеют, скорее, европейские, нежели африканские корни. Джаз – это
уникальный сплав принципов и элементов европейской и африканской музыки.
Какие же музыкальные течения и стили повлияли на становление джаза?
Кроме африканской культовой музыки, которую негры привезли с собой на
американскую землю (спиричуэлы –
неотъемлемая
часть негритянских
религиозных церемоний; стрит-край – песни уличных торговцев; уорк-сонг –
песни, исполняемые неграми при совершении какой-либо монотонной работы)
значительное влияние оказали блюз и рэг-тайм - стили, которые появились в
начале 20-х годов.
Первые звуки джаза
Известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на
старых колесных пароходах добрался по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и
Чикаго. Достоверность этой легенды нередко ставилась под сомнение рядом
историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник в негритянской
субкультуре одновременно в разных местах Америки: в Нью-Йорке, Канзас-Сити,
Чикаго и Сент-Луисе. Но старая легенда, по-видимому, недалека от истины. Джаз
действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и
постепенно распространился за его пределы. Атмосфера этого города была
буквально пропитана музыкой и танцами. В период между 1895 и 1910 годами
здесь проживала большая группа музыкантов, игравших самую разнообразную
музыку: блюзы, регтаймы, марши, популярные песни, попурри на темы из
оперных увертюр и арий, собственные оригинальные пьесы. И вот однажды из
этой мешанины возникло нечто, доселе неведомое, ни на что не похожее: музыка,
которой за три последующие десятилетия предстояло завоевать весь мир.
Особое место в истории джаза занимает творчество Скотта Джоплина –
афроамериканского композитора и пианиста, автора 44 регтаймов. К сожалению,
музыкант получил признание лишь после смерти. При жизни его музыка
воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми –
напротив, как «слишком чёрная». Тем не менее, его творчество представляется мне
своеобразным трамплином, ведущим к развитию и распространению джазовых
идей. Историк Билл Раерсон говорил, что «Джоплин сделал для регтайма то же,
что в своё время сделал Шопен для мазурки. Его мелодии были одновременно
мучительными и прекрасными серенадами, напоминали и болеро, и танго
одновременно».
Сьюзан Кёртис писала, что «музыка Джоплина совершила
революцию в американской культуре, освободив её от строгости и сдержанности
викторианской эпохи». Как один из первых чернокожих композиторов популярной
и классической музыки, Джоплин сумел проложить путь для последователей,
чтобы те смогли донести свою музыку до любой аудитории. Биограф Флойд Левин
отмечал, что «те немногие, кто осознаёт его величие, склоняют головы в печали,
так как он был королём композиторов регтайма, он был человеком, который
подарил Америке её национальную музыку».
Характеризуя период становления джаза, нельзя не сказать о Луи Армстронге,
первом гении в джазе. Его творчество выше всякого анализа. В своем творчестве
Армстронг как бы балансирует между всеобщим, массовым, почти расхожим – это
его база, и индивидуальным, самобытным – это он сам, творец. Рядовой художник
лишь выявляет существующие связи; великий же музыкант создает новые,
удивительные комбинации,
показывая нам
возможности гармоничного
соединения, казалось бы, разнородных элементов. Чувство мелодии у Армстронга
было исключительным, и вряд ли кто может объяснить, как зародился у него этот
дар и в чем заключалось его магическое воздействие. Заслуга Армстронга состоит
в том, что он превратил джаз из коллективной музыки в искусство сольной игры.
Известные солисты появлялись и до него – кларнетисты Лоренцо Тио и Альфонс
Пику, корнетисты Болден, Кеппард и другие, - но тогда соло было лишь случайным
элементом в исполнении ансамбля. Феномен Армстронга совершил переворот.
Молодые музыканты ясно видели, что только главный солист, а не просто рядовой
участник ансамбля имел шанс стать знаменитым, прославиться и, если повезет,
разбогатеть. Как бы там ни было, именно благодаря Армстронгу джаз стал прежде
всего искусством солистов.
Дюк Эллингтон (Эдвард Кеннеди Эллингтон) занимает в истории джаза
совершенно особое место. По воле судьбы ему выпала роль доказать своим
творчеством, что джаз - это не просто развлекательная музыка, а нечто гораздо
большее. По сути, именно Эллингтон, как пианист, аранжировщик, композитор,
руководитель оркестра, способствовал тому, что джазовое искусство по праву
заполнило свою значительную нишу в современной культуре. Здесь уместно будет
отметить, что искусство Эллингтона возвышается не только над таким локальным
понятием, как стиль, но и над всей культурой джаза. Композитор шел к созданию
произведений непреходящей ценности, опираясь на джазовые традиции, то есть
оставаясь целиком джазовым музыкантом. И, возможно, именно Эллингтон
своими многочисленными находками в
области джазовой композиции,
инструментовки, формы наметил путь к слиянию симфонических и джазовых
традиций.
Из опыта работы
Современные образовательные
программы
в
сфере музыкального
исполнительства предполагают знакомство с разными музыкальными стилями и
жанрами. Эстрадная и джазовая музыка вызывает особый интерес у современных
детей. Обращение к музыке джазового направления необходимо начинать уже с
младших классов. Педагогический репертуар, который используется в практике,
охватывает огромное количество пьес разных авторов. Круг произведений,
представленный в данной работе, ограничивается самыми популярными жанрами,
с которыми должны быть знакомы дети, играющие джаз: регтайм, буги-вуги,
баллада, джазовые этюды. Многолетняя практика преподавания подтвердила
необходимость этого. Уже в раннем возрасте ученики должны почувствовать
особенности джазового ритма, особенности фразировки и звукоизвлечения при
игре на фортепиано.
Джаз стал одним из самых ярких музыкальных направлений ХХ века. Он
прошел невиданно стремительный путь развития, в то время как развитие
классических жанров занимало целые века. Появившись на рубеже ХIХ и ХХ
веков в узкой социально-негритянской среде как музыка бытовая, он каждое
десятилетие щедро рождал новые стили, направления, дарил новые имена
выдающихся исполнителей, композиторов и достиг через 50-60 лет статус явления
интернационального, без которого сейчас мы просто не можем представить себе
культуру ХХ века.
Джаз – вид полуимпровизационного музыкального искусства. В основу джаза
положены европейская гармония, западноафриканский ритм и евро-африканская
мелодика. Характерным элементом исполнительской техники джаза является
swing, в переводе с английского – «качание, балансирование». Это состояние
достигается «триольными» длительностями. В результате несовмещения акцентов
мелодической и ритмической линии создается эффект «балансирования».
Для джазовой музыки характерен синкопированный ритм (перенос акцента с
сильной доли на слабую). Смещение акцентов с первой и третьей долей такта на
вторую и четвертую и носит название «off beat» («не в долю»). Техника «off beat»
пришла из африканской музыки. Для более полного ощущения «off
beat»
рекомендуется стучать ногой на вторую и четвертую доли такта – этот прием
способствует развитию координации и дает импульс движению вперед всей
музыкальной речи.
Регтайм
Он всегда легко узнаваем по своеобразному сочетанию четкого маршевого
ритма в левой руке и острой синкопированной мелодии с неожиданными
акцентами в правой руке. Регтайм родился во второй половине XIX века как жанр
игры на фортепиано и исполнялся негритянскими музыкантами. К 1897 году
Америку охватила регтаймовская лихорадка. А между 1900-1915 годами регтайм и
как фортепианный стиль и как танец занял доминирующее положение в поп-
музыке США. Его популярность была настолько велика, что стали проводиться
регулярные конкурсы регтайма, открывались школы обучения этому танцу,
издавались учебные пособия, и мода на него дошла даже до Европы. В 30-ые годы
ХХ века регтаймы стали писать для больших джазовых оркестров. Слово
«регтайм» в наши дни стало символом эпохи конца XIX начала XX века. Эта
музыка предназначалась специально для фортепиано. Тематический материал
регтаймов основан на маршах и европейских танцевальных мелодиях – вальсе,
мазурке, польке, менуэте. Техника регтайма основывается на стаккатных
звучаниях, жестких аккордах, на четких ритмических акцентах. Педаль в
регтаймах не используется.
Буги-вуги
Это своеобразная импровизация, которой характерна остинатная басовая
фигура в ритме «swing» (качание, балансировка). Детям довольно трудно
перестроится с игры произведений классического репертуара на джазовый. В этом
им очень помогут этюды и упражнения О. Питерсона. Очень важен четкий и
жесткий ритм в партии левой руки. Акценты выполняются на вторую и четвертую
доли такта. Темп должен быть очень быстрый. Педаль не используется.
Баллада
Это сольная песня, возникшая в афроамериканской среде под гитарный
аккомпанемент. Для них характерны песенное начало, тема несчастливой любви,
импровизационность, сочетающаяся с неизменными канонами музыкально-
поэтической структуры. Для полной передачи образа желательно исполнять эти
произведения в спокойном темпе, с минимальной педализацией, со «скрытой»
триольностью. В мелодии верхнего голоса нужно добиться легкого «non legato» в
звучании.
Джазовые этюды
Эти пьесы не ставят целью выполнения четкой технической задачи как в
классических этюдах. Они более художественные. При их исполнении надо
достичь точного темпа без ускорения и замедления. Все синкопированные ноты
несколько акцентируем. Одна из важных задач – развитие и укрепление слабых
пальцев обеих рук. Следует с самого начала обращать внимание ученика на точное
выполнение заданной аппликатуры.
Список использованной литературы
1.
Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера. – СПб., «Лань, Планета
музыки», 2007
2.
Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. – М.,
«Радуга», 1984
3.
Конен В. «Рождение джаза» – М., «Советский композитор», 1990
4.
Леонард Г. Джаз / Пер. с англ. Т. Новикова. – М., «Эксмо», 2012
5.
Овчинников Е. «История джаза», выпуск 1, – М., «Музыка», 1994