Автор: Румянцева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №18 с. Демарино
Населённый пункт: с. Демарино, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном
этапе
развития
общества,
вопросы
традиционного
взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую
проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится
к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо
воспитывать
экологическую
культуру
и
ответственность,
и
начинать
экологическое
воспитание
надо
с
дошкольного
возраста,
так
как
приобретённые именно в этот период знания могут преобразоваться в
дальнейшем в прочные убеждения.
С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к
растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют
жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной»
занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие
проявляется
особенно
утрированно.
Ведь
зачастую
родители
сами
показывают
своему
чаду
своё,
не
всегда
правильное
отношение
к
окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети
наносят вред природе и никакие объяснения взрослых
не помогают.
Связано это также незнанием дошкольниками правил взаимодействия с
объектами природы. Важность экологического воспитания для детей в
современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема
охраны
природы
становится
главной
проблемой.
Таким
образом,
актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед
педагогической
теорией
и
дошкольной
практикой
задачу
большой
экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в
духе
бережного
и
ответственного
отношения
к
природе,
защиты
и
возобновления природных богатств. ( Н.А.Кнященко, Н.К.Лейзеров, Коган и
др.)
Таким образом экологическое воспитание играет в современном мире
важную роль. Дошкольники, получающие определённые экологические
представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет
влияние
на
оздоровление
экологической
обстановки
с
втране,
и
соответственно в нашем крае.
Взаимодействие человека с природой
- чрезвычайно важный аспект
экологии, ставший основой к познанию ребёнком окружающего мира. Для
нас жителей села – нет на сегодняшний день важнее и актуальней задачи,
чем экологическое воспитание.
Экологическое воспитание
–сравнительно
новое
направление
дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного
предмета,
называвшегося
«Ознакомление
детей
с
природой».
Теоретические
основы
экологического
воспитания
дошкольников
представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.( И.А.
Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева).
Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного
детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей
можно
сформировать
начала
экологической
культуры-
осознанно-
правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы,
которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
(С.Н.Николаева).
Экологическое
образование
и
воспитание
,
которые
формируют
экологическое
сознание
человека
–
требуют
разработки
технологии
экологического воспитания, прежде всего в детском саду.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по
ознакомлению с природой? Прежде всего. детям нужно дать на всех
возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а
той, которая его окружает, «близко» к дошкольнику, которую он может
наблюдать день ото дня, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного
возраста
у
ребёнка
должна
сформироваться
система
этих
знаний,
отражающая взаимосвязи природных явлений. Ребёнок должен осознавать,
что каждое растение и животное – это живой организм. Старшему
дошкольнику
легче
установить
сходства,
чем
различия.
Они
ведут
идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они
двигаются,
питаются,
растут,
как
я
ит.д.).
Для
нормальной
жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе и т.д.
На примере конкретных растений и животных , опять же тех, которые
ребёнок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их
функционирования , зависимость строения организма от условий среды.
Поэтому в последние годы проблемой экологического образования
занимается большое количество дошкольных учреждений, создан ряд новых
программ.(«Юный эколог» С.Н.Николаева, «Мы» Н.Н.Кондратьева; «Наш дом
природа» Н.А.Рыжова).
Однако:
1.Ещё не выработан единый подход к целям и задачам экологического
образования
дошкольников,
как
первой
ступени
непрерывного
экологического образования, отбору его содержания;
2. Недостаточно разработана система критериев и диагностика результатов,
не определены пути и условия экологического образования ДОУ.
Поэтому мы попытались разработать технологию непрерывного
экологического
образования,
с
учётом
региональных
условий
и
адаптированную к условиям работы в логопедической группе МК ДОУ ОРВ д/
с
№18
«Ёлочка»
.Работа
ведётся
в
тесном
сотрудничестве
узкими
специалистами
ДОУ:
музыкальным
руководителем,
преподавателем
изобразительной деятельности, логопедом и воспитателями.
Цель
предполагаемой технологии – прививать основы экологической
культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и
неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи:
- Формирование у детей элементов экологического сознания (знания
экологического
содержания,
отражающие
ведущие
региональные
взаимосвязи природных явлений);
- Формирование у дтей практических навыков и умений в разнообразной
деятельности в природе (уход за растениями и животными
в уголке
природы, участие в природоохранной работе).
- Воспитание гуманного отношения к природе ( поведение и деятельность
детей в природе).
Воспитание осознанно- правильного отношения детей к природе будет
осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
1.Систематизировать и
определить содержание экологических знаний,
научит детей любить жизнь, природу, людей, себя.
2.Создать развивающую среду для успешного изучения предметов и явлений
в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
3.Подготовить педагогов: конкретизировать цели и задачи, определить
методы и приёмы.
4.Создать
условия
для
комплексного
использования
разных
видов
деятельности детей в природе.
Принципы отбора экологических знаний для составления технологии:
Принцип научности;
Принцип доступности;
Принцип системности;
Принцип воспитывающего и развивающего характера;
Принцип сезонности;
Принцип последовательности.
Основные идеи экологического воспитания:
Единство живого и неживого в природе;
Единство человека и природы.
Формы и методы используемые при составлении технологии:
Экологические занятия;
Экологические экскурсии;
Экологические праздники и викторины;
Экологические акции;
Обсуждение и проигрывание ситуации;
Трудовой десант;
Зелёный патруль;
Лаборатория юного эколога;
Ведение календаря природы;
Коллекционирование;
Выставки;
Экологические игры;
Экологические сказки;
Инсценировки;
Знакомство с художественной литературой;
Экологические проекты.
Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима
полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка
определённое воздействие уже с первы часов пребывания ребёнка в
детском саду. Важно, чтобы она стала развевающей т.н. обеспечивала
формирование активной самостоятельной деятельности.
Организация и оборудование природной зоны
в нашем детском саду
продуманы
так,
чтобы
обеспечить
непрерывный
целенаправленный,
практических подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой
проблеме, как охрана природы. Вся территория детского сада утопает в
зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берёз, черёмухи и сирени).
Очень много цветочных клумб разной формы с разными цветами. Так же мы
создали детский огород, в котором дети по руководством воспитателей
ухаживали за овощными и злаковыми культурами, наблюдали за ростом и
развитием растений от всодов до созревания плодов. Здеь же располагается
домик для хранения оборудования(лейки, грабли, лопатки). В укромном
уголке располагается «Царство царя Берендея».Где оформлены биозоны
озера
с
обитателями
(лягушки,
лебеди,
стрекозы);
лесная
поляна
с
растениями (трава, ягодники) и насекомыми (Бабочки, гусеницы, жуки), а так
же дом с домашними животными (кошки, собаки, коровы) – все они
выполнены
из
камней.
Рядом
находятся
лесопосадки,
полянки
с
дикорастущими растениями, сосновый лес, кустарники.
При оснащении групповой комнаты были созданы се условия для развития
любознательности детей. Для этого оформили уголок природы. Который,
включает в себя:
-
зелёную
зону
–
комнатные
растения:
фикус,
бальзамин,
фиалки,
сансевьера, бегония, папоротник (дети узнают условия роста и развития
растений, учатся ухаживать за ними).
- живой уголок-аквариум (наблюдают рыбками, любуются ими);
- окно для сезонного пейзажа (красивый пейзаж учит ребёнка видеть
прекрасное в окружающей природе);
Далее идёт диаграмма времён года (регулярные наблюдения детьми
сезонных явлений несут огромную смысловую нагрузку: учат определять
состояние погоды, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причину и
взаимосвязь);
- следующее окно посвящено пернатым кочевникам ( дети учатся узнавать и
называть осёдлых и перелётных птиц, условия их жизни);
- имеется у нас и место для детского творчества (рисунки, аппликации,
поделки из природного материала);
- далее расположении экспериментальная лаборатории «Почемучки» (мы
ставим опыты, учимся размышлять, обобщать результаты опытов, строить
гипотезы
и
проверять
их).
Задача
воспитателей
связать
результаты
исследовательской работы с практическим опытом детей уже имеющихся у
них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ
экологически грамотного , безопасного поведения в окружающей среде.
В образовательной зоне есть всё необходимое для проведения занятий и
работы с дидактическим материалом( Д/И: «сад и огород»; «Грибная
поляна»; «Что за чем»; «Что на дереве растёт» ит. Д.; диаграммы
«Возникновение мира»; «Природные зоны»; множество наборов различных
картинок животных, птиц, насекомых, грибов, цветов, растений)
В библиотеке
много книг о природе , энциклопедий, иллюстраций,
художественных книг о птицах, зверях, насекомых и т. д.
Мастерская
оборудована всем необходимым для конструирования из
природного материала (шишки, жёлуди, засушенные листья и цветы, кора,
веточки ит.д.)
Для
определения
первоначальных
экологических
знаний
нами
была
проведена экспериментальная работа с детьми старшей логопедической
группы (в-ль Румянцева Е.Г., логопед Зырянова О.Н.)Наш сад «Ёлочка»
работает по программе «Истоки» ( Л. А. Парамонова), а так же парциальной
программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева»Констатирующий эксперимент
был проведён : 10-14 октября 2011г.
Разработали
диагностику
опираясь
на
программу
«Юный
эколог»С.Н.
Николаевой.
Целью
констатирующего
эксперимента
являлось
определение
экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1 )Определить критерии уровня экологической воспитанности старших
дошкольников;
2) Подобрать диагностический материал и оборудование;
3) Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологических знаний:
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
- знания о временах года;
- отношение к миру природы.
Контрольные
задания
для
определения
уровня
сформированности
экологических знаний дошкольников.
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира
животных (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель:
определить
уровень
знания
характерных
особенностей
представителей мира животных.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (
проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного
мира.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой
природы.
Задание 4. Знание времён года (проводится маленьким подгруппами)
Цель: определить уровень знания времён года.
Задание
5.Экологическоеотношение
к
миру
природы
(проводиться
индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень экологически правильного отношения
миру
природы.
Результаты констатирующего эксперимента.
Имя
ребёнка
Уровень сформированности экологических
знаний
Отноше-
ние к
миру
природы
Общий
уровень
Мир
животных
Мир
растений
Неживая
природа
Времена
года
Таня
С-(8)
Н-(7)
С-(9)
С-(11)
С-(9)
С-(8,8)
Вика
С-(10)
С-(8)
С-(11)
В-(13)
С-(9)
С-(10,6)
Никита
Н-(6)
Н-(5)
С-(8)
С-(10)
Н- (7)
Н-(7,2)
Саша
С-(12)
В-(13)
В-(13)
С-(12)
С-(12)
С-(12,4)
Лиана
С-(8)
Н-(7)
С-(10)
С-(11)
С-(8)
С-(8,8)
Максим
С-(10)
С-(8)
С-(11)
С-(12)
С-(8)
С-(9,8)
Рустам
С-(9)
С-(8)
В-(13)
В-(13)
С-(9)
С-(10,4)
Средний
бал
С-(9)
С-(8)
С-(10,7)
С-(11,7)
С-(8,8)
%
С-6(85%)
Н-(15%)
В-1(15%)
С-3
(42,5%)
Н-3
(42,5%)
В-2(29%)
С-5(71%)
В-2(29%)
С-5(71%)
С-6(85%)
Н-1(15%)
Результаты констатирующего эксперимента.
С-6(85%) Н-1(15%)
Оценивая результаты диагностики констатируем: дошкольники показали в
основном средний уровень сформированности экологических знаний:
1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 9 баллов; (С-6 85%;Н-1
15%)
2.Уровень знаний о растительном мире – 8 баллов;(В-1 15%;С-3 42%; Н-3 42%)
3. Уровень знаний о неживой природе – 10,7 балла;(В-2 29%; С-5 71%)
4. Уровень знаний о временах года – 11, 7 балла; (В-2 29%; С-5 71%)
5.Отношение к миру природы- 8,8 балла (С-: 85%; Н- 1 15%)
Учитывая результаты диагностики был составлен план экологического
воспитания на 2011-2012 учебный год.
Сентябрь.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Грибное царство»
Конспект
Цикл наблюдений за птицами,
насекомыми (как готовятся к зиме)
С.Н.Николаева
Картотека
Экскурсии: «Первое путешествие»,
«Лесными тропами»
«Прогулки в природе» Дедулевич
Художественная литература
Труд в природе (сбор семян, сбор
овощей, уборка сухой травы)
Картотека
Чтение «Мир растений и грибов»
В.Ашаховский «Осень в лесу»
Д/В №6 -2002 г.
Естесствознание
Заучивание наизусть А.К.Толстой
«Осень»
Хрестоматия
Оформление уголка природы
Просмотр мультимедийных
презентаций «кто в лесу живёт»,
«Золотая осень»
Диск №1
Игры «С чьей ветки детки»,
« Что на дереве растёт»
Д/В №6-2012г.
Данные игры.
Октябрь.
Экологический праздник «Золотая осень» (см. приложение№3).
Ноябрь.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Перелётные птицы»
Конспект см. приложение №2
Цикл наблюдений за аквариумными
рыбками.
Картотека
Экскурсия «Поздняя осень в лесу»,
«В гости к берёзоньке»
Прогулки в природу М. Н. Дедулевич
Труд в природе (
укрывание многолетних
цветов мхом и листьями)
Картотека
Чтение «Засони» В Бианки
«Разграбленный склад»
«Рассказы» В Бианки
Естествознание
Заучивание наизусть (стих об осени)
Хрестоматия, сборник стихов
Коллективная работа «Осенний сад»
(композиция из засушенных
растений)
Мастерилка.
Рисование на осенние темы.
Изостудия
Просмотр мультимедийных
презентаций : «Осень наступила»,
«Время суток», «Живая, неживая
природа»
Диск №1.
Подвижные и дидактические игры
осенней тематики
Д/В №6 2011 г .
Картотека игр.
Декабрь.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Воздух и вода»
Конспект см. приложение №2
Цикл наблюдений и опытов с водой и
снегом
Картотека
Экскурсии «Пруд зимой», «Где снег
чище?»
«Прогулки в природу» Дедулевич
Картотека
Труд в природе : Размещение
кормушек для птиц.
С.Н.Николаева
Труд в уголке природы (
уход за
комнатными растениями: полив, рыхление
чистка; уход за рыбками)
Картотека
схемы
Чтение и рассматривание
иллюстраций о животных морских и
речных глубин,
Энциклопедии : «Тайны живой
природы», « Рыбы Российских рек»
Конструирование лодочек из бумаги
и коры. Рисование рек и озёр.
Изостудия.
Просмотр мультимедийных
презентаций : «Кто живёт на дне»,
«Зимняя сказка», «Явления неживой
природы»
Диск №2
Игры: «Кто, где живёт»,
«Экологический куб» ит. Д.
Игры. Картотека
Январь.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Зимние встречи»
Конспект см приложение №2
Цикл наблюдений за птицами, за
елью и сосной.
С.Н.Николаева
Картотека
Экскурсии: «в гости к берёзоньке», «В
лесу родилась ёлочка»
«Прогулки в природе» Дедулевич
Художественная литература
Труд в природе (подкормка птиц,
расчистка снега)
Картотека
Чтение «Где зимуют лягушки» В.
Танасийчук
В.Ашаховский «Зима в лесу»
Естествознание
Заучивание наизусть стихов о зиме
Картотека
Коллективная работа «Зимний лес»
(аппликация)
Изостудия
Просмотр мультимедийных
презентаций «Как звери спят»,
«Хищники»
Диск № 3
Игры «С чьей ветки детки»,
« Чьи следы»
Д/В №6-2012г.
Данные игры.
Труд в уголке природы
Февраль.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Зимующие птицы»
Конспект см приложение №2
Цикл наблюдений за посадками ( лук
Изготовление травянчиков.
С.Н.Николаева
Картотека
Экскурсии: «Следопыты», «Птицы и
животные в лесу»
«Прогулки в природе» Дедулевич
Художественная литература
Цикл опытов с воздухом
Картотека
Труд в природе (уход за растениями
и животными)
Картотека
Чтение «Кто сыт тому холод не
страшен»
А.Акимушкин
Д/В №6 -2002 г.
Естесствознание
Заучивание наизусть «Деревья
зимою»
Хрестоматия
Просмотр мультимедийных
презентаций «Зима», «Явлениф
неживой природы»
Диск №5
Игры «Каждую птицу на своё место»
« Что за чем»
Д/В №6-2012г.
Данные игры.
Март.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Мы- друзья природы»
Конспект, презентация
См приложение №2
Цикл наблюдений за ветками в вазе
С.Н.Николаева
Картотека
Экскурсии: «Первые вестники
весны», «Лесными тропами»
«Прогулки в природе» Дедулевич
Художественная литература
Труд в природе весенние посадки
«Огород на окне»
Картотека
Чтение «Тёплая струйка»
Скребицкий. «Грачи» Л. Симаго
Д/В №6 -2002 г.
Естествознание
Заучивание наизусть А.К.Толстой
«Осень»
Хрестоматия
Оформление уголка природы
Просмотр мультимедийных
презентаций «Звуки природы»,
«Весна», «водоёмы»
Диск № 3
Экологический КВН (с родителями)
См. приложение №3
Апрель.
Вид деятельности
Источник
Образовательная деятельность по
теме: «Весна идёт -весне дорогу»
Конспект см №2
Цикл наблюдений за насекомыми
С.Н.Николаева
Картотека
Экскурсии: «Мир похож на луг
цветной», (совместно с родителями)
«Прогулки в природе» Дедулевич
Художественная литература
Труд в природе (Огород на окне)
Картотека
Чтение «Горячая пора»
Скребицкий
Д/В №6 -2002 г.
Естествознание
Заучивание наизусть Стихов о весне
Хрестоматия
Рисование весенних пейзажей
Изостудия
Просмотр мультимедийных
презентаций «Кто солнышку рад»,
«Весна»
Диск № 3
Игры «С чьей ветки детки»,
« Что за чем»
Картотека.
Данные игры.
Май.
Экологический праздник «Земля – наш дом родной».
Ни одну воспитательную или образовательную работу нельзя решить без
взаимодействия
с
родителями.
Эффективному
сотрудничеству
способствовали следующие формы общения с семьёй :
-Организация тематической выставки «Цветущий сад для наших ребят»; --
Совместная экскурсия « Мир похож на луг цветной»;
- Анкетирование «Умеют ли ваши дети наблюдать»;
-Совместное коллекционирование «Уральские самоцветы», «Кто живёт на
дне морском»;
Системная работа с детьми, сотрудничество с семьёй позволили добиться
того, что все дети проявлять интерес к природе. Для того, чтобы определить
на сколько повысился уровень знаний с детей мы провели контрольный
эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного
комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни- по
повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы был использован тот
же диагностический материал . что и констатирующем эксперименте .
Контрольный эксперимент был проведён 14-18 мая 2012 г.
Результаты контрольного эксперимента.
Имя
ребёнка
Уровень сформированности экологических
знаний
Отноше-
ние к
миру
природы
Общий
уровень
Мир
животных
Мир
растений
Неживая
природа
Времена
года
Таня
В-(13)
С-(10)
С-(12)
В-(13)
С-(11)
С-(11,8)
Вика
В-(14)
В-(13)
В-(14)
В-(15)
В-(14)
В-(14,0)
Никита
С-(11)
С-(10)
С-(11)
С-(12)
С-(11)
С-(11,0)
Саша
В-(13)
В-(14)
В-(14)
В-(13)
В-(13)
В-(13,6)
Лиана
С-(11)
С-(9)
В-(13)
С-(11)
С-(12)
С-(11,2)
Максим
В-(15)
С-(12)
С-(12)
В-(14)
В-(14)
В-(13,4)
Рустам
В-(14)
В-(13)
В-(14)
В-(15)
В-(14)
В-(14,0)
Средний
бал
В-(13)
С-(11,5)
В-(12,8)
В-(13,2)
В-(13)
В-(12,7)
%
В-5(71%)
С-2(29%)
В-3(43%)
С-4(57%0
В-4(57%)
С-3(43%
В-5(71%)
С-2(29%)
В-4(57%)
С-3(43%)
Результаты контрольного эксперимента.
В-4 (58%) С-3 (42%)
Анализ
результата
диагностики
экологической
воспитанности
старших
дошкольников в контрольном эксперименте показывает:
-
Уровень
сформированности
экологических
знаний
и
экологически
правильного
отношения
к
миру
природы
повысился
по
всем
пяти
показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний и в
уровне экологического отношения к миру природы.
1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 13 баллов, больше на 4
балла В-5 (71%) С-2 (29%)
2.Уровень знаний о растительном мире – 11,5 балла, больше на 4,8 балла; В-
3 (43%) С-4 (57%)
3. Уровень знаний о неживой природе – 12,8, больше на 2,1 балла .В-4 (57%)
С-3(43%)
4. Уровень знаний о временах года – 13,2 балла, больше на 1.5 балла В-
5(71%) С-2 (29%)
5.Отношение к миру природы- 13 баллов, больше на 4,2 балла В-4(57%) С-
3(43%)
- Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и
экологически правильно отношения к миру у дошкольника показавшего в
констатирующем
эксперименте
низкий
результат
В
контрольном
эксперименте он показал средний уровень сформированности экологических
знаний и средний уровень экологически правильного отношения к миру
природы. Низкого результата нет, а вот на высокий уровень показали знания
четверо детей (58%), на средний- трое (42%).
Кроме того , заметно изменилось отношение детей группы к природным
объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в
сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и
явлениях природы, что в живой природе всё взаимосвязано между собой ,
что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что
организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении
растений, в поведении животных подчинена определённым законам, что
человек как часть природы, наделён сознанием , своим трудом активно
воздействует на природу.
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями живого уголка природы.
Все дети, которые испытывают активный интерес , желание , стремление
участвовать в работе , ухаживают за животными не только во время своего
дежурства, но и помогают друг другу в свободные дни.
На занятиях по экологии дети стали внимательными. Они с интересом
слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных
вопросов.
Знания
полученные
на
занятиях
дети
проверяют
в
самостоятельной
деятельности
на
основе
метода
проб
и
ошибок.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых,
как и в дидактической игре есть два начала: учебное –познавательное , и
игровое-
занимательное.
Игровой
мотив
усиливает
эмоциональную
значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в
играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов
становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к
птицам и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам
и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают,
что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет
любить, беречь и заботиться о природе будет зависеть его дальнейшее
существование на Земле.
Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня
экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в
ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.