Напоминание

Экологическое воспитание старших дошкольников


Автор: Румянцева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №18 с. Демарино
Населённый пункт: с. Демарино, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




История человечества неразрывно связана с историей природы. На

современном

этапе

развития

общества,

вопросы

традиционного

взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую

проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится

к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо

воспитывать

экологическую

культуру

и

ответственность,

и

начинать

экологическое

воспитание

надо

с

дошкольного

возраста,

так

как

приобретённые именно в этот период знания могут преобразоваться в

дальнейшем в прочные убеждения.

С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к

растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют

жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной»

занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие

проявляется

особенно

утрированно.

Ведь

зачастую

родители

сами

показывают

своему

чаду

своё,

не

всегда

правильное

отношение

к

окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети

наносят вред природе и никакие объяснения взрослых

не помогают.

Связано это также незнанием дошкольниками правил взаимодействия с

объектами природы. Важность экологического воспитания для детей в

современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема

охраны

природы

становится

главной

проблемой.

Таким

образом,

актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед

педагогической

теорией

и

дошкольной

практикой

задачу

большой

экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в

духе

бережного

и

ответственного

отношения

к

природе,

защиты

и

возобновления природных богатств. ( Н.А.Кнященко, Н.К.Лейзеров, Коган и

др.)

Таким образом экологическое воспитание играет в современном мире

важную роль. Дошкольники, получающие определённые экологические

представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет

влияние

на

оздоровление

экологической

обстановки

с

втране,

и

соответственно в нашем крае.

Взаимодействие человека с природой

- чрезвычайно важный аспект

экологии, ставший основой к познанию ребёнком окружающего мира. Для

нас жителей села – нет на сегодняшний день важнее и актуальней задачи,

чем экологическое воспитание.

Экологическое воспитание

–сравнительно

новое

направление

дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного

предмета,

называвшегося

«Ознакомление

детей

с

природой».

Теоретические

основы

экологического

воспитания

дошкольников

представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.( И.А.

Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева).

Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного

детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей

можно

сформировать

начала

экологической

культуры-

осознанно-

правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы,

которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

(С.Н.Николаева).

Экологическое

образование

и

воспитание

,

которые

формируют

экологическое

сознание

человека

требуют

разработки

технологии

экологического воспитания, прежде всего в детском саду.

Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по

ознакомлению с природой? Прежде всего. детям нужно дать на всех

возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а

той, которая его окружает, «близко» к дошкольнику, которую он может

наблюдать день ото дня, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного

возраста

у

ребёнка

должна

сформироваться

система

этих

знаний,

отражающая взаимосвязи природных явлений. Ребёнок должен осознавать,

что каждое растение и животное – это живой организм. Старшему

дошкольнику

легче

установить

сходства,

чем

различия.

Они

ведут

идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они

двигаются,

питаются,

растут,

как

я

ит.д.).

Для

нормальной

жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе и т.д.

На примере конкретных растений и животных , опять же тех, которые

ребёнок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их

функционирования , зависимость строения организма от условий среды.

Поэтому в последние годы проблемой экологического образования

занимается большое количество дошкольных учреждений, создан ряд новых

программ.(«Юный эколог» С.Н.Николаева, «Мы» Н.Н.Кондратьева; «Наш дом

природа» Н.А.Рыжова).

Однако:

1.Ещё не выработан единый подход к целям и задачам экологического

образования

дошкольников,

как

первой

ступени

непрерывного

экологического образования, отбору его содержания;

2. Недостаточно разработана система критериев и диагностика результатов,

не определены пути и условия экологического образования ДОУ.

Поэтому мы попытались разработать технологию непрерывного

экологического

образования,

с

учётом

региональных

условий

и

адаптированную к условиям работы в логопедической группе МК ДОУ ОРВ д/

с

№18

«Ёлочка»

.Работа

ведётся

в

тесном

сотрудничестве

узкими

специалистами

ДОУ:

музыкальным

руководителем,

преподавателем

изобразительной деятельности, логопедом и воспитателями.

Цель

предполагаемой технологии – прививать основы экологической

культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и

неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи:

- Формирование у детей элементов экологического сознания (знания

экологического

содержания,

отражающие

ведущие

региональные

взаимосвязи природных явлений);

- Формирование у дтей практических навыков и умений в разнообразной

деятельности в природе (уход за растениями и животными

в уголке

природы, участие в природоохранной работе).

- Воспитание гуманного отношения к природе ( поведение и деятельность

детей в природе).

Воспитание осознанно- правильного отношения детей к природе будет

осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

1.Систематизировать и

определить содержание экологических знаний,

научит детей любить жизнь, природу, людей, себя.

2.Создать развивающую среду для успешного изучения предметов и явлений

в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

3.Подготовить педагогов: конкретизировать цели и задачи, определить

методы и приёмы.

4.Создать

условия

для

комплексного

использования

разных

видов

деятельности детей в природе.

Принципы отбора экологических знаний для составления технологии:

Принцип научности;

Принцип доступности;

Принцип системности;

Принцип воспитывающего и развивающего характера;

Принцип сезонности;

Принцип последовательности.

Основные идеи экологического воспитания:

Единство живого и неживого в природе;

Единство человека и природы.

Формы и методы используемые при составлении технологии:

Экологические занятия;

Экологические экскурсии;

Экологические праздники и викторины;

Экологические акции;

Обсуждение и проигрывание ситуации;

Трудовой десант;

Зелёный патруль;

Лаборатория юного эколога;

Ведение календаря природы;

Коллекционирование;

Выставки;

Экологические игры;

Экологические сказки;

Инсценировки;

Знакомство с художественной литературой;

Экологические проекты.

Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима

полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка

определённое воздействие уже с первы часов пребывания ребёнка в

детском саду. Важно, чтобы она стала развевающей т.н. обеспечивала

формирование активной самостоятельной деятельности.

Организация и оборудование природной зоны

в нашем детском саду

продуманы

так,

чтобы

обеспечить

непрерывный

целенаправленный,

практических подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой

проблеме, как охрана природы. Вся территория детского сада утопает в

зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берёз, черёмухи и сирени).

Очень много цветочных клумб разной формы с разными цветами. Так же мы

создали детский огород, в котором дети по руководством воспитателей

ухаживали за овощными и злаковыми культурами, наблюдали за ростом и

развитием растений от всодов до созревания плодов. Здеь же располагается

домик для хранения оборудования(лейки, грабли, лопатки). В укромном

уголке располагается «Царство царя Берендея».Где оформлены биозоны

озера

с

обитателями

(лягушки,

лебеди,

стрекозы);

лесная

поляна

с

растениями (трава, ягодники) и насекомыми (Бабочки, гусеницы, жуки), а так

же дом с домашними животными (кошки, собаки, коровы) – все они

выполнены

из

камней.

Рядом

находятся

лесопосадки,

полянки

с

дикорастущими растениями, сосновый лес, кустарники.

При оснащении групповой комнаты были созданы се условия для развития

любознательности детей. Для этого оформили уголок природы. Который,

включает в себя:

-

зелёную

зону

комнатные

растения:

фикус,

бальзамин,

фиалки,

сансевьера, бегония, папоротник (дети узнают условия роста и развития

растений, учатся ухаживать за ними).

- живой уголок-аквариум (наблюдают рыбками, любуются ими);

- окно для сезонного пейзажа (красивый пейзаж учит ребёнка видеть

прекрасное в окружающей природе);

Далее идёт диаграмма времён года (регулярные наблюдения детьми

сезонных явлений несут огромную смысловую нагрузку: учат определять

состояние погоды, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причину и

взаимосвязь);

- следующее окно посвящено пернатым кочевникам ( дети учатся узнавать и

называть осёдлых и перелётных птиц, условия их жизни);

- имеется у нас и место для детского творчества (рисунки, аппликации,

поделки из природного материала);

- далее расположении экспериментальная лаборатории «Почемучки» (мы

ставим опыты, учимся размышлять, обобщать результаты опытов, строить

гипотезы

и

проверять

их).

Задача

воспитателей

связать

результаты

исследовательской работы с практическим опытом детей уже имеющихся у

них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ

экологически грамотного , безопасного поведения в окружающей среде.

В образовательной зоне есть всё необходимое для проведения занятий и

работы с дидактическим материалом( Д/И: «сад и огород»; «Грибная

поляна»; «Что за чем»; «Что на дереве растёт» ит. Д.; диаграммы

«Возникновение мира»; «Природные зоны»; множество наборов различных

картинок животных, птиц, насекомых, грибов, цветов, растений)

В библиотеке

много книг о природе , энциклопедий, иллюстраций,

художественных книг о птицах, зверях, насекомых и т. д.

Мастерская

оборудована всем необходимым для конструирования из

природного материала (шишки, жёлуди, засушенные листья и цветы, кора,

веточки ит.д.)

Для

определения

первоначальных

экологических

знаний

нами

была

проведена экспериментальная работа с детьми старшей логопедической

группы (в-ль Румянцева Е.Г., логопед Зырянова О.Н.)Наш сад «Ёлочка»

работает по программе «Истоки» ( Л. А. Парамонова), а так же парциальной

программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева»Констатирующий эксперимент

был проведён : 10-14 октября 2011г.

Разработали

диагностику

опираясь

на

программу

«Юный

эколог»С.Н.

Николаевой.

Целью

констатирующего

эксперимента

являлось

определение

экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1 )Определить критерии уровня экологической воспитанности старших

дошкольников;

2) Подобрать диагностический материал и оборудование;

3) Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.

Критерии сформированности экологических знаний:

- знания о мире животных;

- знания о растительном мире;

- знания о неживой природе;

- знания о временах года;

- отношение к миру природы.

Контрольные

задания

для

определения

уровня

сформированности

экологических знаний дошкольников.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира

животных (проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель:

определить

уровень

знания

характерных

особенностей

представителей мира животных.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (

проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного

мира.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой

природы.

Задание 4. Знание времён года (проводится маленьким подгруппами)

Цель: определить уровень знания времён года.

Задание

5.Экологическоеотношение

к

миру

природы

(проводиться

индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень экологически правильного отношения

миру

природы.

Результаты констатирующего эксперимента.

Имя

ребёнка

Уровень сформированности экологических

знаний

Отноше-

ние к

миру

природы

Общий

уровень

Мир

животных

Мир

растений

Неживая

природа

Времена

года

Таня

С-(8)

Н-(7)

С-(9)

С-(11)

С-(9)

С-(8,8)

Вика

С-(10)

С-(8)

С-(11)

В-(13)

С-(9)

С-(10,6)

Никита

Н-(6)

Н-(5)

С-(8)

С-(10)

Н- (7)

Н-(7,2)

Саша

С-(12)

В-(13)

В-(13)

С-(12)

С-(12)

С-(12,4)

Лиана

С-(8)

Н-(7)

С-(10)

С-(11)

С-(8)

С-(8,8)

Максим

С-(10)

С-(8)

С-(11)

С-(12)

С-(8)

С-(9,8)

Рустам

С-(9)

С-(8)

В-(13)

В-(13)

С-(9)

С-(10,4)

Средний

бал

С-(9)

С-(8)

С-(10,7)

С-(11,7)

С-(8,8)

%

С-6(85%)

Н-(15%)

В-1(15%)

С-3

(42,5%)

Н-3

(42,5%)

В-2(29%)

С-5(71%)

В-2(29%)

С-5(71%)

С-6(85%)

Н-1(15%)

Результаты констатирующего эксперимента.

С-6(85%) Н-1(15%)

Оценивая результаты диагностики констатируем: дошкольники показали в

основном средний уровень сформированности экологических знаний:

1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 9 баллов; (С-6 85%;Н-1

15%)

2.Уровень знаний о растительном мире – 8 баллов;(В-1 15%;С-3 42%; Н-3 42%)

3. Уровень знаний о неживой природе – 10,7 балла;(В-2 29%; С-5 71%)

4. Уровень знаний о временах года – 11, 7 балла; (В-2 29%; С-5 71%)

5.Отношение к миру природы- 8,8 балла (С-: 85%; Н- 1 15%)

Учитывая результаты диагностики был составлен план экологического

воспитания на 2011-2012 учебный год.

Сентябрь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Грибное царство»

Конспект

Цикл наблюдений за птицами,

насекомыми (как готовятся к зиме)

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Первое путешествие»,

«Лесными тропами»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе (сбор семян, сбор

овощей, уборка сухой травы)

Картотека

Чтение «Мир растений и грибов»

В.Ашаховский «Осень в лесу»

Д/В №6 -2002 г.

Естесствознание

Заучивание наизусть А.К.Толстой

«Осень»

Хрестоматия

Оформление уголка природы

Просмотр мультимедийных

презентаций «кто в лесу живёт»,

«Золотая осень»

Диск №1

Игры «С чьей ветки детки»,

« Что на дереве растёт»

Д/В №6-2012г.

Данные игры.

Октябрь.

Экологический праздник «Золотая осень» (см. приложение№3).

Ноябрь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Перелётные птицы»

Конспект см. приложение №2

Цикл наблюдений за аквариумными

рыбками.

Картотека

Экскурсия «Поздняя осень в лесу»,

«В гости к берёзоньке»

Прогулки в природу М. Н. Дедулевич

Труд в природе (

укрывание многолетних

цветов мхом и листьями)

Картотека

Чтение «Засони» В Бианки

«Разграбленный склад»

«Рассказы» В Бианки

Естествознание

Заучивание наизусть (стих об осени)

Хрестоматия, сборник стихов

Коллективная работа «Осенний сад»

(композиция из засушенных

растений)

Мастерилка.

Рисование на осенние темы.

Изостудия

Просмотр мультимедийных

презентаций : «Осень наступила»,

«Время суток», «Живая, неживая

природа»

Диск №1.

Подвижные и дидактические игры

осенней тематики

Д/В №6 2011 г .

Картотека игр.

Декабрь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Воздух и вода»

Конспект см. приложение №2

Цикл наблюдений и опытов с водой и

снегом

Картотека

Экскурсии «Пруд зимой», «Где снег

чище?»

«Прогулки в природу» Дедулевич

Картотека

Труд в природе : Размещение

кормушек для птиц.

С.Н.Николаева

Труд в уголке природы (

уход за

комнатными растениями: полив, рыхление

чистка; уход за рыбками)

Картотека

схемы

Чтение и рассматривание

иллюстраций о животных морских и

речных глубин,

Энциклопедии : «Тайны живой

природы», « Рыбы Российских рек»

Конструирование лодочек из бумаги

и коры. Рисование рек и озёр.

Изостудия.

Просмотр мультимедийных

презентаций : «Кто живёт на дне»,

«Зимняя сказка», «Явления неживой

природы»

Диск №2

Игры: «Кто, где живёт»,

«Экологический куб» ит. Д.

Игры. Картотека

Январь.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Зимние встречи»

Конспект см приложение №2

Цикл наблюдений за птицами, за

елью и сосной.

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «в гости к берёзоньке», «В

лесу родилась ёлочка»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе (подкормка птиц,

расчистка снега)

Картотека

Чтение «Где зимуют лягушки» В.

Танасийчук

В.Ашаховский «Зима в лесу»

Естествознание

Заучивание наизусть стихов о зиме

Картотека

Коллективная работа «Зимний лес»

(аппликация)

Изостудия

Просмотр мультимедийных

презентаций «Как звери спят»,

«Хищники»

Диск № 3

Игры «С чьей ветки детки»,

« Чьи следы»

Д/В №6-2012г.

Данные игры.

Труд в уголке природы

Февраль.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Зимующие птицы»

Конспект см приложение №2

Цикл наблюдений за посадками ( лук

Изготовление травянчиков.

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Следопыты», «Птицы и

животные в лесу»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Цикл опытов с воздухом

Картотека

Труд в природе (уход за растениями

и животными)

Картотека

Чтение «Кто сыт тому холод не

страшен»

А.Акимушкин

Д/В №6 -2002 г.

Естесствознание

Заучивание наизусть «Деревья

зимою»

Хрестоматия

Просмотр мультимедийных

презентаций «Зима», «Явлениф

неживой природы»

Диск №5

Игры «Каждую птицу на своё место»

« Что за чем»

Д/В №6-2012г.

Данные игры.

Март.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Мы- друзья природы»

Конспект, презентация

См приложение №2

Цикл наблюдений за ветками в вазе

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Первые вестники

весны», «Лесными тропами»

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе весенние посадки

«Огород на окне»

Картотека

Чтение «Тёплая струйка»

Скребицкий. «Грачи» Л. Симаго

Д/В №6 -2002 г.

Естествознание

Заучивание наизусть А.К.Толстой

«Осень»

Хрестоматия

Оформление уголка природы

Просмотр мультимедийных

презентаций «Звуки природы»,

«Весна», «водоёмы»

Диск № 3

Экологический КВН (с родителями)

См. приложение №3

Апрель.

Вид деятельности

Источник

Образовательная деятельность по

теме: «Весна идёт -весне дорогу»

Конспект см №2

Цикл наблюдений за насекомыми

С.Н.Николаева

Картотека

Экскурсии: «Мир похож на луг

цветной», (совместно с родителями)

«Прогулки в природе» Дедулевич

Художественная литература

Труд в природе (Огород на окне)

Картотека

Чтение «Горячая пора»

Скребицкий

Д/В №6 -2002 г.

Естествознание

Заучивание наизусть Стихов о весне

Хрестоматия

Рисование весенних пейзажей

Изостудия

Просмотр мультимедийных

презентаций «Кто солнышку рад»,

«Весна»

Диск № 3

Игры «С чьей ветки детки»,

« Что за чем»

Картотека.

Данные игры.

Май.

Экологический праздник «Земля – наш дом родной».

Ни одну воспитательную или образовательную работу нельзя решить без

взаимодействия

с

родителями.

Эффективному

сотрудничеству

способствовали следующие формы общения с семьёй :

-Организация тематической выставки «Цветущий сад для наших ребят»; --

Совместная экскурсия « Мир похож на луг цветной»;

- Анкетирование «Умеют ли ваши дети наблюдать»;

-Совместное коллекционирование «Уральские самоцветы», «Кто живёт на

дне морском»;

Системная работа с детьми, сотрудничество с семьёй позволили добиться

того, что все дети проявлять интерес к природе. Для того, чтобы определить

на сколько повысился уровень знаний с детей мы провели контрольный

эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного

комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни- по

повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Для определения эффективности проделанной работы был использован тот

же диагностический материал . что и констатирующем эксперименте .

Контрольный эксперимент был проведён 14-18 мая 2012 г.

Результаты контрольного эксперимента.

Имя

ребёнка

Уровень сформированности экологических

знаний

Отноше-

ние к

миру

природы

Общий

уровень

Мир

животных

Мир

растений

Неживая

природа

Времена

года

Таня

В-(13)

С-(10)

С-(12)

В-(13)

С-(11)

С-(11,8)

Вика

В-(14)

В-(13)

В-(14)

В-(15)

В-(14)

В-(14,0)

Никита

С-(11)

С-(10)

С-(11)

С-(12)

С-(11)

С-(11,0)

Саша

В-(13)

В-(14)

В-(14)

В-(13)

В-(13)

В-(13,6)

Лиана

С-(11)

С-(9)

В-(13)

С-(11)

С-(12)

С-(11,2)

Максим

В-(15)

С-(12)

С-(12)

В-(14)

В-(14)

В-(13,4)

Рустам

В-(14)

В-(13)

В-(14)

В-(15)

В-(14)

В-(14,0)

Средний

бал

В-(13)

С-(11,5)

В-(12,8)

В-(13,2)

В-(13)

В-(12,7)

%

В-5(71%)

С-2(29%)

В-3(43%)

С-4(57%0

В-4(57%)

С-3(43%

В-5(71%)

С-2(29%)

В-4(57%)

С-3(43%)

Результаты контрольного эксперимента.

В-4 (58%) С-3 (42%)

Анализ

результата

диагностики

экологической

воспитанности

старших

дошкольников в контрольном эксперименте показывает:

-

Уровень

сформированности

экологических

знаний

и

экологически

правильного

отношения

к

миру

природы

повысился

по

всем

пяти

показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний и в

уровне экологического отношения к миру природы.

1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 13 баллов, больше на 4

балла В-5 (71%) С-2 (29%)

2.Уровень знаний о растительном мире – 11,5 балла, больше на 4,8 балла; В-

3 (43%) С-4 (57%)

3. Уровень знаний о неживой природе – 12,8, больше на 2,1 балла .В-4 (57%)

С-3(43%)

4. Уровень знаний о временах года – 13,2 балла, больше на 1.5 балла В-

5(71%) С-2 (29%)

5.Отношение к миру природы- 13 баллов, больше на 4,2 балла В-4(57%) С-

3(43%)

- Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и

экологически правильно отношения к миру у дошкольника показавшего в

констатирующем

эксперименте

низкий

результат

В

контрольном

эксперименте он показал средний уровень сформированности экологических

знаний и средний уровень экологически правильного отношения к миру

природы. Низкого результата нет, а вот на высокий уровень показали знания

четверо детей (58%), на средний- трое (42%).

Кроме того , заметно изменилось отношение детей группы к природным

объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в

сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и

явлениях природы, что в живой природе всё взаимосвязано между собой ,

что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что

организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении

растений, в поведении животных подчинена определённым законам, что

человек как часть природы, наделён сознанием , своим трудом активно

воздействует на природу.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями живого уголка природы.

Все дети, которые испытывают активный интерес , желание , стремление

участвовать в работе , ухаживают за животными не только во время своего

дежурства, но и помогают друг другу в свободные дни.

На занятиях по экологии дети стали внимательными. Они с интересом

слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных

вопросов.

Знания

полученные

на

занятиях

дети

проверяют

в

самостоятельной

деятельности

на

основе

метода

проб

и

ошибок.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых,

как и в дидактической игре есть два начала: учебное –познавательное , и

игровое-

занимательное.

Игровой

мотив

усиливает

эмоциональную

значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в

играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов

становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к

птицам и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам

и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают,

что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет

любить, беречь и заботиться о природе будет зависеть его дальнейшее

существование на Земле.

Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня

экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в

ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.



В раздел образования