Авторы: Лаптева Нина Борисовна, Шестернина Галина Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР Д/с №72
Населённый пункт: г. Магнитогорска
Наименование материала: статья
Тема: Роль предметно – пространственной среды для развития сенсорных эталонов детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль предметно – пространственной среды для развития сенсорных
эталонов детей раннего возраста.
Лаптева Н.Б. Шестернина Г.А., МДОУ ЦРР Д/с №72 г. Магнитогорска,
воспитатели.
С рождения ребенок взаимодействует с окружающим миром. Именно в
раннем возрасте закладывается основа, которая будет способствовать
всестороннему развитию личности. Огромная роль в развитии ребенка
принадлежит сенсорному развитию.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование
представлений о свойствах предметов.
Чтобы ребенок усвоил сенсорные эталоны, важно создать необходимые
условия. Поэтому одной из главных задач ФГОС ДОО является создание
пространственной среды, которая будет способствовать развитию всех
сенсорных эталонов:
- развивать и обогащать чувственный опыт детей;
- развивать осязательное восприятие;
- вести просветительскую работу с родителями по вопросу сенсорного
развития детей.
Чтобы РППС была интересной и необычной, нужно учитывать цветовую
гамму, эстетику используемого дидактического материала. Подбирая
дидактические игры и пособия, руководствуемся тем, что учитываем
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Чем разнообразнее будет сенсорная среда, тем богаче у ребенка возможность
обследовать.
В нашей группе имеется дидактический стол для сенсорного развития. Там
есть пирамидки, шнуровки, вкладыши, игры с прищепками, наборы мозайки,
мешочки с разными наполнителями и т.д.
В группе раннего возраста должна быть зона «Песок – вода», где малыши с
большим удовольствием будут играть – экспериментировать, развивать
интеллектуальные способности.
В уголке «Ряженье» мы поместили предметы одежды разных цветов и
размеров. Играя, дети изучают и закрепляют основные цвета, учатся
сравнивать по размеру.
Сенсорное развитие входит в познавательную область, но прослеживается во
всех образовательных областях:
Физическое развитие (использование физкультурного оборудования разных
цветов);
Речевое развитие (больше разговаривать с детьми, описывая и сравнивая
свойства предметов);
Художественно - эстетическое развитие (рисование разными цветами,
использование пластилина разных цветов);
Социально – коммуникативное развитие (разные виды игр).
Большую роль в развитии сенсорных способностей имеют дидактические
игры. Так как все в мире ребенок познает через игру.
Формирование сенсорных эталонов у детей возможно только под
руководством взрослого.
Работа по сенсорному развитию осуществляется воспитателем во всех видах
деятельности и режимных моментах.
Чтобы ребенок лучше усвоил сенсорные эталоны, родители должны дома
закреплять полученные знания.