Автор: Богдашкина Ольга Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: г.Рузаевка Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД в урочной и внеурочной работе
Раздел: начальное образование
«Формирование УУД в урочной и внеурочной работе
в рамках новых ФГОС»
Обоснование актуальности и перспективности опыта
«Великая цель образования состоит
в тренировке, а не загружении ума;
обучении его использовать собственные мысли,
вместо того, чтобы заполнять коллекцией чужих».
Т. Эдвардс
Данное высказывание Трайона Эдвардса как нельзя лучше определяет
одну из важнейших задачу современной системы образования: развитие
творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование
прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение
интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности.
Одним из условий развития индивидуальных способностей является
построение образовательного процесса таким образом, чтобы он не выглядел
только как процесс поглощения и пережёвывания знаний. С позиции
ученика, это должно быть ещё и проживание собственных чувств,
проживание действий и той деятельности, которой он занят. Учитель с этих
позиций должен выглядеть не столько информатором, сколько соучастником
и вдохновителем, умеющим вести за собой, обладающий способностью
сопереживать, сострадать успехам и неудачам.
ФГОС
второго
поколения
также
диктуют
приоритетную
цель
школьного образования - развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать активным
субъектом образовательного процесса. Достижение этой цели становится
возможным благодаря формированию системы универсальных учебных
действий (УУД).
Для меня определилась задача изучения теоретических основ и
применения практических методик для формирования УУД с целью развития
индивидуальных способностей обучающихся в урочной работе.
Теоретическая база опыта
Стоит разобраться
с самим
понятием
«универсальные учебные
действия». Исходя из определения, делаем вывод, что под универсальными
учебными действиями понимается:
умение
учиться,
т.е.
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, с одной стороны,
и совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними
навыков
учебной
работы),
обеспечивающих
его
способность
к
самостоятельному
усвоению
новых
знаний
и
умений,
включая
организацию этого процесса, с другой стороны.
Универсальные учебные действия делятся на 4 группы:
Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах
и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира:
самоопределение,
смыслообразование,
нравственно-эстетическое
оценивание.
Эти действия позволяют сделать учение осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Личностные УУД формируются, когда:
учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации,
т.е.,
вопрос
направлен
непосредственно
на
формирование
интереса,
любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы
вы сделали…»;
учитель способствует возникновению личного, эмоционального
отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют
вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Для формирования личностных
универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды зaданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений и др.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной
и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,
контроля,
коррекции
своих
действий,
оценки
успешности
усвоения:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,
саморегуляция.
Регулятивные УУД формируются, когда:
учитель учит конкретным способам действия: планировать,
ставить
цель,
использовать
алгоритм
решения какой
‐
либо
задачи, оценивать
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов
действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности
являются
основными
составляющими
регулятивных
УУД,
которые
становятся базой для учебной деятельности.
Для
диагностики
и
формировaния
регулятивных
универсальных
учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
заучивание материала наизусть в классе;
«ищу ошибки».
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и
структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого
содержания:
общеучебные
универсальные
действия,
логические
универсальные действия, постановка и решение проблем.
Познавательные УУД формируются, когда:
учитель
говорит:
«Подумайте»;
«Выполните
задание»;
«Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Для диагностики и формирования познавательных
универсальных
учебных действий целесообразны следующие виды заданий
:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества:
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать
действия
друг
друга,
уметь
договариваться,
вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг
другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Таким образом, УУД данной группы следующие: планирование учебного
сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль,
коррекция.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
ученик учится отвечать на вопросы;
ученик учится задавать вопросы;
ученик учится вести диалог;
ученик учится пересказывать сюжет;
учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит:
«Слушаем внимательно».
Для
диагностики
и
формирования
коммуникaтивных
универсальных
учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Изучив теоретические основы, я сделала вывод о том, что необходимо
выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы
знаний, умений и компетенций, но и как процесс индивидуального развития
личности. В этой связи невозможно не согласиться со словами Э. Фромма:
«Образование помогает ребёнку понять свои потенциальные возможности».
Но для этого необходимо учитывать взаимосвязь уровня
сформированности универсальных учебных действий со следующими
показателями:
- состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Технология опыта
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него
материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа,
в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как
субъекта жизнедеятельности. На первый план при организации обучения
выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Технология системно-деятельностного подхода предполагает определённую
последовательность шагов на уроке. И учитывая то, что на каждом уроке
должно происходить формирование всех групп УУД, для себя определила
структуру урока, на каждом этапе которого имеют место методы, приёмы и
средства
обучения;
разнообразные
формы
организации
деятельности
обучающихся; деятельность самого учителя.
Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД
на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее
эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе
урока,
продумывать
систему
вопросов
и
заданий,
способствующих
формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для
ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на первом
этапе
урока
.
Планируя
каждый
урок,
придерживалась
методических
рекомендаций к его структуре и искала приёмы и формы работы, некоторые
из которых постараюсь описать.
1этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых
учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной
деятельности, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
в соответствии с принятыми нормами;
создаются
условия
для
возникновения
внутренней
потребности
включения в учебную деятельность;
устанавливаются тематические рамки.
Формируемые УУД на
этапе
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Приёмы
Эмоциональный настрой, оргмомент
Формы
Утренняя зарядка, доброжелательное приветствие,
стихи, рассказ притчи
Главное правило
Входить на урок с хорошим бодрым настроем,
начинать урок энергично.
Примеры эмоционального настроя:
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться.
Притча «Всё в твоих руках». «Жил мудрец, который знал всё. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он
спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». О чём эта притча, ребята?
Чему она нас учит?
Необычное приветствие «Здравствуйте». Учащиеся поочерёдно касаются
одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших и говорят:
«Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указательными)
большого
(средними) во всём (безымянными)
и везде (мизинцами).
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)».
- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на
парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно? Выскажите свои мысли.
В процессе проверки правильности расположения учебников и
школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у
обучающихся формируются регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Психологический настрой способствует формированию личностных
универсальных учебных действий.
2 этап.
Актуализация и фиксация индивидуального затруднения
в пробном учебном действии
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему
фиксированию в пробном учебном действии.
Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию
изученных
способов
действий,
достаточных
для
построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании
пробного учебного действия.
Формируемые УУД
Личностные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Методы, приёмы, средства
обучения;
формы
организации деятельности
учащихся;
педагогические
технологии
Различные виды опросов.
Метод ассоциаций, эффект удивления,
неожиданности, противоречивости
информации.
Педагогические технологии
Постановка проблемного вопроса,
организация проблемной ситуации
Приёмы
«Мозговой штурм», пресс-конференция,
«Лови ошибку», «Корзина идей», «Блиц»,
«Столкновение противоречий» и т.д.
Задачи учителя
Учитель организует осознание учащимися
внутренней
потребности
к
построению
учебных действий и фиксирование каждым из
них индивидуального затруднения в пробном
действии
.
Учитель,
создавая
проблемную
ситуацию,
обнаруживая
противоречивость
или
недостаточность знаний, вместе с детьми
определяет цель урока: «Что вы будете делать
с заданием, ведь в нём есть то, что вам
неизвестно?» (мы попробуем)
В начале урока стараюсь привлекать школьников к открытию новых
знаний. Мы часто вместе с детьми обсуждаем, для чего нужно то или иное
знание, как оно пригодится в жизни.
Приёмы актуализации знаний:
«Ассоциации» (изображения предметов, портреты, слова)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
(слова должны начинаться с букв данного слова, например, красота,
органичность, мама, фантазия, отдых, радость, тепло).
«Корзина идей». На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в
которую дети поместят всё, что классу известно по обсуждаемому вопросу
(можно проводить фронтально или индивидуально)
«Блиц». Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами,
названиями и т.д. Учащимся предлагается за ограниченное время объяснить
классу указанные данные.
«Мы шагаем». Дети выстраиваются на определённом расстоянии от доски,
шагают вперёд, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.
«Лови ошибку».
Объясняя материал, учитель допускает ошибку либо
ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками.
Ученикам необходимо исправить.
Приёмы фиксации затруднений и формулировки темы:
«Видеосюжет». Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после
просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет
обсуждаться на уроке.
«Волшебная коробка». Учащимся предлагается объяснить связь предметов,
изымаемых из коробки, с новой темой.
«Задания-загадки» (ребусы, задачи в стихах, кроссворды).
«Столкновение противоречий». Определи и докажи, где какая часть речи: (В)
пустую комнату, спорить (в)пустую; подняться (на)верх, прикрепить (на)верх
шеста.
.
3 этап. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и
причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и
знаково) место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом,
понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи
причину затруднения – те конкретные универсальные знания, которых
недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа
вообще.
Формируемые
УУД
на
этапе
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Методы, приёмы, средства
обучения;
формы
организации деятельности
учащихся;
педагогические
технологии
Проблемный диалог, технология
проблемного обучения.
Приёмы
«Составление алгоритма», «Слепая таблица»,
«Расшифруй» и т.д.
Задачи учителя
Учитель
организует
анализ
учащимися
возникшей
ситуации
и
на
этой
основе
выявление места и причины затруднения,
осознание
того,
в
чем
именно
состоит
недостаточность
их
знаний,
умений
или
способностей.
Учитель привлекает детей к открытию новых
знаний. Они вместе обсуждают, для чего
нужно
то
или
иное
знание,
как
оно
пригодится в жизни.
Примеры:
«Слепая таблица». Заполнить пробелы в частично пустой таблице
(алгоритме)
«Расшифруй». Расшифровать схематическую запись, прочитать
информацию, опираясь на схему.
4 этап.
Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход
будущих учебных действий:
ставят
цель
(целью
всегда
является
устранение
возникшего
затруднения),
строят план достижения цели, выбирают способ и средства.
Этим
процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий
диалог и т.д.)
Формируемые УУД на этапе
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Методы,
средства
обучения;
формы
организации
деятельности
учащихся;
педагогические технологии
Карта урока, интерактивные плакаты,
презентация.
Проектная деятельность, задания
типа: «Поставь вопросы, на которые ты
знаешь ответы».
Приёмы
«Разрешение парадоксов», «Тема в виде
проблемного вопроса», «Проблемная
ситуация», «Подводящий диалог» и т.д.
Задачи учителя
Учитель учит ребенка ставить цели и
искать пути их достижения, а также
решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется
совместный план действий.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной
мотивации, а также формированию универсальных учебных действий
является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-
либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя
потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает
тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается
мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная
ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.
Только в этом случае она является мощным источником мотивации их
познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.
Значит, прежде всего, на этом этапе урока необходимо создавать условия для
формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял,
что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий
диалог. Этот
метод
требует
последовательного
осуществления:
создание
проблемной
ситуации,
побуждение
к
формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок
проблемы;
Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации.
Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к
формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок
с целью вызвать интерес учащихся; приём «актуальности»).
Вместе с ребятами исследуем, как можно прийти к единому решению в
работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно
пути их решения.
Приёмы:
«Разрешение парадоксов». Давайте решим проблему, в чём противоречие в
этих высказываниях, и какое высказывание более верно или верны оба
высказывания.
«Тема в виде проблемного вопроса». Почему этих животных отнесли к
одному типу?
«Проблемная ситуация». Запишите ряд слов и по возможности объясните
правописание: семья, варенье, подъезд, вьюга, съёмка.
«Работа над понятием».
Объявляется тема урока, и учитель просит
объяснить значение слов (с использованием «Толкового словаря»). Тема
урока «Спряжение глаголов». Что такое спряжение? Какова будет цель
урока?
«Группировка». Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается разделить на
группы,
обосновывая.
Обоснованием
классификации
будут
внешние
признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
5 этап. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.
Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально
и
знаково
в
форме
эталона.
Далее
построенный
способ
действий
используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение,
уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление
возникшего ранее затруднения. В завершении организуется рефлексия
выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на
усвоение нового УУД.
Формируемые
УУД
на
этапе
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Методы,
средства
обучения;
формы
организации
деятельности
учащихся;
педагогические
технологии
Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская
деятельность.
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение
тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тренажёрами.
Применение энциклопедий, словарей,
справочников, ИКТ – технологий.
Приёмы
«Мини-рассказ», «Создай коллекцию»,
«Упрости», «Проблемный поиск», «Облака
мыслей»
Задачи учителя
Учитель подводит учащихся к построению
нового способа действий и формированию
умений его применять как при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так и при решении
задач такого класса или типа вообще
.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им
пригодятся
в
работе
с
информацией
-
пересказу,
составлению
плана,
способам
эффективного
запоминания,
знакомит
с
разными
источниками, используемыми для
поиска информации.
Примеры приёмов:
«Мини-рассказ». Составь мини-рассказ, используя термины из списка,
а также словосочетания «так как», «потому что», «следовательно».
«Упрости». Упростить предложения без потери смысла.
«Создай коллекцию». Собрать, оформить, описать коллекцию.
«Проблемный поиск». Найти информацию по проблемному вопросу.
6 этап.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма вслух.
Формируемые УУД на этапе
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Методы, средства обучения;
формы
организации
деятельности
учащихся;
педагогические технологии
Групповая, парная работа.
Работа с учебником, выполнение
тренировочных заданий.
Приёмы
«Аукцион», «Феномен», «Реклама»,
«Учимся сообща»
Задачи учителя
Учитель организует работу учащихся на
усвоение нового способа (фронтально, в
группах, в парах). Ведёт работу над
развитием памяти и мышления
На
этапах усвоения
содержания
приоритетную роль отвожу
обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в
процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально. Важно, чтобы
полученные результаты самостоятельной работы обсуждались коллективно.
Это создает условия для общения детей не только с учителем, но и друг с
другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения
слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать
позицию
собеседника).
При
общении
и
сотрудничестве
учащиеся
самостоятельно определяют и высказывают правила поведения (этические
нормы общения и сотрудничества). В процессе такой работы формируются
умения:
контролировать,
оценивать
свои
действия
и
вносить
соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы
учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели использую
различные
методические
приёмы:
организация
целенаправленного
наблюдения; анализ объектов с различных точек зрения; предложение
заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение
данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную
основу; обсуждение различных способов действий. При этом дети учатся
правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и
критичности своих действий.
Примеры:
«Аукцион». Проводится по аналогии с настоящим аукционом. «Лот» -
это объект. Идёт его продажа – кто больше знает об объекте, тот его
«покупает».
«Феномен» - приём работы над грамотностью письма. Учитель заранее
в тексте выделяет маркером определённые сочетания букв или слов,
терминов, понятий (ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ). После даёт ученику читать несколько
раз. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в
сознании факт.
«Реклама».
Учитель
предлагает
прорекламировать
предмет.
На
подготовку 5-7 минут.
«Учимся сообща» (работа в группах, парах)
7этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма
работы:
учащиеся
самостоятельно
выполняют
изучаемое
УУД
и
осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В
завершении
организуется
рефлексия
хода
реализации
контрольных
процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для
каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в
дальнейшее освоение знаний.
Формируемые
УУД
на
этапе
Личностные
Регулятивные
Методы,
средства
обучения;
формы
организации
деятельности учащихся;
педагогические
технологии
Используются самоконтроль, взаимоконтроль
Приёмы
«Цифровой диктант», «Буквенный диктант»,
«Соответствие фактов и понятий»
«Творческий тест»
Задачи учителя
Учителю необходимо организовать
самостоятельное выполнение учащимися
типовых заданий на новый способ действия;
организовать самопроверку учащимися своих
решений по эталону; создать (по возможности)
ситуацию успеха для каждого ребенка; для
учащихся, допустивших ошибки, предоставить
возможность выявления причин ошибок и их
исправления
Примеры:
«Математический диктант вида «да (нет)». Самопроверка (+--+-++).
«Буквенный диктант».
По первым буквам ответов должно получиться
задуманное слово.
«Соответствие фактов и понятий». Соотношение реального факта с
обобщающим словом. Соедини линиями
«Творческий тест». Впиши пропущенное слово, закончи предложение,
дай ответ на вопрос, творческие задания.
- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.
8этап.
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний
и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.
Формируемые
УУД
на
этапе
Познавательные
Регулятивные
Методы,
средства
обучения;
формы
организации
деятельности
учащихся;
педагогические
технологии
Групповая, парная работа.
Взаимопомощь, работа по памяткам.
Приёмы
«Свои примеры», «Почини цепочку»,
«Кроссворд», «Магический квадрат»,
«Перфокарты», «Компас».
Задачи учителя
Учитель должен выявить и зафиксировать
границы применимости нового знания и научить
использовать его в системе изученных ранее
знаний; довести его до уровня
автоматизированного навыка при необходимости
организовать подготовку к изучению следующих
разделов курса; повторить учебное содержание,
необходимое для обеспечения содержательной
непрерывности.
Примеры:
«Повторяем с контролем». Ученики составляют вопросы к изученному на
уроке материалу.
«Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому
материалу. Класс может быть разбит на группы.
«Почини цепочку». Задание на определение и восстановление логической
связи между написанными в определённом порядке словами и действиями.
Например, расставить правильно этапы работы (воспроизвести алгоритм
действий).
«Кроссворд». Решить
9 этап.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное действие, организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В
завершении соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется
степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Формируемые
УУД
на
этапе
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Методы, приёмы, средства
обучения;
формы
организации деятельности
учащихся;
педагогические
технологии
Самоанализ, самонаблюдение, размышление,
самооценка.
Приёмы
Опрос-итог, «Азбука», составление синквейна
Задачи учителя
Учитель организует рефлексию и самооценку
учениками собственной учебной деятельности
на уроке; намечает цели дальнейшей
деятельности и определяет задания для
самоподготовки (домашнее задание с
элементами выбора, творчества)
На уроках большое внимание уделяю самопроверке школьниками
своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.
Примеры закрепления:
«Опрос-итог». В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к
рефлексии урока. Можно скомбинировать опрос – итог с интересным
фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное.
«Азбука». Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать
как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с
изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой.
Побеждает группа с самым длинным списком.
«Синквейн».
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор
выражает
свое
отношение
к
проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2
строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка –
три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое
предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка
– резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор
выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Примеры рефлексии:
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево,
благодаря
которому
каждый
из
вас
может
показать
пользу
или
бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы
остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошёл
хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок ничего
нового не принёс – зелёные листочки.
«Всё в твоих руках». На листе бумаги обводят левую руку. Каждый
палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение:
большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы
Мизинец – для меня было недостаточно…
Мною описана небольшая часть приёмов и методов работы над УУД,
которые я использовала на своих уроках. Если описанный вид работы
относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды
УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что все УУД тесно
взаимосвязаны и их формирование
происходит на всех этапах урока.
Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только
предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.
Анализ результативности
В ходе работы над данной темой я отслеживала результаты
сформированности
УУД у своих учеников, предлагая им для работы
метапредметные контрольные задания. Результаты представлены в таблице:
УУД
Уровни
Высокий
Повышенный
Базовый
Низкий
Класс
2
3
4
2
3
4
2
3
4
2
3
4
Регулятивные
14
%
17
%
32
%
24
%
20
%
36
%
38
%
45
%
23
%
24
%
18
%
9%
Познавательные
33
34
36
14
18
23
10
22
24
43
26
17
%
%
%
%
%
%
%
%
%
%
%
%
Коммуникативн
ые
29
%
28
%
45
%
4%
18
%
23
%
48
%
38
%
18
%
19
%
16
%
14
%
Диаграмма. Регулятивные УУД
2015
2018
0
5
10
15
20
25
30
35
40
Низкий
Базовый
Повышенный
Высокий
Диаграмма. Познавательные УУД
2015 г.
2018 г.
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
Низкий
Базовый
Повышенный
Высокий
Диаграмма. Коммуникативные УУД
2015 г.
2018 г.
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
Низкий
Базовый
Повышенный
Высокий
Определение уровня личностных УУД происходило с помощью анкеты
по оценке уровня школьной мотивации Лусканова
(
цель
:
выявление
мотивационных предпочтений в учебной деятельности) и анкеты «Что такое
хорошо и что такое плохо» (цель: выявление нравственных представлений
учеников).
Диаграмма. Личностные УУД
2015 г.
2018 г.
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
Низкий
Базовый
Повышенный
Высокий
Анализируя
результаты
мониторинга,
можно
проследить
положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей
стали более развиты общение, желание творить, не останавливаться на
достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий
деятельностного типа, современных методов и приемов способствует
развитию универсальных учебных действий.
Таким образом, я для себя определила главные составляющие успеха
каждого урока: доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа,
внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание
ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных
ошибок,
поощрение
к
самостоятельной
мыслительной
деятельности,
уместный юмор или небольшое историческое отступление. Главным в своей
работе с обучающимися считаю создание ситуации успеха, комфортных
условий для оптимального развития каждого ребёнка на основе поддержки
его способностей, интересов, склонностей, повышение статуса ученика,
значимости
его
«вкладов»
в
решение
общих
задач;
направленность
педагогического процесса на развитие его личности, познавательных
способностей. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание,
творческую инициативу, познавательный интерес.
Именно эти основы, на мой взгляд, помогают раскрывать способности
каждого ученика. Это те методы, приёмы и средства, которые я стараюсь
применять на своих уроках.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность,
осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации использую
различные формы: экскурсии, внеклассные мероприятия,
олимпиады,
конкурсы,
соревнования,
исследования.
Внеурочная
деятельность
предусматривает
формирование
регулятивных действий через разучивание игр, введения правил, через
организацию
продуктивных
видов
деятельности,
сотрудничества.
При формировании познавательных универсальных действий происходит
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности,
творчества;
развитие
познавательной
инициативы.
Во
внеурочную
деятельность включены задания на поиск лишнего, сравнение, анализ,
синтез, работа со словарями, развивающими заданиями. Работа по научно-
познавательному направлению включает в себя экскурсии, работу в детской
библиотеке,
изучение
«вежливых»
наук
через
анализ
прочитанных
произведений, инсценирование сказок, ситуаций, разрешение проблем.
Коммуникативные
учебные
действия
обеспечивают
социальную
компетентность и учёт позиции партнёров по общению или деятельности;
умение
слушать
и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми.
Формирование
коммуникативных
учебных
действий
во
внеурочной
деятельности спланировано через совместные мероприятия с родителями:
День знаний, День Учителя, День Матери, Новый год, День защитника
Отечества, 8 Марта, День Победы, интеллектуальные игры и конкурсы.
Итак, успешное обучение в начальной школе невозможно без
формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят
существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так
как являются общеучебными, то есть не зависят от конкретного содержания
предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой
содержания занимает в этом процессе свое место.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть
учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя –
это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно
использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.