Напоминание

"Музыкальные занятия в дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ


Автор: Литвинова Тереза Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №88 "Радуга"
Населённый пункт: РСО-Алания г. Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальные занятия в дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольное образование.

Автор: Литвинова Тереза Владимровна

Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ д/с№88

Населённый пункт: г.Владикавказ

Наименование материала: статья

Тема: Музыкальные занятия в ДОУ с детьми с ОВЗ

Тема: Музыкальные занятия в дошкольном учреждении

с детьми с ОВЗ

Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать

словами выдающегося педагога В.А.Сухомлинсского: «Дети должны

жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,

творчества».

Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы и

рассказать, как я осуществляю организацию музыкальных занятий

с дошкольниками в условиях инклюзивного образования.

Актуальность

В связи с реформой системы

образования, одним из главных

направлений

является

обеспечение

условий

доступного

образования для всех детей, в том числе, и для детей с

ограниченными возможностями здоровья. Об этом сказано в законе

«Об образовании в РФ».

Дети с ОВЗ ,как и нормативные дети, имеют право на воспитание и

обучение.

Проблема

Внедрение инклюзивного образования в России вызвало ряд

трудностей. Не все детские сады готовы полностью обеспечить

пребывание детей с ОВЗ,

В связи с тем

что там полностью отсутствует необходимое

медицинское сопровождение, нет специальных условий, педагоги не

имеют должной психолого-педагогической подготовки, не владеют

специальными

методиками

воспитания

и

обучения.

С

такой

проблемой столкнулась и я, когда в 2012г у нас открылись 2

инклюзивные группы, а позднее в 2014г – группа кратковременного

пребывания для детей со сложной структурой дефекта.

В вопросах методики обучения музыке детей с ОВЗ большинство

авторов

опирается

на

известные

педагогические

концепции

известных педагогов ( Карл Орф, Марии Монтессори) и лишь в

небольшой части работ освещается практический опыт такого

обучения

(Ильи

Евтушенко,

Татьяна

Юдовина-

Гальперина).Особенности

проведения

музыкальных

занятий

с

дошкольниками в условиях инклюзивного образования остаются

практически не исследованными. И у меня возникла потребность в

изучении соответствующей литературы и прохождении курсов.

Воспитательно-образовательный процесс

Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном

учреждении

строится

в

соответствии

с

целями

и

задачами

комплексной образовательной программы дошкольного образования

«Детство».

Раздел

«Музыкальное

воспитание»

планируется

с

использованием парциальных программ:

- танцевально-игровая гимнастика «Са – Фи - Дансе» /Ж. Фирилёва,

Е. Сайкина/

- программам по ритмической пластике «Ритмическая мозаика»

/А.Буренина/

-программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

/Т.Э. Тютюнникова/

-программа

«

Музыкальное

воспитание

в

детском

саду»

/М.Б.Зацепина/

В группах для детей с ОВЗ использую программу Е. А. Екжановой,

Е. А. Стребелевой

«Коррекционно-развивающее

обучение

и

воспитание».

Эта Программа предназначена для проведения коррекционно-

педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет,

имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах

50-69).

В ней выделены шесть разделов:

«Здоровье»,

«Социальное развитие»,

«Физическое развитие и физическое воспитание»,

«Познавательное развитие»,

«Формирование деятельности»,

«Эстетическое развитие».

В разделе «Эстетическое развитие» рассматриваются такие виды

детской

деятельности,

как

музыкальное

воспитание

и

театрализованная деятельность.

Диагностика

Для того чтобы правильно организовать процесс развития

музыкально-творческих способностей детей, мне необходимо знать

исходный уровень их психического и интеллектуального развития. В

связи с этим ежегодно провожу двухразовый мониторинг во всех

возрастных группах в начале и конце года. В дальнейшем, опираясь

на его результаты, стараюсь использовать индивидуально-

дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Перед вами результаты мониторинга детей подготовительной

инклюзивной группы по разделам: слушание музыки, пение,

ритмопластика за 2 года. Из приведённой диаграммы мы видим,

что уровень развития детей возрастает.

Этому способствовала индивидуальная и подгрупповая работа с

детьми,

систематическое использование различных приёмов воздействия

(наглядного, словесного и т.д.).

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий позволяет

более целенаправленно проводить обучение, ориентируясь на

индивидуальный темп усвоения ребенком материала, что помогает

несколько выравнивать уровень музыкального развития всех детей в

группе, «подтягивая» отстающих и не сдерживая активности,

инициативы других детей.

Направление занятий

Занятия провожу согласно расписанию два раза в неделю по 30

минут и включают в себя следующие направления:

1.

Слушание музыки;

2.

Пение;

3.

Музыкально-ритмические движения и танцы;

4.

Игра на музыкальных инструментах;

5.

Театральная деятельность и музыкальные игры.

Виды занятий

В зависимости от количественного состава детей занятия могут

подразделяться на различные виды:

фронтальные – со всей группой;

занятия по подгруппам (групповые) – 6–8 человек;

индивидуальные;

Фронтальные занятия являются основной формой обучения детей.

Они

проводятся

с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

возможностей детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия

проводятся с детьми, которые не успевают усваивать программный

материал или пропустили много занятий из-за болезни. На

индивидуальных занятиях у детей закрепляются основные умения и

навыки

в

музыкальной

деятельности.

Фронтальные

занятия

проводятся 2 раза в неделю (в дневные часы), индивидуальные —

один раз в неделю с каждым ребенком примерно по 10—12 мин (в

утренние часы).

Содержание занятий

По содержанию занятия бывают:.

типовые (или традиционные), которые включает в себя все

виды музыкальной деятельности детей (слушание музыки,

исполнительство,

творчество)

и

предполагает

последовательное их чередование;

доминантные, это занятие с одним преобладающим видом

музыкальной деятельности или занятие, направленное на

развитие

у

детей

какой-либо

одной

музыкальной

способности

(чувства

ритма,

ладового

чувства,

звуковысотного слуха и др.);

тематические, определяются наличием одной конкретной

темы;

комплексные,

включают в себя не только разные виды

музыкальной деятельности, но и разные виды искусства –

музыку, поэзию, театр, изобразительное искусство и др.;

интегрированные,

здесь

может

быть

представлено

содержание разных образовательных областей. Выступая во

взаимосвязи и взаимозависимости, образовательные области

дополняют, обогащают друг друга, вместе «работают» на

раскрытие темы, художественного образа или жизненного

явления.

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Музыкальные занятия занимают важное место в системе

коррекционно-педагогической работы в нашем детском саду. Их

особенностью является то, что в процессе организации и проведения

занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития,

так и коррекционно-развивающие:

-Слушание музыки способствует развитию слухового внимания,

активизирует эмоции

-Пение способствует активизации речевого развития и

слухоречевого внимания, воспитывает умение действовать сообща в

коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать

песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным

сопровождением);

-В процессе танцев у детей совершенствуется моторика,

координация движений, развивается произвольность движений,

невербальные коммуникативные способности.

-Игра на музыкальных инструментах является составной частью

музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных

инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с

другом, формируются чувство партнерства и произвольная

организация собственной деятельности, что так необходимо детям с

ОВЗ.

-музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей

развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется

взаимодействие различных анализаторов.

-Театрализованная деятельность вызывает у детей желание

взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Театрализованные

виды деятельности особенно значимы для реализации у детей

скрытых возможностей и индивидуальных способностей,

стимулирует формирование позитивной самооценки и

положительных личностных качеств.

Режим занятий учитывает возможность их проведения музыкальным

руководителем совместно как с воспитателем, так и с учителем-

дефектоло-гом, педагогом-психологом, что позволяет учителю-

дефектологу участвовать в организации театрализованной

деятельности детей .

Цель моей деятельности - помочь детям с ОВЗ активно войти в

мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей,

формировать коммуникативные навыки посредством основных

видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на

основе закрепления лексических тем.

Задачи:

1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников,

формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными

произведениями.

2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех

компонентов устной речи.

4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения

речью.

5. Развитие слухового внимания и памяти.

6. Формирование просодических компонентов речи: речевого

дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале

фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических

распевок, народных закличек.

7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие

грамматического строя речи.

8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое

овладение детьми возрастных нормативов речи.

9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения,

внимания, памяти, мышления.

Среди проблем детей с ОВЗ можно назвать:

непроизвольность движений;

боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

речевые нарушения или отсутствие речи;

замкнутость, не активность детей;

Особенность работы с такими детьми состоит:

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в

стимуляции элементарной активности у ребенка;

не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных

вокализаций, простейших звукоподражаний;

не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к

танцевальному творчеству.

Работа по музыкальному развитию детей с ограниченными

возможностями здоровья состоит: в развитии элементарных

вокализаций,танцевальных движений, активности у ребенка,

простейших звукоподражаний.

Слушание

Дети с ОВЗ не могут слушать произведение до конца. Для того,

чтобы привлечь внимание детей к слушанию,

использую наглядный материал, иллюстрации к музыке, альбом с

изображением музыкальных инструментов. Слушание музыки

используется в сочетании с двигательной активностью. Дети

любят имитировать игру на воображаемых инструментах: скрипке,

балалайке, баяне при прослушивании соответствующей

музыки.Дети с ОВЗ на это хорошо откликаются. Таким образом,

вызываю интерес к инструментальной музыке, развиваю тембровый

слух

Пение

При выборе песенного репертуара исхожу не только из доступности

литературного текста, но принимаю во внимание характер, строение

мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей с ОВЗ,

их вокальным возможностям, общему уровню музыкального

развития. Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в исполнении

песни, предлагаю ему подыграть на детском музыкальном

инструменте во время проигрыша или изобразить с помощью

игрушки того, о ком поётся в песенке, вызывая желание участвовать

в пении.

Инструментальное музицирование

В рамках инклюзии инструментальное музицирование

используется мною практически во всех видах музыкальной

деятельности. Детям предлагаю выбрать любимый инструмент и

включить его в процесс исполнения классической и народной

музыки, то есть подыграть. Дети с ОВЗ с большим интересом и

желанием берут в руки яркие звонкие бубенцы, кастаньеты,

колокольчики, ложки.

Музыкально-ритмические движения

В качестве танцев выбираются элементарные движения, которые

исполняются под соответствующие музыкальные произведения.

Такие произведения должны быть мелодичными, легко

запоминаться, обладать фиксированным ритмом, а также содержать

в себе концентрированную жизненную энергию.

Из своего опыта и своих наблюдений могу сказать, что

у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и с

умственной отсталостью наблюдается неустойчивость внимания,

повышенная отвлекаемость, слабая концентрация, что создаёт

трудности в организации слушания музыки на занятии. У детей

данной категории слабо выражена музыкально-слуховая

дифференциация – детям сложно дается различение звуков по

динамике и длительности. В работе с такими детьми

делаю акцент на использование игровых приёмов, словесных

методов и методов наглядного обучения.

Работая с детьми с нарушением слуха , следует предусмотреть

возможность использования на занятиях слухового

аппарата.Музыкальные занятия с такими детьми чаще всего

провожу в игровой форме, с введением какого-либо персонажа. Дети

с нарушением слуха с интересом участвуют в ансамблевом

музицировании на музыкально-шумовых инструментах. Здесь

главная задача – научить детей вовремя вступать, ждать нужного

момента для окончания игры, Самым сложным для таких детей

является вокализация и пение.

Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения

осуществляется преимущественно словесными методами, поскольку

у данной категории детей, именно слуховое восприятие является

центральным. Для детей с нарушением зрения пение является тем

видом музыкальной деятельности, в котором они могут достигнуть

положительных результатов.

В ходе проведения музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, не

зависимо от вида и структуры музыкальных занятий, учитываю

особенности психического развития детей с ОВЗ, наблюдаю за их

вниманием и заинтересованностью, чтобы вовремя переключить их

на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия.

Применяю разнообразную форму проведения занятий, чередую

разные виды деятельности. Это помогает сохранить заинтересован-

ность детей, не допустить их переутомления.

Музыкальный репертуар подбираю совместно со специалистами,

учитывая возраст детей, уровень речевого развития и

индивидуальные особенности каждого ребёнка. Музыкальный

репертуар подбираю так, чтобы он нравился детям и был

доступным.

Главным и самым важным на моих занятиях является атмосфера,

которая создается особым качеством общения равных партнеров —

детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать

игровым.

Дети любят играть, я стараюсь, чтобы каждый раздел на

музыкальном занятии проходил в игровой форме. Тогда все

элементы легко вписываются в процесс занятия и приносят большой

эмоциональный заряд и профилактическую пользу.

Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в

наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами

деятельности и физически очень устают.

Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, дети с

удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они

готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на

других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать

во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать

действиям окружающих.

Хотелось бы отметить, что вся моя работа строится в тесном

контакте со специалистами доу.

Проблему воспитания и обучения детей с особыми

образовательными потребностями мы стараемся решать комплексно

совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом,

педагогом-психологом, социальным педагогом, инструктором по

физическому воспитанию, тьюторами и воспитателями.

При построении системы коррекционной работы в нашем детском

саду совместная деятельность специалистов спланирована так, что

педагоги строят свою работу с детьми не обособленно, а углубляя, и

дополняя друг друга.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического

процесса возможно успешное формирование личностной готовности

детей с нарушениями развития к школьному обучению,

социализации и адаптации их в обществе.



В раздел образования