Автор: Литвинова Тереза Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №88 "Радуга"
Населённый пункт: РСО-Алания г. Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальные занятия в дошкольном учреждении с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Дошкольное образование.
Автор: Литвинова Тереза Владимровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№88
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальные занятия в ДОУ с детьми с ОВЗ
Тема: Музыкальные занятия в дошкольном учреждении
с детьми с ОВЗ
Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать
словами выдающегося педагога В.А.Сухомлинсского: «Дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы и
рассказать, как я осуществляю организацию музыкальных занятий
с дошкольниками в условиях инклюзивного образования.
Актуальность
В связи с реформой системы
образования, одним из главных
направлений
является
–
обеспечение
условий
доступного
образования для всех детей, в том числе, и для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Об этом сказано в законе
«Об образовании в РФ».
Дети с ОВЗ ,как и нормативные дети, имеют право на воспитание и
обучение.
Проблема
Внедрение инклюзивного образования в России вызвало ряд
трудностей. Не все детские сады готовы полностью обеспечить
пребывание детей с ОВЗ,
В связи с тем
что там полностью отсутствует необходимое
медицинское сопровождение, нет специальных условий, педагоги не
имеют должной психолого-педагогической подготовки, не владеют
специальными
методиками
воспитания
и
обучения.
С
такой
проблемой столкнулась и я, когда в 2012г у нас открылись 2
инклюзивные группы, а позднее в 2014г – группа кратковременного
пребывания для детей со сложной структурой дефекта.
В вопросах методики обучения музыке детей с ОВЗ большинство
авторов
опирается
на
известные
педагогические
концепции
известных педагогов ( Карл Орф, Марии Монтессори) и лишь в
небольшой части работ освещается практический опыт такого
обучения
(Ильи
Евтушенко,
Татьяна
Юдовина-
Гальперина).Особенности
проведения
музыкальных
занятий
с
дошкольниками в условиях инклюзивного образования остаются
практически не исследованными. И у меня возникла потребность в
изучении соответствующей литературы и прохождении курсов.
Воспитательно-образовательный процесс
Воспитательно-образовательный процесс в нашем дошкольном
учреждении
строится
в
соответствии
с
целями
и
задачами
комплексной образовательной программы дошкольного образования
«Детство».
Раздел
«Музыкальное
воспитание»
планируется
с
использованием парциальных программ:
- танцевально-игровая гимнастика «Са – Фи - Дансе» /Ж. Фирилёва,
Е. Сайкина/
- программам по ритмической пластике «Ритмическая мозаика»
/А.Буренина/
-программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»
/Т.Э. Тютюнникова/
-программа
«
Музыкальное
воспитание
в
детском
саду»
/М.Б.Зацепина/
В группах для детей с ОВЗ использую программу Е. А. Екжановой,
Е. А. Стребелевой
«Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание».
Эта Программа предназначена для проведения коррекционно-
педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет,
имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах
50-69).
В ней выделены шесть разделов:
«Здоровье»,
«Социальное развитие»,
«Физическое развитие и физическое воспитание»,
«Познавательное развитие»,
«Формирование деятельности»,
«Эстетическое развитие».
В разделе «Эстетическое развитие» рассматриваются такие виды
детской
деятельности,
как
музыкальное
воспитание
и
театрализованная деятельность.
Диагностика
Для того чтобы правильно организовать процесс развития
музыкально-творческих способностей детей, мне необходимо знать
исходный уровень их психического и интеллектуального развития. В
связи с этим ежегодно провожу двухразовый мониторинг во всех
возрастных группах в начале и конце года. В дальнейшем, опираясь
на его результаты, стараюсь использовать индивидуально-
дифференцированный подход к каждому ребёнку.
Перед вами результаты мониторинга детей подготовительной
инклюзивной группы по разделам: слушание музыки, пение,
ритмопластика за 2 года. Из приведённой диаграммы мы видим,
что уровень развития детей возрастает.
Этому способствовала индивидуальная и подгрупповая работа с
детьми,
систематическое использование различных приёмов воздействия
(наглядного, словесного и т.д.).
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий позволяет
более целенаправленно проводить обучение, ориентируясь на
индивидуальный темп усвоения ребенком материала, что помогает
несколько выравнивать уровень музыкального развития всех детей в
группе, «подтягивая» отстающих и не сдерживая активности,
инициативы других детей.
Направление занятий
Занятия провожу согласно расписанию два раза в неделю по 30
минут и включают в себя следующие направления:
1.
Слушание музыки;
2.
Пение;
3.
Музыкально-ритмические движения и танцы;
4.
Игра на музыкальных инструментах;
5.
Театральная деятельность и музыкальные игры.
Виды занятий
В зависимости от количественного состава детей занятия могут
подразделяться на различные виды:
•
фронтальные – со всей группой;
•
занятия по подгруппам (групповые) – 6–8 человек;
•
индивидуальные;
Фронтальные занятия являются основной формой обучения детей.
Они
проводятся
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия
проводятся с детьми, которые не успевают усваивать программный
материал или пропустили много занятий из-за болезни. На
индивидуальных занятиях у детей закрепляются основные умения и
навыки
в
музыкальной
деятельности.
Фронтальные
занятия
проводятся 2 раза в неделю (в дневные часы), индивидуальные —
один раз в неделю с каждым ребенком примерно по 10—12 мин (в
утренние часы).
Содержание занятий
По содержанию занятия бывают:.
•
типовые (или традиционные), которые включает в себя все
виды музыкальной деятельности детей (слушание музыки,
исполнительство,
творчество)
и
предполагает
последовательное их чередование;
•
доминантные, это занятие с одним преобладающим видом
музыкальной деятельности или занятие, направленное на
развитие
у
детей
какой-либо
одной
музыкальной
способности
(чувства
ритма,
ладового
чувства,
звуковысотного слуха и др.);
•
тематические, определяются наличием одной конкретной
темы;
•
комплексные,
включают в себя не только разные виды
музыкальной деятельности, но и разные виды искусства –
музыку, поэзию, театр, изобразительное искусство и др.;
•
интегрированные,
здесь
может
быть
представлено
содержание разных образовательных областей. Выступая во
взаимосвязи и взаимозависимости, образовательные области
дополняют, обогащают друг друга, вместе «работают» на
раскрытие темы, художественного образа или жизненного
явления.
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Музыкальные занятия занимают важное место в системе
коррекционно-педагогической работы в нашем детском саду. Их
особенностью является то, что в процессе организации и проведения
занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития,
так и коррекционно-развивающие:
-Слушание музыки способствует развитию слухового внимания,
активизирует эмоции
-Пение способствует активизации речевого развития и
слухоречевого внимания, воспитывает умение действовать сообща в
коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать
песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным
сопровождением);
-В процессе танцев у детей совершенствуется моторика,
координация движений, развивается произвольность движений,
невербальные коммуникативные способности.
-Игра на музыкальных инструментах является составной частью
музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных
инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с
другом, формируются чувство партнерства и произвольная
организация собственной деятельности, что так необходимо детям с
ОВЗ.
-музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей
развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется
взаимодействие различных анализаторов.
-Театрализованная деятельность вызывает у детей желание
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Театрализованные
виды деятельности особенно значимы для реализации у детей
скрытых возможностей и индивидуальных способностей,
стимулирует формирование позитивной самооценки и
положительных личностных качеств.
Режим занятий учитывает возможность их проведения музыкальным
руководителем совместно как с воспитателем, так и с учителем-
дефектоло-гом, педагогом-психологом, что позволяет учителю-
дефектологу участвовать в организации театрализованной
деятельности детей .
Цель моей деятельности - помочь детям с ОВЗ активно войти в
мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей,
формировать коммуникативные навыки посредством основных
видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на
основе закрепления лексических тем.
Задачи:
1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников,
формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными
произведениями.
2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех
компонентов устной речи.
4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения
речью.
5. Развитие слухового внимания и памяти.
6. Формирование просодических компонентов речи: речевого
дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале
фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических
распевок, народных закличек.
7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие
грамматического строя речи.
8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое
овладение детьми возрастных нормативов речи.
9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения,
внимания, памяти, мышления.
Среди проблем детей с ОВЗ можно назвать:
непроизвольность движений;
боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
речевые нарушения или отсутствие речи;
замкнутость, не активность детей;
Особенность работы с такими детьми состоит:
не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в
стимуляции элементарной активности у ребенка;
не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных
вокализаций, простейших звукоподражаний;
не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к
танцевальному творчеству.
Работа по музыкальному развитию детей с ограниченными
возможностями здоровья состоит: в развитии элементарных
вокализаций,танцевальных движений, активности у ребенка,
простейших звукоподражаний.
Слушание
Дети с ОВЗ не могут слушать произведение до конца. Для того,
чтобы привлечь внимание детей к слушанию,
использую наглядный материал, иллюстрации к музыке, альбом с
изображением музыкальных инструментов. Слушание музыки
используется в сочетании с двигательной активностью. Дети
любят имитировать игру на воображаемых инструментах: скрипке,
балалайке, баяне при прослушивании соответствующей
музыки.Дети с ОВЗ на это хорошо откликаются. Таким образом,
вызываю интерес к инструментальной музыке, развиваю тембровый
слух
Пение
При выборе песенного репертуара исхожу не только из доступности
литературного текста, но принимаю во внимание характер, строение
мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей с ОВЗ,
их вокальным возможностям, общему уровню музыкального
развития. Если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в исполнении
песни, предлагаю ему подыграть на детском музыкальном
инструменте во время проигрыша или изобразить с помощью
игрушки того, о ком поётся в песенке, вызывая желание участвовать
в пении.
Инструментальное музицирование
В рамках инклюзии инструментальное музицирование
используется мною практически во всех видах музыкальной
деятельности. Детям предлагаю выбрать любимый инструмент и
включить его в процесс исполнения классической и народной
музыки, то есть подыграть. Дети с ОВЗ с большим интересом и
желанием берут в руки яркие звонкие бубенцы, кастаньеты,
колокольчики, ложки.
Музыкально-ритмические движения
В качестве танцев выбираются элементарные движения, которые
исполняются под соответствующие музыкальные произведения.
Такие произведения должны быть мелодичными, легко
запоминаться, обладать фиксированным ритмом, а также содержать
в себе концентрированную жизненную энергию.
Из своего опыта и своих наблюдений могу сказать, что
у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и с
умственной отсталостью наблюдается неустойчивость внимания,
повышенная отвлекаемость, слабая концентрация, что создаёт
трудности в организации слушания музыки на занятии. У детей
данной категории слабо выражена музыкально-слуховая
дифференциация – детям сложно дается различение звуков по
динамике и длительности. В работе с такими детьми
делаю акцент на использование игровых приёмов, словесных
методов и методов наглядного обучения.
Работая с детьми с нарушением слуха , следует предусмотреть
возможность использования на занятиях слухового
аппарата.Музыкальные занятия с такими детьми чаще всего
провожу в игровой форме, с введением какого-либо персонажа. Дети
с нарушением слуха с интересом участвуют в ансамблевом
музицировании на музыкально-шумовых инструментах. Здесь
главная задача – научить детей вовремя вступать, ждать нужного
момента для окончания игры, Самым сложным для таких детей
является вокализация и пение.
Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения
осуществляется преимущественно словесными методами, поскольку
у данной категории детей, именно слуховое восприятие является
центральным. Для детей с нарушением зрения пение является тем
видом музыкальной деятельности, в котором они могут достигнуть
положительных результатов.
В ходе проведения музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, не
зависимо от вида и структуры музыкальных занятий, учитываю
особенности психического развития детей с ОВЗ, наблюдаю за их
вниманием и заинтересованностью, чтобы вовремя переключить их
на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия.
Применяю разнообразную форму проведения занятий, чередую
разные виды деятельности. Это помогает сохранить заинтересован-
ность детей, не допустить их переутомления.
Музыкальный репертуар подбираю совместно со специалистами,
учитывая возраст детей, уровень речевого развития и
индивидуальные особенности каждого ребёнка. Музыкальный
репертуар подбираю так, чтобы он нравился детям и был
доступным.
Главным и самым важным на моих занятиях является атмосфера,
которая создается особым качеством общения равных партнеров —
детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать
игровым.
Дети любят играть, я стараюсь, чтобы каждый раздел на
музыкальном занятии проходил в игровой форме. Тогда все
элементы легко вписываются в процесс занятия и приносят большой
эмоциональный заряд и профилактическую пользу.
Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в
наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами
деятельности и физически очень устают.
Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, дети с
удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они
готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на
других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать
во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать
действиям окружающих.
Хотелось бы отметить, что вся моя работа строится в тесном
контакте со специалистами доу.
Проблему воспитания и обучения детей с особыми
образовательными потребностями мы стараемся решать комплексно
совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом,
педагогом-психологом, социальным педагогом, инструктором по
физическому воспитанию, тьюторами и воспитателями.
При построении системы коррекционной работы в нашем детском
саду совместная деятельность специалистов спланирована так, что
педагоги строят свою работу с детьми не обособленно, а углубляя, и
дополняя друг друга.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического
процесса возможно успешное формирование личностной готовности
детей с нарушениями развития к школьному обучению,
социализации и адаптации их в обществе.