Напоминание

Духовно-нравственное воспитание в ДОУ


Автор: Соловушкова Оксана Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по ВОР
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 39
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите “Добрый день”,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков.

Актуальность.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда

формируются

ощущения

собственных

возможностей,

потребность

в

самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире,

добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается

с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда

обращаемся к впечатлениям детства: это дрожание кружев молодых листьев

березы,

и

родные

напевы,

восход

солнца,

и

журчанье

весенних

ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

педагогической задачей. И, какие нравственные качества разовьются у ребенка,

зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и социума. В настоящее время в

обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным воспитанием

человека. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не

духовно-нравственными ценностями. На второй план отодвигаются доброта,

порядочность, сопереживание.

Неслучайно выдающийся польский педагог Я. Корчак писал: «Всё, что

творится в грязном мире взрослых, существует в мире детей, где можно найти

представителей всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам

и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти

взрослых» [1].

Родители должны быть «проводниками» культуры, традиций и ценностей

для ребёнка. Но часто получается иначе. Взрослые, увлечённые решением

материальных вопросов, забывают о живом человеческом общении с ребёнком,

так

необходимом

ему.

Поэтому

дети

превращаются

в

заложников

компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно

влияют на их нервную систему и психику. Это проявляется в том, что дети

становятся возбуждёнными, агрессивно настроенными и не испытывают

интереса к окружающему миру. Всё это может вызвать необратимые

последствия, которые на более поздних этапах жизненного пути ребёнка

негативно проявятся в его поведении, поступках, суждениях, отношении к

миру.

Изучив актуальность данной проблемы, мы пришли к выводу, что особое

внимание

необходимо

уделять

духовно-нравственному

воспитанию

дошкольников.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей,

строится по «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная

область

«Социально-коммуникативная»

и

по

парциальной

программе

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л.

Князева,

М.Д.

Маханёва.

Теоретическую

основу

программы

составили

положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения

детей

к

непреходящим

общечеловеческим

ценностям,

а

также

идеи

выдающихся русских философов о значении личностной культуры для

духовно-нравственного и патриотического развития человека. Мы считаем

необходимым первоначально дать детям понятие о том, что приобщение детей

к народной культуре является средством формирования у них патриотических

чувств и развития духовности. [2]

Каждый

ребёнок

неповторим,

обладает

только

ему

свойственными

индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и

способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей,

важно знать и учитывать, духовный мир, интересы и потребности детей, а

также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.

Дошкольники,

прежде

всего,

должны

усвоить

понятия

о

добре,

доброжелательности, отзывчивости, справедливости. И наша задача научить

детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло,

чуткость и равнодушие.

Духовный,

творческий

патриотизм

надо

прививать

с

раннего

детства.

Патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он

прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи

патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к

Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит

духовное самоопределение.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет цель

формирование

у

детей

гуманного

отношения

к

окружающему

миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система

обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и

праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в

условиях специально организованной предметно-пространственной среды.

Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их

представлений об истории и традициях страны, восприятии общечеловеческих

ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их

привлекают к беседам, рассуждениям на темы нравственности.

В нашем детском саду мы реализуем следующие воспитательные задачи

нравственной направленности:

Формирование в детях способность сопереживать.

Познакомить детей с православными праздниками, показать их тесную и

органическую связь с жизнью, объяснить основы духовности русского

народа и пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.

Расширить знания дошкольников о культуре и истории родной страны.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих

воспитательных направлений:

Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом

читают сказки, стихотворения, рассказы, потешки, прибаутки и заклички.

Обсуждаются

поступки,

черты

характера

героев

произведений.

Литература для совместного чтения с дошкольниками всегда содержит

элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит

ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-

семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и

т. д.

Беседы

выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций,

поступков людей.

Поскольку у дошкольников недостаточно развито

восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалов для начала

беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с

эмоциональными состояниями персонажей, фотографии («Чти всегда

следы прошлого», «Быт и основные занятия русских людей», «Из

истории мужской и женской одежды», «Русский самовар и чаепитие на

Руси»).

Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух»

это

надо

запомнить

и

осознать

с

раннего

детства. Духовно-

нравственное воспитание состоит, в том числе и в привитии детям

здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся

через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть

пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов (спортивные

развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «Я космонавтом стать

хочу, пусть меня научат»).

Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении

детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на

субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ.

Развитию

уважения

к

ручному

труду

способствуют

занятия

по

изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на

праздник 8 Марта и др.

(конкурс творческих работ «Этих дней не

смолкнет Слава», «Удивительное рядом», «Чудеса в лукошке», конкурс

открыток «Поздравительная открытка любимому городу», конкурс

поздравительных открыток «Лучшее поздравление маме» посвящённое

Дню матери, конкурс, посвящённый Дню Победы «Они сражались за

Родину» групповые газеты «Наши отважные папы»).

Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе

вневременные человеческие ценности. Художественные произведения

(картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А

музыкальные произведения развивают способность детей сопереживать,

глубже

воспринимать

эмоции.

Духовно-нравственное

воспитание

осуществляется

во

время

просмотра

фильмов

и

мультфильмов,

посещения концертного зала, театра или музея. Встреча с интересными

людьми проходила в музее им. Радищева. Посещение кинотеатра:

просмотр

мультфильмов

«Князь

Владимир»,

«Каша

из

топора»,

«Крепость: щитом и мечом», «Необыкновенное путешествие Серафимы»,

«Сказка о Петре и Февронии», «Белка и Стрелка», художественный

фильм «Марья искусница», «Сказка о Мальчише Кибальчише».

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в

детском саду. Младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать

поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель

использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтобы показать

малышам сценку, в младшей и средней группе ребята изучают книжные

иллюстрации, видеоролики, репродукции картин. С воспитанниками

старшей и подготовительной к школе группе педагоги обсуждают

абстрактные образы, прогнозируют возможные результаты и последствия

поступков. Дети 5–7 лет с интересом участвуют в этических беседах о

дружбе, уважении, заботе о ближнем. В течение 2017-2018 учебного года

старшие дошкольники показали малышам спектакли: в ноябре р.н.с.

«Колобок», в октябре р.н.с. «Репка», в марте р.н.с. «Теремок», в мае р.н.с.

«Курочка Ряба».

Детство – это время приобретения знаний об окружающем мире,

формирования

нравственности,

образования

навыков

и

привычек

правильного поведения. Именно в дошкольном возрасте происходят

накопление

нравственного

опыта,

самоопределение

и

становление

самосознания. Развитие личности ребёнка будет гармоничным только в

том случае, если все приобретаемые знания, формируемые умения и

навыки,

складывающееся

мировоззрение,

усваиваемые

формы

индивидуальной и социальной активности будут пронизаны духовно-

нравственным подтекстом.[3]

Воспитательно-образовательный процесс педагоги в нашем ДОУ

организуют так, чтобы он не был перегружен назидательностью,

содержал доступный, понятный детям информационный материал,

который при необходимости

можно

сократить или

расширить

в

зависимости от возраста, индивидуальных особенностей.

Обращение

к

истории

русского

народа,

его

декоративно-

прикладному искусству стало традиционным в ДОУ для использования в

практике

духовного

и

патриотического

развития

дошкольников.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего

детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, в доступной

форме знакомим детей с культурой, традициями и прошлым страны,

прививаем любовь к Родине и своему народу.

1. Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных

эмоций, обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе с

детьми мы используем игры нравственного и духовно-нравственного

содержания: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Исправь ошибку!»

(национальные

куклы

одеты

неправильно),

«Знаешь

ли

ты?»

(достопримечательности нашего города), «Вежливые слова», «Волки и

овцы», и т.д.

2.

Создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный

подъем

и

сформировать

праздничную

культуру

помогают

нам

тематические праздники. Подготовка к празднику вызывает у детей

интерес, на основе которого формируются их нравственные качества.

Подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение,

формируют художественный вкус, сплачивает всех участников.

Православные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки,

Красная Горка, весенне-летние игрища и забавы, Осенины, Святая Пасха,

Веснянка.

Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества,

Международный женский день, День Победы, День знаний, День города и

др.

Международные: День защиты детей, Международный женский день,

День матери.

3. Дошкольный возраст очень важен для становления личности. Именно в

этот период важно прививать малышам любовь к природе своего родного

края, вызывать интерес к его культурным ценностям, социальным

объектам.

В

этом

нам

помогают

экскурсии,

которые

регулярно

организуются в нашем дошкольном учреждении:

экскурсии обзорные и тематические: (сентябрь экскурсия в городской

парк; экскурсия в библиотеку по запланированной тематике; ноябрь

экскурсия в пожарную часть);

военно-исторические и производственные (два раза в год муниципальное

учреждение «Центр военно-патриотического воспитания молодежи и

подростков

«Набат»

посещают

ДОУ

с

передвижной

экспозицией

«Балаковцы в годы ВОВ»; май экскурсия к обелиску боевой славы).

городские, загородные, музейные экскурсии (экскурсии в музей им.

Радищева; им. В.И.Чапаева; краеведческий музей г. Балаково).

Целевые прогулки (по городу, парку)

Данный вид деятельности способствует формированию у воспитанников

ДОУ нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает

эмоциональную отзывчивость.

4. Познакомить детей со спецификой труда взрослых способствует

проведение вечеров встреч с интересными людьми, ветеранами труда. Дети

получают

возможность

послушать

рассказы

гостей,

задать

вопросы,

рассмотреть

форменную

одежду,

приборы

или

специальные

атрибуты,

необходимые в работе.

Один раз в год дети выступают с концертной

программой в Доме Ветеранов. (Сценка «Зелёный огонёк» сентябрь 2013;

«Концерт посвящённый Дню Победы» май 2016 г.). В течение двух лет

педагоги

приглашают

в

детский

сад

священнослужителей

(беседы

«Православные праздники традиции и обычаи», «Добро и зло»).

5. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя

заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего

народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у

детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный,

творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как

отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом,

порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти,

всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как

жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что

пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

В детском саду создан мини-музей «Русская изба». Коллектив детского

сада в течение года собирал предметы быта, наиболее часто упоминающиеся в

русских сказках: коромысло, лапти и т.д., изготавливали атрибуты, активное

участие приняли и родители воспитанников.

Посещая музей, дети знакомятся с русскими народными традициями и

обычаями, обрядовыми праздниками, с таинственным языком символических

образов народного декоративного искусства. У дошкольников появляется

интерес к историческому прошлому народа, желание и умение применять

полученные знания в продуктивном творчестве. Стало традицией показ сказок

драматизаций для малышей в музее «Русская изба» старшими дошкольниками.

Было проведено открытое мероприятие воспитателем Масловой В.В. «Не

красна изба углами, а красна пирогами», воспитатели Лихолетова Т.В., и

Корчук Н.М. организовали посиделки «Ой блины, блины, блины» с родителями

воспитанников)

6. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно,

один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей,

не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из

которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и

нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная,

как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему

ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и

вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. В

нашем детском саду были проведены открытые мероприятия с элементами

сказкотерапии. Сеансы сказкотерапии помогли нам педагогам понять, что

привлекает ребенка в сюжете той или иной сказки, какой из героев нравится

ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку

(воспитатели

Лихолетова

Т.В.,

Маслова

В.В.,

и

Новак

О.В.

показали

элементы

сказкотерапии в рамках мастер-класса «Сказка лож, да в ней намек…»)

Семья и детский сад, имея свои особенные функции, не могут заменить друг

друга. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе между нами

педагогами и родителями важно установить доверительный контакт. Мы

стараемся

заинтересовать

и

привлечь

к

сотрудничеству

семьи

своих

воспитанников с целью развития у детей уважения к обществу, традициям

семьи, родному краю, Отечеству (акции «Ищу человека», «Новая жизнь

деревцу», «Трудно птицам зимовать, надо пташкам помогать», «Мы кормушку

смастерили и столовую открыли», «Библиотека, книга, я - вместе верные

друзья!», «Дарить тепло и радость людям»).

Мы проводим анкетирование родителей, групповые и индивидуальные

консультации, тематические родительские собрания в нетрадиционных формах,

оформляем папки передвижки по темам духовно-нравственного направления,

круглые столы, мастер-классы, на которых разыгрываются различные ситуации

с

участием

родителей,

проведение

утренников,

дни

открытых

дверей,

проведение выставок, на которых представлены творческие работы детей,

изготовленные совместно с родителями.

Подводя итог нашей работы по православному и духовно-патриотическому

воспитанию с дошкольниками мы можем сказать что, нравственное воспитания

дошкольников

является

своеобразным

стержнем,

вокруг

которого

целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно

устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку

легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда

воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает,

а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а

учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много

вдохновенных минут".

Мероприятия,

направленные

на

ознакомление

с

православными

и

фольклорными праздниками, их значением и традициями празднования,

наполняют детские сердца радостью, дарят им доброту окружающего мира.

Учат самих дарить радость своим близким и друзьям, способствуют духовно-

нравственному обогащению детского мировосприятия и приобщению малышей

и

их

родителей

к

русским

национальным

традициям,

знакомству

с

православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской

культуры.

Корчак Я. Как любить ребенка / Пер.с польск. М.: Книга,

2

Дошкольное воспитание № 2/2014

3

О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной

культуры» программа учебно-методическое пособие /Издательство «Детство-

Пресс», 2018

Приложение

Экскурсия в Дом музей им. В.И.Чапаева

Экскурсия в музей истории г. Балаково

Экскурсия

ГУ Балаковская художественная галерея

Филиал Саратовского государственного

художественного музея им. А.Н.Радищева

Экскурсия в КВЦ «Радуга»

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия к обелиску посвящённая 9 мая

Экскурсия к памятнику Строителям пяти Всесоюзных

ударных комсомольских строек

Центр военно-патриотического воспитания молодёжи и

подростков «Набат»

Встречи с интересными людьми

Встреча с героями Афганистана

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Выступление в Доме Ветеранов

Праздники

Масленица проводы зимы

Светлая Пасха

Святки

Русская изба

Сказкотерапия

9 мая

День космонавтики

Конкурс «Кружевные блинчики»

Конкурс «Пасхальное яйцо»

Конкурс «Этих дней не смолкнет Слава»

Конкурс «Они сражались за Родину»

Конкурс «Этот загадочный космос»

Конкурс «Поздравительная открытка любимому

городу»

Выставка рисунков к Дню космонавтики

Акция «Новая жизнь деревцу»

Акция «Трудно птичкам зимовать надо птахам

помогать»

Акция «Мы кормушку смастерили и столовую

открыли»

Акция «Библиотека, книга, я – вместе верные друзья »

Акция «Ищу человека»

Детские спектакли для малышей

Мини-музей «Рождество, колядки, святки»

Рассматривание Библейских историй

Открытое мероприятие «Рождественский ангел»



В раздел образования