Автор: Юрьева Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧУ ДО ДС «Гуливер-Суханово»
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Изобразительная деятельность
Тема: Графические навыки как средство развития креативного мышления дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Графические навыки как средство развития креативного мышления
дошкольников.
воспитатель ЧУ ДО ДС «Гуливер-Суханово»,
Юрьева Наталия Анатольевна
Россия, МО
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка,
наполненной богатой игрой фантазии. Чувства и эмоции нередко находят
выражение с помощью графического изображения. Происходит
смешение внутренней и внешней реальности. Фантазия играет важную роль в
жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек
черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою
собственную деятельность — для достижения того, что будет.
Самое главное – вызвать интерес у детей. И для этого педагог должен
применять различные методики. Существует много техник, которые
привлекательны для детей любого возраста и могут применяться на занятиях
изобразительного искусства.
Овладение графическими умениями (модуль по изобразительной
деятельности) имеет большее значение для последующего обучения детей.
Особенность - вопрос помощи педагога (воспитателя) через
комментирование рисования. Чтобы детям легче было сформировать
графические навыки, можно использовать графические игры, например: «У
меня домик, в нём гномики живут». – « А у меня тоже домик. С трубой». – А
у меня красный гномик собирает грибы, а желтый гномик учит буквы».
Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение линий,
воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них,
самостоятельное создание разных вариантов композиций по опорным знакам
(точкам, палочкам) и без них.
При проведении графических игр можно применять различные
материалы: фломастеры, они оставляют четкий, яркий след и не вызывают
напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации.
Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в
изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт
работы с различными материалами с учетом их изобразительных
особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима. При выполнении
более сложных графических игр уместно использовать простой карандаш
повышенной мягкости. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь
достаточную длину. Дети также с удовольствием готовят карандаши для
рисования, точат их. Один карандаш ребёнок точит для себя, другой – рядом
сидящего. Такая совместная деятельность особенно помогает детям с
нарушением общения. Переживание совместного творчества, полноты
эмоционального общения
,
понимания может вызвать ряд изменений в
поведении ребёнка.
В графических играх дети закрепляют умение держать карандаш (или
фломастер) свободно, легко производить им движения в различных
направлениях. В начале занятия педагог показывает, с чего хочет начать, что
необходимо приготовить для игры-занятия. Для формирования навыков
равномерного движения руки под контролем зрения используется
штриховка. Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур,
наносить линии в одном направлении. Упражняются дети и в рисовании
изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные,
наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.
Ещё пример, графическая игра, «Любимые игрушки» - помогает детям
овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные
соотношения и т. п.). Дети учатся дифференцировать силу нажима на
карандаш или фломастер, совершенствуют навыки проведения линий
неотрывным способом. Постепенно, можно использовать линии более
сложной конфигурации.
С усложнением графических игр дети закрепляют приемы расположения
графических элементов на плоскости, упражняются в правильном
определении направления линий и движений руки, четкой передаче
конфигурации элементов узора.
При проведении занятий необходимо следить за освещенностью рабочего
места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш, не
переворачивать тетрадь при выполнении графических игр. Во время
графической деятельности детей можно делать паузы, используя упражнения
для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание
пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики;
переключение близкого и дистантного зрения), не забывая о
комментировании при выполнении задания и показе карточек для
дальнейшей работы.
Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь
тогда, когда дети постепенно овладевают различными способами рисования
В процессе занятия лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а
повыше, так как близкое расположение листа к краю стола ведет к тому, что
рука только кистью лежит на столе, а локоть висит внизу, при таком
положении рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, часто
искривляется. В первую очередь ребёнок должен понять, что лист – это
определённое ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ,
середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные пространственные
отношения с предметами.
Задача занятия изобразительного искусства не в том, чтобы из каждого
ученика сделать художника. Главное чтобы ребенок получал удовольствие от
самого процесса рисования и творчества. Очень важно поддерживать процесс
творчества и не пытаться оценивать рисунки, все ученики – талантливые
художники.
Результатом работы является проведение занятий по различным
направлениям (модулей), что способствует развитию предпосылок учебной
деятельности у детей дошкольного возраста. В процессе работы ребёнок
приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов, расширяются
представления об окружающем мире, появляются новые формы работы в
изобразительной деятельности. Главной задачей занятий изобразительного
искусства должно стать развитие у детей фантазии. А фантазия невозможна
без импровизации. К этому всегда надо быть готовым педагогу.
Список литературы:
1.
А.В. Виневская // Вопросы теории и практики внедрения Ростов - на –
Дону, 2014
2. Т.С. Комарова // детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов.- 2-е издание, испр. и доп. - М.:
Мозаика –Синтез, 2008. – 160 с.: цв.вкл.
3. Е.А. Стребелева// Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр М., 2018